Рабочая программа по музыке 3 класс на 2020-2021 уч.год УМК «Школа России»

1
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015)
"Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 26 января 2017 года № 253»
4.Авторской программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М: Просвещение, 2013 г.
5. Учебного плана МКОУ «Большезадоевская СОШ» 2020-2021 уч. год.
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и
осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о
музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
Система оценивания учебных результатов.
Осуществление контроля учебной деятельности по музыке
Диагностика музыкального обучения.
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условия урока музыки. Как и в
общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики диагностирование обученности (своевременное
выявление, оценивание и анализ продуктивности детей на уроках музыки) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и
динамики развития музыкальных способностей и творческих возможностей детей).
2
Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и обучающимися, в
получении информации о степени усвоения учебного материала уровне и качестве обученности.
Результат проверки - оценка – фиксируется учителем в классных журналах и дневниках обучающихся в виде отметок.
3.8.2.Оценивать следует все виды музыкальной деятельности обучающихся на уроке. Учитель может поставить две оценки одну
за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Наряду с текущим учётом, проводимым на каждом уроке,
различают итоговый учёт в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учёта позволяют проследить
динамику музыкального развития детей.
3.6.1. Критерии и нормы оценивания работ по музыке.
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
Оценивание работ на уроке музыки:
Отметка «5» - соответствует трем критериям либо первым двум:
Проявления интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывание о прослушанном или исполнение
произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми
знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки
ученика и его активности в занятиях.
Отметка «4»- соответствие двум или одному критерию;
Отметка «3» - отсутствие соответствия данным критериям.
Отметка «2» - недопустима, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие музыкально эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
3
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных
формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально творческих
возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка
музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой
ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно
образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой
деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной,
классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально пластических композиций,
исполнение вокально – хоровых произведений.
4
Содержание учебного предмета (курса)
«Музыка» 3 класс 34 ч.
Россия-Родина моя- 5 ч.
Мелодия- душа музыки. Природа и музыка. Виват, Россия! Наша слава русская держава. Кантата « Александр Невский». Опера «
Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. Раскрываются следующие содержательные
линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы
вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-
композиция, приемы развития и особенности музыкального языка .
Примерный музыкальный материал.
Главная мелодия 2-й части. Из
Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
День, полный событий- 4 ч.
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются
следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и
инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс,
вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Обобщающий урок.
Примерный музыкальный материал
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
5
О России петь – что стремиться в храм- 4 ч.
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье.
Вербочки.
Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. . Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви:
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской княгиня Ольга и князь Владимир.
Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту
материнства, любовь, добро.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!- 4 ч.
Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель, мой Лель. Звучащие картины.
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном
фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-
музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских
народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни
В музыкальном театре (6ч.)
Опера « Руслан и Людмила».Увертюра. Опера « Орфей и Эвридика». Опера « Снегурочка». Океан море синее. Балет « Спящая
красавица».
6
В современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и
систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный
анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк,
Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка,
манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
В концертном зале- 6 ч.
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита « Пер Гюнт». «
Героическая» Призыв к мужеству. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта.
Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в
инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-
В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты,
симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.
Бетховена. Музыкальные инструменты : скрипка.
Обобщающий урок.
Примерный музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты);
Сюита 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…- 5 ч.
Чудо- музыка. Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим
радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения,
надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и
различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке.
Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П.
Чайковский и Э. Григ певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта,
гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок
Примерный музыкальный материал
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Кол-во к/р, п/р, л/р, экскурсии
1
Россия-Родина моя.
5
2
День, полный событий.
4
3
О России петь – что стремиться в храм
4
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
5
В музыкальном театре
6
6
В концертном зале
6
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
5
8
Общая характеристика организации учебного процесса
Использование современных образовательных технологий
ИКТ, презентации, проекты, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые, коллективные, индивидуальные
Методы и приемы обучения
Информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой), практические методы (разучивание и
исполнение песен), проблемное изложение знаний; игры.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. Издание Москва. Просвещение 2013.
Учебник: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвешение 2013.
Уроки музыки. Поурочные разработки. Издание Москва. Просвещение 2015.
Календарно- тематическое планирование
четв)
Дата
Тема урока
Основное содержание
деятельности
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Учебный
материал
Примечание
(виды игр,
творческие
задания,
предполагаемы
е названия
проектов)
Предметные результаты
УУД
Личностные
результаты
I четверть (9 часов)
Раздел I. «Россия – Родина моя» (5 ч.)
1
Мелодия –
душа музыки.
Интонационно-образная
природа музыкального
искусства. Музыкальные
средства выразительности.
Рождение музыки как
естественное проявление
человеческого состояния.
Интонационно-образная
природа музыкального
искусства. Интонация как
внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций
и отражение мыслей.
Основные средства
музыкальной
выразительности (мелодия).
Научатся: понимать: что
мелодия – это основа
музыки, участвовать в
коллективном пении.
Певческую установку.
Узнавать изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов.
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации,
определять характер,
настроение и средства
выразительности
(мелодия) в музыкальном
произведении
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в качестве
слушателя; подбирать
слова отражающие
содержание
музыкальных
произведений.
Познавательные:
ориентироваться в ин-
формационном
материале учебника.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение;
воспринимать музы-
Формирование
эмоционального и
осознанного усвоения
жизненного
содержания
музыкальных
сочинений на основе
понимания их
интонационной
природы, осознание
своей
принадлежности к
России, её истории и
культуре на основе
изучения лучших
образцов русской
Главная мелодия
2-й части из
«Симфонии №4»
П.И.
Чайковского.
9
Песенность, как
отличительная черта русской
музыки. Углубляется
понимание мелодии как
основы музыки – ее души.
кальное произведение и
мнение других людей о
музыке
классической музыки.
2
Природа и
музыка.
Выразительность и
изобразительность в музыке.
Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная;
Выразительность и
изобразительность в музыке.
Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная.
Основные средства
музыкальной
выразительности (мелодия,
аккомпанемент). Романс.
Лирические образы в
романсах и картинах русских
композиторов и художников.
Научатся: понимать
названия изученных
жанров (романс), смысл
понятий: солист, мелодия,
аккомпанемент, лирика.
Уметь: узнавать
изученные музыкальные
произведения и называть
их авторов,
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств.
Регулятивные:
преобразовывать
познавательную задачу
в практическую.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач.
Коммуникативные:
участие в хоровом
исполнении
музыкальных
произведений,
взаимодействие с
учителем в процессе
музыкально –
творческой
деятельности.
Чувство соприча-
стности и гордости за
культурное наследие
своего народа.
Благословляю
вас, леса. П.
Чайковский,
слова А,
Толстого.
Звонче
жаворонка пенье.
Н. Римский-
Корсаков, слова
А. Толстого.
Романс. Из
Музыкальных
иллюстраций к
повести А.
Пушкина
«Метель». Г.
Свиридов.
3
Наша слава -
русская
держава.
Народные музыкальные
традиции Отечества.
Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и
различие. Знакомство
учащихся с жанром канта.
Народные музыкальные
традиции Отечества.
Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и
различие. Песенность,
маршевость. Солдатская
песня. Патриотическая тема в
русских народных песнях.
Образы защитников
Отечества в различных
жанрах музыки.
Научатся: понимать
названия изученных
жанров (кант), смысл
понятий: песенность,
маршевость. Уметь:
эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике;
Регулятивные:
воспринимать учебный
материал небольшого
объема со слов
учителя, умение
внимательно слушать
Познавательные:
подбор и чтение стихов
о родном крае, о
России, созвучных
музыкальным
произведениям,
прозвучавших на
уроке.
Коммуникативные:
участие в хоровом
исполнении
музыкальных
произведений.
Чувство соприча-
стности и гордости за
культурное наследие
своего народа.
Радуйся, Росско
земле; Орле
Российский.
Виватные канты.
Неизвестные
авторы XVIII в.
Славны были
наши деды;
Вспомним,
братцы, Русь и
славу! Русские
народные песни.
Коллективны
й проект:
«Героизм в
русской
музыке».
4
Кантата
Обобщенное представление
Научатся: понимать
Регулятивные:
Чувство соприча-
Александр
10
«Александр
Невский».
исторического прошлого в
музыкальных образах.
Народная и
профессиональная музыка.
Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева
«Александр Невский».
Образы защитников
Отечества в различных
жанрах музыки.
названия изученных
произведений и их
авторов; названия
изученных жанров и форм
музыки (кант, кантата)
Уметь: узнавать
изученные произведения,
называть их авторов;
эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки,
воспринимать учебный
материал небольшого
объема со слов
учителя, умение
внимательно слушать
Познавательные:
узнавать названия
изученных
произведений и их
авторов; названия
изученных жанров и
форм музыки (кант,
кантата)
Коммуникативные:
участие в хоровом
исполнении
музыкальных
произведений.
стности и гордости за
культурное наследие
своего народа.
Гордость за свой
народ.
Невский. Кантата
(фрагменты). С.
Прокофьев.
5
Опера «Иван
Сусанин».
Обобщенное представление
исторического прошлого в
музыкальных образах.
Сочинения отечественных
композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Сочинения отечественных
композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей. Образ
защитника Отечества в опере
М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Научатся: понимать
названия изученных
произведений и их
авторов, названия
изученных жанров и форм
музыки (опера), смысл
понятий: хоровая сцена,
певец, солист, ария.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств
Регулятивные:
воспринимать учебный
материал небольшого
объема со слов
учителя, умение
внимательно слушать
Познавательные:
узнавать названия
изученных
произведений и их
авторов; названия
изученных жанров и
форм музыки (кант,
кантата)
Коммуникативные:
участие в хоровом
исполнении
музыкальных
произведений.
Чувство соприча-
стности и гордости за
культурное наследие
своего народа.
Гордость за свой
народ.
Иван Сусанин.
Опера
(фрагменты). М.
Глинка.
Раздел II. «День, полный событий» (4 ч.)
6
Музыка Э.
Грига. Утро.
Звучание окружающей
жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека.
Песенность. Звучание
окружающей жизни,
природы, настроений, чувств
и характера человека.
Научатся: пониматьсмысл
понятий: «композитор»,
«исполнитель», названия
изученных произведений и
их авторов; наиболее
популярные в России
музыкальные
Регулятивные:
формировать и
удерживать учебную
задачу.
Познавательные:
использовать общие
приемы решения
Чувство соприча-
стности и гордости за
культурное наследие
своего народа, уважи-
тельное отношение к
культуре других
народов
Фрагметы из
сюиты «Пер
Гюнт». Грига:
«Утро», «Заход
солнца»
Вечерняя песня.
М. Мусоргский,
11
Песенность. Выразительность
и изобразительность в
музыкальных произведениях
П.Чайковского «Утренняя
молитва» и Э.Грига «Утро».
инструменты. Узнавать
изученные произведения,
называть их авторов,
сравнивать характер,
настроение и средства
выразительности в
музыкальных
произведениях.
исполнительской
задачи.
Коммуникативные:
координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии с
коллективом.
слова
А. Плещеева.
7
Портрет в
музыке. В
каждой
интонации
спрятан
человек.
Выразительность и
изобразительность в музыке.
Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей. Портрет в
музыке.
Научатся: понимать
названия изученных
произведений и их
авторов; Уметь:
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
передавать настроение
музыки в пении,
музыкально-пластическом
движении
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу.
Познавательные:
расширение
представлений о
музыкальном языке
произведений.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию
Уметь понятно, точно,
корректно излагать
свои мысли,
эмоционально
откликаться на
музыкальное
произведение и
выражать свое
впечатление.
Болтунья. С.
Прокофьев, слова
А. Барто.
Золушка. Балет
(фрагменты). С.
Прокофьев.
Джульетта-
девочка. Из
балета «Ромео и
Джульетта». С.
Прокофьев.
8
В детской.
Игры и
игрушки.
Выразительность и
изобразительность в музыке.
Интонационная
выразительность. Детская
тема в произведениях М.П.
Мусоргского.
Научатся : понимать
названия изученных
произведений и их
авторов, выразительность
и изобразительность
музыкальной интонации;
смысл понятий:
песенность ,
танцевальность,
маршевость, музыкальная
живопись. Уметь:
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей;
продемонстрировать
Регулятивные:
владеть элементами
алгоритма сочинения
мелодии;
самостоятельно
выполнять
упражнения;
Познавательные:
понимать названия
изученных
произведений и их
авторов,
выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации; смысл
понятий: песенность ,
танцевальность,
маршевость,
Наблюдать за
использованием
музыки в жизни
человека.
Из Фрагменты из
цикла «Детская»:
«С няней», «С
куклой» Слова и
музыка М.
Мусоргского.
Прогулка;
Тюильрийский
сад. Из сюиты
«Картинки с
выставки». М.
Мусоргский.
Детский альбом.
Пьесы.
П. Чайковский.
Коллективны
й проект:
«Дети в
искусстве».
12
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства.
музыкальная
живопись.
Коммуникативные:
владеть навыками
контроля и оценки
своей деятельности,
умением предвидеть
возможные
последствия своих
действий.
9
Вечер.
Обобщающий
урок
Обобщение музыкальных
впечатлений
третьеклассников за 1
четверть. Накопление
учащимися слухового
интонационно-стилевого
опыта через знакомство с
особенностями музыкальной
речи композиторов
(С.Прокофьева,
П.Чайковского, Э.Грига,
М.Мусоргского).
Исполнение изученных
произведений, участие в
коллективном пении,
передача музыкальных
впечатлений учащихся за 1
четверть.
Научатся: исполнять
музыкальные
произведения отдельных
форм и жанров (пение,
музыкально-пластическое
движение),
Регулятивные:
выполнять учебные
действия в качестве
слушателя и
исполнителя.
Познавательные:
анализировать и
соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации
Коммуникативные:
участвовать в
коллективном
обсуждении учебной
проблемы и анализе
условий учебной
задачи.
Наличие эмоцио-
нального отношения к
искусству, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности
Музыка
П.И.
Чайковского,
С.С. Прокофьева,
Э.Грига,
М.П.
Мусоргского.
II четверть (7 часов)
Раздел III. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
1
Радуйся Мария!
Богородица
Дева, радуйся!
Интонационно-образная
природа музыкального
искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Образ матери в музыке,
поэзии, изобразительном
искусстве.
Научатся понимать
образцы духовной музыки,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
узнавать изученные
Регулятивные:
установить связь
музыки с жизнью и
изобразительным
искусством через
картины художников,
передавать свои
собственные
впечатления от музыки
с помощью музыкально
творческой
деятельности
(пластические и
музыкально –
ритмические
движения)
Понимание значение
духовной музыки и
колокольных звонов
для русского человека,
знакомство с
национальными и
историческими
традициями и
обычаями.
Аве, Мария. Ф.
Шуберт, слова В.
Скотта, пер. А.
Плещеева.
Прелюдия № 1 до
мажор. Из I тома
«Хорошо темпе-
рированного
клавира». И.-С.
Бах.
Богородице Дево,
радуйся, 6. Из
«Всенощного
бдения». С.
Рахманинов.
Групповой
проект «Мама
в искусстве».
13
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
определять и сравнивать
характер, настроение и
средства музыкальной
выразительности в
музыкальных
произведениях.
Познавательные:
Умение работать с
учебно-методическим
комплектом (учебник,
творческая тетрадь),
понимать специальные
слова, обозначающие
звучание колокольных
звонов.
Коммуникативные:
владение умениями
совместной
деятельностью и
координации
деятельности с
другими её
участниками.
2
Древнейшая
песнь
материнства.
Интонационно-образная
природа музыкального
искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Образ матери в музыке,
поэзии, изобразительном
искусстве.
Научатся понимать
образцы духовной музыки,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы музыкального
искусства, взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении.
Регулятивные:
приобретение умения
осознанного
построения речевого
высказывания о
содержании, характере
прослушанной музыки,
сравнивать характер,
настроение и средства
музыкальной
выразительности.
Познавательные:
познание
разнообразных сторон
жизни русского
человека, его
религиозных
убеждений и традиций,
через музыкально-
художественные
образы.
Коммуникативные:
формирование
учебного
сотрудничества
внутри класса, работа
в группах и всем
классом.
Формирование
уважительного
отношения к истории и
культуре.
Тропарь
Владимирской
иконе Божией
Матери.
3
Вербное
Воскресение.
Духовная музыка в
творчестве композиторов
Научатся: понимать
образцы духовной музыки,
Регулятивные:
формулировать и
Ценить
отечественные,
Мама. из
вокально-
14
Вербочки.
Народные музыкальные
традиции Отечества.
Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Образ праздника в искусстве.
Вербное воскресенье.
народные музыкальные
традиции родного края,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке.
удерживать учебную
задачу, выполнять
учебные действия в
качестве слушателя.
Познавательные:
расширение
представлений о
музыкальном языке ;
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей;
- передавать в
исполнении характер
народных и духовных
песнопений;
Коммуникативные:
аргументировать свою
позицию.
народные
музыкальные
традиции
инструментально
го цикла «Земля».
В. Гаврилин,
слова В.
Шульгиной.
Осанна. Хор из
рок-оперы
«Иисус Христос
суперзвезда».
Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А.
Гречанинов,
стихи А. Блока;
Вербочки. Р.
Глиэр, стихи А.
Блока.
4
Святые земли
Русской.
Народная и
профессиональная музыка.
Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Святые земли Русской.
Научатся: понимать:
смысл понятий:
величание, молитва;
Уметь: демонстрировать
знания о различных видах
музыки;
определять, оценивать,
соотносить содержание,
образную сферу и
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального творчества.
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу.
Познавательные:
понимать смысл
понятий: величание,
молитва; Уметь:
демонстрировать
знания о различных
видах музыки;
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию
Оценивать
собственную
музыкально -
творческую
деятельность
«Рождественская
песенка» -
П.Синявский
Рождественские
песни: «Добрый
тебе вечер»
«Рождественское
чудо»
«Тихая ночь»
Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
5
Настрою гусли
на старинный
лад.
Музыкальный и поэтический
фольклор России. Народные
музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение
народного творчества.
Былины.
Научатся: проявлять
интерес к отдельным
группам музыкальных
инструментов (гусли);
охотно участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов;
определять, оценивать,
соотносить содержание,
образную сферу и
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с по-
ставленной задачей и
условиями ее
реализации.
Познавательные:
различать жанры
народных песен –
плясовые, их
характерные
особенности;
Наблюдать за
использованием
музыки в жизни
человека,
Былина о
Добрыне
Никитиче.
Обработка. Н. А.
Римского-
Корсакова.
15
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального
творчества.
- определять на слух
звучание народных
инструментов;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничеств, работа
в группах и в
сотрудничестве с
учителем.
6
Певцы русской
старины.
Былина о
Садко и
Морском царе.
Музыкальный и поэтический
фольклор России. Народные
музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение
народного творчества.
Былины.
Научатся понимать:
различные виды музыки
(былина), музыкальные
инструменты (гусли);
былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес
к отдельным группам
музыкальных
инструментов (гусли);
охотно участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов;
определять, оценивать,
соотносить содержание,
образную сферу и
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального творчества.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с по-
ставленной задачей и
условиями ее
реализации.
Познавательные:
передавать настроение
музыки в пластическом
движении, пении,
давать определения
общего характера
музыки.
Коммуникативные:
общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого
и коллективного
воплощения
различных образов
русского фольклора.
Выражать свое
эмоциональное
отношение к
музыкальным образам
исторического
прошлого в слове,
рисунке, пении и др.
Былина о
Добрыне
Никитиче.
Обработка. Н. А.
Римского-
Корсакова.
Садко и Морской
царь. Русская
былина
(Печорская ста-
рина).
Песни Садко; хор
«Высота ли,
высота». Из
оперы «Садко».
Н. Римский-
Корсаков.
7
Звучащие
картины.
Прощание с
Масленицей.
Музыкальный и поэтический
фольклор России.
Народная и
профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы
былинных сказителей,
народные традиции и обряды
в музыке русских
композиторов (М.Глинки,
Н.Римского-Корсакова).
Научатся: понимать
изученные музыкальные
произведения и называть
имена их авторов, смысл
понятий: певец –
сказитель, меццо-сопрано.
Уметь: определять,
оценивать, соотносить
содержание, образную
сферу и музыкальный
язык народного и
профессионального
музыкального творчества;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
Регулятивные:
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Познавательные: :
осуществлять опыт
сочинения мелодий,
песенок, пластических
и инструментальных
импровизаций на
тексты народных
песенок – попевок.
Коммуникативные:
общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого
и коллективного
Получения
эстетического
наслаждения от
восприятия музыки, от
общения с миром
искусства.
Песни Баяна. Из
оперы «Руслан и
Людмила». М.
Глинка.
Третья песня
Леля из оперы
«Снегурочка»
Римского –
Корсакова.
16
инструментах; воплощать
в звучании голоса или
инструмента образы
природы.
воплощения различных
образов русского
фольклора.
III четверть (10 часов)
1
Обобщающий
урок
Музыкальный и поэтический
фольклор России: обряды.
Народная и
профессиональная музыка.
Народные традиции и обряды
в музыке русского
композитора Н.Римского-
Корсакова.
Научатся: понимать
названия изученных
произведений и их
авторов, смысл понятий:
музыка в народном стиле;
народные музыкальные
традиции родного края
(праздники и обряды);
Регулятивные:
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Познавательные:
выявлять особенности
мелодического
рисунка, ритмичного
движения, темпа,
тембровых красок
инструментов,
гармонии, принципов
развитии формы.
Коммуникативные:
общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого
и коллективного
воплощения различных
образов русского
фольклора.
Наблюдать за
использованием
музыки в жизни
человека.
Хор «Проводы
Масленицы». Из
пролога к опере
«Снегурочка». Н.
Римский-
Корсаков.
Веснянки.
Русские,
украинские
народные песни.
Раздел V. «В музыкальном театре» (6 ч.)
2
Опера Н.А.
Римского –
Корсакова
«Руслан и
Людмила».
Опера. Музыкальное развитие
в сопоставлении и
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
образов. Формы построения
музыки как обобщенное
выражение художественно-
образного содержания
произведения. Певческие
голоса.
Музыкальные темы-
характеристики главных
героев. Интонационно-
образное развитие в опере
М.Глинки «Руслан и
Людмила».
Научатся: понимать
названия изучаемых
жанров и форм музыки
(рондо), названия
изученных произведений и
их авторов; смысл
понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра
Регулятивные:
использовать речь для
регуляции своего дей-
ствия.
Познавательные:
рассказывать сюжеты
литературных
произведений
положенных в основу
знакомых опер.
- формирования
отношения к
творчеству и искусству
как созиданию
красоты.
Коммуникативные:
взаимодействовать с
коллективом.
Эмоционально
откликаться и
выражать своё
отношение к героям
оперы.
Руслан и
Людмила. Опера
(фрагменты). М.
Глинка.
Групповой
проект «Сказки и
легенды в
искусстве».
3
Опера К.В.
Глюка «Орфей
Опера. Музыкальное развитие
в сопоставлении и
Научатся: понимать
названия изучаемых
Регулятивные:
использовать речь для
Эмоционально
откликаться и
Орфей и
Эвридика. Опера
17
и Эвридика».
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
образов. Основные средства
музыкальной
выразительности.
Интонационно-образное
развитие в опере К. Глюка
«Орфей и Эвридика».
жанров, смысл понятий –
хор, солист, опера,
контраст; названия
изученных произведений
и их авторов. Уметь:
узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей
регуляции своего дей-
ствия.
Познавательные:
выявлять особенности
развития музыкальных
образов. Определять
музыкальные и речевые
интонации.
Коммуникативные:
участвовать в ролевых
играх, в сценическом
воплощении отдельных
фрагментов оперы.
выражать своё
отношение к героям
оперы
(фрагменты). К.-
В. Глюк.
4
Опера Н.А.
Римского –
Корсакова
«Снегурочка».
Волшебное
дитя природы.
Интонация как внутренне
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражений мыслей.
Музыкальное развитие в
сопоставлении и
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
образов. . Музыкальные
темы-характеристики
главных героев.
Интонационно-образное
развитие в опере Н.Римского-
Корсакова «Снегурочка» и во
вступлении к опере «Садко»
«Океан – море синее».
Научатся: выражать
художественно-
образное содержание
произведений в каком-
либо виде
исполнительской
деятельности.
Высказывать
собственное мнение в
отношении
музыкальных явлений,
выдвигать идеи и
отстаивать собственную
точку зрения;
продемонстрировать
знания о различных
видах музыки,
певческих голосах,
музыкальных
инструментах
Регулятивные:
рассказывать сюжет
литературного
произведения,
положенного в основу
муз. произведения,
оценивать собственную
музыкально –
творческую
деятельность.
Познавательные:
выявлять особенности
развития музыкальных
образов. Определять
музыкальные и речевые
интонации.
Коммуникативные:
участвовать в
коллективной работе.
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Снегурочка.
Опера
(фрагменты). Н.
Римский-
Корсаков.
5
Океан – море
синее.
Интонация как внутренне
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражений мыслей.
Музыкальное развитие в
сопоставлении и
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
Научатся: воплощать
выразительные и
изобразительные
особенности музыки в
исполнительской
деятельности.
- применять знания
основных средств
Регулятивные:
применять
установленные
правила.
Познавательные:
воплощать
выразительные и
изобразительные
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Океан — море
синее.
Вступление к
опере «Садко».
И. Римский-
Корсаков.
18
образов. Контраст.
музыкальной
выразительности при
анализе прослушанного
музыкального
произведения и в
исполнительской
деятельности.
особенности музыки в
исполнительской
деятельности.
Коммуникативные:
участвовать в
коллективной работе.
6
Балет «Спящая
красавица»
П.И.
Чайковского.
Балет. Музыкальное развитие
в сопоставлении и
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
образов.
Научатся: узнавать
изученные музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей;
исполнять музыкальные
произведения отдельных
форм и жанров (пение,
музыкально-пластическое
движение).
Регулятивные:
анализировать и
соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации,
музыкальные темы в их
взаимосвязи и
взаимодействии;
Познавательные:
передачи музыкальных
впечатлений на основе
приобретенных знаний;
-эмоционально
откликаться и
выражать свое
отношение к
музыкальным образам
оперы и балета;
Коммуникативные:
учитывать настроение
других людей, их эмо-
ции от восприятия
музыки.
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Спящая
красавица. Балет
(фрагменты). П.
Чайковский.
7
В современных
ритмах:
мюзикл.
Обобщенное представление
об основных образно-
эмоциональных сферах
музыки и многообразии
музыкальных жанров.
Мюзикл. Мюзикл как жанр
легкой музыки.
Научатся: охотно
участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов;
показать определенный
уровень развития
образного и
ассоциативного мышления
и воображения,
музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса.
Регулятивные:
использовать свои
знания.
Познавательные:
передачи музыкальных
впечатлений на основе
приобретенных знаний;
формирования
отношения к
творчеству и искусству
как созиданию
красоты.
Коммуникативные:
учитывать настроение
других людей, их эмо-
ции от восприятия
Эмоционально
откликаться и
выражать свое
отношение к
музыкальным образам
оперы и балета;
Звуки музыки. Р.
Роджерс, русский
текст М.
Цейтлиной.
Волк и семеро
козлят на новый
лад. Мюзикл. А.
Рыбников,
сценарий Ю.
Энтина.
19
музыки.
Раздел VI. «В концертном зале» (6 ч.)
8
Музыкальное
состязание -
концерт.
Различные виды музыки:
инструментальная. Концерт.
Композитор – исполнитель –
слушатель. Жанр
инструментального концерта.
Научатся: понимать
смысл понятий:
композитор – исполнитель
слушатель вариационное
развитие.
Уметь: передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей, узнавать
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов.
Регулятивные:
рефлексия полученных
знаний о названиях
музыкальных
инструментов и их
голосах.
Познавательные:
узнавать тембры
инструментов
симфонического
оркестра, сравнивать
характер, настроение и
средства
выразительности в
музыкальных
произведениях
Коммуникативные:
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями партнеров
в сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Концерт № 1 для
фортепиано с
оркестром. 3-я
часть (фрагмент).
П. Чайковский.
«Веснянка»-укр.
народная песня.
Групповой
«Музыкальные
инструменты
симфонического
оркестра».
9
Музыкальные
духовые
инструменты.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска
музыкальных инструментов и
их выразительные
возможности. Выразительные
возможности флейты.
Научатся: узнавать
музыкальные
инструменты
симфонического оркестра,
смысл понятий: партитура,
симфоническая сказка,
музыкальная тема,
взаимодействие тем.
Уметь: передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
какого-либо вида
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей,
эмоционально откликаясь
на исполнение
музыкальных
произведений.
Регулятивные:
рефлексия полученных
знаний о названиях
музыкальных
инструментов и их
голосах.
Познавательные:
узнавать тембры
инструментов
симфонического
оркестра, понимать
смысл терминов:
партитура, дирижёр,
оркестр, выявлять
выразительные и
изобразительные
особенности музыки в
их взаимодействии.
Коммуникативные:
аргументировать свою
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Шутка. из Сюиты
№ 2 для оркестра.
И.-С. Бах.
Мелодия. Из
оперы «Орфей и
Эвридика». К.-В.
Глюк.
Волшебный
смычок,
норвежская
народная песня;
Скрипка. Р.
Бойко, слова И.
Михайлова.
20
позицию.
10
Музыкальные
струнно –
смычковые
инструменты.
Обобщение музыкальных
впечатлений за 3 четверть.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска
музыкальных инструментов и
их выразительные
возможности. Выразительные
возможности скрипки.
Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители.
Научатся: понимать
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов; смысл понятий:
скрипач, виртуоз. Уметь:
демонстрировать знания о
музыкальных
инструментах (скрипка);
эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике.
Регулятивные:
выполнять творческие
задания в тетради.
Познавательные: -
выявлять
выразительные и
изобразительные
особенности музыки и
их взаимодействии;
назвать тембры
инструментов
симфонического
оркестра.
Коммуникативные:
аргументировать свою
позицию и ко-
ординировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
«Волшебный
смычок» -
норвежская
народная песня
Мелодия. П.
Чайковский.
Каприс № 24. Н.
Паганини.
IVчетверть (9 часов)
1
Сюита Э. Грига
«Пер Гюнт».
Формы построения музыки
как обобщенное выражение
художественно-образного
содержания произведений.
Развитие музыки – движение
музыки. Песенность,
танцевальность, маршевость
Контрастные образы сюиты
Э.Грига «Пер Гюнт».
Научатся: передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей,
- узнавать изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов
Регулятивные:
применять
установленные
правила.
Познавательные:
обобщать
характеристику
музыкальных
произведений,
воспринимать
художественные
образы классической
музыки, расширять
словарный запас,
Коммуникативные:
общаться в коллективе.
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Пер Гюнт; Сюита
1 (фрагменты);
Сюита № 2
(фрагменты). Э.
Григ.
2
«Героическая
симфония»
Бетховена.
Призыв к
мужеству.
Симфония. Формы
построения музыки как
обобщенное выражение
художественно-образного
содержания произведений.
Контрастные образы
симфонии Л.Бетховена.
Научатся:
демонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы музыкального
искусства, взаимосвязи
выразительности и
Регулятивные:
моделировать,
выделять, обобщенно
фиксировать группы
существенных
признаков объектов с
целью решения
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
Симфония № 3
(«Героическая»)
(фрагменты). Л.
Бетховен.
Сурок. Л.
Бетховен,
русский текст Н.
21
Музыкальная форма
(трехчастная). Темы, сюжеты
и образы музыки Бетховена.
изобразительности в
музыке, Уметь:
эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике.
конкретных задач.
Познавательные:
анализировать
художественно-
образное содержание,
музыкальный язык
произведений мирового
музыкального
искусства;
- узнавать изученные
музыкальные
сочинения и называть
их авторов.
Коммуникативные:
передавать свои
музыкальные
впечатления в устном
речевом высказывании,
работа в творческих
тетрадях.
деятельности.
Райского.
3
Мир Бетховена.
Обобщающий
урок
Симфония. Формы
построения музыки как
обобщенное выражение
художественно-образного
содержания произведений.
Научатся:
демонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы музыкального
искусства, взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке; эмоционально
откликнуться на
музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике.
Регулятивные:
моделировать,
выделять, обобщенно
фиксировать группы
существенных
признаков объектов с
целью решения
конкретных задач.
Познавательные:
анализировать
художественно-
образное содержание,
музыкальный язык
произведений мирового
музыкального
искусства;
Коммуникативные:
передавать свои
музыкальные
впечатления в устном
речевом высказывании.
Развитие эмоцио-
нального восприятия
произведений
искусства, интереса к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
Соната № 14
(«Лунная»). 1-я
часть (фрагмент).
Л. Бетховен.
Контрданс; К
Элизе; Весело.
Грустно. Л.
Бетховен.
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)
4
Чудо музыка.
Обобщенное представление
об основных образно-
эмоциональных сферах
музыки и о многообразии
музыкальных жанров и
Научатся: понимать
творчество отечественных
и зарубежных
композиторов, знакомство
с джазовой музыкой, ее
Регулятивные:
использовать общие
приемы решения задач.
Познавательные:
определять различные
Понимание
интонационно-
образной природы
музыкального
искусства,
Мелодия. П.
Чайковский.
Острый ритм.
Дж. Гершвин,
слова А.
Творческий
проект
«Концерт «Я
и искусство».
22
стилей. Композитор-
исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века.
Известные джазовые
музыканты-исполнители.
Музыка – источник
вдохновения и радости.
специфические
особенности, известных
джазовых исполнителей.
имена их авторов.
виды музыки
(вокальной,
инструментальной;
сольной, хоровой,
оркестровой);
Коммуникативные:
слушать своего
собеседника.
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке .
Гершвина, рус-
ский текст В.
Струкова;
Колыбельная
Клары. Из оперы
«Порги и Бесс».
Дж. Гершвин.
5
Острый ритм –
джаза звуки.
Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Музыкальная речь как
сочинения композиторов,
передача информации,
выраженной в звуках.
Музыкальная речь как
сочинения композиторов,
передача информации,
выраженной в звуках.
Сходство и различие
музыкальной речи
Г.Свиридова, С.Прокофьева,
Э.Грига, М.Мусоргского.
Научатся: понимать
смысл понятий:
«композитор» -
«исполнитель» -
«слушатель»;
названия изученных
произведений и их авторов
и исполнителей;
Проявлять интерес к
отдельным группам
музыкальных
инструментов; называть
имена выдающихся
композиторов и
исполнителей разных
стран мира.
Регулятивные:
применять
установленные правила
в планировании
способа решения.
Познавательные:
определять различные
виды музыки
(вокальной,
инструментальной;
сольной, хоровой,
оркестровой).
Коммуникативные:
участвовать в
коллективной,
ансамблевой и сольной
певческой
деятельности.
Проявлять стойкий
интерес к занятиям
музыкальным
творчеством.
Шествие солнца.
С. Прокофьев.
Мелодия. П.
Чайковский.
Г.Свиридов
«Весна»,
«Тройка», «Снег
идет»;
6
Мир С.С.
Прокофьева.
Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Музыкальная речь как
сочинения композиторов,
передача информации,
выраженной в звуках.
Сходство и различие
музыкальной речи Э.Грига и
П.Чайковского.
Научатся: понимать
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов;
выражать художественно-
образное содержание
произведений в каком-
либо виде
исполнительской
деятельности (пение,
музицирование); охотно
участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов.
Регулятивные:
формировать приемы
мыслительной
деятельности.
Познавательные:
узнавать изученные
музыкальные
сочинения и называть
их автора;
- называть и
объяснять основные
термины и понятия
музыкального
искусства;
- анализировать
художественно-
образное содержание,
музыкальный язык
произведений мирового
музыкального
искусства.
Получения
эстетического
наслаждения от
восприятия музыки, от
общения с миром
искусства
Утро. Из сюиты
«Пер Гюнт». Э.
Григ.
Весна; Осень;
Тройка. Из
Музыкальных
иллюстраций к
повести А.
Пушкина
«Метель». Г.
Свиридов.
Снег идет. Из
Маленькой
кантаты. Г.
Свиридов, стихи
Б. Пастернака.
Запевка. Т.
Свиридов, стихи
И. Северянина.
23
Коммуникативные:
формирование
монологической речи
учащихся; умение
понятно, точно,
корректно излагать
свои мысли, умение
отвечать на вопросы.
7
Певцы родной
природы.
Прославим
радость на
земле. Радость
к солнцу нас
зовет.
Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие
на слушателей. Музыкальная
речь как сочинения
композиторов, передача
информации, выраженной в
звуках. Музыка – источник
вдохновения и радости.
Научатся: узнавать
изученные музыкальные
произведения и называть
имена их авторов;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
инструментах, составах
оркестров; взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств.
Регулятивные:
вносить необходимые
дополнения и изме-
нения в план и способ
действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и
результата.
Познавательные:
сравнивать
музыкальные
произведения
разных жанров и
стилей.
Коммуникативные:
умение работать в
коллективе.
Получение
эстетического
наслаждения от
восприятия музыки,
от общения с миром
искусства.
Слава солнцу,
слава миру!
Канон. В.-А.
Моцарт.
Симфония 40.
Финал. В.-А.
Моцарт.
Симфония 9.
Финал. Л.
Бетховен.
Мы дружим с
музыкой. И.
Гайдн, русский
текст П.
Синявского.
8
Обобщающий
урок по темам
года.
Разнообразие музыкальных
жанров.
Использование
композиторами средств
музыкальной
выразительности.
Музыкальная речь как
сочинения композиторов,
передача информации,
выраженной в звуках.
Региональные музыкально-
поэтические традиции:
содержание, образная сфера и
музыкальный язык
Научатся: делать
самостоятельный разбор
музыкальных
произведений (характер,
средства музыкальной
выразительности).
Исполнять различные по
характеру музыкальные
произведения во время
вокально-хоровой работы,
петь легко, напевно не
форсируя звук).
Регулятивные:
вносить необходимые
дополнения и изме-
нения в план и способ
действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и
результата.
Познавательные:
узнавать изученные
музыкальные
сочинения и их
авторов, сравнивать
музыкальные
произведения разных
жанров и стилей.
Коммуникативные:
работа в коллективе.
Участвовать в
подготовке и
проведении школьных
концертов и
фестивалей, проявлять
стойкий интерес к
занятиям
музыкальным
творчеством.
Музыка и песни
по выбору
обучающихся.