Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты. Скрипка" 3 класс (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Тиинск МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Представление
Учитель Чеченина Елена Павловна
Педагогический стаж – 35 лет
Категория – высшая
Предмет – музыка
Класс – 3
Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка» 3 класс. (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).
Тип урока: Урок усвоения новых знаний и способов деятельности
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающий компонент:
Учащиеся научатся:
• Определять музыкальный инструмент – скрипку по ее внешнему виду, звучанию,
• Определять звучание скрипки на примерах музыкальных произведений «Мелодия» Чайковского, «Гроза» из цикла
«Времена года» Вивальди, «Каприс № 24» Паганини, выражать свое отношение к прослушанному произведению;
• Читать сообщения о скрипичных мастерах;
• Объяснять значение слова «каприс»
• воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
Учащиеся получат возможность научиться:
• воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
• владеть певческим голосом как инструментом;
• участвовать в коллективной творческой деятельности
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в творчестве
Развивающий компонент:
• Развитие навыков анализа музыкального произведения;
• Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков;
• Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
Регулятивные УУД:
- развитие умения самостоятельно определять тему и цель урока, планировать, контролировать и оценивать учебную
деятельность;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;
- оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников;
Коммуникативные УУД:
- совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей родины и мира;
- формирование коммуникативных компетенций.
Познавательные:
- формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;
Воспитывающий компонент:
• Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного, интереса к музыкальным занятиям;
• Воспитание грамотного слушателя, культурного исполнителя, интересного собеседника;
• формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
• осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком уровне, готовность к эмоциональному
самовыражению
Методы обучения:
- метод содержательного анализа инструментального произведения;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод музыкальных обобщений;
- приемы и формы игровой деятельности;
ФОПД: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование и средства обучения:
- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс;
- компьютер, проектор, экран.
- мультимедийная презентация
Художественный и музыкальный материал:
- портрет композиторов П. Чайковского, А. Вивальди;
- репродукция картины С. Коненкова «Паганини»;
- изображения музыкальных инструментов;
- К. Глюк. Фрагмент «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (запись);
- П. Чайковский «Мелодия» (запись);
- А. Вивальди. «Гроза» (видеофрагмент);
- Н. Паганини «Каприс № 24» (запись);
- «Слон и скрипочка» муз. Юдахиной, сл. Татаринова (аудиозапись)
Технологическая карта урока музыки по теме «Музыкальные инструменты. Скрипка»
3 класс. (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).
Этапы урока, задачи
урока
УУД, формируемые на
данном этапе
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Прогнозируемы
й результат
I. Самоопределение к
деятельности.
Задачи:
Организовать
эффективное
самоопределение
учащихся к учебной
деятельности;
Включить учащихся в
деятельность по
выявлению готовности
(1 мин)
Регулятивные:
- волевая саморегуляция
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками.
Личностные:
- положительное
отношение к процессу
познания.
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в этом классе
Пусть на уроке всем будет светло
Будет уютно и очень легко!
Встреча с музыкой ждёт нас,
Озарит сияньем класс
Подготовка класса к
работе. Исполняют
попевку «Здравствуйте».
Полная
готовность
класса к работе;
быстрое
включение
учащихся в
деловой
ритм,
организация
внимания всех
учащихся.
II. Актуализация знаний
и фиксация затруднений
Задачи:
1. Актуализировать
необходимые знания,
умения и способы
деятельности
2. Создать затруднения в
индивидуальной
деятельности учащихся и
организовать фиксацию
затруднения самими
учащимися(3 мин)
Познавательные:
-умение структурировать
знания, осуществлять
анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения
Регулятивные
Контроль, коррекция и
оценка процесса и
результатов
деятельности, волевая
саморегуляция
Звучит «Мелодия» К. Глюка
У вас на партах карточки. Давайте ответим на
вопросы и ответы занесем в карточу.
1.Как называется услышанное нами
произведение?
2. Кто его автор?
3 Из какого музыкального произведения этот
отрывок?
4 Какой инструмент солирует?
5.Давайте вспомним, а что мы узнали о
флейте на прошлом уроке?
-
Слушание музыкального
произведения.
Отвечают на
поставленные вопросы,
используя знания,
полученные на
предыдущем уроке.
Устные ответы заносят в
карточку.
Проверяют по эталону ,
обмениваясь
карточками:
1,2,3 - «3»
1,2,3,4 – «4»
Правильное и
быстрое
выполнение
задания
А сейчас мы послушаем ещё одно
произведение, которое тоже называется
«Мелодия», но автор его П.И. Чайковский.
- Как вы думаете, похожи ли эти
произведения: «Мелодия» Глюка и
«Мелодия» Чайковского, и чем они
отличаются друг от друга?
- Верно, мы слышим солирующее звучание
другого инструмента, и вы правильно
определили, что это скрипка.
(показ скрипки).
- Что вы знаете об этом инструменте?
- Где и когда появились первые скрипки?
- Каких известных скрипачей вы знаете?
1,2,3,4,5 – «5»
Слушают произведение
Отвечают на
поставленные вопросы и
выясняют недостаток
имеющихся знаний по
обсуждаемому вопросу.
III. Этап постановки
учебной задачи
Задачи:
Организовать анализ
возникшей ситуации и на
этой основе выявить в
чем состоит
недостаточность ЗУН
(1 мин)
Познавательные:
- ставить и
формулировать учебную
задачу на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися и того, что
ещё неизвестно.
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь
на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Верно, тема нашего урока «Музыкальные
инструменты. Скрипка».
А главная цель нашего урока: познакомиться
со скрипкой, узнать, как звучит этот
инструмент и почувствовать, какие
настроения можно передать с помощью
скрипки.
Учащиеся формулируют
тему урока, пытаются
определить его цели и
задачи.
Определены
тема и цели
урока.
IV. Этап построения
выхода из проблемной
ситуации
Задачи:
Организовать работу по
постановке учебной
Познавательные:
- формулировать
собственные мысли,
высказывать и
обосновывать свою
точку зрения Выделять
- Откройте с. 100 в учебнике и посмотрите на
репродукцию картины К. Петрова-Водкина
«Скрипка». Попробуйте описать этот
инструмент.
- А теперь прочитайте статью в учебнике на
с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о
Работают с учебником
Открытие
нового способа
деятельности
задачи, и на этой основе
- выбор способа и средств
их реализации
(7 мин)
характерные причинно-
следственные связи.
Коммуникативные:-
умение использовать для
решения познавательных
задач источники
информации
овладение навыками
коммуникации,
требующими создания
письменного или
устного текста с
заданными
параметрами(текст-
алгоритм)
скрипке.
(Учитель расширяет сведения, полученные из
учебника).
Родина скрипки — Италия. Изготовить такой
инструмент — дело непростое. Дерево нужно
срубать весной, когда оно оживает и листья
вытягивают влагу из ствола. Для верхней
поверхности - еловое, для нижней –
белоствольный клён. Очень затейливая форма
у скрипки. Посмотрите, какие капризно
изогнутые линии! На верхней деке —
фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны
через всю скрипку. Звук извлекается с
помощью смычка — это деревянная трость с
натянутой лентой из конского волоса.
Говорят, что скрипка умеет плакать и
смеяться, горевать и радоваться, будто у
скрипки есть душа, а голос её близок
человеческому голосу, человеческой речи.
(Звучит короткий фрагмент «Мелодии»
Чайковского).
- О чём же рассказывает скрипка? Какую
картину вы себе представили? Какое
настроение она нам передаёт?
- Именно благодаря теплому певучему
задушевному голосу скрипки, близкому
взволнованной человеческой речи, мы
чувствуем настроение тепла, света, волнения
и мечты:
Звезды водят хоровод.
Светит в тишине луна.
Скрипка песенку поёт,
Песенку поёт струна.
Ответы детей (певучий,
задушевный, ласковый)
Слушают фрагмент
«Гроза» из цикла
«Времена года» А.
Вивальди (названия
И взлетает в небосвод
Синий парус ветерка,
В море музыки плывет
Лодочка смычка.
П. Синявский, «Мелодия»
- Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно.
Скрипка может передавать разные чувства и
состояния души и рисовать разные картины
природы. Сейчас мы послушаем фрагмент
ещё одного музыкального произведения.
Послушаем, как его будут исполнять
струнные смычковые инструменты.
Подумайте, какое название можно ему
придумать?
(Звучит произведение
А. Вивальди. Гроза. Из цикла «Времена
года»).
- Как бы вы назвали это произведение?
Правильно, это фрагмент из произведения
итальянского композитора Антонио
Вивальди под названием «Гроза» из цикла
«Времена года».
- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как
скрипка может передавать абсолютно разные
- Как бы вы назвали это произведение?
Давайте обсудим это, работая в парах
Правильно, это фрагмент из произведения
итальянского композитора Антонио
Вивальди под названием «Гроза» из цикла
«Времена года».чувства, которые выражают в
своей музыке два композитора — Чайковский
и Вивальди.
произведения не знают),
пытаются,
проанализировав те
чувства и настроения,
которые вызывает
музыка, придумать ей
название.
(Работают в парах)
Делятся впечатлениями,
рассказывают, какие
картины рисует музыка,
как она звучит
(напряженно,
взволнованно,
стремительно, бурно,
энергично, грозно...) и
обосновывают
выбранное название
произведения
V. Этап первичного
закрепления
учебного материала
Задачи: Организовать
усвоение учащимися
открытого ими нового
знания
(10 мин)
Предметные:
- применять новый
способ действий при
выполнении заданий
- Вспомните имена великих мастеров,
которые делали скрипки, и известных
исполнителей-скрипачей.
Сказка об Антонио Страдивари.
В XVII веке в итальянском городе
Кремоне,— рассказывает одна старинная
легенда,—волшебник, проходя мимо
маленького домика, услышал изумительные
по красоте музыкальные звуки. Он вошёл
внутрь и увидел юношу, который играл на
скрипке, только что им сделанной.
— Подари мне эту скрипку, и я выполню
любое твоё желание,—сказал волшебник.
— Я хочу жить вечно,— ответил юноша.
— Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь
девятьсот девяносто девять таких же
прекрасных инструментов, но на тысячном
ты умрёшь.
— Я согласен!
Шли годы. Мастер работал. Когда число
инструментов стало подходить к тысяче
(делались не только скрипки, но и
виолончели, альты, лютни, контрабасы,
гитары), он вдруг заболел. Призвав своих
сыновей, мастер рассказал им о пророчестве
волшебника и добавил:
- Теперь я могу умирать. Мои
инструменты будут жить, а вместе с ними и я,
потому что я им отдал свою душу, всю свою
жизнь.
Имя этого мастера известно всему миру
— Антонио Страдивари.
Изготовить смычковый инструмент –
тяжелый труд и большое искусство. В
маленькой скрипке - более 40 деталей.
Говорят, что скрипка поет. И правда,
звучание ее похоже на трепетный
Ищут ответы на
вопросы, используя
знания, полученные в
начале урока.
Заранее подготовленные
дети, (увлечённые
музыкальной
деятельностью, с
высокой познавательной
активностью)
рассказывают о
творчестве виртуозного
итальянского скрипача
Н. Паганини и о жизни
скрипичного мастера
Антонио Страдивари.
Оценивание учителем:
Выразительное
изложение материала в
форме устного рассказа–
«5»
Выразительное чтение –
«4»
Монотонное чтение –
«3»
Подведены
итоги работы в
баллах,
ознакомлены с
новым
музыкальным
понятием,
расширен
музыкальный
кругозор.
человеческий голос. Корпус скрипки очень
изящен: с плавными закруглениями, тонкой
«талией». Скрипки делали во многих странах,
но лучшие скрипичные мастера жили в
Италии.
Рассказ о Н. Паганини.
Музыкант - легенда, публика приходила в
восторг, когда смычок итальянского скрипача
касался струн. Он раскрыл многие
возможности скрипки для других
музыкантов. Сочинял сам музыку, которая
была очень сложна для других скрипачей.
Его искусство исполнения было столь
необычным, что приписывалось силе
дьявола. Только настоящий музыкант знает,
что его игра - это музыкальная смелость,
изобретательность, мастерство, огромный
неустанный труд. Но у церкви были насчёт
этого совершенно другие доводы и мысли.
Его считали безбожником, говорили, что он
продал душу дьяволу. А его
непропорциональное тело: огромные руки,
невысокий рост, лишь добавляли
таинственности его образу.
- Обратите внимание, как художники
показали образ музыканта. Каким они
увидели его? (Работа с репродукцией
картины С. Коненкова «Паганини»).
- Ребята, а сейчас мы послушаем
произведение Н. Паганини, и поработаем с
нашими словарями эмоциональных
терминов.
звучит фрагмент
Н. Паганини «Каприс № 24»).
- Скажите, звучание какого инструмента вы
Рассматривают
репродукцию картины,
отвечают на вопросы
пытаются нарисовать с
её помощью образ
великого музыканта.
Слушают произведение
Н. Паганини «Каприс №
24»).
Беседа.
услышали?
- Какая музыка была по характеру?
- Может ли это произведение сыграть ученик
2 или 3 класса музыкальной школы? Почему?
Действительно, сейчас прозвучала
инструментальная пьеса виртуозного
характера, которая требует от артиста
безукоризненной техники. Виртуоз – всякий,
кто делает своё дело ловко, великолепно,
блестяще, быстро.
Очень интересно и необычно название этого
жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз,
прихоть.
Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к
своему капризу заранее? Можете ли вы
сдержать свои эмоции при капризе?
Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий
полёт, яркие краски, свобода и задумчивая
меланхоличность- всё это сочетается в жанре
«Каприс». Основная особенность - свободная
форма. Жанр был известен в 17 веке, но
популярен стал в 19 веке. Можем ли мы
назвать виртуозом Н. Паганини?
Физкультминутка Игра «Тук-тук молоток»
Быстрая,стремительна
я, взволнованная и т. д.
Осознание смысла
нового музыкального
термина «каприс»,
знакомство с
особенностями жанра
«Каприс».
Делают пометку о новом
жанре в музыкальной
тетради.
Выполняют музыкально-
ритмические движеиня
VI. Самостоятельная
работа. Задачи:
Выявить уровень
усвоения знаний и умений,
способов деятельности.
Развивать у учащихся
способности к оценочным
действиям.
(5 мин)
Регулятивные:
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с заданным
эталоном
Проверка усвоенного материала по эталону.
Самостоятельная работа в тетради
1. Что такое скрипка?
2. Какую страну можно считать родиной
скрипки?
3. Назовите имя известного скрипичного
мастера.
4. Автор музыкальной пьесы «Гроза» из
Выполнение работы.
Проверка по эталону.
1. Струнный смычковый
музыкальный
инструмент
2. Италия.
3. Антонио Страдивари.
4. Антонио Вивальди
Подведены
итоги
самостоятельной
работы.
цикла «Времена года»?
5. Кто такой Никола Паганинни?
6. Какова основная особенность жанра
«Каприс» в музыке?
5. Великий скрипач.
6. Всплеск эмоций,
творческий полёт,
свободная форма
Оценивание собственных
работ
Все ответы верны – «5»
1-2 ошибка – «4»
3 ошибки – «3»
4 и более – не
расстраивайтесь! Дома
почитаете еще раз в
учебнике
VII. Включение новых
знаний в систему
деятельности учащихся
Вокально-хоровая
работа
Задачи:организовать
коррекцию отработки
исполнительских навыков
(15 мин)
Регулятивные:
Прогнозирование
результата
Предметные:
- применять новый
способ действий при
выполнении заданий
1.Артикуляционная гимнастика (упражнения
для губ, языка)
2.Дыхательная гимнастика.
3.Распевание.
- «Петушок»;
- «Лесенка» муз. Тиличеевой сл. Долинова.
4.Разучивание новой песни «Скрипочка и
слон».
- Показ песни « Слон и скрипочка»
учителем.
- Разучивание по фразам.
- Пение трудных мелодических оборотов.
- Работа над текстом.
- Показ игры на воображаемой скрипке в 1 и
3 куплетах.
- Исполнение с движением.
Коллективная оценка деятельности учителем.
Коллективно-
исполнительская
деятельность.
Новое знание
включается в
систему знаний
VIII.
Подведение итогов урока
Регулятивные:
-уметь соотносить цель и
Понравился ли урок ?
-Что нового узнали ?
Дифференциров
анная отметка за
Задачи:
Организовать работу по
самооценке учащимися
результатов своей
учебной деятельности,
осознания метода
построения и границ
применения нового
способа действия.
( 2 мин)
результат.
-волевая саморегуляция,
самооценка
-выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои
мысли.
Личностные:
- развивать способность
к самооценке на основе
критерия успешной
учебной деятельности.
-Что помогло ответить на вопросы?
-А что нужно делать чтобы отвечать
правильно?
Удалось ли решить поставленную задачу?
- Кто оцениваете свою работу на «5», а на
«4»?
- А работу класса в целом?
Учитель озвучивает коллективную работу
класса и оценку класса за урок.
Разговор о скрипке мы продолжим в старших
классах, и узнаем ещё немало интересного.
(на фоне музыки)
«Неторопливо, не спеша скрипичный мастер
скрипку ладит.
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет,
гриф погладит,
Поправит деку, завиток, покроет лаком
осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть
на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и
стан твой строен,
Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет
он тебя достоин!»
Ребята посчитывают свои
оценки и выставляют
среднюю оценку в дневник
урок у каждого
ученика.
IX. Этап
информирования
обучающихся о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
(1 мин)
Регулятивные:
Соотносить то, что
известно и то, что
предстоит выполнить
самостоятельно.
Домашнее задание:
1 уровень – Найдите стихотворения, сказки,
рассказы, песни о скрипке и скрипачах и
подобрать к ним музыку.
2 уровень – нарисовать скрипку.
Записывают домашнее
задание
Дифференциров
анное домашнее
задание
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Определение уровня громкости звука"
- Методическая разработка "Наглядные пособия для оформления учебного кабинета по вокалу"
- Методическая разработка "Специфика работы на начальном этапе обучения в классе фортепиано"
- Работа над произведением кантиленного характера в классе баяна, аккордеона
- Методическая разработка "Воспитание сценической выдержки у юных музыкантов"
- Методическая разработка открытого урока по сольфеджио "Характерные интервалы" 6 класс