Методическая разработка "Воспитание сценической выдержки у юных музыкантов"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Берёзовская детская школа искусств Арзамасского района»
Методическая разработка:
Воспитание сценической выдержки у
юных музыкантов.
Выполнила
преподаватель Сучкова Е.Н.
д . Берёзовка
2019 г.
2
Методическая разработка посвящена актуальной проблеме – как добиться
того, чтобы ученик играл стабильно на протяжении всего концертного
выступления. Стабильно – это значит уверенно, прочно и надёжно. Как
добиться того, чтобы наши ученики меньше волновались, выходя на сцену.
Ведь в их выступлении отражён не только их, но и наш педагогический труд.
Методическая разработка может быть полезна всем преподавателям
музыкальной школы.
3
Содержание.
Введение - стр.4
Природные данные человека - стр.4
Физиология - стр.5
Степень выученности произведения - стр.6
Особенности темперамента - стр.6
Артистичность - стр.7
Регулярность выступлений - стр.7
Аутогенная тренировка - стр.8
Поведение в день концерта - стр.9
Помощь видеоинформации - стр.11
Сценические удачи - стр.11
12.Используемая литература - стр.11
4
Введение.
Данная тема является актуальной на все времена. Она волнует всех
преподавателей, ученики которых время от времени выходят на сцену,
чтобы показать как результат своей работы игру на музыкальном
инструменте. Будь то зачёт, экзамен, концерт или конкурс. Многое из
предоставленного материала не является открытием. Как говорится: всё
новое - это хорошо забытое старое. Поэтому хочется освежить в памяти все
«детали». Будет приятно, если кто-то из преподавателей почерпнёт для себя
что-то новое.
Цель: Выявление причин мешающих стабильному выступлению и
нахождение способов помогающих стабильному выступлению учащихся.
Задачи: Ознакомиться со способами способствующими стабильному
выступлению учащихся.
Вся работа музыканта над произведением направлена к тому, чтобы оно
зазвучало в концертном исполнении. На это должен быть направлен весь
комплекс музыкального образования и воспитания музыканта. Публичное
выступление - большая кропотливая работа.
Как добиться того, чтобы ребёнок играл стабильно на протяжении всего
концертного выступления. Стабильно - это значит уверенно, прочно и
надёжно. Как добиться того, чтобы наши ученики меньше волновались,
выходя на сцену. Ведь в их выступлении отражён не только их, но и наш
педагогический труд.
Природные данные человека.
Очень многое зависит от природных данных человека. Есть от природы
люди смелые, решительные. У них смелость в крови. Например, Эмиль
Горовец (певец, легенда российской эстрады 60-х. годов) говорил, что
выходя на сцену, он ощущает себя, что он король, властитель зала, полный
единоличный хозяин положения. Однако, очень много людей
колеблющихся, сомневающихся. Среди них есть знаменитые люди. Шопен
говорил Листу: «Я не способен давать концерты. Толпа пугает, меня душит её
учащённое дыхание». Шаляпин говорил вообще коротко и ясно по-русски: -
«Не волнуются только покойники и полные болваны». Эти приведённые
5
высказывания говорят, что сценическое самочувствие это весьма
специфическая особенность. Как говорил известный российский баянист
Ф.Липс: «Все знают, как надо играть на сцене. Но мало кто может это
продемонстрировать».
Почему же на сцене музыкант испытывает особое состояние? Ведь в зале
сидят друзья или благожелательно настроенные люди. Всё дело в том, что во
время концертного выступления музыкант попадает в такую обстановку, в
какой он никогда не был. Он никогда не жил, не действовал на этой сцене.
Осознание важности происходящего его напрягает. Воля становится
несколько иной и память и многие психические процессы всё протекает в
другом режиме. Утрачивается привычное ощущение Я. Недаром многие
исполнители характеризуют это состояние как близкое к умиранию,
предъинфарктное, пытка на электрическом стуле. В чём же состоят все эти
изменения.
Физиология.
Находясь на сцене, музыкант испытывает физиологические изменения
организма. В кровь выбрасываются гормоны. Причём в повышенных дозах.
Есть гормон адреналин, который называют гормоном кролика. Есть гормон
норадреналин. Его называют гормоном льва. И вот чего больше в крови на
данный момент, это и будет определять регулировку игровых движений.
Считается, что дети не волнуются. Дети волнуются, но по-своему. Дети в
младшем возрасте воспринимают выступление как праздник. Они ещё не
осознают важности происходящего. В подростковом возрасте понимание
ответственности момента возрастает. Особенно если ребёнок знает, что от
его выхода зависит получит ли он звание лауреата или нет. Сдаст ли он
экзамен по специальности или по ансамблю или нет. Каждый раз его
оценивают. И причина его внутреннего страха кроется в своем опасении не
понравиться тем, кто его оценивает. И, что удивительно, юный исполнитель
ставит знак равенства между качеством себя и качеством владения
инструментом. Как бы идентифицирует себя со своим творчеством. Поэтому
важно понимать все особенности эстрадного состояния. Как говорила одна
пианистка: «Чтобы владеть публикой, нужно владеть вопросами
самоукрощения».
6
Степень выученности произведения.
Безусловно определяющим является степень выученности произведения.
Как говорится, на сцену нужно выходить с чистой совестью. Должна быть
эстрадная готовность произведения. Творчески «прочесть» художественное
произведение, раскрыть в исполнении то эмоционально-смысловое
содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её
эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и
убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий
музыкальный образ.
Особенности темперамента.
Сценическое поведение на сцене зависит от особенностей темперамента.
Давайте познакомимся с особенностями темперамента нервной системы.
Все слышали про сангвиников, холериков, меланхоликов, флегматиков. Но
чистых типов не существует. И сценическое поведение на сцене будет во
многом склоняться к доминанте. Чего больше в исполнителе холерика или
меланхолика. Они разные в работе эти дети. И они разные в поведении на
сцене. Если меланхолики в работе ответственные, исполнительные,
интеллектуалы, у них хорошая моторика. На сцене они в большинстве
случаев 50% потеряют. И к концу с большим трудом доигрывают программу.
Т. е. люди которые имеют хрупкую, ранимую нервную систему. Но приговор
на них ставить не следует. Всё подлежит развитию. Им только нужно дать
время.
Лучше всего на сцене себя чувствуют сангвиники. Сангвинический
темперамент – это подарок в класс. Это дети у которых всегда хорошее
настроение. У них процессы торможения и возбуждения сбалансированы.
Они себя очень комфортно чувствуют на сцене. У них довольно таки быстрые
реакции.
Так же себя прекрасно чувствуют на сцене холерики. У них тоже реакции
очень быстрые. Но в отличие от сангвиников они очень не любят работать,
копаться над деталями. Им бы скорее пройтись по верхушкам. Они сначала
действуют, а потом думают.
Иногда звучит такое оскорбительное выражение: «Вот он - флегматик». В
одной хорошей книжке сказано: «На флегматиках держится мир». Это очень
7
надёжные, основательные люди. И вот если уж флегматик-ребёнок что-то
выучил. То так накрепко это выучил. Что это будет цемент. Поэтому сразу
учим правильную аппликатуру. Сразу всё делаем правильно, потому что
переучивать с флегматиками нельзя. Единственная проблема для них, если
они теряют что-то в тексте, то больше времени уходит на то, чтобы
сориентироваться. Поскольку у них немножко замедленные процессы
мышления. Нет хороших типов или плохих. Все подлежат развитию. И когда
во всём этом разберёшься, и работать и руководить процессом выступления
легче.
Артистичность.
Артистизм для музыканта это умение стать другим на сцене. Вы
заметили, что среди исполнителей и юных и постарше много лиц каменных
или застывших. Музыкальное перевоплощение осуществляется не только
внешне, но и во внутреннем плане. Суть артистизма заключается в умении
воздействовать на публику. Захватывать её своим исполнением. Не
последнюю роль играет и личное обаяние. Артистичность предполагает
двойное проживание времени. В тебе два человека. Один увлечён, а второй
контролирует первого. Артистичность основывается на образное
составляющее. Если мы с детьми не придумали образ, он не знает о чём он
играет. Если вы не придумали историю про персонажа. Вы не жалеете кого-
то, у вас не обижается или не радуется кто-то в музыке вот ученик и будет
сидеть с каменным лицом. И по просьбе педагога, здесь будет играть тише, а
там громче. Нужно этой тренировкой эмоционального состояния заниматься
именно на уроке. В классе есть такая фраза – эмоциональные оттенки. Форте
это непросто громко. Форте это радостно, торжественно, зло, сердито,
яростно, возмущённо и т.д. Именно эмоцию нужно передавать и учить
этому на уроке. И говорить поменяй лицо. Если не говорить, то и будут играть
с каменными лицами. Артистизму нужно учиться. Нужно учиться находиться
в соответствующем состоянии.
Регулярность выступлений.
Концертные выступления как часто они должны случаться? Фраза
Давида Ойстраха (гениального скрипача, дирижёра и педагога) стала
открытием. «Если играть реже чем 2-а раза в месяц, никакие нервы не
выдержат. Чтобы чувствовать себя артистом и думать о музыке, а не о
8
волнении, надо играть много. Давать целые серии концертов. Иначе
неизбежна потеря контакта со слушателем, и даже особого ощущения
инструмента, каким оно должно быть на эстраде». Т. е. если вы выступаете
меньше чем 2-а раза в месяц не рассчитывайте на то, что у вас будет успех.
Как часто выступают наши воспитанники? На 1-ом академическом и на 2-ом
академическом? Именно педагог должен найти эту аудиторию и создать
условия, чтобы даже рядовой ученик мог реализоваться. Каждый месяц
концерт и новая программа. За 2-а месяца перед конкурсом, на каждой
неделе концерт. Если нет концертной практики, то нет выученного
произведения. Потому что оно окончательно поспевает на концерте. Концерт
- как «солнышко для клубнички». Чем чаще «восходит» солнышко тем
клубничка становится слаще и слаще. Первое обыгрывание - на простую
аудиторию. Нельзя делать генеральную репетицию накануне концерта
который будет завтра. Генеральная репетиция должна быть за сутки. Ученик
теряет много энергии и не успевает восстановиться. За сутки до концерта
нужно тренировать голову. На концерте если ошибся не надо
останавливаться, а нужно идти до конца. Ошибаться можно, но не нужно. На
последнем уроке перед концертом или перед экзаменом работаем только
над концертными произведениями.( Пусть будет кухня, наша кухня. Что мы
варим всё наше). В классе надо дать ученику образец домашней работы,
потому что зачастую дети дома занимаются неправильно. Ученику полезно
составлять план работы. Этому должен научить преподаватель. Нужно
отрабатывать выразительность, уметь работать над деталями, разделять
произведение на части, на фрагменты. В день концерта можно и не
заниматься. Или заниматься немного. В этот день нужно сделать установку
на цельное выступление, проверить темпы.
Аутогенная тренировка.
Очень полезно заниматься с учеником аутотренингом. Аутогенная
тренировка метод саморегулирования, самовнушения своего
эмоционального состояния. Это короткие формулы к самому себе. Они
должны быть обязательно со знаком +. Я уверен, я спокоен, обязательно
сыграю хорошо. Не произносить формулы со знаком - .(Я не буду
волноваться, я не забуду текст.) Аутогенная тренировка должна быть
направлена на развитие волевых качеств. Стоит понаблюдать за педагогами
перед выступлением учащихся. Часто что они говорят? – Ты только не
9
волнуйся, ты только не бойся. У любого человека эти предупреждения
вызовут настороженность, беспокойство, ожидание чего-то неприятного,
волнующего. Нельзя советовать перед выступлением не волноваться, нужно
говорить всё со знаком +. Смелость города берёт, всё получится, всё будет
хорошо, ты лучшая. Играйте в хорошее настроение, контролируйте свою
мимику. Вы сияете, улыбаетесь. Говорите: «Ура! Первый тур какое счастье.
Наконец–то, сегодня мы играем. Ура! Жду не дождусь, когда же будет
второй тур». С учеником обязательно надо заучить формулу успеха.
Формула успеха
1.Я – сильный человек.
2.Я уверен и спокоен.
3. Я обязательно сыграю хорошо.
4. Я много работал и уважаю свой труд.
5. Буду играть ярко, эмоционально и с хорошим настроением.
6. У меня ВСЁ получится.
7. Иду только побеждать.
Это молитва перед выступлением. Её хорошо произносить утром, вечером.
На прослушивании можно хором. Этим должна быть занята голова перед
концертом. Работает метод самовнушения. И им пользовались известные
люди. Ризоль говорил: « Я хорошо подготовлен к концерту. Программа
обыграна. Я уверен в себе. Публика она меня только вдохновляет».
Э.Горовец « Когда я на сцене - я король. Я знаю и умею в десятки раз больше
чем окружающие». Английская пианистка Маккиннон «Я с нетерпением жду
концерта. Я буду наслаждаться выступлением».
Поведение в день концерта.
Стоит поговорить о поведении исполнителя в день концерта. Перегрузка
ни к чему хорошему не приводит. Главное – хорошее настроение. Много
заниматься не нужно, минут 40. Пройти перед увеличительным стеклом.
Достаточно определиться с темпами. Важно проводить с родителями
воспитательную работу. Родители часто нервничают больше детей. (Они же
10
не учат формулу успеха). Обязательно нужно обговорить вопрос питания.
Кушать за 2-а часа до выступления. Еда должна быть не очень плотная. Если
вы наелись - кровь прилила к желудку, отлила от головного мозга. Голова
работает хуже. Никаких лекарств против волнения. Действенным средством
является сахар. Сахаром пользовались знаменитые музыканты - Рихтер,
Ойстрах. За 10-15 мин. 5-6 кусочков быстрорастворимого сахара. Запить
небольшим количеством воды. Или выпить сладкий чай. Глюкоза
расслабляет поперечнополосатые мышцы в желудке и способствует
восстановлению большого и малого круга кровообращения, нормализует
питание мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение ватных ног и
дрожание рук. Однако Ойстрах говорил: «Если вы выходя на сцену, не
чувствуете ватных ног и не видите розового тумана, в вас погиб артист».
Поэтому, когда дети говорят: «Я волнуюсь». Вы говорите: « Замечательно. Ты
знаешь вот такая фраза есть. Это нормальное явление. Как только дойдёшь
до стула. Только сядешь. Всё исчезнет. Ты не один. Ты в обнимку с
инструментом».
Ещё одним действенным средством против волнения является
употребление хорошей дозы витамина С. Но нужно заранее проверить как
будет реагировать на него организм.
В день концерта не опаздывать, быть на месте заранее. Родителям
«пылинки сдувать» с детей. Не испортить настроение ничем. Настроение -
вещь хрупкая, испортить можно чем угодно. Накануне проверить одежду,
обувь. Чтобы туфли не жали, одежда была достаточно свободная, удобная,
чтобы ничто не отвлекало от игры. Не одеваться жарко. Если концерт прошёл
неудачно, проанализировать, чем занимался в день концерта. (зубы лечили,
куртку купили, на рынок ходили). Нужно объяснить родителям заранее как
должно быть грамотно распланировано время в день концерта.
Как нам педагогам вести себя после концерта. Ученик сходит со сцены.
Очень важна первая реакция педагога на выступление ученика. Хорошо,
когда есть за что похвалить. В любом случае нужны слова одобрения. Чтобы
не нанести ученику психологическую травму в такие минуты, нужно быть
деликатным, чутким. Сюрпризы на эстраде вещь неизбежная. И хотеть
уберечься от сюрпризов это такая же утопия, как если хотеть уберечься от
ветра на улице. Вот нет его и всё. Вопрос как ученик выходит из этих
сюрпризов. С достоинством или нет.
11
Помощь видеоинформации.
Очень полезно использование аудио или видео записи в
подготовительной работе. Видеоинформация даёт такой ценный материал.
Это возможность оценить себя со стороны. Как говорится из яда ошибки
добывается побеждающее его противоядие. Иногда на концерте даже
полезно ошибаться. Понятая учеником ошибка имеет большее значение,
чем чьи то рекомендации по поводу безупречно правильной игры.
Сценические удачи.
Лучше всего от эстрадной боязни излечивает успех, сценические удачи.
Одна, другая, третья. Укрепляется доверие к себе. Когда-то врач Наполеона
сказал: «У победителей раны заживают быстрей». Эстрада самый лучший
учитель исполнителя. Самые сложные задачи и проблемы получают на
эстраде шансы на решения. Важно чтобы «надо» на определённом этапе
перешло в «хочу».
Подводя итог можно сказать, сколько бы тщательно мы не
анализировали, не пытались понять почему в одном случае музыканту
технически удалось, а в другом нет. Всегда будет какая-то тайна, загадка. И к
ней нужно быть всегда готовым. Всегда будет сюрприз и неожиданность. И
как говорят психологи: «Ведите счёт своим удачам, а не своим
неприятностям. Ещё детям можно говорить слова знаменитого артиста
балета Михаила Барышникова. «Что я не старался танцевать лучше других. Я
старался танцевать лучше самого себя».
Используемая литература:
1. Л.М. Фридман. « Психология воспитания»
2. Фридрих Липс. «Искусство игры на баяне».
3. Лекции «Психологии музыкальной деятельности» из курса обучения в
муз колледже.
4. Лекции из методического семинара для преподавателей ДМШ и ДШИ в г.
Туле 2016г. Педагога, методиста, психолога заслуженного работника
культуры РФ Г.И. Крыловой.
12