Методическая разработка "Музыкальная память. Методы работы над запоминанием нотного текста с обучающимися ДМШ"

Методическая разработка
Музыкальная память. Методы работы над запоминанием нотного текста с
обучающимися ДМШ.
10.02.2020
Прокопьева Елена Валентиновна
Аннотация
Работаю с учениками 38 лет.
Вопросами памяти человека и музыкальной памяти в частности, интересуюсь
на протяжении нескольких лет.
Знания по технике запоминания информации (мнемонике) получаю из разных
источников и применяю в своей работе с детьми.
Всё больше убеждаюсь, что каждого ребёнка нужно учить запоминать нотный
текст по чётко выработанному алгоритму. Быстро и прочно!
Такой подход актуален, он соответствует духу и условиям нашей современной
жизни.
Пускать процесс запоминания на самотёк не позволительно!
И вот причины:
1. Ждать, когда пьеса «сама запомнится» не продуктивно.
2. У детей мало времени на занятия музыкой.
3. Ученики загружены школьными программами –нужно всё успеть.
4. Дети перегружены информацией из гаджетов, которые ухудшают память
любого человека, и дети не исключение - это доказали учёные.
Цель проделанной работы поделиться своими соображениями и наработками
по этой теме.
Содержание:
I. Введение
II. Виды музыкальной памяти
1. Логическая память
2. Зрительная память
3. Слуховая память
4. Двигательная память
5. Тактильная память
III. Методы развития музыкальной памяти
IV. Типы или каналы восприятия
1. Визуалы
2. Аудиалы
3. Кинестетики
4. Дискреты
V. Методы работы с нотным текстом и запоминанием его наизусть.
1. Донотный
2. Работа без инструмента
2.1. Анализ текста без инструмента
3. Методы запоминания с инструментом
3.1. Метод К.К. Альбрехта
3.2. Метод постепенного запоминания
3.3. Метод чередования
3.4. Метод Т. Зильберт
VI. Проверка прочности запоминания. Игры.
VII. Основные правила для учеников
VIII. Список литературы
Введение
С каждым годом необходимость в развитии музыкальной памяти
учеников растет. Учитывая многолетнюю педагогическую практику, можно
увидеть, насколько трудно бывает учащимся запоминать музыкальное
произведение. Способность быстро и надолго выучивать материал позволяет
намного скорее начать работу над деталями и штрихами. Идеально выученное
произведение становится опорой, человек чувствует себя в разы увереннее
перед зрителем, творческие задатки раскрываются. Что касается понимания и
полноценного раскрытия художественного образа произведения, то без знания
наизусть, об этом вообще говорить нельзя.
Казалось бы, мелодия, ритмический рисунок, тембры живут в одном
едином мире гармонии. Но при этом мы часто наблюдаем, что человек,
способный легко запомнить звуковысотность, с большим трудом запоминает
ритм и гармоническую фактуру. Еще одна проблема, с которой сталкиваются,
когда человек запоминает мелодию и ритм, но у него никак не выходит
вспомнить, какой музыкальный инструмент вел главную тему
Музыкальная память, несмотря на множество исследований в области
педагогики и музыкальной педагогики, остается малоизученной. С проблемой
запоминания нотного текста столкнулись в начале 19 века. Эпоха романтизма,
время жизни Ференца Листа, именно тогда появилась мода играть и петь по
памяти. Современники Листа объясняли это тем, что только так можно
почувствовать творческую свободу, сложные по фактуре произведения и без
того требуют большой концентрации внимания. Глядеть в ноты и на
инструмент - единственное, что возможно успеть.
Неудобства, связанные с раздвоением внимания, сменились на
трудности в запоминании и предельно точном воспроизведении нотного теста
уже без нот.
Музыкальная память стала интересным объектом для исследований
ученых самых разных областей: генетика, медицина, психология, биология и
другие. Самыми известными и полезными считаются работы Голубовской Н.И.,
Маккиннона Л., Петрушина, Стоянова А. и Щапова П.И., а также Савшинского
С.И. Они открывают доступ к многим ответам на вопросы, однако феномен
музыкальной памяти по-прежнему не изучен до конца.
Все эти знания, повествующие и иллюстрирующие работу музыкальной
памяти, нужны каждому преподавателю музыки. Выучить произведение
наизусть ученику с наименьшими затратами усилий поможет грамотный
педагог. Каждый ученик должен знать о своей памяти, о ее видах, не только о
музыкальной, для этого рекомендуется проводить специальные беседы во
время урока, где особенности памяти будут озвучены.
Хорошей музыкальной памятью считают достаточно быстрое
запоминание музыкального текста, а также его сохранение и способность
воспроизвести через довольно большой промежуток времени.
Римский-Корсаков говорил, что музыкальная память, как и в принципе
память, играет очень важную роль в любом умственном труде, ее тяжелее всего
развить, поэтому придется примириться всем людям с тем, что дала природа.
Музыкальный психолог А.А. Алексеев противостоял данному мнению, он
считал, что память можно достаточно хорошо развить, используя специальные
педагогические воздействия.
I. Виды музыкальной памяти
Каждый музыкант должен обладать разными видами памяти. В их число
входят: двигательная или, по-другому - мышечная; тактильная; слуховая-
эмоциональная (напрямую связана с образом); зрительная; слуховая;
логическая (конструктивно-логическая, словесно-логическая).
Более подробно рассмотрим 5 основных видов памяти.
1. Логическая память. Этот вид памяти позволяет нам запоминать и
сохранять в голове логику построения произведения, отдельные мотивы,
фразы, периоды, предложения, типы фактуры, новые знаки, модуляцию.
Опорой для логической памяти являются теоретические знания
обучающегося. Основная проблема, связанная с этим типом памяти: без
знаний запомнить будет труднее.
2. Зрительная память
Она заключается в запоминании предложенного нотного текста,
расположения пальцев на инструменте. Зрительная память от природы
должна быть развита. Она имеет менее важное значение, чем, например,
слуховая память. Для слепых музыкантов она совсем не доступна, и без
нее обходятся. Чтобы развить эту память, при разучивании произведения
обязательно ноты должны быть перед глазами. Многие музыканты не
любят опираться на зрение, гораздо проще наблюдать и запоминать
движения рук. Проблема зрительной памяти в том, что музыкант, выучив
произведение наизусть, больше совсем не заглядывает в ноты, это мешает
отложиться нотному тексту в зрительной памяти, она не используется.
Качество исполнения в любом случае пострадает, не говоря уже о том,
что ученик упускает массу важнейшей интересной информации, которая
содержится в нотах.
3. Слуховая память
Музыкально-слуховая память дает человеку способность запомнить
мелодию, мотив, ритмический рисунок, тембровые особенности,
интонацию. Музыкально-ритмическая память соединяет работу слуховой
и мышечной памяти. Представления о звучании напрямую зависят от
ощущений пальцев и пальцевой моторики.
Основная проблема - из-за недостаточного слухового контроля текст не
поддастся запоминанию.
4. Двигательная память
Моторика позволяет запоминать, откладывать в мозгу и воспроизводить
различные движения. Разделим эти движения на физико-механические и
художественные. Художественные движения - это память на
музыкальные штрихи. Наш мозг не способен контролировать мелкие
длительности в скорых темпах, пальцы двигаются намного быстрее, чем
мы успеваем это осознать и проконтролировать. Моторика здесь
бесценна, она задействуется больше всех и поэтому является надежной.
Двигательную память не стоит контролировать, по опыту, попытка
проконтролировать происходящее на сцене приводит к большому
провалу - полному забыванию текста. Навык почти полностью отключать
голову и давать возможность рукам самим справиться с задачей бесценен.
90% всех выступлений держится именно на моторике.
5. Тактильная память
Память о том, какие струны или клавиатура на ощупь. Запоминание
глубины клавиатуры, силы нажатия. Пальцы запоминают, как нужно
прикоснуться к инструменту, чтобы звук имел тот или иной характер,
определенную динамическую окраску, какой-либо штрих. Для того чтобы
натренировать тактильную память, можно играть с закрытыми глазами
или в кромешной темноте.
Из всего вышеперечисленного выходит, что для того чтобы забыть
произведение на сцене полностью, абсолютно все виды памяти должны
отказать в работе одновременно. Звучит, как что-то из области
фантастики, но и такое случается.
Как уже говорилось, ученики, в основном, используют только один вид
памяти - двигательную. Чтобы двигательная память перестала
функционировать, не нужно делать что-то сверхъестественное, можно
просто начать ее контролировать. Как только вы подумали, какая там
следующая нота, все, провал неизбежен.
II. Методы развития памяти
Для того чтобы развить свою зрительную память, педагоги должны
настаивать на том, чтобы ученики как можно больше читали с листа.
Чтобы развить слуховую память, уроки сольфеджио, хора и музыкальной
литературы также необходимы.
Тренировать тактильную память можно, играя на инструменте с
закрытыми глазами.
Логическая память отрабатывается во время разучивания, однако на
сцене она будет только мешать.
Двигательная память разрабатывается только регулярными занятиями.
Задача педагога: объяснить, какие именно движения рук нужно запомнить в
выбранном произведении.
В наш продвинутый век, компьютерные технологии стремительно
развиваются, программисты создают приложения для развития памяти любого
человека. Музыкальные компьютерные игры могут принести огромную пользу
в работе над музыкальной памятью. Например: "Абсолютный слух", "Угадай
мелодию", "Несерьезные уроки", "Интервалы" и другие. В данных
приложениях в понятной игровой форме дети смогут определить мелодию,
повторить отрывок, определить какое животное разговаривает и даже сочинить
собственную мелодию.
Очень интересны серии компьютерных программ "Виртуальное пианино",
"Музыкальный экзаменатор" и др. Они отлично развивают музыкальную
память, предоставляя упражнения на определение интервалов, аккордов, ладов,
мелодических цепочек. Подобные программы дают тот необходимый опыт,
который обычно приобрести можно, только занимаясь за инструментом.
III. Типы или каналы восприятия
Каждый педагог, занимаясь с учеником, должен ставить себе задачу
задействовать и развивать все виды памяти. Чтобы добиться наиболее
эффективной и быстрой работы, учителю нужно понять, каким образом
информация воспринимается людьми. Разные дети воспринимают информацию
по-разному. Одни усваивают ее сразу же, другим требуется многократные
повторения. Педагог должен научиться находить подход к каждому ученику.
Все люди по способу восприятия делятся на 4 категории:
1. Визуалы - восприятие с помощью визуального канала.
2. Аудиалы - восприятие через аудиальный канал, то есть слух.
3. Кинестетики - воспринимают информацию через телесные ощущения.
4. Дискреты или дигиталы - используют дискретно-дигитальный канал для
восприятия информации.
Визуалы - люди легче всего осознают происходящее с помощью органов
зрения.
Аудиалы - изучают мир с помощью органов слуха.
Для кинестетиков осязание, обоняние, телесные ощущения являются
ведущими.
Для дискретов самым важным является логическое мышление, условные
обозначения или какие-либо другие знаки.
Каким образом распознать, какой тип восприятия у ребенка ведущий?
Здесь вам хватит простого наблюдения за их действиями.
Визуал способен хорошо логически мыслить. Речь не особо насыщенна.
При восприятии информации он опирается на зрительные образы, легко
запоминает цвет, форму и размер предметов. Во время общения с друзьями и
вообще со всеми людьми ребенок сначала изучает человека, только потом уже
решается заговорить.
Особенностью визуала в том, что шум и громкие звуки ему почти не
мешают. Другой особенностью становится то, что вся информация усваивается
картинками. Очень сильно развито образное мышление.
Аудиалы познают этот мир через звуки. Они рано начинают
разговаривать, отличаются богатым словарным запасом. Способны переубедить
человека, отличаются краснобайством, общительны.
Главная особенность аудиалов - они легко реагируют на звуки. Лучше
всего запоминает то, что ему рассказывают, либо то, что он сам может с кем-
либо обсудить. Большинство учеников музыкальных школ и школ искусств с
преобладающим аудиальным типом восприятия. Для успешной карьеры
музыканта данный тип восприятия является самым подходящим, но отнюдь не
обязательным.
У аудиалов проблемы с выучиванием текста возникают крайне редко,
они от природы достаточно успешно запоминают музыку на слух.
Кинестетики познают мир с помощью прикосновений и движений. У
таких людей очень хорошо развита моторика, множество движений,
предпочитают активный отдых, бег, прыжки, спорт. Таким людям не
свойственно долго сидеть на месте, слабая усидчивость, любят все трогать,
проверять на ощупь. Отвечает на вопросы достаточно медленно.
Особенность - кинестетику тяжело бывает сконцентрироваться, он легко
отвлекается. Для кинестетика важно общее впечатление, запоминание
посредством движений, непосредственного участия в процессе. Если
кинестетик будет только слушать и смотреть, он не запомнит и половины
информации. Вместо этого им проще записывать, поэтому они, как правило,
достаточно грамотны.
Дискретам комфортно жить в мире таблиц, знаков, графиков и схем.
Абсолютно все, что есть в их жизни, чувства или потребности, они переводят
озвучивают с помощью словесных формулировок.
Дискреты смотрят на все окружающее прагматично, везде должна быть
выгода, ничего не совершают не обдуманно. Дети-дискреты почти не
встречаются.
Во время учебного процесса применяйте методы, которые способен
понять ваш ученик.
Работа с учеником визуалом требует использования слов, описывающих
форму, цветовую составляющую образа. Разделить произведение на части и
каждой из частей дать свой цвет, можно дать задание изобразить на бумаге
образ данного произведения. Уделять внимание не только эмоциям, но и
логико-композиционному аспекту.
При работе с учеником - аудиалом максимально часто использовать
самые различные вариации голоса. Разные интонации, выражающие эмоции
способствуют более легкому запоминанию и понимаю образа. Аудиалы легче
запоминают нотный текст проговаривая или пропевая его.
С кинестетиками применяйте как можно больше жестов, не брезгуйте
прикосновений, речь педагога размеренная.
Кинестетики учатся посредством мышечной памяти, им намного проще
практически осознать разницу различных способов звукоизвлечения.
Преподаватель, конечно, способен интуитивно понять, через какие
каналы ребенок познает этот мир, но знания лишними не бывают. Наша главная
задача - постоянно познавать новое, чтобы затем делиться этим с другим
поколением. Стремление понять каждого своего ученика, положительное
отношение к совместной работе, все это дает возможность воспитать у ученика
любовь к музыке и своему предмету.
IV. Методы работы с нотным текстом и запоминанием его наизусть.
Методов существует великое множество. Попробуем выделить главные из
этапов:
1. Донотный
С какого момента начинается запоминание произведения?
С самого знакомства, первое проигрывание педагогом уже дает свое
неповторимое впечатление. Кора головного мозга образует так называемый
"трек", в данном случае звуковую дорожку. Первое запоминание начинается
именно отсюда.
Какие существуют варианты ознакомления с произведением?
1. Выбор произведения осуществляется вместе с учеником, так мы сумеем
поддержать его интерес к работе, а также разделить с ним
ответственность за выбор программы. Обдумать произведения, которые
можно предложить ученику нужно заранее, обязательно учитывая
особенности темперамента и задачи, с которыми должен справиться
ученик. Материал должен быть интересным и несколько сложнее
предыдущей программы, в преодолении сложностей заключается
развитие.
Игра педагога должна быть предельно точной, только так получится
передать задумку автора. Произведения для маленьких детей можно прочитать
и с листа, но к произведениям для старших учеников нужно подойти с большой
ответственостью. Учитель должен исполнять для ученика так, словно
находится перед большой аудиторией.
Во время первого прослушивания слуховой нерв возбуждается,
начинается реакция голосовых связок и нервных окончаний в пальцах. При
этом, ученик должен смотреть прямо в нотный текст, активируется зрительная
память. Начальное усвоение текста - зрительно-слуховое.
2. Есть еще один вариант - прослушать аудиозапись или просмотреть
видеозапись выбранного произведения. Очень важно прослушивать
исполнение только профессиональных музыкантов, желательно
известных. Но можно прослушать и исполнение ровесников ученика,
победителей различных музыкальных конкурсов. После того как вы
прослушали, попросите ученика выразить свое впечатление и
высказаться об игре с точки зрения профессионализма.
В работе над любым произведением необходимо озвучить интересные
факты из биографии композитора, о его жизни, политической обстановке и
других условиях, в которых он жил. Рассказать об особенностях стиля, если у
произведения есть литературный текст, выразительно его продекламировать.
Этот, казалось бы, незначительный период может вызвать влюбленность в
произведение, интерес, а может вызвать и обратную реакцию, неприязнь,
поэтому надо быть очень чуткими.
Ученые, годами изучающие влияние музыки на человеческий мозг,
делают заключение о том, что прослушивание и воспроизведение любимых
нами произведений вырабатывает в нашем мозгу особого гормона - дофамина,
он является гормоном удовольствия. Этот гормон вырабатывается в огромных
количествах, когда мы испытываем какие-либо позитивные эмоции, в
центральном отделе головного мозга. Стоит отметить, что прослушивание
любимой музыки не только вырабатывает гормоны, но и значительно ускоряет
работу мозга.
3. Существует и иной вариант разбора произведения, если обучающийся
достаточно опытен, он может самостоятельно ознакомиться с
произведением, во время игры с листа. Универсальным методом на мой
взгляд становится комбинирование различных способов ознакомления с
программой.
4. Бывает и так, что ученик когда-то давно услышал произведение, теперь,
когда он готов к его исполнению, у него появилось желание его освоить.
2. Работа с нотным текстом без инструмента
2.1. Анализ нотного текста без инструмента
После слухового восприятия текста начинает свою работу зрительная
память. Что мы подразумеваем под нотным текстом?
Нотный текст – это система графических обозначений, предназначенный для
фиксации музыкального сочинения, для не обученных людей это совершенно
непонятные знаки. Без нотного текста произведение, можно сказать, не
существует. Тут и начинается сложнейшая и увлекательная работа ученика с
педагогом над расшифровкой данных обозначений. Нужно услышать каждую
партию и перенести ее в движения рук, следом последует задача выучить
произведение наизусть, впервые исполнить произведение перед другой, менее
осведомленной о ходе работы, публике. Очень часто ученики рвутся в бой,
поскорее приступить к игре на инструменте. Не стоит позволять этого делать
сразу, с первого класса. Музыку нужно прослушать, прожить ее, изучить так,
как мы изучаем нового знакомого, чтобы знать, каким образом с ним общаться.
Перед разучиванием лучше всего проанализировать форму, мысленно
разделить произведение на части, либо выделить части графически с помощью
карандаша, каждой части присваивая свое название. Каждое название должно
раскрывать художественный замысел композитора, очень полезная работа,
любимая и понятная для всех детей. Одновременно с этим ученик может
самостоятельно определить схожие фрагменты, фразы, обнаружить секвенции,
сходный ритмический рисунок и тому подобное.
Если вы будете всегда уделять некоторое время анализу произведения, в
будущем намного проще будет учить наизусть, ведь ученику хорошо известны
вспомогательные образы и отмечены похожие "кусочки" произведения.
Помимо того, что вы рождаете нового исполнителя, также выполняется и
другая задача: ребенок учится мыслить и исследовать нотный текст
самостоятельно. Это очень пригодится если обучающийся выберет будущей
профессией музыку и ее преподавание, а также, в любительской практике.
Представим вашему вниманию самый рациональный вид анализа без
инструмента:
1. Пропеть каждый голос, подголоски постараться услышать
внутренним слухом.
2. Сконцентрироваться и попытаться услышать гармоническую
вертикаль.
3. Простучать ритм, уделяя повышенное внимание сложным местам.
4. Стучим ритмический рисунок и метр двумя руками одновременно.
5. Изучить все штрихи, динамические обозначения, а также
аппликатуру.
6. Проанализировать форму произведения.
После того как вы произведете эти действия, произведение станет более
доступным, представление о форме состоится, тогда и можно прейти к
следующему этапу - начать работу на инструменте.
3.Методы запоминания с инструментом
Первоначальный объем информации должен быть не слишком большим,
пусть нагрузка увеличивается постепенно. Начните с 2х тактов, с практикой
глаза ученика привыкнут к нотам и будут видеть дальше и больше.
Перед первым проигрыванием обязательно исследуйте каждую
мелодическую линию одним из способов, приведённых ниже.
3.1. Прибегнем к методу К. К. Альбрехта
- читаем нотный текст ритмически верно, но без интонирования.
- метод абсолютной сольмизации также поможет в работе. Он заключается в
пропевании, с чистой интонацией, с четким ритмом.
Если вы будете применять эти методы, и слуховая, и логическая память будут
активизированы. А если вы при пропевании будете представлять правильную
аппликатуру, то задействуете и зрительную и двигательную память.
Со временем, ученик научится интонировать все лучше, тогда
постепенно полностью переходим ко второму методу.
Прочнее всего запоминается только та информация, которая
обрабатывалась постепенно.
3.2. Метод так и называется - постепенное запоминание.
Он заключается в том, что после того как вы выучили второй такт,
обязательно возвращаемся к первому, повторяем их последовательно.
Точно так же поступаем с предложениями и периодами. Вы мысленно
"нанизываете" выученные части произведения одно на другое, каждый
раз возвращаясь в начало, постоянные повторения надолго
укладывают нотный текст в памяти. Учим неторопливо, вдумчиво.
Такой подход тренирует музыкальную память, потом вряд ли
возникнут сложности в выучивании наизусть одноголосных номеров
по сольфеджио. Полифонические сочинения обязательно
подразумевают проигрывание и пропевание каждого голоса, перед тем
как соединить все в единое целое.
Выполняя все эти действия, не забываем о том, что необходима
предельная концентрация и сосредоточенность. Если вы чувствуете, что
накатывает усталость, тогда не стоит мучить себя, в таких занятиях не будет
смысла, лучше всего отложить занятия на следующий день. Музыкальный
материал сохраняется в нужном виде лишь при большой активности мозга, где
каждый шаг выполняется сознательно.
3.3. Существует метод чередования.
Он заключается в отдельном выучивании разных эпизодов, и только после того,
как все по отдельности разучено, соединяем в единое произведение. Многие
величайшие музыканты применяют этот метод. Данный метод подходит более
преуспевающим ученикам. Несмотря на свою трудность, он оказывает
огромную пользу в формировании профессиональных навыков, активирует
чуткое слуховое восприятие и развивает воображение.
Когда вы исполняете произведение на инструменте, внутренним слухом
нужно постоянно контролировать, каким выходит результат. В совершенстве
выходит, когда музыкант для начала формирует в голове внутренним слухом
как должно звучать произведение, а только после этого просто воспроизводит
это, прорабатывая лишь техническую часть.
Получившийся результат сверяем с тем, как это прозвучало с помощью
наружного слуха. Если записать это с помощью формулы, то она выглядела бы
так: "слышу внутренним слухом- играю - контролирую звучание наружным
слухом". Данная цепочка очень часто проходит настолько быстро, что
исполнитель далеко не всегда осознает происходящее. Но, в любом случае,
хороший музыкант всегда должен учиться мыслить на опережение.
Когда вы уже благополучно выучили произведение, не раз исполняли
его перед разной публикой, это все равно не означает, что про анализ можно
забыть. Иногда случается, что исполнитель, играющий произведение уже много
лет, неожиданно для себя обнаруживает, что играет не ту ноту, или же не тем
штрихом.
Не пренебрегайте тщательным нотным анализом, даже если
произведение проиграно уже тысячи раз.
3.4. Метод Татьяны Зильберт.
Татьяна – пианистка, работает преподавателем в музыкальном училище
Винницы, вот уже 30 лет она продолжает свою педагогическую деятельность.
Она активно ведет свой блог в интернете, пишет различные музыкальные
статьи. Предоставляем вашему вниманию ее статью, почти дословно.
Она считает, что разбор, анализ нотного текста и запоминание наизусть
это лишь черновая работа. В процентном отношении она должна занимать не
более 10 части всего времени, потраченного на работу с произведением. Данная
работа длится примерно 3 недели, но не больше, все оставшееся время нужно
заниматься творческой составляющей. При запоминании должны работать 5
видов памяти.
Интересно вот что: если начать отрабатывать только технику, нотный
материал отложится лишь в двигательной памяти, остальные виды памяти
будут ущемлены в своих возможностях. Активировать их работу потом будет
уже почти невозможно. Да и зачем вообще это надо, ведь руки и так справятся,
человек так устроен, что противится лишней работе.
Именно поэтому самым логичным будет не разбирать текст совсем.
Просто не уделять этому ни грамма внимания. Либо читаем с листа, либо сразу
учим наизусть. В этом случае в пальцах еще совсем нет заученных движений,
мозгу не остается ничего кроме как подключить абсолютно все виды
музыкальной памяти: зрительную, логическую, слуховую, двигательную и
тактильную.
В результате такой хитрости, процесс усвоения и запоминания в разы
ускоряется, но самое важное, нотный текст держится в голове намного дольше,
при этом затраты времени в несколько раз меньше. Работа с использованием
этого метода не даст учить текст большими кусками, все произведение
придется дробить на мельчайшие фрагменты, не больше такта, а иногда и
намного меньше, это прекрасно влияет на результат.
Этот способ выучивания наизусть вызывает довольно спорные мнения.
Но попробовать стоит.
V. Проверяем прочность запоминания.
Согласно личному опыту, проверка прочности запоминания лучше всего
проходит в игровой форме. Дети с радостью включаются в такие игры.
Приводим примеры:
Игра под названием "Диалог"
Договариваемся о том, что первую фразу играет педагог, вторую ученик
и так далее, продолжаем до конца произведения. Потом меняемся местами.
Игра "Стоп"
Ученик играет произведение, а учитель в любом месте говорит "стоп",
останавливает ребенка, но руки остаются на своих местах. Через несколько
секунд даем команду "дальше", ученик продолжает играть оттуда, где его
остановили.
Игра "Сброс"
В отличие от предыдущей, после остановки ученик резко сбрасывает
руки с клавиатуры, и точно так же через некоторое время продолжает там, где
остановили.
Игра "Покажи в нотах"
Педагог играет произведение, останавливается в любом месте, ученик
должен показать, место на котором учитель прервался.
Игра "Помехи"
Суть игры заключается в том, что ребенок играет, а педагог задает ему
вопросы, ученик должен ответить, не прекращая игру. Можно иначе, ребенок
играет и, одновременно, учитель исполняет придуманный аккомпанемент или
подголоски, и это очень сильно отвлекает, «сбивает с толку» младших
учеников. Некоторые педагоги играют одновременно с учеником в другой
тональности, это, конечно, антимузыкально, но хорошо проверяет способность
ребёнка концентрироваться и не потерять текст
VI. Основные правила для учеников
Они помогут ученикам выучить произведение наизусть при
самостоятельной домашней работе.
1. Не стоит заниматься, если вы устали, хочется спать или когда
внимание по каким-либо причинам рассеяно.
2. Учим произведение фрагментарно, небольшими частями.
3. Для запоминания пригодится:
а) активная эмоциональная и интеллектуальная работа.
б) осмысленный подход к работе.
в) основной способ - многократное повторение.
г) повторять нужно не с начала до конца, а только те фрагменты с
которыми возникают сложности.
д) каждое повторение требует полного сосредоточения.
е) количество повторений имеет смысл, только если присутствует
качество работы.
ж) обязательно следите за аппликатурой, не стоит играть как
придется.
4. Тормозят запоминание:
а) безучастное отношение к работе.
б) работа без поставленных целей и задач.
в) бездумное повторение нотного текста.
г) неправильные приемы и способы разучивания.
5. Перед исполнением наизусть обязательно просматривайте его по
нотам глазами.
6. Чтобы проверить качество проделанной работы, полезным будет
написать ноты по памяти и пропеть главную мелодию с четким
ритмическим рисунком и в нужном темпе.
7. Чередуйте повторения с нотами и без них.
8. Очень важно исполнять произведение в самом медленном темпе,
иногда бывает полезным менять темп во время игры. Постоянное
проигрывание в разных темпах не допустит возможности
"переиграть" музыкальное произведение.
9. Не важно, с педагогом вы или нет, обязательно старайтесь выполнить
все задачи, поставленные педагогом во время урока.
Педагог, в свою очередь, всегда должен помнить об ответственности,
ведь в его руках деятельность ребенка, его мозг и его память.
Список изученной литературы
1. Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано
2. Н.И. Голубовская О музыкальном исполнительстве. Издательство
«Музыка», Ленинград, 1985
3. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. Издательство: Аграф,
1997
4. Григорьев В.Ю. О развитии музыкальной памятиучащихся//
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2 / Ред.-сост. В.И. Руденко. —
М.: Музыка, 1980,
5. Достал Ян. Ребенок за роялем / Ян Достал – М., Издательство
Музыка, 1981
6. Коган Г.Л. Работа пианиста. / Г.Л. Коган – М., Классика 2004-204
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)
Издательство «Эйдос», Москва, 1994
8. Маккиннон Л. Игра наизусть. Издательство «Музыка», Ленинград,
1967
9. Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е
изд.^ - М.: «Музыка», 1988
10. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. - М. :
Издательский Дом «Композитор, 2001 г. Под редакцией Н.В. Пуриц
11. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным
произведением М.: Классика – XXI, 2004 (ПИК ВИНИТИ)
12. Смирнова И.Л. Совершенствование запоминания музыкальных
произведений в профессиональной подготовке студентов.
Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи:
содержание, формы, методы. / И.Л. Смирнова – Свердловск, 1989
13. Стоянов А. Искусство пианиста. – Москва. : Музгиз, 1958
14. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для
студентов по специальности No 2119 Музыка и пение – Просвещение
М., 1984
15. Щапов А.П. «Фортепианный урок м музыкальной школе и
училище», М.: «Классика – XXI», 2001
Материалы сети интернет и видеохостинга Ютуб
1. Бехтерева Н. Лекция «Лабиринты мозга».
https://youtu.be/0iMlhcEAETY
2. Зильберт Т. tatzilbert.ru razvitie pamyati/
3. Черниговская Т.В. Лекция «Музыка и мозг»
https://youtu.be/6nlhlbZbMQY
4. Исаков И. Открытый мастер-класс «Возможности памяти»
(без ссылки, набор в поисковой строке браузера)