Тренинг по сценической речи "Испорченный телевизор"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24
г. Сургут ХМАО-Югра Тюменской области
Тренинг по сценической речи
«Испорченный телевизор»
подготовила
педагог дополнительного образования
Жернакова Светлана Юрьевна
Сегодня владеть искусством речевого взаимодействия чрезвычайно
важно. Ведь современный человек считает себя социально активной
личностью. Но в речевом действии все гораздо сложнее, чем в другом,
конкретно овеществленной деятельности человека. Чтобы добиться результата
в речевой деятельности современный человек должен уметь владеть
искусством убеждать, иметь творческую активность, воспитать свое слуховое
внимание, сформировать навык слышать и контролировать свою речь,
воспринимать свою речь. И перед педагогом сегодня стоят более сложные, чем
прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала
педагогических средств воздействия на ум, волю, чувства учащегося с целью
его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении,
аудировании, письма. Но особого внимания требует развитие именно связной
устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности
учащихся.
Сценическая речь одно из основных профессиональных средств
выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому
мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой,
упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к
выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую
очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции,
освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной
речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием
пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и
голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной
целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством
слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует
индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником.
Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-
художественного материала.
Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной
задачи в системе обучения школьников научить действовать словом в
предлагаемых обстоятельствах.
Использование системы речевого действия приводит учащегося к выводу
о том, что сегодня владение искусством убеждать является средством для
решения своих образовательных задач, достижения собственных
образовательных результатов. И этому способствует даже не столько
использование самой системы, сколько желание человека - быть успешным.
В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод
комплексной тренировки, который состоит из следующих этапов (голосо-
речевой тренинг):
1. Массаж.
2. Артикуляционная разминка.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Свобода звучания (рече-ручной рефлекс).
5. Опора звука (прием «лая», междометия в постановке голоса).
6. Собранность и звонкость голоса
7. Дикционная четкость.
8. Диапазон голоса.
9. Сила голоса.
10. Темпо-ритм речи.
11. Мелодика и логика речи.
12. Эмоциональный тембр.
Приступать к работе над развитием навыков звучащего слова надо только
после того, как сам поймешь, познаешь, проверишь на себе предложенные
приемы тренинга, поскольку функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить
слышимость звучащего слова со сцены, быть выразителем мысли, быть
проводником чувств.
Во субботу, чуть не плача,
На кануне речи сдачи
Телевизор нас манит (4).
Тычем кнопки на удачу,
Смотрим телепередачу,
Учим, мучим чуть не плачем,
Крутим спутник-Сателлит (4).
Голова гудит как мячик,
Мозг сценречью озадачен.
Потому и зритель значит
Нас сегоднячко простит (4).
Мы сценречь учили плача
Вместе с телепередачей,
Потому и тренинг значит,
Как с канатчиковой дачи
Необычен и сердит (4).
1.
2. Как в заезженной рекламе
Умный дядя нас учил,
С запыленного экрана
Аккуратно сдуем пыль -у-у; ф-у-у…)
Не сдувается, сильней (ффу-у, фу-у…);
Будет резкость на картинке
Если сдуем все пылинки (фу-фу-фу…).
3. Вот включили телевизор,
А он старенький рябит,
А он старенький шипит,
А он старенький фурчит
Ничего не говорит -м-м-м…).
Как настройку не крути,
А программу не найти (ми-мэ-ма-мо-му-мы…).
3. Мы крутили, что есть мочи
И искали все подряд.
Малыши спокойной ночи
Нам с экрана говорят:
«Я Степашка, ай-ай-ай,
Молока мне, мама, дай,
Мало, мало поскорей
Молока еще налей,
еще налей».
4. А другой телеканал
Цирк московский показал:
Лошади гарцуют,
Петухи танцуют.
А собаки встали вряд
И все дружно говорят: ав-ав-ав (по кругу «я – здесь»).
Все кружится в кутерьме,
Тушь гремит «Парад Алле!»,
(вместе):
Алле-гоп!
Алле-гоп!
Алле-гоп-гоп-гоп!!!
5. По-восьмому, по-каналу
Доложили генералу.
Войско выстроилось в ряд
На торжественный парад:
«Здравствуйте, товарищи учащиеся!»
(вместе): Ав-ав-ав-ав…..
«Поздравляю, Вас, с досрочной сдачей (началом, концом…), экзамена ачета…)
по сценической речи.
(вместе): Ура! -а, у-а, у-а…).
6. Вдруг программа прервалась
И реклама ворвалась:
Уля – Эля – Оля Аля,
Не жалейте ног и рук!
Уля –Эля – Оля – Аля!
Поступайте в СПбГУК!
7. Только кончилась реклама
И продолжилась программа.
На экране, как огонь
Занялась играй гармонь:
«Ух-ты, ах-ты, все мы космонавты» (2р.),
«Ух-ты, ох-ты, мы надели кофты» (2р.),
«Тра-та-та (2р.), вышла кошка за кота,
За Кота Котовича, за Петра Петровича».
« Ух-ты, ах-ты все мы космонавты» (2р.),
«Ух-ты, ох-ты мы надели кофты» (2р.).
«Оры-еры, все мы режиссеры».
8. По другой программе диво
Криминальнейшее чтиво.
Все взрывается, гремит,
Пистолет вот так полит:
(пучки ): птки, пткэ…
гбди, гбдэ……
…………………
9. Что такое?! Вот те на?!
С телевизором беда.
Ручку звука покрутили
Ничего не получили -м-м-м-м….).
10.Николай дроздов расскажет,
Аллигаторов покажет.
Райских птичек оперенье
И божественное пенье.
Кри-рь, кря-рь…..
Фри-рь, фрярь-рь…
СПбГУК,……..
Лир, лэр, лар….. (пучки звуков по кругу в образе птицы - зоопарк).
12. Телевизор починяя.
Мы пыхтели и фырчали,
Но зато за полчаса
Мы размяли голоса.
(любую мелодию на ав-ав-ав-ав……).
Литература:
1. Савкова З. В. Искусство оратора. - Санкт-Петербург, Ленуприздат, 2000;
2. Сарычева Е. Ф. Сценическая речь. - Москва, Искусство, 1995.