Тренинг креативности «Разбудим в ребенке волшебника»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом творчества «Вектор»
Кемеровской области
Тренинг креативности
«Разбудим в ребенке волшебника»
Подготовил
Жуков Николай Сергеевич, педагог дополнительного образования
Возраст учащихся – 12 17 лет
г. Новокузнецк
2015
2
Введение
Меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня
должны тоже расширяться.
Профессиональный стандарт предлагает нам набор компетентностей
современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: (модель
одаренности А.А.Никитина). Основание этой модели является личность, стороны
треугольника соответствуют двум другим граням “творческости” и профессиональной
компетентности. Эти грани - динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к
вершине - мастеру.
Данная модель позволяет сделать вывод о необходимости развития данных
характеристик каждым из педагогов. Самая интересная и самая сложная часть работы
- это развитие творчества или креативности.
-С чем у вас ассоциируется у вас это слово?
3
Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется
креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными,
находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть
креативным может пригодиться всегда.
Как развить в себе творческость? И возможно ли это сделать?
Творческие способности можно развивать, это доказано многочисленными
исследователями. Как можно тренировать руки, тело, также можно тренировать и наши
мозги.
-Зачем нужно развивать творческие способности? (Умение создавать новое,
нестандартно смотреть на привычные вещи помогает удержаться на плаву и
испытывать настоящее удовольствие от своей работы)
Цель: мотивация педагогов к работе по развитию у учащихся творческих
способностей; развитие у педагогов качеств творческой личности.
Тренажерный зал для ума
1 комплекс упражнений
“Новая жизнь”
Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но
есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое
прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в
новом качестве еще долго и долго. Попробуйте найти не менее 10 новых применений
ненужным, отслужившим свое предметам:
- пустой консервной банке
- дырявому носку
- лопнувшему воздушному шарику
- перегоревшей лампочке
- пустому стержню от ручки
- газете
2 комплекс упражнений
Творчество
4
“Друдлы”
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в
которых требуется домыслить, что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть
каракули и кляксы.
Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать.
Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать -
и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.
На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному
интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием
друдлы (droodle).
Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и
поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках.
Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития
их навыков творческого мышления.
Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней
нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности
попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.
5
3 комплекс упражнений
Рисуночное письмо
Когда-то люди не знали букв. Но, тем не менее, они могли посылать друг другу
письма. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письмо так и
называлось «рисуночное». Попробуйте, подобно древним людям, «написать» с
помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу:
- «позвони мне сегодня в 6 часов»
- «пойдем вечером играть в футбол»
- «давай вместе делать домашнее задание»
- «подари мне на день рождение щенка»
- «принеси мне ножницы и цветную бумагу»
Передайте свое письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.
4 комплекс упражнений
“Рецепт блюда”
Представьте, что в одном городе один предприниматель открыл ресторан с необычным
названием «РВРВ”. Попробуйте расшифровать данную аббревиатуру, связав её с темой
нашего разговора, и составить меню фирменных блюд этого ресторана, названия
которых напоминали посетителям о развитии.
5 комплекс упражнений
Упражнение “Одно из двух”
Ведущий задает вопрос, участники отвечают по кругу или желанию. При этом
необходимо аргументировать свой выбор.
-Черное или белое?
-Деньги или счастье?
Мужчина или женщина?
-Ум или чувства?
-Дом или работа?
-Сладкое или горькое?
6
6 комплекс упражнений
“Изобретатели
Усовершенствовать ряд процессов, понятий, предметов, с которыми педагоги хорошо
знакомы с помощью метода фокальных объектов.
Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского
университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается
простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения
на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические
свойства случайности.
Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на
совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому
называется фокальным.
Алгоритм работы по МФО
Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных
объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту
и записываются
ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и
эффективные решения
Внимание!
В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается
с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный
объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства.
Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально
различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки.
Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы
сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым
фокальным объектам.
7
Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)
Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия,
фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к
той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как:
красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к
любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с
фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства,
признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший,
ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка
- голодная, цветок - дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга,
так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального
объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому
потом будут отбираться идеи.
 Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в
читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо
выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и
рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
 При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать
цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
"Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?"
поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и
платить за "ЭТО" деньги.
Пример применения МФО
Совершенствуемый объект Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
 Очки: солнечные, защитные, модные.
 Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
 Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
8
 Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
 Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
 Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
 Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в
виде украшения.
 Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок
для домашних животных.
 Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
7.Игра «Вы еще не знаете, что ...»
Цель: обмен опытом педагогов по вопросам развития творческих
способностей,креативности.
Материалы: мячик.
По кругу передается мячик.
Ведущий.
- По кругу передается мячик. Каждый из вас, у кого окажется мяч произносит фразу:
«Вы еще не знаете, что ...» (предлагаете вариант использования игр или, игровых
упражнений по теме ). Игра продолжается, пока каждый участник не выскажется.
Рефлексия.
Опросный лист
1. Оцените по 10-ти бальной школе полезность тренинга креативности «Разбуди в
ребенке волшебника». (1 – неполезен, 10- «высоко» полезен )
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Будете ли Вы использовать данные упражнения при работе с детьми?
ДА НЕТ
3. Интересен ли тренинг для Вас?
ДА НЕТ
9
4. Что не хватало в тренинге?
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
СПАСИБО
Список используемой литературы
1. Робинсон А.В. Образование против таланта. / А.В. Робинсон. М. Академия,
2012.-336 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.:Думка, 2001. –
210 с.
3. Прессфилд С. Н. Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать
творить. / С.Н. Прессфилд. – М. Альпина паблишер, 2011.-192 с.