Методическая разработка "Наглядные пособия для оформления учебного кабинета по вокалу"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка
«НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
для оформления
учебного кабинета
по вокалу»
Составитель:
Т.В. ЗАЙЦЕВА,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Трёхгорный
ПЕНИЕ -
единственная
разновидность музыки, в
которой инструмент –
часть тела музыканта, и
при том одна из наиболее
важных и наименее
управляемых: органы
дыхания и органы
голосообразования.
Что надо делать,
чтобы красиво стоять на сцене:
1. Поза поющего и на занятии, и на сцене, должна
быть удобной и естественной. Нужно уметь хорошо
и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает
устойчивость тела, равномерное распределение
нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует
нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на
прямом позвоночнике. Это помогает полноценно
брать дыхание в легкие и использовать грудной
резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она
должна смотреть прямо перед собой, находясь на
свободной, не зажатой шее - это обеспечивает
свободу гортани и глотки, их естественное
состояние. Все должно способствовать
полноценному звучанию голоса.
4. Лицо должно быть свободно от гримас и
подчинено общей задаче - идее творчества. В
процессе занятий улыбка важна как фактор, как
чувство радости, удовольствия от дела. Как чувство
радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так
улыбка на лице заставляет нас ощутить
приподнятость, радость творчества.
5. Руки должны быть расслаблены, пальцы
не напряжены. Жесты всегда должны быть
свободны и естественны. Открытый,
широкий жест – признак мастерства.
Что надо делать,
чтобы выработать певческую
установку:
Основное требование во время пения и перед ним
улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти
действия, по закону рефлекса, вызывают нужное
внутренне состояние, так же как мышечная
собранность, - нервную готовность к выполнению
задания. Именно эта работа готовит внутреннюю
сценическую раскрепощённость.
1.Упражнение «Восточная красавица». Очень полезно
в пении представлять себе, что на голове держишь
кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и
мышц, держащих голову), можно петь с книгой на
голове. Руки должны быть свободны, не напряжены,
не зажаты за спиной или на груди, а опущены по
бокам, что в любой момент позволяет сделать
свободный, произвольный жест.
2. Упражнение «Русская красавица». Представить
себе, что в руках хлеб-соль на расшитом полотенце.
Постановка корпуса как в первом упражнении.
Сделать несколько шагов, держа руки перед собой.
Затем поклониться: корпус вниз, плечи расправлены,
а голова остаётся в положении прямо и вверх. Затем,
голова медленно и мягко уходит вниз (руки держат
«хлеб»). Необходимо всё время контролировать
руки («не уронить хлеб-соль»). Корпус
поднимается, голова остаётся в лёгком
поклоне, спину выпрямить, затем поднять
голову. Руки опустить.
Что надо делать,
чтобы выработать певческую
установку:
1.Упражнение «Шарик». Перед выполнением этого
упражнения нужно прислониться спиной к косяку
двери, шкафа, стремиться расправить свой
позвоночник вдоль косяка, расправить корпус,
выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и
прямее, живот втянется. Затем отойти от опоры и
представить, что голова превращается в шарик,
который стремиться улететь, а позвоночник это
ниточка, которая шарик держит. Весть корпус
свободный, но подтянутый.
2.Упражнение «Принцесса». Представить себя
королевской особой, которая благосклонно
оглядывает своих подданных. Медленно проходить
вперёд, возвращаться назад, спокойно и с
достоинством наклоняя и поворачивая голову.
Голова должна стоять гордо. Шея должна
выпрямиться. Выражение лица мягкое и
благосклонное. Руки абсолютно свободны и готовы к
непроизвольному жесту, глаза и губы чуть-чуть
улыбаются. Можно включить очень медленную,
классическую музыку и двигаться свободно,
но главное в очень медленном темпе.
Можно попробовать танцевать, сохраняя
королевскую осанку.
Что надо делать,
чтобы научиться правильно
дышать:
1.Упражнение «Гармошка». Положите руки ладонями
на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи.
Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором
входящего в легкие воздуха. Это означает, что вы
взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание,
выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
2.Упражнение «Насос». Встаньте прямо, руки согните
в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки
навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя
за плечи. И одновременно с каждым «объятием»
резко вдыхайте носом. Руки в момент «объятия» идут
параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в
коем случае их не менять (при этом всё равно, какая
рука сверху – правая или левая); широко в стороны
не разводить и не напрягать. Сделайте 4 резких вдоха,
отдохните 3-5 секунд. Сделайте 4 подхода по 4 вдоха.
Фиксируйте внимание только на вдохе.
3.Упражнение «Пушинка». Возьмите кусочек
ваты или тряпочку, положите её на нос.
Глубоко вдохните и резко, направленно
выдохните. Выдохнуть нужно так, чтобы
«пушинка» слетела с носа.
Что надо делать,
чтобы научиться правильно
дышать:
1.Упражнение «Ниточка». Взять дыхание через нос (в
нижние ребра). Следить, чтобы при этом не
поднимались плечи. Активно равномерно выдыхать
через рот, держа нитку за один конец возле рта (нитка
должна лежать на потоке воздуха параллельно полу).
Упражнение активизирует дыхательный аппарат.
Дыхание очень активно, сознательно контролируемо.
Оно необходимо для установления правильного
состояния гортани и языка. Это хороший массаж
связок активной воздушной струей. Это упражнение
не только активизирует аппарат, но и собирает
внимание ко всей системе голосообразования.
2. Упражнение «Свечка». Представьте, что перед
вами зажженная свеча, которую вы должны погасить,
задуть. Что вы сделаете? Спокойно наберете воздух и
дунете на пламя. Правильно. Теперь повторите это
еще раз и проследите за своими действиями. Воздух
наполняет легкие, а потом направленным потоком
посылается наружу. Подобный процесс происходит, и
должен
происходить, когда вы говорите или поете,
то есть в каждой новой фразе. Сначала
вдох - потом направленный выдох. Можно
выполнять упражнение «Три свечки»,
«Пять свечек» в различных темпах и с
разной атакой (мягкой и твёрдой).
Что надо делать,
чтобы научиться правильно
дышать:
1.Упражнение «Ёжик». Превращаемся в Ёжика
(весёлого или грустного). Ёжик идёт по лесу и нюхает
воздух, ищет грибочки (активные, короткие вдохи
носом). С одной стороны понюхал, с другой. Вдруг
чем-то укололся! (резкий, шумный вдох носом и
мышечное напряжение) Напугался! А это ёлочка.
Уфф! Выдохнул! (хороший, шумный выдох с
мышечным расслаблением) Следить, чтобы не
поднимались плечи. Дыхание очень активно,
сознательно контролируемо. Это упражнение важно
выполнять ярко, полностью перевоплощаясь
2. Упражнение «Змейки». Представьте, что перед
вами две змеи (руки согнуть в локтях, кисти
превращаются в головы змей, пальцы вытянуты).
Змейки спят (кисти опущены). Змейки просыпаются
и здороваются (вдох носом, кисти поднять, выдох
короткими толчками на звук «Ш»). Дальше можно
придумать любую сказку про двух змеек, как они
гуляют, играют. Придумать какие-то интересные
истории. Змейки могут
встретить любых других зверей, насекомых,
сказочных персонажей. Все истории должны
озвучиваться и обыгрываться с помощью
рук, пальчиков, голосовых интонаций.
Эти упражнения помогают развить
актёрские способности и снять
эмоциональные зажимы.
Что надо делать,
чтобы справиться с волнением
перед выступлением:
1.При любом публичном выступлении
никогда не следует начинать
выступление тотчас по выходе на
сцену, нужно некоторое время
постоять, настроиться.
2.При этом полезно сделать 2-3 вдоха
через нос, ощутив напряжение мышц
зева, глотки (зевок), а также
вспомнить о дыхании.
Эта пауза между выходом на сцену и
началом пения поможет вам собрать
внимание.
3.Систематически тренировать и
совершенствовать вокальную и
артистическую технику.