Профессиональные и психолого-педагогические качества музыканта-концертмейстера
В.Н. Ширяева
МБУ ДО «ДШИ»
г. Муравленко
почта: vera.shiryaeva.72@list.ru
тел: +79642034298
«Профессиональные и психолого-педагогические качества
музыканта-концертмейстера»
Аннотация. Цель статьи: рассмотреть формирование профессиональных
и психолого-педагогических качеств музыканта-концертмейстера. Основная
идея: раскрыть особенности профессиональной деятельности концертмейстера,
ее отличия от профессии аккомпаниатора. Методы, использованные для
написания статьи: выявить и проанализировать основные профессиональные
качества и навыки, рассмотреть психолого-педагогические особенности работы
концертмейстера, обосновать их важность и значимость в структуре данной
профессии. Рекомендации: статья предназначена для преподавателей музыки,
работающих с детьми в системе дополнительного образования
(общеобразовательные школы, детские школы искусств, центры
сопровождения и пр.).
Ключевые слова: профессиональные и психолого-педагогические качества
концертмейстера, аккомпаниатор.
Профессия «концертмейстер» является самой распространенной среди
музыкантов-пианистов. Различные образовательные учреждения
осуществляют свою деятельность только с квалифицированными работниками
данной профессиональной области. Концертную эстраду, занятия по
хореографии, хоровые коллективы, репетиции и выступления солистов оперы
невозможно представить без концертмейстера. Часто концертмейстера
называют аккомпаниатором, но термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор»
не идентичны, хотя в литературе и на практике их часто применяются как
синонимы. «Концертмейстер – это «пианист, помогающий вокалистам,
инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий
им на репетициях и в концертах». Аккомпаниатор (от франц. “akkompagner” –
сопровождать) – это музыкант, играющий партию сопровождения солисту
(солистам) на эстраде» [1]. Деятельность аккомпаниатора-пианиста
подразумевает концертную работу, понятие «концертмейстер» включает в себя
разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество
исполнения музыкального ансамбля, знание исполнительской специфики и
причин возникновения трудностей в исполнении, умение помочь исправить
недостатки. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются
педагогические, психологические и творческие функции, неразделимые в
концертных, учебных и конкурсных ситуациях. «Концертмейстерство как
отдельный вид исполнительства появилось во второй половине ХIХ в., тогда
большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно-
романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту.
Этому также способствовало расширение количества концертных залов,
оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время
концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать
многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в
различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые
интервалы и т. д.» [2]. Со временем эта универсальность оказалась утраченной,
в связи с усложнением и увеличением количества произведений.
Концертмейстеры стали специализироваться для работы с определенными
исполнителями. Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер»
чаще используется в контексте фортепианной методической литературы, а
термин «аккомпаниатор» в методической литературе адресован музыкантам-
народникам, прежде всего баянистам.
Работа концертмейстера это не просто игра по нотам. Концертмейстер
помогает солистам разучивать их партии, контролируя при этом качество
исполнения; при возникновении трудностей подсказывает, исправляет
недостатки, то есть он не просто музыкант, а педагог, организатор и психолог.
От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое
состояние солиста. Общая музыкальная одаренность концертмейстера
предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, образного
мышления, артистизма, фантазии. Мобильность, активность и скорость, также
важны для профессиональной деятельности концертмейстера.
Научиться хорошо аккомпанировать не легко. Плохой пианист не сможет
стать хорошим аккомпаниатором; и не всякий хороший пианист достигнет
больших результатов в аккомпанементе, пока не разовьёт в себе чуткость к
партнёру, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не ощутит
неразрывность и взаимодействие между партиями солиста и аккомпанемента.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две
составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс
можно разделить на четыре этапа. Первый этап – работа над произведением в
целом. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых
представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Музыкальность выступает как сложная система: музыкальный слух, память,
мышление и воображение, эмоционально-волевые качества исполнителя.
Второй этап – работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание
фортепианной партии, подбор удобной аппликатуры, применение различных
пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение
«люфтов», умение пользоваться педалью, отработку трудностей, «держание»
темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное
туше. Третий этап – работа с солистом – предполагает безупречное владение
фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий,
знание партии партнера, наличие интуиции, «отход» концертмейстера на
второй план по отношению к вокалисту (к инструменталисту это не относится).
Умение слушать партнера, быстрая реакция, постоянное внимание и
предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной
степени. Четвертый этап – репетиционное исполнение произведения целиком,
это и есть итог всей проделанной работы концертмейстера и солиста над
музыкальным произведением.
Для концертмейстера необходимо наличие как профессиональных, так и
психолого-педагогических качеств. К профессиональным качествам относятся
техническое владение инструментом, навык читки с листа, умение
транспонировать, импровизировать, подбирать по слуху. В числе психолого-
педагогических качеств выделяются память и внимание, мобильность реакции,
коммуникабельность, выдержка и воля, педагогический такт, самообладание и
чуткость. Помимо этого концертмейстер должен владеть информацией об
интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального
произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом
дыхания. В работе концертмейстера нельзя пропускать большую роль
ансамбля партнерства, совместного общения и обмена информацией.
Какой бы ни была причина выбора профессии концертмейстера –
природная одаренность, артистическая предрасположенность или сложившиеся
жизненные обстоятельства, – отсутствие у пианиста музыкально-технической
базы, необходимой для профессии, считается настолько серьезным
затруднением, что продвижение по избранному пути будет пресечено, или
сильно заторможено [3].
Основные знания, умения и навыки, необходимые концертмейстеру для
успешного осуществления его профессиональной деятельности: умение читать
с листа фортепианную партию любой сложности, понимать − смысл
воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; играя
аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая
индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими
средствами содействовать наиболее яркому его выражению; умение
транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, умение читать и
транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые
партитуры; умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки
импровизации, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой
фактуре; владение навыками игры в ансамбле; наличие тембрального слуха;
умение играть клавиры (концертов, опер, кантат); умение перекладывать
неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла
композитора; понимание основных дирижерских жестов и приемов;− знание
основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; умение
быть особенно чутким, чтобы быстро подсказать солисту слова,
компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае
надобности – незаметно подыграть мелодию; владение основами фонетики
итальянского, желательно и немецкого, французского, языков, то есть знать
основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь
окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации (для работы с
вокалистами); понимание основ хореографии и сценического движения, чтобы
верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; знание основ
поведения актеров на сцене; осведомленность об основных движениях
классического балета, бальных и русских народных танцев; умение вести за
собой целый ансамбль танцоров; умение одновременно играть и видеть
танцующих; умение подбирать вступления, заключения, отыгрыши,
необходимые в учебном процессе на занятиях по хореографии; знание истории
музыкальной культуры, чтобы правильно отразить образный строй и стиль
произведений.
Важной формой исполнительского творчества концертмейстера является
импровизация (с латинского языка означает «внезапный», «неожиданный»),
необходимость владения навыками импровизированного переложения
вокального сочинения для инструментального исполнения. Такой прием
совмещения вокальной партии с аккомпанементом, по мнению Е. И.
Кубанцевой, «развивает умение аккомпаниатора быстро разбираться в фактуре
нотного текста произведения, обеспечивает комплексный охват музыкального
материала, способствует выразительному исполнению партии сопровождения.
Применение подобного приема требует от аккомпаниатора внимательного
отношения к тембровому выделению мелодии, к предельно четкой
ритмической передаче партии соло и басовой линии, к правильному
распределению остальных голосов между правой рукой и левой» [4].
К другим, не менее важным навыкам в работе пианиста-концертмейстера,
относятся подбор по слуху и транспонирование. Музыкальные психологи
отмечают, что «умение подбирать по слуху в большей мере зависит от
врожденных способностей музыканта, а умение транспонировать – от
приобретенных» [5]. Концертмейстер должен уметь транспонировать партию
сопровождения, имея перед собой нотный текст сочинения в оригинальной
тональности.
«Большой интерес представляют психологический, эстетический,
философский и культурологический аспекты деятельности концертмейстера.
Качественное отличие концертмейстерских способностей от
общепианистических – это наличие ансамблевых способностей, умение активно
и продуктивно взаимодействовать с другими музыкантами на уровне
художественной творческой деятельности: и в ходе интерпретации, работы над
произведением, и в процессе последующего его исполнения. Хороший
концертмейстер – это отличный пианист и чуткий ансамблист» [6].
Концертмейстеру необходимо уметь общаться музыкой, как и словами. Редкой
является способность понимать язык музыки и пользоваться им, как средством
общения.
Подводя итог, подчеркну, что профессиональная деятельность
концертмейстера предполагает наличие большого объема внимания и памяти,
высокую работоспособность, мобильность реакции и находчивость в
неожиданных ситуациях, выдержку и волю, педагогический такт и чуткость.
Внимание концертмейстера многокомплектное: его надо распределять не
только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному
действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как
используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом,
звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением
единства художественного замысла. При возникновении каких-либо
музыкальных неполадок, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться,
ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на
ошибку жестом или мимикой.
Концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием,
проявлять интерес к новой, неизвестной музыке, посещать театры оперы и
балета, концерты, воспитывать в себе современного учителя-музыканта
широкого профиля, шлифовать профессиональные навыки. Концертмейстер не
должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами
исполнительского искусства, тем самым накопив большой музыкальный
репертуар, расширять свой опыт и понять особенности каждого вида
исполнительства.
Ссылки на источники.
1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста –
концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сб.
ст. Вып. 1 / сост. М. А. Смирнов. – М.: Музыка, 1988. – [6 С. 156].
2. Г. В. Келдыш. Музыкальный энциклопедический словарь – Изд. 2-е. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 1998. – [1 С. 7].
3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.:
Государственное музыкальное издательство,1961. – [2 С. 13].
4. Крючков Н. Указ. соч. – [3 С. 54].
5. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: учеб. пособие для студ.
музыкальных факультетов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – [4 С.
24].
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – [5
С. 254].
Музыка - еще материалы к урокам:
- Урок музыки "Фольклор в музыке русских композиторов"
- Школьная олимпиада по сольфеджио "Музыкальная капель" 4 класс
- Презентация "Волшебная страна музыки"
- Игровые музыкальные моменты
- Поклоны и реверансы в историко-бытовых танцах XVII - XVIII ВЕКА
- Методическая разработка "Свойства и развитие музыкальной памяти"