Использование программы Finale в работе музыканта-концертмейстера

Мартынова Е.Г.
МБОУ ДО ДШИ №9 г.Курск
Использование программы Finale в работе музыканта-
концертмейстера
С появлением компьютера, в музыке наступило время больших
возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на
нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-
в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним
всевозможные эффекты.
Компьютерные программы для нотации, которые стали
возникать еще в 1970-х годах, довольно сильно
усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия:
творческое, учебное, производственное. Ими пользуются
издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении
(для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий),
в них работают многие профессиональные композиторы и
аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.
Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в
действующую практику, что превратились в важную еденицу
музыкальной культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не
только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и
его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся
мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты
обучают музыке), автоматизированным помощником (развернутые
интсрументальные нотные партитуры в цифровом формате
мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем
(например, к аудио- или видео-редактору), и т.д.
Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и
образования стало главным принципом развития нотно-цифровых
технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии
стали доступны более широкому кругу пользователей.
Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором
нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных
переложений и т.д., знакомы с программой Finale.
Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в
1988 году. В настоящее время является лидером в мировой
индустрии музыки и во многом диктует направление развития
цифрового нотопечатания и цифровых стандартов. Первую версию
программы Finaleразработал Фил Фэрренд, пианист, композитор,
писатель, кинокритик. Данная программа широко используется в
профессиональном создании музыки для издательских и
образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра,
позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной
сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес
или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной
нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.
Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс,
построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что
предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых
заданий музыкального образования: всевозможные карточки-
задачи, головоломки, упражнения и развернутый словарь словарь
музыкальных терминов.
Finale идеально подходит для образовательных целей, так как
включает в себя, помимо функций нотного редактора, еще и
функции секвенсора, проигрывателя для набранного нотного
текста. Как правило, компьютерный набор нотной информации
происходит посредством виртуальной клавиатуры (мышью).
Приятное и очевидное управление этим нотным редактором
позволяет пользователю найти любую функцию с помощью всего
лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются графически
прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет
даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.
В программе нотаторе Finale присутствует много
дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в
нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать
сканированный текст, сохранять изображение не только в
растровом (TIFF), но и в веторном (EPS) графическом формате (при
этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера
от микроскопического до гигантского).
Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого
доступна по цене любому учебному заведению, а также
соответствует всем требованиям отечественной музыкальной
науки.
Основная палитра инструментов редактора следующая:
- аккордовая цифровка;
- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);
- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование),
так и внутри такта);
- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада,
текстовое обозначение, транспозиция и т.д.);
- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида
тактовой черты; с помощью этого инструмента также
расставляются номера тактов в заданной области и многотактовые
паузы;
- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;
- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo,
пунктирной лиги, глиссандо, трели и т.д.;
- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной
партитуры к конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной
группе нотоносцев;
- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);
- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).
Finale сложная и непрерывно развивающаяся программа,
поэтому никакое пособие (не говоря уже о «фирменной
документации») не может дать ее полной и всеобъемлющей
картины. Только в практических экспериментах, на извилистой
тропе проб и ошибок вы обретете необходимые профессиональные
навыки работы в одном из лучших (и одновременно самых
сложных) «нотаторов» XXI века.
Развитие современного образования тесно связано с широким
использованием информационно-коммуникативных технологий.
Потому введение компьютерных технологий в образовательный
процесс детских музыкальных школ, как для учащихся, так и для
педагогов, является на данный момент одной из самых актуальных
проблем музыкального образования. В данном случае речь пойдет о
неизменности использования этого нотного редактора в работе
музыканта-концертмейстера.
Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно
лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер»
включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их
партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их
исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в
исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению
тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности
концертмейстера объединяются творческие, педагогические и
психологические функции и их трудно отделить друг от друга в
учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа
концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном
процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в
совершенстве «комплексом концертмейстера» повышает
востребованность пианиста в разных сферах музыкальной
деятельности от домашнего музицирования до музыкального
исполнительства.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера,
помимо чтения с листа, является умение транспонировать музыку в
другую тональность. Это входит в число непременных условий,
определяющих его профессиональную пригодность.
В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция
производится с целью:
- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос
исполнил произведение, написанное для более низкого);
- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того
или иного инструмента;
- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву
(октавный транспорт).
Самое главное в транспонировании, это практика и нотная
тетрадь. Однако, владение техникой работы в нотном редакторе
Finale позволит концертмейстеру значительно облагородить
наборную рутину и сэкономить драгоценное время для более
творческих задач.
В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко
могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в
которой напечатаны ноты. Это объясняется возможностями
тесситуры и состоянием голосового аппарата детей на данный
момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши
возможно транспонирование произведения в любую тональность,
на нужное количество тонов.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства,
перед музыкантом открываются широкие возможности
самостоятельного творческого поиска. При всем разнообразии
концертмейстерских навыков и умений доминирующим звеном в
работе музыканта-исполнителя является точность выбора типа
аккомпанемента.
Палитра инструментов в нотном редакторе Finaleзначительно
упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более
рационального способа его изложения; умение грамотно облегчить
трудные места снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ
от каких-либо гармонических фигураций, настройка полей
партитуры (формат страницы, нотной системы, определить
масштабирование нот), т.е. создать правильный и красочный
аккомпанемент к произведению.
Тщательно отработанная и откорректированная партия
фортепиано позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в
нотном тексте при визуальном прочтении партитуры.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и
нотография соединились в универсальном языке цифрового
искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его
созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты,
обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые
версии цифровых нотных редакторов.
Однако, несмотря на вышесказанное, не стоит забывать, что для
успешного аккомпанемента, концертмейстер должен не только
упрощать свою работу, но и обладать множеством необходимых
ему навыков хорошо владеть инструментом, как в техническом,
так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в нотном
тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста,
умение сразу охватить характер и настроение произведения и т.д.
Закончить хотелось бы мыслью М.Годыной: «Работу
концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги она в
пальцах, в душе».
Список литературы.
1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/
Моск.ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.-
М.,1993. – 44 с.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. –
М., 2002. – 192 с.
3. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб
«Композитор» Санкт-Петербург,2003.208 с.
4. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред.
Г.В.Келдыш.- 2-е изд. – М., 1998.