Игровые музыкальные моменты

Игровые музыкальные моменты
Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи
давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает,
что игра занимает важное место в жизни. Это и возможность выхода жизненной энергии,
удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке, упражнение в самообладании, положительная
компенсация вредных побуждений и т.д.
Игровые “музыкальные моменты” могут стать привычным компонентом не только внеурочного
занятия, но и школьного урока. Основой такого “момента” является, как правило, опора на уже
имеющиеся у учащихся знания из области музыкального искусства - знакомые песни, двигательно-
звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Ведь каждому
известно, что под звуки бодрого марша наши ноги сами собой начинают выполнять четкие
маршеобразные движения, а легкая полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться,
создавая соответствующее музыке веселое настроение.
На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме, выстроены структуры ряда
внеурочных занятий, чьи методические разработки приведены в этом разделе. Но помимо того что
в каждом виде музыкальной деятельности используются первичные слуховые или ритмико-
двигательные навыки, при выполнении того или иного задания учениками приобретаются еще
дополнительные музыкально-интеллектуальные умения, которые будут затем закрепляться в
последующих занятиях. Некоторые описанные музыкальные игры знакомы учащимся в их
“народном” варианте, просто они были модифицированы автором для того, чтобы в их проведение
можно было включить встречи с новыми музыкальными знаниями и умениями.
Разрабатывая сценарии занятий, учитель должен уделять большое внимание интерактивным
моментам: учащиеся должны не просто слушать и исполнять музыку, руководствуясь указаниями
учителя. Их задача - воспринимать ее акт ивно, проявляя искреннюю заинтересованность,
переходящую со временем в стойкий интерес к различным видам музыкальной деятельности.
Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, учитель исходит из
психофизических особенностей учеников младшего школьного возраста, их неустойчивого
внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Поэтому каждый урок,
отличается разнообразием форм и видов музыкальной деятельности и частым переключением
внимания с одного вида на другое. Такая дробность необходима для поддержания
заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Поэтому в ходе одного занятия
ученики встречаются не только со слушанием и исполнением музыки, но также и с музыкальной
разминкой, вопросами на сообразительность (связанными с основной темой занятия),
метроритмическими элементами, слуховыми и ритмическими загадками. В рамках одного занятия
выполнение одного задания рассчитано на непродолжительное время - не более 5-6 мин, кроме
того, легкие задания чередуются с более трудными, насыщенными по напряжению.
Поскольку для учеников начальных классов достаточно трудным является сохранение
неподвижности во время занятия, то для них обязательным является присутствие упражнений и
действий с движениями - мини-песен, попевок, в которых ритм подчеркивается хлопками,
притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. В произведениях более
крупных по объему используется прием “метроритмическая инсценировка”, когда движения
исполнителей передают содержание песни и действия ее героев.
Интересным для учащихся всегда являются приемы “Ты дирижер”, когда кто-то из школьников
берет на себя роль руководителя классного хорового коллектива, “Ты - композитор”, когда
школьники обосновывают характер будущей музыкальной импровизации и пытаются пропеть свою
мелодию в нужной стилистике.
Востребованным можно считать чередование коллективного и индивидуального исполнительства,
этот прием можно использовать многогранно, в разных сочетаниях. Например, когда сначала
отдельные куплеты песни поются по рядам, а припев - все вместе. Или когда дети, сидящие
рядом, поочередно поют по одной строчке музыкального произведения, словно передавая друг
другу своеобразную эстафету.
И конечно, в каждом занятии обязательно должны присутствовать уже известные ребятам темы и
музыкальные произведения, которые в сочетании с новыми сочинениями решают главную задачу
всего занятия.
На занятии по музыке особое значение приобретает дисциплина: ведь при знакомстве с
музыкальным произведением и при его дальнейшем изучении необходима тишина. Но если
школьники утомляются, то приходится прибегать к введению в занятие моментов, позволяющих
переключить внимание учащихся и сконцентрировать его на нужном явлении.
Рабочим оргмоментом является обращение к школьникам с просьбой принять правильную
певческую посадку. Обычно эффективно срабатывают слова: “Проверьте, правильно ли вы
сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поет”. Правильную певческую посадку следует
контролировать перед каждым эпизодом вокальной работы распеванием, повторением и
разучиванием песни, ее исполнением.
Если дети утомлены, то можно предложить им послушать музыку, закрыв глаза ладонями. В этот
момент у них прекращается восприятие зрительного ряда и уменьшается число поступающих в
мозг раздражителей. Для возбужденной группы несколько раз на уроке следует создавать
ситуацию, во время которой к ученикам обращаются с просьбой “послушать тишину”.
Если же класс, напротив, работает несколько пассивно, следует чередовать разноплановые
разделы работы. Скажем, после распевания, проведенного стоя, можно предложить прослушать
музыку с введением шумового оркестра. После чего учитель может провести повторение и
разучивание песни, а завершить урок хорошо ее исполнением стоя - “как на концерте”.
На музыкальном занятии следует чаще применять прием хорового ответа - по руке”. К примеру,
так удобно заучивать имена, отчества и фамилии композиторов - создателей музыкальных
произведений, о которых говорится на уроке, названия музыкальных жанров, характеристики
мелодий. Имена, отчества и фамилии композиторов, а также новые музыкальные термины,
названия произведений необходимо повторять 2-3 раза всем классом, а потом еще несколько раз
провести индивидуальный опрос ряда детей, проверив, хорошо ли они запомнили то, что было
нужно. Прием хорового ответа по руке способствует возникновению у школьников правильной
реакции на дирижерский взмах: он призывает мобилизоваться, чтобы дать верный ответ и чтобы
работать вместе всем классом.