Актуальные проблемы в развитии музыкальной памяти учащихся

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ»
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Чугунова С.Э.
МБУ ДО ДШИ №6
г. Ульяновск
В отличии от тех, кто слушает музыку, сочиняет, аранжирует ее,музыкант-
исполнитель должен запомнить музыкальный материал.
В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с такой
проблемой, как заучивание музыкального текста наизусть. Некоторые учащиеся
с большим трудом справляются с этой задачей. В связи с этим у меня появилось
желание помочь найти для своих учеников способы рационального заучивания
наизусть и обратить внимание преподавателей ДШИ на актуальность этой темы
.
Прежде всего необходимо обратиться к изучению всех видов памяти.
Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память
образует триаду основных музыкальных способностей. Будучи способностью
сложной, музыкальная память объединяет в органическом единстве различные
виды памяти :
зрительную
образно-слуховую
конструктивно-логическую
двигательно-моторную.
При этом специфика музыкальной деятельности предполагает, что в
нормально развитой музыкальной памяти будет преобладать образно-слуховой
компонент. Следовательно, способность к запоминанию музыкального
материала напрямую зависит от уровня развития музыкального слуха и
музыкально-ритмического чувства. Тем не менее, учащиеся, обладающие
практически одинаковыми способностями, подчас отличаются друг от друга в
отношении скорости, точности, прочности и объема запоминания. Это дает
основание утверждать,что музыкальная память — особая специфическая
способность.
Поддается ли воспитанию музыкальная память? Каковы потенциальные
возможности преподавателя в развитии музыкальной памяти своих учащихся?
А.Д.Алексеев, автор книги «Методика обучения игре на фортепиано»,
считает, что «педагог должен изучить свойства памяти ученика, создать
благоприятные условия для ее развития».
Существуют разногласия по произвольному и непроизвольному
запоминанию. Например, А.Б.Гольденвейзер считал,необходимо с детства
приучать ученика специально учить на память все,что ему задается. А вот
мнение С.Т.Рихтера по этому вопросу принципиально другое: «Лучше
этого(заучивать наизусть) не делать специально... Лучше, если выучивание
наизусть происходит без принуждения».
Итак,единого,однозначного решения нет, и , видимо быть не может.
Конечный результат предопределяется своеобразием конкретной музыкально-
педагогической ситуации. Например, одного ученика целесообразно нацеливать
на один способ работы, другого на другой. Главное в содержании,
характере, способах осуществления той деятельности, в русле которой
протекает запоминание музыки.
Память нельзя увеличить посредством особых упражнений. Только
регулярное, повседневное обучение музыкальному исполнительству,накопление
репертуара представляет собой систематическую тренировку музыкальной
памяти и, следовательно, ее развитие и совершенствование. Ученик ,владеющий
обширным репертуаром, имеет преимущества перед другим учеником, который,
сыграв две-три пьесы на очередном академическом концерте, сразу забывает их.
Преподавателю следует помнить об этом и способствовать повторению
исполнительского репертуара на классных, школьных и других концертах.
Каковы же условия хорошего запоминания?
1. Прежде всего положительные эмоции. Яркий, образный,доступный материал
запоминается легче и быстрее. Наоборот, пьесы, которые не вызывают
положительных эмоций, заучиваются долго и плохо удерживаются в памяти.
Преподавателю необходимо подбирать такой репертуар, который вызывает у
ребенка интерес. При этом необходимо учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- степень его одаренности;
- уровень общего развития;
- степень музыкальной подготовки;
- личные качества в работе.
2. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно. Л.Н.
Оборин так писал об этом: «Не знаю,так ли уж важно, чтобы ученик старался
поскорее запомнить, заучить произведение наизусть. Неизмеримо важнее,
чтобы он, как исполнитель, проникся духом этого произведения, осознал все,
что хотел выразить композитор...»
3. Преподаватель, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен
позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств ( слух, зрение,
мышечные ощущения и движения) приняли участие в процессе запоминания.
Я считаю, что развитие музыкальной памяти начинается уже в процессе
разбора нового произведения. Как это происходит: с некоторыми учениками мы
сначала помимо определения тональности, размера, используемых
длительностей нот и, соответственно распределения смычка, выясняем как
строится мелодия (поступенно или скачками). На этом этапе используются
зрительные и конструктивно-логические компоненты памяти. А во время игры
(исполнения), подключаются двигательно-моторные функции. Затем мы
обговариваем характер произведения, динамику, подключая образное
мышление, таким образом вступает в работу образно-слуховой компонент
музыкальной памяти. С другими учащимися знакомство с произведением
начинаю с создания художественного образа, отталкиваясь от названия пьесы,
темпа, штрихов, динамики и т. д., используя образно-слуховой компонент
памяти, постепенно подключая остальные виды музыкальной памяти.
4. Продуктивность запоминания возрастает, если она осуществляется в
русле интенсивной эмоциональной, творческой, волевой деятельности ученика.
Педагог должен способствовать этому, не допуская малосодержательного,
подчас примитивного способа работы — многократного повторения одного и
того же материала без конкретных слуховых и технических задач. Репертуар
должен быть разнообразным. Тогда у ученика не будут притупляться эмоции,
слух и творческая активность.
Немаловажным аспектом проблемы памяти является и прочность
запоминания. Здесь также стоит обратить внимание на некоторые моменты:
1. Требование осмысленности. Это установка на усвоение не только главного,
например, мелодии, но и того, что на втором плане — детали в виде
подголосков, орнаментов,сопровождения и т.д. Если последние не будут по-
настоящему осознаны учеником. То могут и не оставить необходимых следов в
его памяти.
2. Движение от общего к частному:
- понять музыкальную форму в целом;
- усвоить составляющие ее части;
- выделить смысловые опорные пункты, которые естественным образом
совпадают с нвчалом того или иного раздела музыкальной формы;
3. Соотнесение (сравнение) музыкальных фрагментов с уже известными
учащемуся из его прошлого исполнительского опыта.
4. Больше заострять внимание на средствах выразительности.
5. Перед тем как приступить к выполнению требований художественного
исполнения:
- правильно и пр возможности безостановочно исполнить текст медленном
темпе;
- постараться автоматизировать игровые движения.
6. Не затягивать срок выучивания наизусть, чтобы не потерять интерес.
7. Научить ученика слышать и запоминать нужные темпы в произведениях.
Как обращаться с усвоенным наизусть материалом?
Выученный репертуар надо уметь сохранять в памяти. Для этого
необходимо периодически повторять его различными способами:
1. В медленном темпе, избегая механической игры;
2. Играть по нотам, если забываются отдельные фрагменты в нотном тексте;
3. Многократные повторения не должны быть копиями друг друга, при этом
необходим элемент творчества (художественная отделка деталей, штрихов,
слышание аккомпанемента, фразировка и т.п.) .
4. Должно происходить чередование работы над деталями целым
произведением с осознанием художественного образа.
Накопление репертуара способствует расширению объема памяти, а
умелое его повторение — прочности и продолжительности запоминания.
Ученик. Владеющий обширным репертуаром, приобретает исполнительскую
свободу и уверенность в себе, что позволяет ему раскрыться как технически,
так и эмоционально.
Заниматься накоплением репертуара необходимо с первого года обучения.
Это воспитывает выдержку ученика, облегчает переход к изучению
произведений крупной формы в более старших классах, позволяет без
напряжения исполнить объемную программу выпускного экзамена, дает
перспективу исполнительской деятельности в будущем.
Память - резервуар воображения. Чтобы хорошо запоминать, надо хорошо
слышать то, что хочешь запомнить. Но слушать и слышать — не одно и то же.
Надо активизировать слух ученика, научить его слышать интонационно,
тембрально, ладо-гармонически, чтобы запоминать. Запоминать, чтобы
воображать. И воображать, чтобы воплощать. Только тогда.когда ребенок
услышит в музыке образ, яркую картинку, настроение, он сделает свой первый
шаг по пути, ведущему к музыке, творчеству, мастерству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.Д. «Методика обучения на фортепиано» М.,1971
2. «Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник
статей. Новосибирск. 1973 год.
3. Мильтонян С . «Педагогика гармоничного развития скрипача» 1996
4. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей»