Поклоны и реверансы в историко-бытовых танцах XVII - XVIII ВЕКА

НОУ Свято – Владимирская православная школа
«Поклоны и реверансы в
историко-бытовых танцах
XVII - XVIII ВЕКА»
Выполнила: Кудинова Анастасия Васильевна
Педагог начальных классов по ритмике
2019
I. ПОНЯТИЕ "ПОКЛОНЫ" И "РЕВЕРАНСЫ"
Даже если вы не умеете хорошо танцевать,
вам будет в заслугу умение хорошо сделать реверанс
Рамо
«Поклон» означает жест приветствия. Движение, характерное для бальных танцев.
Представляет собой знак почтительного отношения партнера и партнерши к публике и
друг к другу. Различают поклоны мужские (простой, с салютом, со снятием шляпы и др.) и
женские (простой, с переходом, с поворотом под рукой, с реверансом и др.)
Танцевальный поклон, в отличие от бытового, подчинён музыкальному кадансу. В
Менуэте или Польке, например, он занимает два такта. На первый такт производятся шаг
в сторону и приставка, на второй - голова наклоняется и выпрямляется. В Венском
Вальсе те же действия растягиваются на четыре такта. В четырёхдольных танцах, в
зависимости от темпа музыки, бывает достаточно одного или двух тактов.
При поклоне соблюдают полувыворотные позиции ног и смягченные положения рук.
Кавалер может держать руки слегка закруглённо вниз, развернув кисти назад. Если одной
рукой он держит руку дамы, то вторую может убрать за спину. При выполнении
старинного придворного поклона кавалер должен слегка отвести руки в стороны и
склониться очень глубоко, дабы соблюсти симметрию низкому реверансу дамы.
Дама во время поклона, как и при реверансе, руками берётся за боковые складки
платья, немного выше коленей. При узком платье руки могут оставаться округлыми,
изображая действия с несуществующими складками. Также руки можно сложить ладонь в
ладонь на уровне груди, или же они могут быть заняты веером. Если платье снабжено
длинным шлейфом, то при поклоне предварительно необходимо откинуть шлейф назад
ловким круговым движением ноги. Верхняя часть тела при этом должна оставаться
совершенно спокойной.
На соревнованиях по спортивным бальным танцам можно увидеть поклоны, включающие
в себя эффектные приёмы - переходы партнёрши с одной стороны партнёра на другую,
ловкое верчение под рукой партнёра и 18 др. Это делается для привлечения внимания и
в обычных случаях не имеет смысла. Не следует забывать, что главное в поклоне -
демонстрация почтительного отношения танцующих друг к другу, к публике и к танцу.
«Реверанс» это почтительный поклон с глубоким приседанием. Является обязательным
элементом европейских придворных танцев и всего придворного этикета.
В Европе эпохи абсолютизма умение выполнять поклоны рассматривалось, как
самостоятельное искусство и было обязательным для всех придворных - для мужчин и
женщин. По технике исполнения «Реверансы» подразделяли на малые, средние и
важные, отличавшиеся друг от друга глубиной приседания и степенью наклона головы. В
XIX веке реверанс сильно упростился и большей частью использовался как женское
бытовое приветствие в рамках светского общества. В этом же смысле он вошел в
бальный этикет XIX века - как вежливый поклон дамы в ответ на поклон кавалера.
«Даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет в заслугу умение хорошо
сделать реверанс», - писал в конце XVII века выдающийся учитель танца Рамо.
Справедливое утверждение. В ту пору умение делать реверансы и поклоны
свидетельствовало о принадлежности к светскому обществу. Предполагалось - может
быть, и не без оснований, - что человек, постигший все тонкости и премудрости светского
поведения, принадлежит к тому обществу, в котором нужно уметь легко и свободно
раскланиваться. Реверанс был к тому же очень важной составной частью всех танцев XVI
- XVII веков, и порой реверансов в них было больше, чем чисто танцевальных движений.
Естественно, что изучение основных реверансов продолжалось шесть-семь месяцев, в то
время как танцам учились несколько лет.
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦЕВ
ТАНЦЫ XVII ВЕКА
"От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках —
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер
Рис.1
В первой половине XVII века во Франции, главным образом в Париже, все еще
продолжают танцевать итальянские танцы — павану, куранту, гальярду. Но в, то, же
время создаются и свои французские придворные танцы. Танцмейстеры все больше
обращают внимание на бранли, которые развиваются и распространяются по всей
Франции. Из французских провинций в Париж проникают различные народные бранли,
которые и становятся источником новых придворных танцев. Так, из французской
провинции Пуату приходит народный бранль, состоящий из маленьких шагов (pasmenus).
Отдельные движения этого бранля стилизуются, приукрашиваются, и на его основе
создается прославленный придворный менуэт. (Рис.1 )
Размеренные, маленькие шаги соединяются с плавными приседаниями, перемежаясь
чопорными реверансами. Руки, слегка согнутые в локтях, с манерно приподнятыми
кистями, подтянутый корпус, приподнятая голова, строго выдержанные позы придавали
менуэту красоту и торжественность. Танец исполнялся под медленную музыку, которую
впервые написал Люлли, использовав для этого народные танцевальные 31 мелодии.
По своей форме и содержанию менуэт отвечал придворно- аристократическому стилю
XVII XVIII веков. «Вообще танец этот... скучный, вычурный, лишенный огня и свободы
движений, он своей салонной жантильностью как нельзя лучше характеризует
искусственные церемонно- приторные нравы светского общества прошлого столетия» .
На протяжении почти двух столетий стиль и характер менуэта видоизменились.
Знаменитые танцовщики и танцмейстеры сочиняли новые па: balance-menuet, боковые па
менуэта, различные виды шагов. Движения рук стали свободней и разнообразней. Теперь
их высоко поднимали над головой. Мягкий и плавный поворот кистей рук сочетался с
различными движениями ног. Темп исполнения стал убыстряться. Весь стиль танца
сделался еще более изысканным и манерным.
Вначале менуэт исполняла одна пара. Танцующие могли варьировать па по своему
усмотрению, сохраняя основной рисунок танца. Когда же менуэт стали исполнять в
несколько пар, двигавшихся одной или двумя колоннами вдоль зала, то танцующие уже
не могли импровизировать, а должны были соблюдать установленные па и фигуры.
Особенность менуэта состояла в том, что его никогда не танцевали по кругу зала, как
вальс, польку или другие круговые танцы. Его рисунок варьировался в плавных,
закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Это построение в
дальнейшем делается обязательным.
Во второй половине XVII века и весь XVIII век менуэт был любимым танцем
различных стран Европы.
III. ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ИСТОРИКО-БЫТОВЫЕ ТАНЦЫ XVII ВЕКОВ
Большое значение для танцев и придворного этикета того времени имели поклоны и
реверансы, которые видоизменялись в зависимости от эволюции танцевальных форм и
характера костюма.
В начале XVII века женские платья уже не имеют форму колокола, а падают
свободными складками. Лиф платья короткий, большое декольте, шлейф не очень
длинный. Волосы стали завивать локонами, которые 32 спускались на спину и плечи.
Носили перчатки, в руках держали красиво расшитые платки, веера. Туфли были на
каблуках.
Во второй половине XVII века женские платья снова стали шире, удлинился шлейф.
Дамы носили платье с большим декольте, длинные, до локтей, перчатки. Талию
стягивали особые корсеты из железных пластинок.
Мужчины
Мужчины стали носить короткие камзолы; панталоны, до колен или икр, завязывались
лентами и украшались бантами. Для парадного и бального костюма полагались белые
атласные башмаки с красными каблуками, короткий плащ, шпага на перевязи, трость и
шляпа, украшенная перьями. Волосы длинные, завитые спускались на плечи. Шляпы с
большими полями, приподнятыми с левой стороны, надевали низко на лоб. Перчатки
украшались дорогими камнями и расшивались золотом.
К концу XVII века мужской костюм несколько меняется, главным образом кафтан,
который стал длиннее и закрыл панталоны. Полы кафтана расширялись книзу. Носили
очень широкие, до локтей, манжеты, перчатки, а с 80-х годов вошли в моду большие
муфты. Штатские носили шпагу на поясной портупее сверх кафтана, а впоследствии —
под кафтаном. В моде были длинный завитой; парик и шляпа, поля которой
приподнимались с боков и спереди.
В XVII веке шляпа была необходимой принадлежностью мужского костюма. При
поклоне ее снимали и надевали по тем же правилам, что и в XVI веке. Не допускалось
наклонять голову и закрывать лицо. Когда брались за борт шляпы, то кисть руки должна
была быть на одном уровне с глазом, а локоть — на уровне плеча. Поправить ее можно
было обеими руками. Сняв шляпу, клали ее тульей вверх на левую руку, согнутую в
локте, или держали в опущенной вниз правой руке тульей вперед.
В шляпе и при шпаге присутствовали на официальных собраниях, балах, визитах -и
так далее. Наиболее знатные дворяне могли в присутствии короля, после поклона, снова
надеть шляпу. (Рис.3 )
Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была
белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и
разрезом, спереди украшенным кружевными оборками «жабо».
Поверх рубашки надевали «весту» — узкую распашную куртку из яркой шелковой ткани с
вышивкой с узкими длинными рукавами.
Также носили «кюлоты» — узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они
застегивались внизу на пуговицу, и иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне
иногда надевали белые шелковые чулки, а буржуа — цветные.
Перчатки, плащи шпага на поясной портупее дополняли костюм. В 30-е гг. 18 века вместе
с модой на нюхательный табак появились табакерки и табакотерки.
Зимой мужчины носили большие муфты и «гетры» — чулки без подошвы,
Все дворяне носили шпагу — штатские на поясной портупее, военные — на перевязи
через плечо.
Рис.2 Рис.3
Женщины
Женщина в костюме эпохи рококо напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Силуэт
костюма ярких и светлых тонов был очень женственным и подчеркивал нежность хрупких
плеч, тонкую талию и округлость бедер (Рис.2 ) .
Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в
неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Одна
из излюбленных отделок лифа «лестница» — декодирование его бантами по всей
длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались).
Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и «фижмы» облегченный каркас, на
котором юбка лежала свободно, падая широкими складками. Фижмы, а во Франции
«панье», делали из ивовых прутьев или китового уса, прокладывая валиками и слоями
простеганной ткани. Спустя десятилетие панье сильно расширились, приобретя форму
эллипса. Проходить в двери, садиться в карету в них было очень неудобно, и при
изготовлении каркаса стали использовать шарниры.
Придворное платье имело шлейф, который пришивался к плечам или к талии.
Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром Туфли знатных
дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом
«французском» каблуке.
В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. ( мушки прикрывали следы от оспы)
Пудрили волосы и парики.И мужской, и женский костюм эпохи рококо дополнялся
большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали
кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки.
Между 70-80-и гг. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа —
«куафюра» (Рис.4 ) , составлявшая одно целое с головным убором. Несколько ее видов
были созданы парикмахером французской королевы Марии Антуанетты — Леонаром.
Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком
каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли
шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами,
массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами,
фруктами или даже макеты парусных кораблей. Существовали блохочесалки Вместо
рыцарских турниров – дуэли на шпагах , вместо строгих церемоний – балы – маскарады
,вместо чопорности – изящество ,вместо охоты – балеты оперы и т д
(Рис.4 )
Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета
изысканного быта и костюма. В это время и появляется “язык вееров” (Рис.5 ).
, особый секретный код кавалеров и дам (как язык мушек, язык цветов и прочие “языки” –
характерная примета времени). Невзначай переложенный из одной руки в другую веер
мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с
указанием точного времени и места.
Придворный этикет был настолько строг, что иногда кавалер не мог говорить со своей
возлюбленной иначе, как издали и жестами. Изъясняться таинственными знаками было
достаточно неудобно, а иногда и опасно, и находчивые дамы нашли весьма изящное
решение: они приспособили для этой цели веер - непременный аксессуар костюма
жительниц жарких стран. Так сложился целый язык, понятный только посвящённым.
Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. В
европейских странах веер носили подвешенным на шелковой петле на правом запястье,
а в Испании – и на правой и на левой руке; от этого значение изменялось. Положение в
правой руке имело более смелое значение; в левой «специальное», адресованное
тайному зрителю.
Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший
вместе с веером и в Россию, в наши дни сложен для понимания. Человеком своего
времени он “читался” в процессе разговора, по перемене положения веера, движению
руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных “листиков”. Хотя
веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина,
которому адресовались послания.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц
посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и
советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни”,
составленный “по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо». В этом
сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом “языке веера”.
Эмоциональный фон:
Расположение, симпатия, любовь подать человеку веер верхним концом.
Презрение подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
Сомнение закрывающийся веер.
Отрицание закрытый.
Безоговорочная всеобъемлющая любовь полностью раскрытый веер.
Волнение от известий резкие быстрые взмахи.
Ожидание похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
Цветовое значение:
Белый веер невинность;
Чёрный с белым нарушенный мир;
Чёрный печаль;
Розовый с голубым любовь и верность;
Красный радость, счастье
Жёлтый - отказ;
Фразы:
Да- приложить веер левой рукой к правой щеке.
Нет приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
Я вас люблю правой рукой указать закрытым веером на сердце.
Будьте осторожны, за нами следят открытым веером дотронуться до левого уха.
Молчите, нас подслушивают дотронуться закрытым веером до губ.
Я хочу с вами танцевать открытым веером махнуть несколько раз к себе,
поманить.
Вы меня огорчили быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
Следуйте за мной похлопывание по ноге сбоку.
Убирайтесь прочь! резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.
Вы мой идеал дотронуться открытым веером до губ и сердца.
(Рис.5 ).
IV.ПОКЛОН И РЕВЕРАНС В XVII ВЕКЕ
Музыкальный размер ¾. Темп медленный. Исходное положение: ноги в III позиции,
правая нога впереди. Дамы двумя руками придерживают с боков платье, причем большие
пальцы лежат сверху платья, а остальные спрятаны в его складках. У кавалера руки с
ладонями, опущенными вниз и с слегка приподнятыми кистями, находятся ниже талии,
немного впереди корпуса.
1-й такт
Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, танцующие делают небольшое
приседание на обеих ногах .Одновременно кавалер поднимает левую руку в левую
сторону до уровня плеча.
Три. Делают левой ногой небольшой шаг назад, постепенно перенося тяжесть корпуса
на левую ногу. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди,, касаясь
носком пола. Одновременно с шагом назад кавалер округлым движением поднимает
левую руку к шляпе, берет ее за левую сторону полей и приподнимает. Сняв шляпу,
отводит левую руку в сторону. Дамы, делая шаг назад левой ногой, отодвигают шлейф.
2-й такт
Раз, два. Углубляя приседание на левой ноге, наклоняют корпус и голову.
Одновременно кавалер плавным движением подводит руку к корпусу, а затем раскрывает
в сторону.
Три. Выпрямляясь из поклона, вытягивают левую ногу. Правую ногу скользящим
движением подтягивают к левой в III позицию вперед.
Если требовалось отдать второй поклон, то кавалер оставлял руку со шляпой,
отведенной в сторону, и при поклоне подводил ее к корпусу, а затем опять раскрывал в
сторону. При исполнении поклона кавалер мог снимать шляпу также правой рукой.
Правила этикета требовали нескольких поклонов, следовавших один за другим по
мере приближения к лицу, которому предназначался поклон. Так же делали несколько
поклонов, отходя назад. При этом никогда не 34 поворачивались спиной к лицу, которому
кланялись
V.ПОКЛОНЫ И РЕВЕРАНСЫ В XVIII ВЕКЕ( практическая часть)
Реверанс дамы и поклон кавалера аналогичны по своим движениям, по дама в
реверансе приседает ниже, чем кавалер.
Реверансы и поклоны в XVIII веке делались вперед и в стороны — вправо и влево.
Поклон кавалера и реверанс дамы вперед
Музыкальное сопровождение № 3. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный.
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Дама придерживает с боков платье. У кавалера руки с ладонями, опущенными вниз и
со слегка приподнятыми кистями, находятся чуть впереди корпуса и немного отведены от
него.
1-й такт
Раз. Глядя на того, к кому обращено приветствие, и делая приседание на левой ноге,
скользящим движением проводят правую ногу вперед, не отделяя носок от пола. Тяжесть
корпуса, который очень подтянут,— на левой ноге. Одновременно кавалеры поднимают
обе руки в стороны, немного выше уровня талии. Кисти рук при этом слегка приподняты,
ладони направлены вниз.
Два. Склоняют корпус и голову в поклоне. Одновременно руки плавно и округло
опускаются, почти соединяясь кистями. Ладони направлены к корпусу. Затем обе руки
плавно раскрываются в стороны немного выше уровня талии. Кисти при этом слегка
отстают от движения рук. Ладони постепенно опускаются вниз, а кисти рук слегка
приподнимаются.
Три. Плавно выпрямляя корпус, поднимают голову, Четыре. Вытягивая колено левой
ноги, скользящим движением подтягивают правую ногу к левой в III позицию вперед.
Разновидность мужского поклона вперед (Рис.5 ).
Музыкальный размер и исходное положение те же, что и в предыдущем поклоне.
1-й такт
Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают шаг вперед правой
ногой, перенося на нее тяжесть корпуса. Левая нога, слегка согнутая в колене, касаясь
«подушечкой» стопы пола, остается сзади правой. Одновременно с шагом правую руку
поднимают вверх вправо, левую влево, немного выше талии.
Три, четыре. Делают шаг назад левой ногой, немного приседая при 40 этом. Правая
нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди, касаясь носком пола.
Одновременно правую руку подводят к сердцу. Левую проводят немного назад на уровне
левого плеча. Корпус и голову склоняют в поклоне, правое плечо немного впереди
левого.
Все движения реверанса должны быть слитны и плавны; запястья рук очень
подвижны и мягки. Корпус подтянут. Реверанс и поклон вперед исполняются также и с
левой ноги, стоящей впереди в III позиции.
(Рис.6 ).
Поклон кавалера и реверанс дамы в сторону
Виды поклонов
Книксен легкий и быстрый поклон приседание юной дебютантки, радостной от внимания
зала.
Ликующий поклон экспрессивное, летящее и чувственное движение тела, когда восторженная
дива «отдается» залу.
Реверанс свободная игра кокетки поклоном, как танцевальным па, с нарочитой демонстрацией
платья, украшений и самое себя.
Музыкальный размер, темп и исходное положение те же, что и в реверансе вперед.
1й такт
Раз. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают небольшой скользящий шаг
правой ногой вправо, перенося на нее тяжесть корпуса. Левую ногу оставляют вытянутой
в колене и подъеме во II позиции на носке. Одновременно с шагом кавалеры поднимают
обе руки в стороны.
Два.Скользящим движением подтягивают левую ногу к правой в III позицию назад,
слегка приседая при этом на обеих ногах. Не задерживая левую ногу в III, проводят ее в
IV позицию назад, углубляя приседание. Корпус при этом очень подтянут. Одновременно
с подтягиванием левой ноги к правой кавалеры обе руки плавно и округло опускают вниз,
почти соединяя их кистями.
Три. Перенося тяжесть корпуса на левую ногу, плавно склоняют корпус и голову в
поклоне. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди, касаясь носком
пола. Одновременно с наклоном корпуса и головы обе руки плавно раскрываются в
стороны.
Четыре. Выпрямляясь из поклона, скользящим движением подтягивают правую ногу к
левой в III позицию вперед.
Аналогично исполняется реверанс в левую сторону.
(Рис.7 ).
Кавалер мог быть в шляпе (треуголке) и не снимать ее при исполнении поклона. Если
же перед началом поклона снимали шляпу, то округлым 41 движением поднимали к ней
правую руку и накладывали на вверх правого угла треуголки три пальца: указательный,
средний и безымянный.
Локоть при этом должен быть наравне с плечом, а ладонь — на уровне глаз. Не
допускалось ни закрывать лицо рукой, ни наклонять голову. Снимая шляпу округлым
движением, правую руку раскрывали в сторону. Держа шляпу в руке, во время поклона
делали те же движения рук, что и без шляпы.
Для исполнения нескольких поклонов, следовавших один за другим, правую ногу
после поклона не подтягивали к левой, а проводили ее, скользя носком по полу, назад в
IV позицию и делали приседание. Затем выпрямлялись и, проводя назад левую ногу,
опять приседали, соединяя приседание с указанными выше движениями рук. Обычно с
такими же поклонами отходили назад. Отход с поклонами был самой почтительной
формой приветствия.
Поклоны исполнялись и во время ходьбы. Наклонив корпус и голову, делали вперед
шаги, во время которых опять постепенно выпрямлялись. Если при себе была трость,
которую держали в левой руке, то при поклоне ее либо ставили на землю, делая
описанное выше движение правой рукой со шляпой, либо невысоко подбрасывали перед
поклоном и ловили за середину ствола. Затем, склоняясь в поклоне, делали приветствие
руками. При этом трость держали в левой руке, а после поклона могли поставить ее на
пол.(рис.7).
Входя в гостиную или зал, где было много гостей, не кланялись каждому из
присутствующих, а делали общий поклон. Пройдя несколько шагов в правую сторону,
кланялись вправо, стараясь не поворачиваться спиной к тем, кто находился с левой
стороны зала.
После этого делали несколько шагов влево и приветствовали тех, кто был с левой
стороны. Перед тем как сесть, следовало отдать поклон вправо и влево находящимся
поблизости гостям и только после этого опускались на свое место.
Культура танца, как и все наше искусство, должна служить духовному обогащению
молодого поколения, его музыкально-эстетическому воспитанию. Этому должна быть
подчинена вся система обучения и воспитания будущего поколения.