Конспект "Древнейшая песнь материнства"
Тема урока: Древнейшая песнь материнства.
Педагогические цели
Формировать и развивать музыкально-художественную культуру личности на
основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к
материнству средствами искусства; познакомить с произведениями, в которых
средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери;
способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы
и картины художников, проводить интонационно-образный анализ произведений
искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
содействовать развитию вокально-хоровых навыков; развивать музыкальное
восприятие, музыкальную память
Тип урока
Расширение и углубление новых знаний
Проблема урока
Почему художники, композиторы и поэты обращались к теме материнства с
древнейших времён?
Планируемые резуль-
таты (предметные)
Узнают понятия икона, церковная музыка, тропарь.
Научатся: сопоставлять музыкальные и художественные образы, В. Гаврилина,
К. Петрова-Водкина, О. Ренуара, Ж.Боржуа, иконы и тропарь Владимирской
иконе Божьей Матери; подбирать слова, которые передают чувства при
прослушивании музыки, просмотре картины, чтении стихотворений,
посвященных Богоматери (М. Волошин).
Личностные
результаты
Понимают связь между нравственным содержанием музыкального произведения
и эстетическими идеалами композитора; оценивают и осуществляют
коммуникативные действия в соответствии с определенной ситуацией
Метапредметные
универсальные
учебные действия
Регулятивные: понимают цель выполняемых действий; адекватно воспринимают
содержательную оценку своей работы; выполняют музыкально-творческие
задания по заданным правилам; выражают в словесной форме образный смысл и
общий замысел произведений.
Познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных
заданий; свободно ориентируются в учебнике; анализируют музыкальное
произведение; делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и
позицию; понимают содержание вопросов и воспроизводят несложные вопросы о
музыке; понимают важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; адек-
ватно воспринимают и передают информацию; оформляют свои мысли в устной
форме.
Основное содержание
темы, понятия и
термины
Икона. Храм. Церковная музыка. Тропарь. Молитва. Картина. Образ Богородицы
в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников
Образовательные
ресурсы
Учебник, с. 44-47
Музыкальный
материал
Песни «Мама» (муз. А. Шульгина, сл. В. Гаврилина), «Мама» (муз. Ж.Боржуа, сл.
Ю.Энтина), Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери.
1. Организационный этап.
Вход в класс под музыку «Мама» В. Гаврилина. Приветствие:
Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный – 2 раза
Нам дарит музыка.
Здравствуйте, гости – 2 раза
Добро пожаловать!
К нам на урок – 2 раза
Добро пожаловать!
Учитель. Здравствуйте, девочки! – 2 раза
Девочки. Здравствуйте!
Учитель. Здравствуйте, мальчики! – 2 раза
Мальчики. Здравствуйте!
Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!
Садятся на места.
2. Повторение изученного материала. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, прекрасную мелодию и
вспомните, где вы её слышали?
Учащиеся слушают фонограмму песни «Ave, Maria!» Франца Шуберта и
отвечают на вопрос.
Учитель: Скажите, а как звучала тема нашего прошлого урока? (Ответы
учащихся). (Слайд № 2).
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами слушали разную музыку,
знакомились с различными произведениями искусства, посвящёнными Деве
Марии, Богородице. Кто же такая Богородица, кто мне скажет? (Ответ
учащихся). А как Богородицу называют в западных странах с католической
верой? (Ответ учащихся).
Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы узнать, как вы запомнили материал
прошлого урока. Но сначала давайте разделимся на две группы, чтобы
выполнить моё задание. Смотрите, у меня в руках два листа. Сейчас я
попрошу подойти ко мне представителя от каждой группы, чтобы выбрать
себе один из этих листов. Покажите всем, кто изображён на ваших листах.
(Слайд №3).
Узнали? Хорошо. А теперь я вам раздам листики с фамилиями
композиторов, поэтов, художников и названиями их произведений. Дело в
том, что они все у меня перепутались. Сейчас вы должны разобраться во
всём этом и подобрать к своим иллюстрациям только те произведения и тех
авторов, которые подходят именно к вашим иллюстрациям. Когда справитесь
с работой, поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения
задания друг друга. Итак, начинаем.
Учащиеся, разделившись на группы, выполняют задание, затем меняются
местами и проверяют друг друга. (Слайды №4 – 5).
Учитель: Ну что, справились? А теперь давайте оценим работу друг друга и
выскажем свои аргументы.
Учащиеся оценивают друг друга и высказывают своё мнение по поводу
оценок. Учитель в свою очередь высказывает своё мнение, соглашаясь или
нет с оценками ребят.
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Учитель: Хорошо. А теперь давайте вспомним, под какую музыку мы с вами
заходили сегодня в класс?
Учащиеся: Сегодня в класс мы заходили под песню А.Шульгина и В.Гаврилина
«Мама».
Учитель: Правильно. А чьи портреты мы видим сегодня на доске?
(Ответы).
Учитель: Да, это ваши мамы вместе с вами. Я хочу сказать всем спасибо за
выполнение домашнего задания. Вы все старались. Молодцы. Я думаю, что в
листах самооценки за домашнее задание вы все поставите себе какую
оценку? (Ответы).
Учитель: Ну а сейчас скажите, кому сегодня мы посвятим наш урок? (Маме).
Правильно, маме. (Слайд №6).
Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные
темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери
средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись
создают образ матери, как в православной вере относятся к образу матери и
материнству. Тема материнства с древнейших времён от века к веку
волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка
каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.
(Слайд №7).
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Сергея
Островского:
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Ребята, в конце урока мы с вами ответим на следующий вопрос: почему
Сергей Островский считает женщину с ребёнком на руках самой прекрасной
из всех женщин, а сейчас давайте попытаемся определить тему нашего урока.
Ответьте мне на такой вопрос: С каких времён художники, поэты и
композиторы обращались к образу матери? (Ответы). Правильно. Смотрите,
я запишу это слово на доске. А теперь скажите, как на Руси называли песню
более сокращённо? Не песня, а ...? (Ответы). Так, запишем и это слово. Ну
и последний вопрос, какое качество появляется у женщины, родившей
ребёнка? Она ведь становится матерью, значит, у неё появляется чувство…
(Ответы). Хорошо. А теперь посмотрите, что у нас получилось. Как же
будет правильно звучать тема нашего урока? (Ответы). (Слайд №8).
С темой определились. Какие же цели и задачи мы сегодня поставим перед
собой? Что мы должны с вами узнать? На какой вопрос мы будем искать
ответ? (Слайд №9).
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель помогает.
Цель: Узнать, почему художники, композиторы и поэты обращались к теме
материнства с древнейших времён?
Задачи: Проследить, как музыка, литература и живопись создают образ
матери, материнства.
Воспитывать любовь и уважение к матери.
Развивать творческие, познавательные и вокально-хоровые навыки.
4. Первичное закрепление.
Учитель: Многие виды искусства могут рассказать нам о матери и
материнстве. Это и картины, и стихи, и музыка. Посмотрите на экран и
скажите, что перед вами? (Икона). (Слайд №10).
А вы знаете, как писались иконы?
Ребята некоторым из вас я давала индивидуальные задания. И сейчас о том,
как писались иконы нам расскажет ….
Сообщение №1: Слово «икона» по-гречески – образ. Икона, есть образ, а не
конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам
(канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или
сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом) и лик на ней не несет
чьих-то индивидуальных черт. (Слайд №11).
Учитель: Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего
получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно
поэтическими названиями (Слайды №12 - 17):
«Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость»,
«Милостивая», «Всех скорбящих радость», «Умиление». Каждая из этих
икон получила название от того о чем молятся этой иконе. Одна из таких
икон – «Богоматерь Владимирская» - небесная заступница Москвы. (Слайд
№18).
Она особенно близка сердцу русского человека. Эта икона –
величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
Кстати, ребята, давайте вспомним, кто такая Богородица? (дети отвечают).
Образ Божьей Матери это пример великой любви ко всему человечеству.
Богородица – это, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех
странах, как вечный символ страдающей матери.
Учитель: Действительно, посмотрите, изображение на иконе передаёт
полное нежности общение ребёнка с матерью, предвидящей страдания,
ожидающие её сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке
склонившейся матери и обнял её за шею. (Слайд №19).
Ребята, давайте проследим путь иконы Владимирской Божьей Матери и
узнаем, как она попала в Россию. Об этом нам расскажет…. (Слайд №20 -
25).
Сообщение №2: Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская»
была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала
в Вышгород, что близ Киева, в начале XIIв. Потом икону увез во Владимир
князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем
была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск
татарского хана Тамерлана, Железного Хромца, икона спасла город от
гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе
Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского
государства. После октября 1917 г. хранилася в Третьяковской галерее. В
сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесён в храм-музей Святителя
Николая при Государственной Третьяковской галерее, где находится и
поныне. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой
руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери,
нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название
«Богоматерь Умиление».
Учитель: Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из
Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.
(Слайд №20).
Многое "видела" и "слышала" икона. Вот что пишет об этом Максим
Волошин в своём стихотворении. Пожалуйста, ребята. (Слайд №26).
1. Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
2.И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом...
Здесь, в Успенском — в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Учитель: Ребята, по выражению художника Игоря Грабаря, эта икона –
«Древнейшая песнь материнства». Как вы понимаете эти слова? (Ответы
учащихся).
Учитель: По уставу Русской православной церкви каждому празднику
полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко
всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста.
Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нем
частично рассказана история иконы. Но прежде чем послушать
произведение, давайте узнаем, что такое тропарь. (Слайд №27).
Тропа
́
рь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается
сущность праздника или прославляется священное лицо.
Послушайте Тропарь Владимирской иконе Божией Матери и скажите (Слайд
№28).:
1. Кто исполняет это произведение?
2. Какой характер музыки у данного произведения?
3. Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?
4. Где можно услышать это произведение?
Слушание - Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. Ответы на
вопросы учителя.
Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на данном этапе и
работу своих товарищей, которые готовили индивидуальные задания.
Учащиеся высказывают свои мнения, ставят оценки в листы самооценки.
Учитель: Богородица – прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех
странах мира как вечный символ страдающей матери. (Слайд №29).
Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта.
Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей
звучание покоя и вечности. Ребята, а вы бывали в церкви? Что вы там
видели? (Слайд №30). (Ответы учащихся).
Давайте и мы с вами попробуем зажечь свою свечу. Давайте встанем,
закроем глаза и представим, что у нас в руке зажжённая свеча. А сейчас
сделаем глубокий вдох и легонечко подуем на нашу свечу, но пламя её не
должно погаснуть. Сделаем это на звук «у».
А вы помните, чем пахнет в церкви? Какие ощущения там мы испытываем?
(Ответы учащихся).
А теперь давайте попытаемся вдохнуть эти запахи и передать те ощущения
покоя, умиротворения и радости в выдохе на слове «Ах».
Далее учащиеся выполняют вокальные упражнения.
4. Исполнительская деятельность.
Учитель: Ребята, у каждой эпохи свой идеал женщины, вся история
человечества отражается в том, как люди видели женщину. Женский
характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в
портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в
гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По
портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный
склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама
живопись. (Слайд №31).
Давайте обратимся ещё к двум картинам: "Петроградской мадонне" К.
Петрова-Водкина и к фрагменту картины "Мадам Шарпантье с детьми" О.
Ренуара. Откройте учебник на странице 46 – 47. Внимательно рассмотрите
иллюстрации. Кто изображён на картине К. Петрова-Водкина? (Слайд №32).
На картине К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна»
изображены мать и ребенок, мать нежно обнимает ребенка, она спокойна,
жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание
уберечь сына от невзгод.
Учитель: Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного
искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (Ответы
учащихся).
А теперь давайте обратимся к другому произведению. Эта картина была
написана французским художником 19 века Огюстом Ренуаром. Что на ней
изображено? (Слайд №33).
На картине Пьера Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми» мы
видим мать с двумя девочками, отдыхающими после игры, рядом с ними
спокойно лежит собака, мать смотрит на них ласково, с любовью и
нежностью.
Учитель: Ребята, на обеих картинах художники постарались передать образ
мамы: нежный, ласковый, добрый. Мы с вами на прошлом уроке и на
внеурочной деятельности выучили песню, которая тоже посвящена маме.
Она уже звучала сегодня, когда вы заходили в класс. Это песня «Мама»
В.Гаврилина. Какие чувства оно передаёт и с какой интонацией мы её
должны исполнять, особенно слово «мама»? (Ответы учащихся).
Учитель: Давайте все сядем ровно, вспомним певческую установку сидя и
приготовимся к исполнению.
Исполнение песни «Мама» В.Гаврилина. Работа над характером
исполнения.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте оценим ваше исполнение. Как вы
считаете, какие оценки вы получили за исполнительскую деятельность?
Учащиеся высказывают свои мнения, ставят оценки в листы самооценки.
5. Закрепление пройденного материала (организация деятельности по
применению новых знаний).
(Слайд №34).
Учитель: Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов
можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь все самое
дорогое, родное, святое связано с мамой. Посмотрите, ребята, я приготовила
для вас листочки с этими словами. Давайте попытаемся образовать из них
словосочетания. Желающие по одному подходите к столу, выбирайте
нужные слова и крепите на доску.
Учащиеся по желанию выполняют задания у доски.
Учитель: Ребята, какой образ сопровождал нас сегодня на уроке? Давайте
вернёмся к нашей цели и задачам. (Слайд №35).
Достигли мы сегодня нашей цели? Все ли задачи решили? Давайте же
ответим на вопрос, почему художники, композиторы и поэты обращались к
теме материнства с древнейших времён?
(Слайд №36).А почему Сергей Островский считает женщину с ребёнком на
руках самой прекрасной из всех женщин?
А чем изображение на иконах отличается от изображения на картинах?
Что ещё нового вы сегодня узнали?
На иконах и на картинах художников изображена женщина с младенцем без
короны, без богатой одежды. Но почему весь мир называет Её Царицей
Небесной? (Ответы учащихся).
Учитель: Вот перед вами слова. (Слайд №37).Найдите среди них те, которые
передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на
картины, посвященные Богоматери. Можете придумать свои.
Учащиеся в группе выполняют задание, проговаривают слова вслух.
Учитель: Ребята, Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во
всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов
искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви,
счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь
не причинять ей боли своими словами и поступками.
А теперь давайте вспомним цели нашего урока. Скажите, все ли цели нами
достигнуты? Что нового вы для себя узнали на уроке? (Ответы учащихся).
Учитель: Ну а сейчас обратите своё внимание на листы самооценки. Каких
оценок там у вас больше? Что же получается в итоге?
Учащиеся выставляют себе итоговую оценку и высказывают своё мнение.
6. Домашнее задание. Рефлексия.
(Слайд №38).
Учитель: Ребята, вы все знаете и любите праздник Пасхи Христовой. Знаете,
что отмечают его всегда весной. И в это время какое дерево цветёт?
(Ответы учащихся). Правильно верба. Так вот, домашним заданием будет
для вас нарисовать букетики вербы или найти стихи о вербочках, о вербном
воскресении.
Учитель: Ну что ж, наш урок подходит к концу. Закончить бы его хотелось
ещё одной песней. Скажите, какой праздник мы будем отмечать через
несколько дней? (Ответы учащихся). Правильно. (Слайд №39). Давайте
споём сейчас песню, которую мы выучили с вами на внеурочных занятиях к
этому дню.
Учащиеся встают и исполняют песню «Мама» из одноимённого
кинофильма.
Учитель: Посмотрите на доску или на экран, кто это перед вами? (Слайд
№40).
Предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.
Учитель: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти
весь урок (в это время учитель кладет на парту каждому ребенку
бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о
мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами
есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в
ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы
его не коснулась война, а кто-то – здоровья себе и своей маме или другому
близкому человеку. Возьмите своего ангела и прикрепите к Богородице, а
он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети
прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).
Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Два музыкальных обращения к Богородице" 3 класс
- Конспект "Фольклор - народная мудрость" 2 класс Школа России
- Методическая разработка "Хоровое сольфеджио. Начальный этап обучения"
- Технологическая карта "Мир музыки Бетховена" 3 класс
- Сценарий "Вновь сирены ведут вечный спор"
- Конспект урока "Колокольные звоны" 4 класс