Конспект урока "Два музыкальных обращения к Богородице" 3 класс

Гайсина Милана, 40 гр.
Класс: 3
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Бабенко Н.П.
Тема урока: «Два музыкальных обращения к Богородице».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве
в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
Задачи:
Метапредметные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений; умение проводить
анализ, сравнение; формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.
Предметные: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии; -
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Личнотные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария», С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!», Песня «Мама», музыка
В. Гаврилина, слова А. Шульгиной
Этап урока
Действия учителя
Деятельность
обучающихся
Музыкал
ьный
материал
УУД
1. Организацион
ный момент(2
минуты)
Здравствуй, ребята! Меня зовут Милана Махмутовна. Сегодня я
проведу у вас урок музыки.
Дети заходят в
класс и садятся
на места
Л - Проявление
эмоциональной
отзывчивости
2. Актуализация
знаний (3
минуты)
Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно
необычным способом?
В каком характере?
Какой образ возник в вашем воображении?
Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в
оригинальном звучании.
А сейчас попробуем определить тему нашего урока.
Ответы детей
Видеофра
гмент
«Аве
Мария»
Ф.
Шуберт
Л - Проявление
эмоциональной
отзывчивости;
П - способность
детей к
рассуждению,
принятию
решений;
3. Открытие
нового знания
(10 минут)
Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут
очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное
искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так
же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В
искусстве есть великие, вечные темы.
Тема материнства от века к веку волновала художников всех
народов. Эта тема близка каждому человеку.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Дети
формулируют
тему урока
Предполагаемые
ответы детей
Р - Научатся
выбирать
действия в
соответствии с
поставленными
задачами;
Л - проявление
эмоциональной
отзывчивости;
Р - Научатся
выбирать
действия в
Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем
знакомиться? О ком эти слова? (Дева Мария, Царица небесная,
Мадонна, Пресвятая Богородица)
К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и
композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем
подробнее.
Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так
и называется тема нашего урока. Запишите. Знакомы ли мы с
произведениями композиторов, художников посвященных
Пресвятой Богородице? (нет)
Значит, какая стоит перед нами задача на уроке?
Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран
мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это
делают.
Прочтите стихотворение Данте.
Созданная великим итальянским художником XV века
Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных
картин на земле.
Что мы видим на этой картине?
В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков,
прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена
любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя
младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними
склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название
картины “Сикстинская мадонна”).
Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые,
возвышенные, нежные)
Какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы
выразить эти чувства? (ласковая, задумчивая, напевная,
созвучная возвышенному и чистому образу матери И.Христа)
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа,
Ответы детей
соответствии с
поставленными
задачами;
Л - проявление
эмоциональной
отзывчивости,
импровизироват
ь в характере
жанра.
начинаются словами “Аве Мария”, что значит «Славься,
Мария».
Прочтите стихотворение А. Фета. Как он называет Богородицу?
(Чистая дева, Неба царица)
4. Организация
слушательской
деятельности
(10 минут)
Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего
эти лирические и поэтические чувства? (песня, песенность)
Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней
силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.
Послушайте песню-молитву «Ave Maria» австрийского
композитора Франца Шуберта и скажите, какие чувства передал
австрийский композитор?
Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная,
протяжная мелодия, распевы)
Музыка и Изобразительное искусство каждое своими
средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками –
создают ощущение возвышенного, одухотворенного,
прекрасного.
Что еще созвучно музыке и картине? (стихи поэтов)
Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-
певец Робертино Лоретти)
Послушайте произведение снова, и скажите, какой инструмент
сопровождал прекрасное пение? (орган)
Сейчас мы немного отдохнём. Встаём на физминутку!
Ответы детей
«Ave
Maria» Ф.
Шуберт
Л -проявление
эмоциональной
отзывчивости;
Л -личностное
отношение при
восприятии
музыки.
П - способность
детей к
рассуждению,
принятию
решений;
5. Организация
слушательской
деятельности
(10 минут)
Познакомимся с другой молитвой Божией Матери, сочиненной
русским композитором С. Рахманиновым.
И в русской православной церкви есть подобная молитва,
обращённая к Деве Марии – Богородице Дево, радуйся”.
Послушайте произведение, и скажите, кто исполняет его? (хор)
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.
Богородице посвящают свои творения художники и
скульпторы, поэты и композиторы.
Дети исполняют
песню.
«Богород
ице Дево,
радуйся»
С.
Рахманин
ов
Л -
Корректировать
собственное
исполнение;
К -
Осуществлять
музыкально-
исполнительски
Послушайте произведение снова. Сохраняется ли на
протяжении всего произведения тихое звучание голосов? (нет)
В чём его отличие от зарубежной музыки? (поет хор, без
сопровождения, мелодия на одном, повторяющемся звуке)
й замысел в
коллективном
творчестве.
6. Организация
исполнительско
й деятельности
(10 минут)
Ребята, у каждого из нас есть мама. Она добрая, ласковая,
нежная, порой строгая. О маме сложено немало песен. Разучим
одну из них, её написал В. Гаврилин (немного о композиторе).
ВХР
Скачок на м6
Нисходящее движение
мелодии
Допевание гласной «а»
Дети подводят
итоги, отвечают
на вопросы
Ответы детей.
«Мама»
В.
Гаврилин
Л - Личностное
отношение при
восприятии
музыки.
7. Рефлексия (5
минут)
Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Ответьте на
несколько вопросов:
Как поэты, художники и композиторы передают образ
Богоматери?
С произведениями каких композиторов познакомились? Какие
чувства вы испытываете, когда слушаете музыку, смотрите
картины, посвященные Богородице?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Были ли вы активными участниками учебной деятельности?
До свидания!