Методическая разработка "Хоровое сольфеджио. Начальный этап обучения"
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»
Методическая разработка.
Хоровое сольфеджио. Начальный этап обучения.
Адресована педагогам дополнительного образования
Автор: Слепенкова И.А.
Педагог доп.образования
Санкт – Петербург
2017 г.
2
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Общие методические рекомендации……………………………………...4
3. Планы уроков……………………………………………………………….5
4. Список использованной литературы……………………………………...6
3
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного
образования, работающих с детьми, ранее не обучавшихся нотной грамоте и основана на
многолетнем опыте работы в Хоровой студии мальчиков и юношей.
Основная цель методической разработки – практическое, последовательное
обучение пению по нотам детей, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.
Весь практический материал, подобранный в работе построен по принципу
многократного повторения и наработки вокально – интонационных навыков
непосредственно на занятии.
В построении каждого занятия подразумевается наличие некоторых особенностей:
- Монотональность (работа в одной тональности);
- Вокально – интонационные упражнения на определённые мелодические ходы и
скачки, чаще всего встречающиеся в хоровых произведениях;
- Чтение с листа;
- Специальные проверочные задания в конце каждого занятия.
Кроме того, хотелось бы отметить, что данная методическая разработка помогает
закреплению умений и навыков, приобретаемых учащимися на хоровых занятиях, так как
находится в тесной взаимосвязи с программами хоровых коллективов.
Воспитание музыкального слуха, являясь главной целью предмета сольфеджио,
неразрывно связано с активной музыкально – исполнительской деятельностью учащихся.
И по силе своего воздействия самое мощное влияние на организацию слуха, несомненно,
оказывает именно хоровое пение.
4
Общие методические рекомендации
Вокально – интонационная работа
1. Музыкальное эхо на пройденных нотах.
2. Пение вокально – интонационных упражнений (нотами и слогами).
3. Пропевание устных диктантов (используя пройденные мелодические модели).
4. Пение песенок (с показом нот по руке и на клавиатуре).
5. Пение гамм:
• разными длительностями в разных размерах;
• по тетрахордам;
• по цепочке;
• пение «вслух и про себя»;
• пение только устойчивых звуков;
• опевание устоев;
• пение ступеней:
1. по ручным знакам;
2. по лесенке;
3. по ритмическим карточкам;
4. по клавиатуре;
5. ступеневый диктант.
6. Пение интервалов, как соотношение ступеней лада (секунда: I-II, терция: I-III,
квинта: I-V и т.д.).
7. Развитие гармонического слуха (пение канонов, терцовое двухголосие, пение
песенок с аккомпанементом).
Работа над ритмом
• Ритмическое эхо (можно использовать музыкальные инструменты).
• Работа с ритмическими карточками.
• Запись римических диктантов.
• Запись стихов ритмами.
• При пении с листа использовать проговаривание нот в ритме.
• Задание «Ритмический лабиринт» (прохлопать ритм по стрелкам).
Письменные упражнения
• Музыкальный словарь (запись без ритма нот или мелодичнсеих оборотов).
• Запись пройденных песенок.
• Занимательные диктанты (разделить мелодию на такты, дописать ритм, исправить
ошибки в мелодии, определить размер).
Слуховой анализ
• Определение мелодических моделей (устный диктант).
• Определение ступеней лада.
• Определение интервалов.
• Определение ритмического рисунка.
Проверочные задания
5
• Исполняется каждым учащимся.
• Пропевается от начала до конца всей группой.
• Пение цепочкой (по одному такту или по фразе).
• Прохлопывание ритма номеров с названием нот.
6
Список литературы
1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.,1986
2. Курина Г. Детское хоровое сольфеджио.Спб.,1999
3. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1976
4. Гринчак Г. Приёмы хорового сольфеджио. Спб., 2006