Конспект урока "Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!" 3 класс

Тема урока: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь
материнства
Цели урока:
•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи,
музыки.
•Осознать единство темы.
Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки,
изобразительного искусства;
2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и
жанрах.
4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей
Матери и образ матери.
МЕТОДЫ: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения,
выход за пределы музыки.
Тип урока: Углубления в тему.
Вид урока: урок – исследование.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина
Дополнительный материал к уроку: Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Раздаточный материал: репродукции картины «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти, Словари
Ражникова; бумажный ангел на нитке по количеству детей в классе.
Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство,
тишина, достоинство).
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:
Просвещение, 2004
2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:
Просвещение, 2005
3. Фонохрестоматия / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD,
MP3)
I Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный – 2 раза
Нам дарит музыка.
Учитель. Здравствуйте, девочки!
Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, мальчики!
Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!
Ученики. Здравствуйте!
Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!\
У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня
будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.
Введение в тему урока
(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)
У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?
Ответы детей:…
У.: Почему?
Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.
У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?
Д.: (выводы детей)
У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с
вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как
музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала
художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо
от возраста, страны и национальности. (Слайд 2)
Актуализация темы урока
«Древнейшая песнь материнству. Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве»
вот тема нашего урока сегодня.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)
(Звучит православная молитва)
У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом
У - А где обычно звучат молитвы?
У - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то, которое больше подходит к
молитве: (Слайд 3 )
Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства
1). Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)
2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,
В молельню тихую земля превращена;
Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!
(Владимир Бенедиктов)
3). «Ave Maria лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха
( Афанасий Фет)
(Слайд 4)
У.: - “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы,
который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам на несколько
минут стать «композиторами» и подобрать музыку для этого стихотворения. Можно
воспользоваться словарем.
Д.: - ( выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)
Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти
У.: - Давайте послушаем молитву “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта в
исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку, всмотритесь в картину,
которая лежит перед вами (раздаточный материал репродукция картины «Сикстинская Мадонна »
Рафаэля Санти) (Слайд 5)
У.: - Слушая молитву, перед глазами у вас была картина «Сикстинская Мадонна» итальянского
художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами
облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской
гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними
склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
(Слайд 6)
Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский
художник или художник зарубежный?
У.: - Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»
IV Беседа по картинам
Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.
Давайте сравним чем?
(Слайд 7)
У.: Кто изображен на картинах?
У - Откуда явилась Мария?
У: - Куда направляет стопы?
У.: - Куда устремила взгляд?
У.:- Какие краски на холстах художников?
У.: - Какого цвета больше?
У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?
У.: Где происходит действие?
У.: - Перед кем стоит Дева Мария?
У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много
в них общего. Как вы думаете почему?
Д.: -
У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в
исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к
матери. (Слайд 8 изображение из Библии)
Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения
Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история
(Читаю текст из библии)
Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о
мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как
других веселят пиры, забавы или игры.
Однажды, читая священное писание перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес
Божественное приветствие:
Он сказал ей:
Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и
любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его
Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.
Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям
ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию,
но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем
заслужила Она столь высокую похвалу? Дева Мария молчала и ждала...
«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна Ты между жёнами», - этот же,
только несколько измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских
композиторов, которые обращались к этой теме.
Слушание «Богородице, Дево, радуйся»
- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.
Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.
(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова,
У.: - Что вы почувствовали?
У.: - Опишите эту музыку? Какая она?
У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?
У.: - Чем?
Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)
У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?
Повторное слушание фрагментов молитв.
Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным
сопровождением.
У.: Кто-нибудь знает почему?
Д.: -
У.: - Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в
католических - есть.
Динамическая пауза.
Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в Австрию на Родину Франца
Шуберта (Звучит запись шума моря)
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и
прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу прижимаем к полу правую ногу.
Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону
прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к полу прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.
Вернулись из нашего «путешествия» домой и с новыми силами продолжаем урок.
У.: - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а
икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «
Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из
этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной
заступницы Москвы
(В руках учителя маленькая копия иконы из церкви)
Посмотрите видео об этой иконе и скажите, почему же она так близка нашему народу, обратите
внимание на музыкальное сопровождение.
(Слайд 9)
Беседа
У.: О чем молятся этой иконе?
Д.: …
Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в
Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое
«видела» и «слышала» икона:
«Странная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом....
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)
У.: -Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по
мнению автора?
Д.: -
У.: - Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь
многовековой, а образ остаётся неизменным.
У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?
Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)
У.: Кто-то заметил название этой молитвы?
(Слайд 10)
Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое
произведение в честь святого или церковного праздника.
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой
ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией
Матери.
Запишем новое слово в музыкальные словарики.
Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания
Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская. (Слайд 11)
Не на троне – на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит…
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максим Волошин
У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?
По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».
Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы, а вот неизменная заступница
куртамышан Абалацкая Божия Матерь («Знамение»).
(Показать маленькую копию из церкви)
Знакомство с иконой из Храма равноапостольных Петра и Павла г. Куртамыш
(Слайд 12)
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы …» есть чудесное предание о том, что эта
икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году. В
видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения
Пресвятой Богородицы. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное,
Мария уже не могла более скрывать.
И в 1637 году со слов Марии протодьякон кафедрального Тобольского Софийского собора
Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. Икона, по преданию, давно
принесена в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. Избавление от болезней - это не
единственное благодеяние святыни. Внизу иконы есть надпись о том что, празднование
совершается 8 июля по случаю избавления посёлка Куртамыш от пожаров с выносом иконы в
1864, 1868 и 1869 годах. В память избавления от пожаров и в настоящее время ежегодно
совершаются крестные ходы с иконой только вокруг храма 2 августа, в Ильин день. Невозможно
записать все сведения знамений Матери Божией для каждого человека.
Если вы с родителями будете в нашем храме, обратите внимание на эту икону, ее легко
узнать по количеству золотых украшений, принесенных иконе людьми в благодарность за
помощь.
Развитие вокально-хоровых навыков.
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет
стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только
один человек – это наша МАМА. МАМА слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно
и тепло…
- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза
прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
Дома вы доучивали слова песни «Мамина улыбка». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством,
каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей МАМЕ.
Исполнение песни «Мамина улыбка».
(Слайд 13)
У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?
Д.: -
У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите
на картины, посвященные Богоматери.
Итог урока
( На доске слова повесить (или сейчас или перед началом урока): мир. радость, спокойствие,
величие, красота, простота, благородство, тишина. достоинство). Или слайд 14 (на усмотрение
учителя)
Д.: - (выбирают, придумывают свои)
У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ
страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом
доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не
причинять ей боли своими словами и поступками. (Слайд 15)
Домашнее задание. У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке,
остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы
близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.
(Слайд 16)
Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери
Владимирской и Абалацкой)
У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?
Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)
У.: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время
учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из
этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами
есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему
свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья
себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмитесь за ниточку и отпустите своего
ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети
прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).
Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!