Игровые технологии, применяемые на уроках литературы
Игровые технологии как средство
выражения эмоциональной сферы
ребенка на уроках родного (русского)
языка и родной литературы
Соковикова Ирина Николаевна
учитель родного русского языка и родной литературы.
МАОУ «Гимназия № 14»
Улан-Удэ
2022
Хороший учитель всегда задается вопросом: «как сделать урок по-
настоящему интересным?», «Как активизировать самостоятельную
познавательную деятельность обучающихся на уроке?», «Как помочь
ребятам приобрести необходимые знания, предоставляя при этом
возможность ощутить радость от обучения?» В данном случае интерес
занимает одну из самых важных мотивационных установок. Но как провести
урок интересно? Большую популярность сейчас имеют игровые технологии,
которые можно применять на уроках практически по любому предмету.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает большую
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Педагогические игровые технологии – это
группа методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий стимулирует к учебной деятельности и
создается за счет различных игровых приемов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения. Такие педагогические игровые технологии отличаются
от простой игры тем, что ставится четко цель и направленность на результат.
Средствами таких игр является материал урока, а правила игры подчиняют
себе учебную деятельность. За достижение успеха предполагается игровое
вознаграждение.
В среднем школьном возрасте особенностями применения игровой
деятельности являются нацеленность на самоутверждение, а также
ориентация на речевую деятельность. Главные мотивационные линии этого
возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному
самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и
самоутверждение.
На уроке в процессе применения игровой технологии начинают заметно
проявляться индивидуальные особенности ребенка и его способности.
Слишком скромные и «зажатые» дети могут неожиданно для всех
раскрыться, раскрепоститься, а дети, которые и так в целом активные могут
проявить свой незаурядный талант еще больше. И, конечно, нельзя не
отметить, что абсолютно все обучающиеся подходят к процессу игры
творчески. Они стараются вносить что-то свое в правила, в процесс игры, в
распределение обязанностей и др., тем самым еще быстрее достигается цель
каждого учителя – это заинтересовать детей, активизировать их
познавательную деятельность на уроке, стимулировать их к чтению
художественной литературы.
Игровые технологии, применяемые на уроке, дают возможность ребенку
посмотреть на себя со стороны, услышать мнение сверстников о степени
успешности выполнения той или иной игровой роли. Все это позволяет
детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной.
Эмоциональная сфера ребенка таким образом развивается опосредованно,
под воздействием ненавязчивого педагогического воздействия.
Эмоции и чувства человека оказывают существенное влияние на его
волю - на способность сознательно регулировать поведение и деятельность,
чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать
встречающиеся трудности. Постоянные действия игры, реализуемой на
уроках родного языка и родной литературы, развивают у детей такие волевые
черты характера как выдержка, умение преодолевать препятствия, умение
прилагать усилия для достижения поставленной цели, быстроту реакции в
быстро меняющейся обстановке, решительность в своих действиях, умение
считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и т.д.
Но возникают и проблемы при применении игровых технологий на
уроке. Так как игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо
управляемый, урок может в какой-то момент превратиться в хаос, и тогда
цель, которая стояла в начале педагогической игры, может быть не
достигнута. На урок влияет достаточно большое количество факторов,
подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто:
обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень
знаний обучающихся, интерес к проблеме и т.д. Необходимо не забывать о
систематическом и целенаправленном использовании игровых методов, что
может дать определенные результаты: это и коррекция эмоциональных
качеств личности, и результативность учебной деятельности. Также
необходимо четко ставить цель игры, и целенаправленно и планомерно
подходить к результату. И цель, и правила, и, в какой-то мере, сам ход игры
должны продумываться всеми ее участниками, совместными усилиями,
чтобы каждый учащийся мог проявить себя, показать свои навыки и умения,
имеющиеся на данный момент знания, чтобы каждый почувствовал себя
нужным «звеном» этой системы в ходе игрового обучения.
На уроках родной литературы мы совместно разрабатываем правила
игр, которые называем литературными играми. Такие игры имеют большое
значение для расширения общего кругозора учащихся, пополнения их знаний
по теории литературы обогащения знаниями в области биографии писателей,
различных литературных произведений, а также для формирования у
школьников определенных умений и навыков по предмету и применения их в
практической деятельности. Литературные игры способствуют развитию
внимания, мышления, памяти, речи, воображения, фантазии, творческих
способностей. Постепенно формируются умения сравнивать, сопоставлять
(на примере литературных произведений), находить аналогии, оптимальные
решения. Они также позволяют приобщать учащихся к нормам и
непреходящим нравственным ценностям жизни человека.
Арсенал литературных игр и игровых технологий, применяемых на уроках
родного языка, разнообразен. Любимые литературные игры у ребят – это
«Таинственная шкатулка», «Напиши письмо литературному герою»,
«Коллективное творчество» и, конечно, один из видов операционной игры –
инсценировка.
Остановимся на некоторых играх, применяемых на уроках: Викторина –
игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей
темой. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько
составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить
буквами, составляющими нужные слова, расположенные вертикально и
горизонтально. Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза
изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Головоломка –
трудноразрешимая задача, загадка, в которой спрятано слово – ключ к
целевым установкам на уроке. Этимологи – игра, в которой дети выступают
в роли исследователей слова, проводя этимологический анализ.
Литературные «прятки» - игра, где ученик готовит рассказ, в который
«прячет» слова из прочитанного произведения. Другие учащиеся
внимательно вслушиваются в рассказ, определяя, какое произведение
задумано их товарищем. Литературный аукцион – массовая игра,
построенная по принципу аукциона. Предметом «продажи» являются
литературные вопросы и задания.
Ученый совет – ролевая игра с учебным текстом. Учащиеся читают текст,
распределяют роли автора, редактора, критика, незнайки, специалиста,
членов ученого совета. Каждый в своем амплуа оценивает текст, говорит о
его содержании; члены ученого совета добавляют, поправляют
выступающих. Пресс-конференция – ролевая игра, проводимая по аналогии
с пресс-конференциями, где учащиеся заранее распределяют между собой
роли пресс-центра, репортеров, готовятся к пресс-конференции по кругу
вопросов. Литературная игра по одному произведению или творчеству
одного писателя, имитирующая какую-либо известную телевизионную
игру («Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Самый умный» и
др.) - ролевая игра, правила которой известны учащимся по любимым теле -
проектам. Развлекательный характер таких упражнений преследует двойную
цель: привносит элемент азарта, соревновательный характер игры, и в то же
время, создает условия для самоконтроля, направляет на верный путь,
указывая на ошибки.
Все представленные игры могут применяться в ходе нескольких уроков
по одному произведению, или по одному разделу родного (русского) языка, а
могут быть составлены по определенному тематическому циклу.
Один из видов деловой игры – инсценировка, отличается от других
литературных игр. Инсценировка – подготовка литературного произведения
или его части к показу на сцене. Необходимо знать сильные и слабые
стороны этой игры. Это очень интересная, эффективна игра, но она
предполагает творческий подход, требует четкого обоснования целей и места
в учебном процессе. Инсценирование обостряет внимание к
художественному тексту. Однако для того, чтобы эта работа не превратилась
в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания.
Трудности этого приема побуждают использовать его в основном в средних и
старших классах.
Возникает проблема: можно ли применить этот игровой прием на
примере эпических произведений или он имеет место быть только при
изучении драматических произведений? Также проблемой становится
инсценирование большого эпического произведения, так как требует
огромного творческого труда. А вот инсценирование лишь эпизода из
большого произведения или рассказа, особенно тогда, когда в центре его
одно событие, когда он написан как сценка, - задача, посильная для учащихся
даже средних классов. Все эти проблемы решаемы, когда тщательно
продумываются цели и задачи предстоящего мероприятия, и такое
мероприятие выливается в целую проектную деятельность. Мы с ребятами на
уроках родной литературы разрабатываем проекты, в которых применяем
весь представленный выше арсенал литературных игр, используя их в
качестве предварительной работы над данным проектом, а затем
целенаправленно подходим к достаточно сложному виду игровой технологии
– инсценировке. Ребята определяют не только цели и задачи, но и учатся
распределять роли, брать на себя ответственность за выполнение своей
игровой задачи. Каждый старается внести свой вклад в достижение общей
цели, таким образом, каждый учащийся оценивает свои возможности.
В заключении хочется сказать, что игра воодушевляет обучающихся,
порождает радость и бодрость, обогащает впечатлениями, помогает мне
избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу
дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя
активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к.
положение «аутсайдера» в игре мало кого устраивает.
На вопрос анкеты «Каким в твоем представлении должен быть урок
литературы?» учащиеся давали ответы: «Я считаю, что урок литературы
должен состоять не только из чтения, но и из разыгрывания сценок, ответов
на интересные вопросы. В сценках должны участвовать и слабые ученики»,
«На уроках литературы, хотя бы один раз в месяц, должны проходить
конкурсы или викторины», «Урок литературы должен быть интересным и
увлекательным». Результат анкетирования показывает, что ребятам нравятся
уроки с использованием игровых технологий.
Литература - еще материалы к урокам:
- Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»
- Литературный диктант по тексту пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» 10 класс
- Анализ поэмы В.В. Маяковский «Облако в штанах» 11 класс
- Урок внеклассного чтения "В.П. Астафьев «Записка». Нравственные проблемы рассказа»" 8 класс
- Рабочий лист к уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»" 8 класс
- Контрольная работа "Жизненный путь и творческое наследие литераторов конца XIX – начала XX веков" 8 класс