Игровые технологии на уроках в начальных классах

Игровые технологии на уроках в начальных классах
Доклад подготовила Засименко Ксения Сергеевна (МБОУ СОШ №11 г.Пушкино)
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности». В.А.Сухомлинский
Игровая технология целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом.
Игровые технологии являются составной частью педагогических
технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися
материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и
заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов
необходимо, так как ценность игры очевидна. Игра способна стать тем
оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
Развитие младшего школьника как субъекта собственной
деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
Сохранение и укрепление его нравственного, психического и
физического здоровья.
Значение игры в обучении
Вместе с тем, игра учит. В современной школе игровая деятельность
используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения
определенного понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве целого урока и его части (объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность
использования игровых технологий, если:
игры: отбираются и конструируются в соответствии с
содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в
сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при
изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и
познавательным возможностям учащихся;
уровень познавательной деятельности учащихся достигает
преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых
и комплексных игр).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от
игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою
очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том,
что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности
проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен
организовать и координировать игровую деятельность детей.
Исходя из этого, актуальность темы данного доклада очевидна.
Так как в своей работе я активно использую методы преподавания
заслуженного педагога Олега Семеновича Газмана, все игровые технологии я
адаптирую под эти методы, используя правила коллективизма, как основу
личностного подхода.
Отступая от теоретических аспектов данного вопроса, хотелось бы
перейти к его практической части.
Как было сказано, я использую методы О.С. Газмана, адаптировав их
под свой класс, сделав упор на усвоение материала, укрепления коллектива в
классе и закрепления полученных в ходе этого результатов, используя
игровые технологии.
Например, используется нетрадиционный метод проведения урока
«временная группа», где каждая такая группа имеет одно из названий
(«Орлы», «Ястребы», «Совы» или «Соколы»), а также включает в себя по 5
человек из класса. Временные они потому, что дети «перемешиваются»
между собой раз в четверть, оказываясь, каждый раз, в новом мини-
коллективе, где им необходимо заново выстроить товарищеские отношения,
не забыв при этом, о своих нынешних друзьях, которые уже оказались в
других группах.
Тему урока всегда определяют дети. Для этого они получают
специальные карточки с иллюстрациями, где изображена ассоциативная
картинка, относящаяся к теме урока. Так, на этой неделе дети получили
задание выявить тему урока «Главные и второстепенные члены
предложения». Детям были выданы изображения персонажей с коронами
(главные члены) и без них (второстепенные), на одежде которых написан
один из вопросов («Кто?/Что сделал?/Какой?/Где?» и т.п.). В итоге дети
внутри группы обсудили и нашли ответ, какая же сейчас будет тема урока, а
так же смогли вступить в дискуссию с другими группами, у которых тоже
были свои варианты ответа. В случае споров, мной давались подсказки,
которые в итоге привели к правильному определению темы и целей урока.
Затем, дети получили набор слов на магнитной ленте, а так же магниты
в виде корон. Задачей было: правильно составить предложения на доске и
найти главные члены (указав их коронами) и второстепенные члены
предложений (необходимо было подчеркнуть мелом). При этом велось
активное обсуждение решения поставленной задачи между детьми. То есть
использовался метод игры-дискуссии (беседы). На каждую группу
выделялось по три предложения. При правильной раскладке слов каждой
группой дети получали итоговый текст. То есть учащиеся были
заинтересованы не только в своем успехе выполнения задачи, но и в успехе
своих одноклассников.
Результатом данной игры являлся интересный текст, относящийся к
наступающему Новому Году. Прочитав его, каждая группа должна была на
листах А4 составить иллюстрацию к этому тексту, стараясь зашифровать в
нем тему проведенного урока.
Исходя из этого, можно подвести итог:
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.
Особенно важно это в младших классах школы, когда только
начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится
ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства
и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к
себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка,
способность к сотрудничеству и пр.).
Следовательно, используя игровые технологии на уроках, формируется
познавательный интерес младших школьников к учению и непосредственно
к изучению самого предмета.
Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания,
полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в
памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении
программного материала, опросе или тестировании, что способствует
повышению качественной успеваемости.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные
уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться
средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный
педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы
организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего
учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность
учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход
к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.