Анализ поэмы В.В. Маяковский «Облако в штанах» 11 класс

Подписи к слайдам:
В.В.Маяковский «Облако в штанах»
  • Анализ поэмы
  • 11 класс
История создания
  • 1914 год - замысел поэмы «Облако в штанах».
  • Первоначальное название - «Тринадцатый апостол».
  • Молодой поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена летом 1915 года.
  • Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года
Композиция поэмы
  • Вступление + 4 части
  • Издание 1918 года вышло с предисловием В. В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».
  • Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви.
Проблематика и тематика
  • Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении.
  • Главный герой
  • «Красивый, двадцатидвухлетний», он противопоставлен безликой, инертной людской массе.
  • Меняется. Он то резкий и грубый, «нахальный и едкий», то ранимый, расслабленный, «безукоризненно нежный» - «облако в штанах», а не мужчина.
  • Толпа
  • Истрепанные, «как пословица», женщины; «залежанные», как больница, мужчины.
  • Остаётся неизменной.
Проблематика и тематика
  • Тема любви является центральной во всем произведении.
  • Подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.
  • Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни.
  • Внешне в поэте сочетается лирика и грубость, но его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.
Первая часть поэмы
  • Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».
«Долой вашу любовь»
  • Первая часть открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией. Ожидание так мучительно, что герою кажется, будто «ржут» и «хохочут» канделябры в спину, двери «ляскают», «режет» ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как «голова казненного» с плахи. До такой степени высок в душе героя накал страстей, что ему кажется безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. «Корчится», «стонет» герой, скоро «издерется рот» криком.
Трагическое известие
  • Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием «Нате». Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя самого - погибшей Помпее.
  • Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что «спокоен», однако сравнивает эту невозмутимость с «пульсом покойника». Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
Вторая часть поэмы «Долой ваше искусство!»
  • Тема любви здесь получает новое решение. Маяковский говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной ему. Эта поэзия озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и «цветочек под росами», и «любовь», и «барышню». Пошлы и мелки эти темы, а поэты, «рифмами пиликая», «выкипячивают» «варево» из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как «проказы», уличной толпы, бросаются сознательно от улицы. Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями «венецианского лазорья». Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя - пиликающим «поэтикам».
Третья часть поэмы
  • Тема поэта и толпы продолжает развиваться в третьей части поэмы. В одной из статей Маяковский утверждал, что поэзия современности - поэзия борьбы. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал поэт творчество Северянина. Поэтому в поэму вводится неприятный портрет этого автора, его "пропитое лицо". По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.
«Долой ваш строй!»
  • Автор отрицает жестокий и бесчеловечный строй, господствовавший в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь «жирных». Тема любви поворачивается новой гранью. Возникает пародия на любовь: извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как «любовница» Ротшильда - «обжиревшей». Настоящая любовь противопоставляется похоти.
«Долой ваш строй!»
  • Существующий строй рождает «бойни», расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается «человечьим месивом», опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество. Пот зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать «окровавленные туши». Герой, становясь «тринадцатым апостолом», противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.
  • Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции.
Четвёртая часть поэмы
  • Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств.
«Долой вашу религию!»
  • Тема Бога подготовлена предшествующими частями поэмы, где обозначена враждебность к Нему, наблюдающему равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение. Даже на оскорбление идет герой («крохотный божик») и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его. Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать «без мук». Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии. Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце. Его несет он, подобно тому, как собака - лапу, «перееханную поездом».
Финал поэмы
  • Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо «лапу с клещами звезд».
  • Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Источники
  • http://www.syl.ru/article/176763/new_poema-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-v-shtanah-mayakovskiy
  • https://yandex.ru/images/search