Игры на уроках литературы

Игры на уроках литературы.
Игра - самый интересный и привлекательный вид деятельности.
Именно в игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности,
интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.
Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания
дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в
том, что в игровой деятельности образовательные, развивающие и воспитательные
функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует,
развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.
Интерактивные игры успешно используются и проводятся на уроках литературы. Ведь
нестандартные формы и методы деятельности позволяют учителю эффективно
использовать «избыточную» активность учащихся, направляя ее в полезное русло. Они
формируют у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми, умение четко
формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить
компромиссные варианты. А значит, на таких уроках дети готовятся к самостоятельной
жизни.
Интерактивные игры на уроках литературы.
«Аукцион»
Предварительная подготовка: учащиеся (9-11 кл.) получают задание детально
ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой,
подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.
Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:
Детские годы в Ясной Поляне;
«Университеты» Толстого;
Участие в Крымской войне;
Начало творческой деятельности;
Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;
Лучшие произведения Толстого;
Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;
Последние годы жизни.
Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные
сообщения и «выкупили» несколько лотов.
«Микрофон»
Ученики получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.
Например: при изучении повести Джека Лондона «Белый клык» учащимся предлагается
подготовить речь в защиту природы.
«Если бы животные умели говорить»
Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных-литературных
персонажей от первого лица.
«Пресс-конференция с автором»
Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с
биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли
журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает
«автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и
творчества.
Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают
вопрос:
Какова ваша основная профессия?
В каких войнах, которые вела Британская империя, вы принимали участие?
Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?
Кого вы взяли за прототип Шерлока Холмса?
Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?
В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?
Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? и другие.
В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно
предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.
Можно предложить ученикам, задавая вопрос, называть издание, которое они
представляют.
«Продолжение предложения»
После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить
предложение типа:
Я знаю про Марка Твена, что он ...
Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...
Выдающейся датой биографии О. Генри я считаю ...
Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению, ...
Кто желает продолжить предложение-поднимает руку. Наивысшую оценку получает
ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж
информации.
«Ты мне - я тебе»
Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по
содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами
выставляют оценки членам группы оппонентов.
«Литературный турнир»
Ученик вызывает к себе другого ученика, ставит какой-то вопрос по литературным
произведением. Если ответ правильный, вызванный ученик вызывает следующего и
вопрос ставится ему.
Например, при изучении темы «Героический эпос» проводится литературный турнир,
определяющий лучшего знатока национальных разных стран.
«Таинственный чемодан»
Работа в группах. Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою
предстоит чемодан, называя вещи, которые в ней лежат
Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат
чемоданы с вещами:
компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик)
лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт)
вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)
«Письмо литературному персонажу»
Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать
его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.
Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся
пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира
«Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».
«Помоги героям»
Учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях,
разработать для них план действий.
Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учитель задает
учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь
героям избежать ошибок, которые привели ко многим несчастьям»
«Цепочка»
Ученики по очереди характеризуют какого литературного героя. Каждый говорит одно
предложение.
«Коллективный рассказ»
Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый
говорит одно предложение, связывая его с предыдущим.
Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно
сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за
синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...»
«Таинственный герой»
Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает ученикам узнать
литературного героя с его личными приметами.
Например, при проведении зачетного занятия по теме «Драматургия 19 в.» учащиеся
узнают героев по следующим характеристикам:
«Она молодая, красивая девушка. Одета бедно. Требует услуг дантиста. Зарабатывает на
жизнь, продавая цветы на улице. Имеет достаточно прямой, жесткий характер, умеет
отстоять свои интересы. Говорит засоренной и грубой речью. У нее есть мечта - работать
в магазине цветов». (Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Б. Шоу)
«Соедините сердца влюбленных»
Работа в группах. Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых написаны
имена героев. Задача - объединить тех героев, которые по сюжету произведений любят
друг друга.
Например, при изучении темы «Мифы» учащиеся получают сердечки с такими именами:
Парис, Озирис, Ярило, Елена, Мать Сыра Земля, Персефона, Аид, Яма, Ями, Менелай.
«Распределите героев за их произведениями»
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений
данной темы. Задача - объединить героев за их произведениями.
Например: при изучении темы «Литературные сказки» ученики распределяют героев за их
сказками:
Золушка, Синяя Борода, Госпожа Метелица, Принц, лесничий, падчерица, волшебный
ключик, хрустальный башмачок, Фея, мачеха, молодая жена и др..
«Продолжение сюжетной линии»
Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий,
пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев.
Например, при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют рассказ
о судьбе матери после смерти ее сыновей - Остапа и Андрея.
Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они
мечтают.
«Узнайте книгу»
Учитель рассказывает об истории создания книги, интересные данные об авторе и другие
подробности, предлагая отгадать ее название.
Например, «Ревизор» Гоголя:
«Сюжет для этого произведения подсказал Пушкин, в основе его лежит забавный случай,
который произошел с ним в одном из провинциальных городов. На премьере
присутствовал сам царь, который дал такую оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».
«Встреча литературных героев»
Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем
бы они говорили, какие советы дали бы друг другу.
Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и Пеппи Длинный чулок, Гобсек и
Плюшкин, Наташа Ростова и Татьяна Ларина?
«Карта путешествия»
Ученики на контурных картах наносят путь путешествия литературных героев.
Например, путь путешествия шхуны «Пилигрим» из «Пятнадцатилетнего капитана»
Ж.Верна, детей капитана Гранта, барона Мюнхаузена и др..
«Запутанный лист»
Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд
ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить
пропущенные слова.
Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся
вставляют «размытые водой слова в письме из бутылки, выловленной на берегу океана»:
«Мы, члены экипажа шхуны «Пилигрим», потерпели ........ и оказались на неизвестном
берегу.
Нас в составе экипажа ...... человек, капитан - ....... . Во время путешествия у нас
испортился .......,
Мы подобрали пострадавших со шхуны «…....». На неизвестном берегу мы увидели
экзотических животных: …...., …..., ….... , А также ….... Это наводит на мысль, что мы
попали в ….... ».
«Символ произведения»
Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи:
нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение был бы символом
литературного героя.
(роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные цветы - символ Сони
из романа «Война и мир» Л. Толстого)
определите цвет настроения отрывка поэзии;
нарисуйте иллюстрацию к произведению, допустив ошибку в изображаемом и
предложите своим товарищам найти эту ошибку;
Создайте диафильм по сюжету произведения (работа в группах).
«Киносценарий»
На уроках развития связной речи, объединившись в группы, составляем киносценарий
фильмов по изученным произведениям или документальных фильмов по жизненным и
творческим путем писателей. Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера,
известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где
будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди
которых выбираем лучший.