Конспект урока "Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий"

Мельникова Любовь Александровна
Музыка и пение 6 класс
Тема: Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов
героев, в характеристике явлений и событий
Цель: формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством
изучения связи музыкального искусства и кинематографа.
Задачи:
- показать взаимосвязь музыки и кино на примере к\ф «Метель» и музыки Г.Свиридова;
-Развитие у учащихся музыкального слуха;
- корригировать восприятие путем прослушивания музыкальных композиций;
- воспитывать интерес к русской музыкальной культуре, киноискусству, музыке
Материал для урока: ноутбук, проектор, экран.
Тип урока: повторение
Ход урока:
«Музыкальные образы в кино»
- Ребята, сегодня мы начнем работать над темой урока «Роль музыки в раскрытии
содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений
и событий». Тема очень большая, поэтому ей будет посвящено несколько уроков.
Что вам уже знакомо, исходя из этой темы. Во второй четверти вы проходили тему
«Музыка, театр, киноискусство и анимация», она очень похожа на тему сегодняшнего
урока.
Да, вы столкнулись с кино, с театром, анимацией, где во всем присутствовала музыка, она
сопровождала литературные произведения, на основе которых были созданы фильмы,
театральные постановки. Что бы вы хотели узнать сегодня? Обратите внимание на слова
подсказки на доске. Каким должен быть главный вопрос урока?
- Какая роль музыки (в раскрытии спектакля, фильма, в характеристике явлений и
событий)
- Что нужно знать, чтобы понять музыкальное произведение? (содержание литературного
произведения).
-Что такое музыкальный образ? (то, что мы представляем себе при прослушивании
музыкального произведения).
Сегодня я предлагаю встретиться с музыкой, которая прозвучала в кинофильме по
одноименному роману А.С.Пушкина «Метель». Музыку написал Георгий Васильевич
Свиридов – великий русский композитор 20 века. Главная тема его творчества любовь к
Родине, России, тема любови к женщине, матери, любви к ближнему. Он воплотил в
своей музыке красоту русской природы, русскую душу, русского человека. Он много
посвятил музыкальных произведений поэзии А.С.Пушкина и Сергея Есенина.
Итак, ребята, перейдем к кинофильму « Метель». Невероятно красивые мелодии, едва
уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX
века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение
Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. Написана она была в 1964
году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на
радио и телевидении.
Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в
1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое
уже получило название сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
«Метель». Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.
Прослушайте краткое содержание фильма, чтобы понять музыку Георгия Васильевича
Свиридова.
Теперь перейдем к прослушиванию и обсуждению музыкальных эпизодов, которые
вошли потом в отдельное музыкальное произведение состоящее из девяти частей .
Звучит музыкальная пьеса «Тройка». Начинается она весьма активно, мощными,
тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в
этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо
проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на
дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна, тремоло
литавр, мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает
непередаваемую атмосферу.
Второй номер сюиты – это «Вальс». Он начинается призывными аккордами, которые
открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом
великолепном танце. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в
провинциальном городке или небольшой усадьбе.
Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают
красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты, которую
сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он
уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Возможно, также
сменяются чувства главных героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к
Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.
Четвертый номер – «Романс». В роли солиста выступает скрипка, исполняющая главную
партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает
сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется
альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный
для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно это сцена
объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю...я вас люблю
страстно...» слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит
самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.
Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в
исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая
передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.
«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно
услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность
молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что
появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его
встречали всегда соответственно.
С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное,
трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и
нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели
переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух
молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это
словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и
падает без создания.
Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и
лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви,
которое все еще живет в сердце
Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно
мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев
закончена, причем очень удачно для них
Подведем итог урока.
-Что вы представляли, прослушивая эту музыку? (картины природы, русской зимы,
шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей).
-Как можно назвать то, что мы представляем себе, когда слушаем музыку?
(Музыкальный образ.)
- Как вы думаете, мы нашли ответ на главный вопрос урока?
- Какую роль играет музыка в раскрытии спектакля, фильма, в характеристике явлений и
событий?
-Для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление?
- Киномузыка - это важное средство создания экранного образа.
- Иллюстрация событий.
- Внутренний мир персонажа.
- Создает образ исторической эпохи.
Да музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не
согласиться. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова –
навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с
этим тоже трудно не согласиться.
Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о музыкальных образах в кино. (тема ,
слайд1)
А какой по вашему мнению, главный вопрос нашего урока?
Какую роль играет музыка в создании образов в кинофильмах?
Вряд ли кто из вас сегодня может представить нашу жизнь без искусства кино.
А ведь подумать только, что кино появилось чуть больше ста лет назад.
-Как вы думаете, сколько по времени длился первый фильм?49с.
-Как он назывался? « Прибытие поезда»(слайд 3)
Так и хочется процитировать строчки из знаменитого стихотворения Юрия Левитанского-
Жизнь моя кинематограф
Черно- белое кино!
–если вы внимательно посмотрели фильм «прибытие поезда», без труда ответите на мой
вопрос- какой инструмент принимал участие в озвучивании этого фильма?
Да, это фортепиано.
Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им
помогала музыка.
-Как называли человека, играющего во время показа фильма? ( Ответы учеников)
Обычно в кинотеатре служил
ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано
Музыка, которую они играли, помогала понять и пережить события фильма: она грустила
и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала
нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.
Появились и первые кинозвезды.
-Самым популярным из них был?
Чарли Чаплин- первая кино звезда.(слайд 5)
Шло время, менялась жизнь и конечно же менялось кино. Оно обрело цвет и звук.
-Актуальна ли профессия тапера в наши дни?
-Обращали ли вы внимание, как часто в фильме звучит музыка?
Еще один композитор, с которым мне вас хочется познакомить-классик 20 века- Георгий
Васильевич Свиридов.
Портрет Свиридова Г. В. (слайд10)
-знакомо вам это имя?
Популярной и любимой была работа этого композитора в кино. Сегодня мы с вами
послушаем музыкальное произведение, которое было написано Георгием Васильевичем,
для фильма «Метель», снятом по одноименной повести
Пушкина А.С.
-Для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление?
Киномузыка- это важное средство создания экранного образа. (слайд 7)
иллюстрация событий,
внутренний мир персонажа,
создает образ исторической эпохи. (Слайд8)
-Приведите примеры фильмов, где музыка помогает понять лучше внутренний мир
персонажа?
-Назовите имена российских композиторов, связанных с кинематографом?
Максим Дунаевский. Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов.
Фильмы, для которых эти композиторы написали музыку,- очень популярны и любимы
зрителями. Песни и музыка звучат не только в самом фильме. Но и со сцены эстрады. Вы,
наверно замечали, что знакомая музыка из к-фильма сразу у нас вызывает хорошие
воспоминания о сюжете и героях любимой киноленты.
Пришло время подвести итог нашей с вами работы.
Как вы считаете, ответили ли мы с вами на главный вопрос нашего урока?
-Какова роль музыки в создании экранных образов?
-Что нового вы приобрели сегодня на уроке?
-Был ли полезен для вас урок?
Учитель: Какую роль играет музыка в фильме?
Ученики: Музыка может быть фоном-иллюстрацией событий, может способствовать
драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше
внутренний мир персонажа, помогает создать зрительно-слуховой образ исторической
эпохи.
Учитель выписывает на доске варианты высказываний учеников:
иллюстрация событий,
драматургическое развитие,
внутренний мир персонажа,
создание зрительно-слухового образа исторической эпохи.
Учитель: Попробуйте определить, какую роль играет музыка Сергея Прокофьева в
эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»?
Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский»
Ученики: Музыка способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет
создать целостный образ произведения.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для
характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей? Как с помощью музыки
противопоставляет два противоборствующих лагеря?
Ученики: Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность,
напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие,
суровые звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки»
лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.
Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются
полем изображения, планом и углом съёмки. Место композитора в среде микрофонов,
вспышек фотоэлементов, целлулоидной спирали плёнки, миллиметровой точности,
синхронности и математической выверенности длин и метража фильма.
Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены.
Композитор по этим схемам сочинял музыку. «У нас с Эйзенштейном выработался такой
метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма, … он попутно высказывал мне
свои пожелания по поводу музыки. Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь
точными разметками в секундах».
«Алекса
́
ндр Не
́
вский» — советский художественный исторический фильм о
древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на
Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских
исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея
Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.
Киностудия Мосфильм
Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с
экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году,
а западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков,
мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские
земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Воевода
Павша, оказавший сопротивление захватчикам и по приказу предателя-посадника
Твердилы повешенный на фасаде церкви, наказав своей дочери Василисе бежать из города
и мстить, призывает псковичей звать князя Александра для освобождения города.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей
опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей —
Гаврила Алексич и Васька Буслай (реальные личности[28]) — сватаются к одной девице
Ольге Даниловне, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в предстоящей
битве.
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем кольчужный мастер
Игнат в присутствии князя рассказывает воинам басню о лисице, застрявшей в развилке
дерева, куда её заманил заяц, обесчестивший лису. Александр поступает похожим
образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо
по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в
бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд[30]. Предводители агрессоров
попадают в пле После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-
героев едва живыми отвозят во Псков, где Василий публично отдаёт первенство другу.
Сам же он женится на дочке казнённого крестоносцами псковского воеводы, сражавшейся
в битве наравне с мужчинами.
Князь и псковской люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют
для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха, благословлявшего сожжение
детей на костре, толпа линчует на месте. После этого псковичи и новгородцы бурно
празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие
от Матфея: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха
жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит
и стоять будет Русская Земля!»[31].
Музыкальный ряд фильма, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет
собой полноценное классическое произведение[источник не указан 1046 дней]. По
признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по
записанной музыкальной фонограмме[35]. Прокофьев объединил все музыкальные
фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:
1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!» (аудиозапись)
5) «Ледовое побоище»
6) «Поле мёртвых»
7) «Въезд Александра во Псков»
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех
В 1941 году — после начала Великой Отечественной войны демонстрирование фильма,
прославляющего героизм русского народа, возобновилось с большим успехом, так как
способствовало укреплению морального духа населения.
На советском ордене Александра Невского, учреждённом в 1942 году, изображён лик не
самого Александра Невского, чьих прижизненных портретов не существует, а Николая
Черкасова, исполнившего в фильме главную роль[40].
До 1966 года «Александр Невский» был запрещён в ФРГ и не мог публично
демонстрироваться, поскольку был сочтён «антигерманским» специальной
правительственной комиссией.
, назовём Сергея Прокофьева кинокомпозитором, потому что он понял, что настоящая
киномузыка – не иллюстрация к «картинкам» на экране, не сопровождение отдельных
эпизодов, а выражение внутреннего хода фильма, его образности, его драматургии в
музыке. Всё, о чём говорил фильм, говорила на своём языке и музыка Прокофьева.
Учитель: Какую роль играет музыка в современных фильмах?
Ученики: Песни практически отсутствуют или остаются за кадром, одна
инструментальная мелодическая тема повторяется в течение всего фильма. Обычно она
яркая, запоминающаяся (приводятся примеры).
Учитель: Мы с вами на уроках неоднократно встречались с песнями, которые играют
важную роль в раскрытии образа в кинофильме. Давайте вспомним эти песни. Каждому
ряду задание по очереди: спеть несколько строк из песни.
Песенная викторина
Домашнее задание
Найдите примеры фильмов, где музыка является фоном-иллюстрацией событий,
способствует драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять
лучше внутренний мир персонажа, создает зрительно-слуховой образ исторической эпохи.
- Как вы думаете, музыка каких композиторов- классиков чаще всего звучит в
кинофильмах?
-Может ли в современных кинофильмах звучать классическая музыка ?
-Музыку каких композиторов –классиков кинорежиссеры, по вашему мнению,
используют чаще всего?
Прослушивание отрывков.
- По данным статистики
3 место «Лунная соната» Бетховен- 94 фильма.
(трагедия, переживания, безысходность)
2 место «Так говорил Заратустра» Штраус- 96 фильмов
(что-то великое, значимое)
1 место- «Полет валькирий» Вагнер -153 фильма
( сражения, баталии, полет в воздухе). (Слайд 9)
Вам будет задание, над которым вы будете работать в группе, посовещавшись.
Задание учащимся в классе (работа групповая, по рядам)
Прослушивание и анализ музыкального произведения:
( на экране слайд 11)
1 ряд- Сколько частей в произведении? Отличаются ли они по характеру?
2 ряд- Какие инструменты участвуют в исполнении?
Какие из них играют главную роль в создании музыкального образа?
3 ряд- Если бы вы режиссером фильма , то какой бы вы придумали сюжет к этой музыке?
Ответы учащихся.
Название музыкального произведения: « Тройка»
( слайд «Тройка»)
Просмотр видеофрагмента.
-Удовлетворены ли вы ответами товарищей?
- Как вы думаете, сложно ли писать музыку к фильмам?
-В чём сложность этой работы?
-Назовите имена российских композиторов, связанных с кинематографом?
Ответы учащихся.
На экране (слайд 12)
До свидания!
Выход под музыку Косма из фильма «Игрушка