Исследовательская работа "Древнеславянские образы в народном искусстве"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с. Солдато-Александровского Ставропольского края»
Исследовательская работа
по изобразительному искусству
«Древнеславянские образы в
народном искусстве»
Готовили проект
учащиеся 5 б класса
Григорьев Роман и
Семенов Никита.
Руководитель
учитель изобразительного искусства и МХК
Григорьева С.П.
2014-2015уч. год
Исследовательская работа на тему:
«Древнеславянские образы в народном искусстве»
Готовили проект: Григорьев Роман и Семенов Никита.
Выдвижение гипотезы:
Объектом данного исследования являются древние славянские
образы. Возможно, которые внесли уникальный неоценимый вклад, как в
историю культуры России, так и в мировую художественную культуру.
Цель исследования:
-познакомить с истоками и традициями Древней Руси;
- -поддерживать интерес к изучению истории искусства;
Задачи исследования:
Выявление особенности исполнения изделий;
Пробуждение интереса к изучению славянской культуры, ее духовных
истоков;
Ожидаемый результат:
Приоткрыть дверь в тайны древнеславянских образов. Найти много
нового, интересного и необычного в творчестве мастеров славянской
культуры. Узнать не только интересные исторические традиции славянских
образов, но и познакомиться с истоками зарождения Руси, с нашим
наследием, народным искусством.
Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями древнего
искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит
вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Мы решили узнать, что выражают древние образы и символы.
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими
орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из
отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Так о чем
же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и
крестики?
Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о
земле – о природных явлениях.
Волнистая горизонтальная линия обозначает воду.
Волнистая или пунктирная вертикальная линия рассказывала о дожде.
Прямая горизонтальная линия о земле.
Круг говорит нам о солнце.
Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с
крестом, или кругом с лучами.
Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы
просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело
землю и помогло собрать хороший урожай. И все это зависит от великого и
могущественного светила Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из
главных мест в украшении жилища.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В
распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек.
Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким
пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Птицы
символизировали свет, тепло. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?
Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце
и счастье.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор
разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами,
сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было
символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы.
Посмотрите на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых
плодов.
Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево
жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил
земли, символ счастливого продолжения рода.
Вот фигура с поднятыми руками, как ветками у древа жизни. И на
руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.
Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с
землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура это
божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о
женщине продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному:
великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает
«мать хорошего урожая».
Цвет в народном искусстве имел также символическое значение.
Черный символизировал землю, желтый солнце, красный жизнь, белый
чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке белый
и красный.
Обоснование темы исследования:
Богата наша древнеславянская культура неповторимыми красотами.
Мастера, создававшие необычайной красоты узоры, как никто другой
отражали богатство культуры русского народа. Их работы необыкновенно
глубоки по духу и искренни по своему содержанию основанного на личном
понимании окружающего мира открывает зрителю возможность посмотреть
вокруг другими глазами и заметить красоту вокруг нас. Поэтому так важно
узнать, какая история таиться в возникновении древних образов.
Очень хочется представить и понять: кто эти мастера, в какое время
они жили, о чем думали, как творили свои произведения и откуда возникли
эти образы.