Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках
изобразительного искусства
Работа Ярковой Екатерины Николаевны
«Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Группа №43
Аннотация
Основная задача статьи определить методы, приемы и средства с помощью
которых можно побудить учащихся к саморазвитию, способствовать
формированию его учебной мотивации на уроках изобразительного искусства.
Однако, чтобы достичь цели необходимо для начала разобраться, что
обозначает термин «Мотивация», определить, что влияет на ее формирование и
развитие, а также о том, какие условия необходимо создать для ее организации
в учебном процессе. Также в данной стать будет затронут вопрос о том, в чем
же заключается особенность формирования учебной мотивации на уроках
изобразительного искусства. В ходе проведения исследования было выявлено,
что наилучшем образом на развитие учебной мотивации влияют
нетрадиционные техники рисования.
Ключевые слова
Мотивация, учебная мотивация, стимул, саморазвитие, изобразительное
искусство, нетрадиционные техники рисования.
Текст статьи
В наше время сфера образования активно развивается, школы оснащаются
множеством разнообразных и инновационных средств, учителями
разрабатывается множество интересного учебного материала, который в
следствии применяется на учебных занятиях, все это делается для того, чтобы
обеспечить благоприятные условия обучения для создания атмосферы
способствующей не только усвоению образовательной программы, но и
развитию потенциала каждого учащегося. Но не все так хорошо, как хотелось
бы. Несмотря на все инновационные средства и разработки, до сих пор одной
из самых актуальных остается проблема мотивации учения младших
школьников. Современное образование требует достаточно высоких
результатов, достижения большого количества навыков, умений, а также
знаний, но в связи с тем, что учащихся довольно трудно заинтересовать на
уроке, особенно изобразительного искусства, возникает проблема низкого
уровня мотивации младших школьников, а это значит что необходимо
определить, как способствовать формированию и развитию учебной мотивации,
для этого в начале следует понять, что же такое учебная мотивация.
Существует множество различных определений понятия «Мотивация», но
все они сводятся к одному. Мотив является ничем иным, как потребность
человека в достижении тех или иных целей, для совершения которых он
производит определенные действия. Совокупность же каких- либо мотивов уже
составляет личностную мотивацию человека.
Получается, чтобы учащиеся принимали активное участие на уроке,
необходимо сформировать у них понимание актуальности данной деятельности
и разумеется учебная мотивация на разных предметах будет отличаться. Так и
уроки изобразительного искусства имеют свою специфику, ведь в отличии от
уроков математики и русского языка нельзя делать ориентацию на
необходимость применения знаний в быту, ведь можно легко жить и не умея
рисовать, а значит главным ориентиром должен быть интерес, проявление
творческого потенциала, своей индивидуальности, а также умений создавать
свой уникальный продукт.
Таким образом, уроки изобразительного искусства приобретают особую
значимость в части решения задач формирования и развития учебной
мотивации младшего школьника на различных этапах обучения. На наш взгляд
очень важно уже в 1 классе использовать огромный потенциал предметной
области изобразительного искусства в формировании учебной мотивации
каждого обучающегося.
Л.В Выготский считал, что творчество имеет большое значение в детском
возрасте и является одним из ведущих видов деятельности. Нельзя отрицать то,
что каждый ребенок имеет способности к рисованию, которые в следствии
может развивать. Образы, которые изображает ребенок возникают спонтанно,
однако их можно назвать своеобразным графическим языком, с помощью
которого ребенок передает, выражает то, что словами он возможно никогда бы
не сказал или не смог бы сказать [2 ‚с.34].
Нельзя не заметить как дети трепетно подходят к процессу рисования, для
них это не просто способ создания изображения, а возможность показать свое
настроение, выразить какие либо эмоции, выплеснуть все то, что накопилось в
душе, в свои творения дети зачастую вкладывают очень много смысла.
Основная задача уроков изобразительного искусства заключается
совершенно не в том, чтобы создать что-то новое, куда важнее создать все
необходимые для учащихся условия для организации творческого процесса на
уроке в ходе которого, учащиеся применяя определенные знания, умения, а
также навыки приобретенные ранее смогут своими усилиями, проявляя
творческий потенциал создать собственный, уникальный продукт. Стоит
отметить то, что сам процесс рисования является очень важным звеном в
процессе развития, познания и воспитания ребенка. Именно изобразительное
творчество может стать средством, которым педагог сможет с легкостью
использовать на уроке для организации развития у учащихся воображения,
фантазии, также данный процесс способствует воспитанию у ребенка
эстетических чувств, чувства нравственности, а также формировать желание
познать окружающий мир, средства с помощью которых можно изобразить
какие-либо его элементы.
Разумеется, изобразительное творчество играет не маловажную роль в
развитии учащихся и обычно оно рассматривается всего в трех аспектах.
Во-первых изобразительное искусство может играть вспомогательную
роль и давать подспорье для других предметов, иначе говоря, помогать в
достижении цели и задач.
Во-вторых, само по себе изобразительное искусство формирует навыки
графического изображения, умения видеть, наблюдать, фантазировать,
воспроизводить, также оно расширяет кругозор, развивает эстетические
чувства, абстрактное мышления и многое другое.
В третьих, стоит отметить дополнительный аспект, который заключается в
участии обучающихся в различных конкурсах и выставках, демонстрации
своего таланта и потенциала.
Проанализировав учебники, я пришла к выводу, что большая часть
учебной деятельности связана с рисованием. Возьмём учебное пособие
«Окружающий мир. 1 класс» А.А.Плешаков. Из 75 вопросов и заданий к
пособию 22 имеют самую тесную связь с рисованием, где предлагается что-
нибудь раскрасить, нарисовать и т.д.. Без специальной подготовки,
наблюдения, беседы, определённых графических навыков ребёнку будет очень
трудно сделать это на уроке ознакомления с окружающим миром.
В тетради на печатной основе по математике тоже присутствуют подобные
задания, где нужно рисовать, чертить.
А каждый урок письма в первом классе имеет задание выполнение
графического рисунка: обведи и раскрась узор, также есть задания, в которых
требуется переписать буквы с опорой на образец. Из всего выше сказанного
можно сделать вывод, что рисование гармонично вливается в другие изучаемые
в первом классе науки, знания по изобразительному искусству помогают
лучше, образнее воспринимать услышанное, увиденное, развивать у детей
фантазию, мышление, память. Оно не только помогает разнообразить
деятельность учащихся, но также является способом переключения внимания
от одного вида деятельности к другому
Возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника учебно-
познавательного мотива, это именно то, к чему должен стремиться учитель,
чтобы учащиеся принимали активное участие в процессе обучения, были
заинтересованы в достижении образовательных успехов . Нельзя не согласиться
с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации
одна из центральных проблем современной школы и проведя на практике
диагностику на выявление уровня учебной мотивации на основе теста
Е.Торренса «Неполные фигуры», я убедилась в том, что у большинства
учащихся низкий уровень мотивации, высокий уровень мотивации имели не
больше шести учащихся из класса. Познавательные мотивы –это все
побуждения возникающие в процессе обучения и направленные на достижение
образовательных целей. Можно сказать, что формирование учебной мотивации
является достаточно трудоемким процессом и если учитель планирует добиться
положительного результата, то должен подойти к делу с полной
ответственностью и набором определенных знаний и умений. В связи с тем, что
учебная мотивация формируется непосредственно в ходе проведения учебных
занятий, важным фактором влияющим на формирование и развитие мотивов
учения оказывает содержание урока и мастерство учителя.
Разумеется придумано не мало средств, методов, приемов формирования и
развития мотивации младших школьников на уроках изобразительного
искусства, однако одним из самых эффективных средств являются
нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционными они являются по
нескольким причинам, во-первых, вместо стандартных кистей и карандашей в
данных техниках может использоваться самый различный материал, начиная от
угля и ватных палочек и заканчивая пальцами рук. Во-вторых, материал,
которым планируется делать изображение может быть тоже необычен, в ходе
работы может использоваться зерно, мыло и не только, также используются
совершенно нестандартные или не обычные способы нанесения изображения.
Данные техники позволяют выйти за рамки эталона и создать что-то
уникальное, но при этом полностью отражающее состояние души ребенка, его
отношение к чему-либо, изобразить окружающую действительность со своей
точки зрения, также это позволяет реализовать творческий потенциал.
Нетрадиционных техник рисования довольно много, все они уникальны и
интересны, несмотря на такое разнообразие все они дают ребенку отличную
возможность проявить свой талант, отразить эмоции, отношение к чему либо,
изобразить окружающий мир так, как он его видит и чувствует, воплотив все
это с помощью различных материалов в реальные формы и изображения.
Например, одна из самых известных, техника выполнения изображения при
помощи пальцев рук и ладошек, в ходе выполнения работы в данной технике
ребенок может свободно проявить свою фантазию и творческий потенциал, он
не только получит достаточно интересный рисунок, но и получит удовольствие
от тактильного восприятия кисти, красок, бумаги.
Также есть и другие не менее интересные технологии, на самом деле
нетрадиционных техник рисования большое множество, однако в статье мы
рассмотрим лишь несколько.
Техника «Оттиск» привлекает детей процессом печатания и
угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных
материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера.
крышки и т.д.).
Интереснейшая техника «Рисование по сырому листу», когда происходит
растекание красок на листе, их смешение. в результате чего образуются
плавные тонкие переходы цветов и оттенков.[1, c.32]
Проведя исследование было выявлено, что нетрадиционные техники
рисования в действительности оказывают положительное влияние на развитие
интеллекта, моторики, кругозора, формированию таких психических функций,
как память, зрительное восприятие и мышление учащихся, не говоря уже о
эстетических чувствах. Воздействие нетрадиционных техник на творческий
потенциал учеников в том, что техника интересна как игровые манипуляции, но
представляют условия для расширения способов изображения.
Проблема развития учебной мотивации остается актуальной,
нетрадиционные техники рисования хороший способ решения этой проблемы.
Список литературы
1. Лазарева С.Ю. «Развитие творческий способностей ребенка младшего
школьного возраста» / Лазарева. С. Ю. Знание‚1986-96 с.
2. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образовательном
познания и изучения действительности /Андреева Л.В. Н. Новгород.
2004-20с.