Конспект урока по ИЗО "Декоративное рисование «Сказочные кони»"

У р о к 16. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «СКАЗОЧНЫЕ КОНИ»
Цели деятельности
педагога
Расширить представления учащихся о городецком промысле, особенностях городецкой росписи, о значении образа коня
в декоративно-прикладном искусстве; учить украшать изделия в стиле городецкой росписи, изображать коня; развивать
пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного
искусства; воспитывать интерес к предмету
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Городецкая роспись, подмалевок, разживка
Образовательные
ресурсы
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3
класс. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32
Зарядка для 14 классов. Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-13343
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: расширят свое представление о городецком промысле, особенностях городецкой росписи, узнают
о значении образа коня в декоративно-прикладном искусстве, научатся выполнять роспись изделия с композиционным
центром изображением коня.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные научатся осуществлять поиск информации
из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецком промысле; регулятивные научатся
ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в
соответствии с конкретными условиями; коммуникативные овладеют способностями инициативно сотрудничать с
учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое
восприятие произведений искусства
О р г а н и з а ц и о н на я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
5
6
I.
Органи
зационн
ый
момент
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационна
я подготовка
к усвоению
материала.
Сообщение
темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И
если их коснулась рука художника или народного умельца,
они становятся произведениями декоративно-прикладного
искусства. «Прикладное» и значит то, к чему приложено
умение, искусство.
Вот на столе стоит коричневый кувшинчик. Весной в него
ставят голубые подснежники, а осенью темно-красные или
белые астры.
Среди бабушкиных вещей, можно найти старинное вышитое
крестом полотенце с красными петухами, с кружевом на
концах или черную, словно лакированную, коробочку.
В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не
занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из
поколения в поколение передавались секреты народного
мастерства.
Сегодня на уроке речь пойдет о городецком промысле
Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы
Фронтальн
ая
Личностные: имеют
мотивацию к учебной и
творческой деятельности,
понимают личную
ответственность за
будущий результат.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют формулировать
ответы на вопросы
II.
Изучен
ие
нового
материа
ла
Словесно-
иллюстративн
ый рассказ с
элементами
беседы
«Особенности
городецкой
росписи».
Просмотр
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать
с какой-нибудь другой так она своеобразна. (Показывает
презентацию «Городецкая роспись». Слайды 216). Ни
одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд,
букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И
хотя городецкие мастера не учитывали законов перспективы
и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась
удивительно легкой и прозрачной.
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
слайды,
иллюстрац
ии в
учебнике,
рассужда-
Фронтальн
ая.
Личностные:
мотивируют свои
действия; выражают
положительное
отношение к процессу
познания: проявляют
внимание, удивление,
желание больше узнать.
мультимедий
ной
презентации.
Работа
с учебником
(с. 52).
Другой важной отличительной чертой городецкой росписи
можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать
прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих
на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных
колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными
занавесками, парадными лестницами.
Рассмотрите на изделия, изображенные на рисунках в
учебнике . 52). Что изображено на этих работах? Опишите
декоративный мотив, украшающий изделия. Опишите
городецкого коня. Какие композиции представлены на
рисунках в учебнике? Симметричные? Асимметричные?
Цветочную композицию с включением мотивов «конь» и
«птица» можно увидеть на блюдах и разделочных досках,
шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С
включением новых мотивов увеличивается и число вариантов
различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в
изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть
симметричны: они располагаются по сторонам цветущего
дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие
варианты, когда среди симметрично написанного цветочного
орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку,
а иногда и различные по цвету. Когда мотивы «конь» или
«птица» изображены отдельно, симметрия цветочной
композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Вы можете спросить: зачем рисовать коня среди цветов,
птиц? Вспомните, что каждый элемент росписи в стародавние
времена не просто был украшением, а нес определенный
смысл.
ют,
делятся
впечатлени
ями,
анализиру
ют
информац
ию.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
анализируют ее,
составляют описание
декоративных мотивов,
умеют находить
дополнительную
информацию, используя
справочную литературу.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать учителя,
друг друга, строить
понятные речевые
высказывания,
формулировать ответы на
вопросы.
Сообщения
учащихся о
значении
образа коня в
декоративно-
прикладном
искусстве.-
Организует выступления учащихся с сообщениями о значении
образа коня в декоративно-прикладном искусстве.
Выступают
с
подготовле
нными
сообщения
ми.
Фронтальн
ая.
Личностные: проявляют
интерес к
художественной
деятельности.
Познавательные: умеют
осуществлять поиск
нужной информации в
разных источниках,
анализировать
информацию.
Устные ответы.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать и слышать
учителя и
одноклассников.
Беседа
«Технология
городецкой
росписи».
Просмотр
мультимедийн
ой
презентации.
Давайте вспомним, как выполняется городецкая роспись,
какие краски использовали мастера. Раньше городецкая
роспись делалась яичными красками, которые наносились на
предмет большими цветовыми пятнами, без
предварительного контура, с преобладанием определенных
цветов. Назовите эти цвета. (Красный, синий, черный,
зеленый.) Еще одна особенность городецкой росписи
рисунок наносился по готовому цветному фону.
Как выполняются элементы городецкого узора: розан,
купавка, ягодка, листочек? Этот процесс распадается на
несколько этапов. Сначала крупной кистью делается
подмалевка цветное пятно круглой формы, затем мелкой
кистью выполняется теневка обозначается середина цветка
и лепестки. Используется один цвет, из которого
составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный.
Подмалевка делается разбавленным цветом, а теневка
насыщенным. На заключительном этапе осуществляется
оживка у цветка прорисовываются многочисленные детали
в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются
черный и белый цвета. Все элементы росписи выполняются
сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом.
Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают
прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности,
затем в середине дуги нажим усиливается, и заканчивается
рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо
держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
Слушают
учителя,
смотрят
слайды,
анализиру
ют
информаци
ю,
работают
по
учебнику,
наблюдают
за
действиями
учителя,
демонстрир
ующего
приемы
рисования,
делают
выводы.
Фронтальн
ая.
Познавательные:
осознанно читают тексты
с целью освоения и
использования
информации.
Коммуникативные:
умеют инициативно
сотрудничать в поиске
и сборе информации,
отвечать на вопросы,
делать выводы.
Устные ответы.
Физкультмину
тка
Проводит физкультминутку
Выполняют
упражнени
я
Фронтальн
ая
Личностные:
положительно относятся
к занятиям двигательной
деятельностью
Наблюдение за
выполнением
упражнений
III.
Творчес
кая
практич
еская
деятель
ность
Организация
рабочего
места.
Проверяет организацию рабочего места.
Организую
т рабочее
место.
Индивидуа
льная
и
групповая.
Личностные:
сориентированы на
ответственное отношение
к своему здоровью.
Познавательные:
организовывают
творческое пространство,
знают о гигиене учебного
труда и организации
рабочего места.
Беседа «Что
мы будем
рисовать?».
Сегодня вы будете выполнять роспись изделия с
композиционным центром изображением коня. Рассмотрите
в учебнике (с. 53) вариант такой композиции. Расскажите из
каких элементов она состоит? Как они расположены?
Рассмотрите в рабочей тетради . 31) последовательность
рисования коня.
Помогает учащимся составить последовательность работы
с опорой на педагогический рисунок и рисунок в учебнике .
53).
Анализиру
ют
информаци
ю, слушают
учителя,
отвечают
на вопросы,
придумыва
ют сюжет
росписи,
рассказыва
ют о нем,
проговарив
ают
последоват
ельность
работы.
Фронтальн
ая.
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Познавательные: умеют
анализировать
информацию, план
работы над рисунком,
выделяя основные этапы
и приемы.
Регулятивные: умеют
ориентироваться на
образец и правило
выполнения действия,
контролировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
конкретными условиями.
Коммуникативные:
понимают смысл заданий
учителя и принимают
учебную задачу.-
Практическая
работа
В процессе рисования контролирует правильность держания
в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает,
советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает
затрудняющимся в выполнении задания.
Выполните роспись изделия с изображением коня
Выполняют
задание
Индивидуа
льная
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Регулятивные: умеют
ориентироваться на
образец и правило
выполнения действия,
контролировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
конкретными условиями
IV.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
Выставка
работ
учащихся.
Обобщение
полученных на
уроке
сведений,
оценивание
результатов
работы.
В процессе просмотра работ организует обсуждение
вылепленных фигурок, их оценивание. Комментирует
качество выполненной работы по критериям: аккуратность,
композиция, оригинальность и т. д.
Организует беседу по вопросам.
Понравилась ли вам наша работа? Почему?
Какие эмоции она у вас вызывает?
Что вызвало у вас затруднение? Почему?
Понравился ли вам урок?
Рассматрив
ают
выполненн
ые
рисунки,
оценивают
их,
слушают
учителя,
отвечают
на вопросы.
Фронтальн
ая.
Личностные: обладают
первичными умениями
оценки работ и ответов
одноклассников на
основе заданных
критериев.
Регулятивные:
оценивают свою работу
на уроке, умеют
адекватно воспринимать
информацию учителя или
товарища, содержащую
оценочный характер
отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные:
умеют излагать свое
мнение и
аргументировать свою
точку зрения
Домашнее
задание
Объясняет задание.
Читать с. 5253 учебника, найти информацию о любимом
художнике-иллюстраторе
Задают
уточняющи
е вопросы
Индивидуа
льная