Конспект урока по ИЗО "Иллюстрирование «По дорогам сказки»"
У р о к 17. ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ»
Цели деятельности
педагога
Расширить представления учащихся об иллюстрировании, учить понимать, что выбор техники рисования, художественных
материалов зависит от стиля литературного произведения, учить выполнять иллюстрацию к сказкам; развивать способности
к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к героям литературного произведения; воспитывать интерес к предмету
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Иллюстрирование, книжная графика
Образовательные
ресурсы
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3
класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32
Звонцов, В. М. Основы понимания графики / В. М. Звонцов. – Режим доступа :
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st011.shtml
Физкультминутка «Делай как мы». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-24338
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация по теме, книги, образец педагогического рисунка
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: расширят свои представления о книжной графике; познакомятся с работами известных художников-
иллюстраторов; научатся отражать в иллюстрации дух литературного произведения, замысел автора, выполнять рисунок на
заданную тему, самостоятельно выбирать художественные средства.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации
из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об иллюстрировании, художниках-иллюстраторах;
регулятивные – научатся оценивать и анализировать результат своего труда, планировать алгоритм действий по
выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место; коммуникативные – овладеют
способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое
восприятие произведений искусства
О р г а н и з а ц и о н на я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
Формы
контроля
1
2
3
4
5
6
7
I.
Органи
зационн
ый
момент
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационна
я подготовка к
усвоению
материала.
Сообщение
темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Сегодня наш урок будет посвящен сказкам. Нет, мы не
будем читать их, мы будем рисовать к ним иллюстрации.
Ведь, согласитесь, книга сказок без рисунков вряд ли
привлечет внимание маленьких читателей, да и взрослых
тоже
Слушают
учителя
Фронтальн
ая
Личностные: имеют
мотивацию к учебной и
творческой деятельности.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют формулировать
ответы на вопросы
Устные
ответы
II.
Изучен
ие
нового
материа
ла
Рассказ
«Книжная
графика».
Рассматривани
е книг:
оформление,
иллюстрации,
поиск авторов
оформления
обложки и
иллюстраций.
– История книги тесно связана с историей изобразительного
искусства и графики, так как именно художникам
принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они
были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.
Оформление книги и иллюстрации к ней относят к одному из
видов графического искусства, называемого книжной
графикой. На долю художника книги выпадает ответственная
задача воплощения средствами изобразительного искусства
замысла, содержания литературного текста и создания
художественно-декоративного облика книги. Только
гармоничное сочетание этих двух сторон книжной графики
создает полноценную книгу. Детская книга, как правило,
отличается богатством оформления, нарядностью, большими
форматами, четким, легким для чтения шрифтом. Если в
книгах другого типа цвет применяется скупо и лишь в
некоторых элементах книги, то детская книга, особенно для
детей младшего возраста, отличается богатст-
Слушают
учителя,
рассматрив
ают книги,
осуществля
ют поиск
авторов
оформлени
я и
иллюстрац
ий, делятся
впечатлени
ями,
анализиру
ют
Фронтальн
ая.
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
анализируют ее.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать друг
друга, строить понятные
речевые высказывания,
задавать вопросы.
Устные
ответы.
вом цвета, красочными обложками, множеством цветных
иллюстраций. Творческий процесс в искусстве книжной
графики сложен и с его спецификой лучше всего можно
ознакомиться на примере оформления и иллюстрирования
художественной литературы. Художник выбирает такого
автора и такое произведение, которые особенно близки ему
по замыслу, характеру творчества, стилю и позволяют полнее
высказать свои убеждения и раскрыть профессиональное
мастерство.
Писателя и художника должно роднить единство творческих
исканий. Вдумчивое прочтение литературного произведения
является началом работы художника над книгой. Затем
следует сложный процесс перевоплощения, творческого
воссоздания литературного текста средствами
изобразительного искусства. Осуществляя свою работу,
художник тщательно изучает эпоху, стиль искусства времени,
в котором живут герои произведения, типы людей,
обстановку, одежду, орнаменты и шрифты и т. д. Художник
должен уловить дух литературного произведения, его стиль и
отразить это в своем творчестве. Определив те моменты в
произведении, на которых следует сделать акцент, художник
обдумывает, какими средствами достигнуть этого,
выстраивает композицию книги и делает эскиз (макет книги).
Мы по праву гордимся художниками, произведения которых
составляют золотой фонд советской книжной графики. Это В.
Фаворский, Д. Шмаринов, Е. Кибрик, Кукрыниксы, В.
Лебедев, В. Конашевич, А. Каневский, А. Пахомов, Ю.
Васнецов, Е. Чарушин, Т. Маврина, Е. Рачев и другие.
информаци
ю.
Беседа «По
дорогам
сказки».
Рассматривани
е иллюстраций
в книгах
сказок, в
учебнике (с.
54–55).
– Помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, вы
рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку,
вглядывались в образы сказочных героев? Красочные
картинки помогали понять характеры героев: добрые они или
злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные,
глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир
фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки,
на которых изображены превращения и погони. Только с
помощью сказочной иллюстрации можно было прикоснуться
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
иллюстрац
ии к
разным
сказкам,
работают с
Фронтальн
ая.
Личностные: проявляют
интерес к
художественной
деятельности.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
Устные
ответы.
к волшебному ковру-самолету, сапогам-скороходам,
скатерти-самобранке, волшебной палочке. Как это было
здорово – попасть в сказку, пройти через все приключения,
стать одним из ее героев!
Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих
рисунках, не лишая его столь близкой детскому сознанию
озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно,
иллюстрации могут быть различны. В одних иллюстрациях
преобладает яркая фантазия, другие могут быть более
спокойного, повествовательного характера. (Показывает
презентацию «И. Я. Билибин – иллюстратор русских сказок».
Слайды № 2–16).
– Рассмотрите иллюстрации к сказкам (учебник, с. 54–55) и
расскажите, какими художественно-выразительными
средствами художники воплотили замысел автора.
учебником,
анализиру
ют
информаци
ю.-
умеют описывать
содержание картины,
художественно-
выразительные средства,
используемые
художником для
достижения желаемого
эффекта.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать и
слышать учителя и
одноклассников,
инициативно
сотрудничать в поиске
информации, отвечать на
вопросы, делать выводы
Беседа
«Любимые
художники-
иллюстраторы
».
Организует выступления заранее подготовленных учащихся
с сообщениями о любимом художнике-иллюстраторе.
Слушают
одноклассн
иков,
рассматрив
ают книги,
анализиру
ют
информаци
ю.
Фронтальн
ая.
Личностные: выражают
положительное
отношение к процессу
познания: проявляют
внимание, удивление,
желание больше узнать.
Познавательные: умеют
презентовать
подготовленную
информацию в наглядном
и вербальном виде.
Коммуникативные:
умеют инициативно
сотрудничать в поиске и
сборе информации,
отвечать на вопросы,
делать выводы.
Устные
ответы.
Физкультмину
тка
Проводит физкультминутку
Выполняют
упражнения
Фронтальна
я
Личностные:
положительно относятся
к занятиям двигательной
деятельностью
Наблюд
ение за
выполн
ением
упражн
ений
III.
Творчес
кая
практич
еская
деятель
ность
Организация
рабочего
места.
Проверяет организацию рабочего места.
Осуществляют
самоконтроль
и
взаимоконтроль.
Индивидуал
ьная.
Личностные:
сориентированы на
ответственное отношение
к своему здоровью.
Познавательные:
организовывают
творческое пространство,
знают о гигиене учебного
труда и организации
рабочего места.
Устные
ответы.
Беседа «Что
мы будем
рисовать?».
Работа с
учебником (с.
56–57)
и рабочей
тетрадью (с.
32–33).
– Рассмотрите иллюстрации к сказкам разных народов мира
(учебник, 56–57). Вы обратили внимание на то, что
персонажи русских народных и зарубежных сказок одеты по-
разному? Почему? Можете ли вы представить себе Золушку в
русском народном сарафане? Почему? Герои каждой сказки
живут в своем мире, в своей стране, в свое время. Поэтому-то
и одеты они по-разному. Мы уже говорили о том, что
художник-иллюстратор, приступая к работе над книгой,
сначала изучает мир, в котором жил герой сказки. Как бы вы
одели героев сказки «По щучьему велению»? «Цветик-
семицветик»? Рассмотрите иллюстрации к разным сказкам
(рабочая тетрадь, с. 32–33) и выполните задания.
– С чего начнем работу над иллюстрацией? (Выбор сюжета.)
Правильно! (Этап прикрепляется на доску.) Что дальше?
(Выбор композиции и набросок). А дальше? (Рисование
карандашом.) Что делаем затем? (Выполняем работу в
цвете.) Расскажите о выбранном сюжете. Будет ли на вашем
рисунке изображен человек? Обратите внимание на
последовательность рисования фигуры человека (рабочая
Анализируют
информацию,
слушают
учителя,
отвечают на
вопросы,
придумывают
сюжет картины,
рассказывают о
нем,
проговаривают
последовательно
сть работы,
наблюдают за
действиями
учителя,
демонстрирующ
его некоторые
приемы работы.
Фронтальна
я.
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм и
правил поведения.
Познавательные: умеют
анализировать
информацию, описывать
сюжет, анализируют план
работы над рисунком,
выделяя основные этапы
и приемы.
Регулятивные:
планируют свою
деятельность,
продумывают сюжет.
Коммуникативные:
понимают смысл заданий
учителя и принимают
Устные
ответы.
тетрадь, с. 33).
учебную задачу.
Практическое
задание
В процессе рисования контролирует правильность держания
в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает,
советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает
затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните композицию «Бал в замке Спящей красавицы»
Выполняют
задание
Индивидуа
льная
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм и
правил поведения.
Регулятивные:
выполняют контроль в
форме сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и отличий от
эталона; вносят
необходимые дополнения
и коррективы
Выполне
ние
рисунка
на
заданну
ю тему
IV.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
Выставка
работ
учащихся.
Обобщение
полученных на
уроке
сведений,
оценивание
результатов
работы.
В процессе просмотра работ организует обсуждение
рисунков, их оценивание. Комментирует качество
выполненной работы по критериям: аккуратность,
композиция, оригинальность и т. д.
Организует беседу по вопросам.
– В чем достоинство разных композиций?
– Расскажите, какое настроение вы хотели передать в своей
работе зрителям.
– Понравилась ли вам ваша работа? Почему?
– Какие эмоции она у вас вызывает? Что вызвало у вас
затруднение? Почему?
– Что вам запомнилось?
– Понравился ли вам урок?
Рассматрив
ают
выполненн
ые рисунки,
оценивают
их,
слушают
учителя,
отвечают на
вопросы.
Фронтальна
я.
Личностные: обладают
первичными умениями
оценки работ и ответов
одноклассников на основе
заданных критериев.
Регулятивные:
оценивают свою работу
на уроке, умеют
адекватно воспринимать
информацию учителя или
товарища, содержащую
оценочный характер
отзыва о работе на уроке
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на
уроке;
устные
ответы.
Домашнее
задание
Объясняет задание.
– Читать с. 54–57 учебника, нарисовать портрет бабы
и деда из любимой русской народной сказки
Слушают
учителя
Индивидуа
льная
Наблюде
ние
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Конспект урока по ИЗО "Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение»"
- Конспект урока по ИЗО "Рисование на тему «Дорогая моя столица»"
- Конспект урока по ИЗО "Рисование на тему «Звери и птицы в городе»"
- Конспект урока по ИЗО "Лепка. Художественное конструирование и дизайн «Терем расписной»"
- Конспект урока по ИЗО "Иллюстрирование. Создаем декорации"
- Презентация "ВИДЫ, ЖАНРЫ, СТИЛИ изобразительного искусства"