Конспект урока по ИЗО "Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение»"
У р о к 18. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН «СКАЗОЧНОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»
Цели деятельности
педагога
Расширить представления учащихся о карнавале, маскараде, цветовом круге; ознакомить с произведениями живописи
известных художников; учить конструировать карнавальный костюм, создавать образ героя в карнавальном костюме;
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства; воспитывать
интерес к декоративно-оформительской деятельности
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Маскарад, карнавал, контрастные триады
Образовательные
ресурсы
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3
класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32
История развития карнавала и маскарада. Реферат. – Режим доступа : http://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=521279
Танцевальная разминка «Веселая зарядка». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-26466
Наглядно-
демонстрационный
материал
Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: расширят свои представления о маскараде, карнавале, познакомятся с произведениями художника
К. Сомова; научатся создавать образ своего персонажа в карнавальном костюме, конструировать карнавальный костюм.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации
из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о карнавалах и маскарадах, контрастных триадах;
регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные
– овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое
восприятие произведений искусства
О р г а н и з а ц и он на я стр у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
Формы
контроля
1
2
3
4
5
6
7
I.
Органи
зационн
ый
момент
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационна
я подготовка к
усвоению
материала.
Сообщение
темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Приближаются новогодние праздники. А это значит, что
нас ждут веселые, суматошные дни, когда все вокруг сверкает
разноцветными огнями, дарящими нам ощущение чуда. Часто
на празднование Нового года люди наряжаются в
карнавальные костюмы, прячут свои лица за масками.
Давайте и мы подготовимся к новогодним праздникам,
придумаем карнавальные костюмы и изготовим их
Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы
Фронтальн
ая
Личностные: имеют
мотивацию к учебной и
творческой деятельности.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют формулировать
ответы на вопросы
Устные
ответы
II.
Изучен
ие
нового
материа
ла
Сообщение
теоретических
сведений
«Карнавал и
маскарад».
Работа
с учебником
(с. 58–59).
– А знаете ли вы, чем различаются понятия маскарад и
карнавал? Давайте разберемся. Прочитайте в учебнике (с. 58–
59), что означают эти термины.
Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь
Диониса – дионисии. (Показывает презентацию «Маскарад и
карнавал». Слайд № 2–10). Они сопровождались
маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками,
украшались нарядно убранными установками. Впереди их
находился главный потешный «корабль» праздничного
шествия, который древнеримские авторы называют carrus
navalis, то есть морская колесница. На нем, как правило,
располагалась костюмированная группа. В средневековой
Европе карнавал как театрализованное шествие с играми,
инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием
участников праздника прочно вошел в праздничную культуру
романских народов и наиболее точно проявил свою сущность
во время проводов
Работают
с
учебником,
анализиру
ют
информаци
ю в
учебнике.
Фронтальн
ая.
Личностные: проявляют
интерес к отечественной
и мировой культуре.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
анализируют ее,
осознанно читают тексты
с целью освоения и
использования
информации.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Устные
ответы.
зимы – весеннего народного праздника. Особое внимание
уделялось искусству декоративного костюмирования.
Маскирование участников шествия, бутафорские элементы
убранства, декоративные установки – все вместе в
карнавально-зрелищной театрализации помогало
«переворачивать» жизнь. Дохристианские представления о
единстве человека и природы сохранились в народных
праздниках. Они скрашивали нелегкую жизнь людей, давали
им передышку, возможность на время отвлечься от суровой
реальности жестокого мира с его изнурительным трудом,
опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным
ожиданием кары небес за любые прегрешения. В средние
века существовало много праздников: карнавалы (весенние и
осенние), праздник дураков, праздник осла, выбор короля
обжор, празднование борьбы Масленицы и Поста. Карнавал,
ярмарка, гулянья – это и звуки: приговорки, сатирические
стишки, песни школяров и студентов. Люди на карнавале
обычно были одеты в невероятные, фантастические костюмы.
Самый типичный состоял из шелкового черного колпака,
кружевной накидки, просторного плаща, треугольной шляпы
и белой маски, которая полностью закрывала лицо. Маска –
символ карнавала. Она позволяла оставаться неузнанным, что
было особенно удобно для тех, кто любил пошутить над
другими. Во второй половине XVI века зародился новый тип
культуры – маскарад. Карнавальный костюм и маска на бале-
маскараде помогали приобрести свободу действия, стать
непосредственным и неузнаваемым. В маске можно было
вести себя вольно, забыв светские условности. Маска
подчеркивала святейшее право участника маскарада быть
неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на
маскарадах сводили счеты со своими недругами.
Коммуникативные:
умеют слушать учителя,
инициативно
сотрудничать в поиске
информации.
Продолжение табл.
Беседа
«Карнавал и
маскарад в
произведениях
живописи».
Просмотр
слайдов или
работа с
учебником (с.
58–59).
– Яркий, красочный мир карнавала изображается многими
художниками. Мы же сегодня познакомимся с творчеством
Константина Андреевича Сомова. Настоящий художник, он
на протяжении всей своей жизни создавал собственный
особый мир. Так же делали и другие художники, например, В.
М. Васнецов строил в старой Москве деревянный терем, Б.
Кустодиев поселил своих купцов и купчих в небольшом
городке на берегу Волги. Константин Сомов местом для
своих героев избрал окрестности Петербурга, а изображаемое
им время – XVIII век, век красоты, галантности и милых
забав. Для Сомова в живописи важнейшим и драгоценнейшим
был культ красоты, который ассоциировался с
созерцательным отношением к миру и, прежде всего, к миру
вещей. Он наблюдал мир из какого-то искусственно
созданного им «прекрасного далека». Он лишь любовался
этим миром, будучи тонким знатоком старины, человеком
высокоразвитого вкуса.
Уже в мастерской И. Е. Репина способный юноша, как
Сомова называл учитель, проявил разные стороны своего
таланта. Он рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII
века, и в его маленьких изящных работах возникал
любопытный мир прошлого.
– Рассмотрите в учебнике репродукции трех произведений
живописи, опишите их сюжеты и ответьте на вопросы.
1) По каким признакам мы узнаем, что их действие
происходит на карнавале и бале-маскараде?
2) Какие ощущения возникают у вас после просмотра этих
картин?
3) Опишите карнавальные костюмы персонажей. Чем они
схожи?
4) Расскажите о колорите этих живописных произведений.
5) Сравните работы К. Сомова с с произведениями М.
Шмелевой и С. Козлова.
– Выполните задание (учебник, с. 59).
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
иллюстраци
и в
учебнике,
анализирую
т
информаци
ю,
описывают
содержание
картин,
художестве
нно-
выразитель
ные
средства,
используем
ые
художника
ми для
воплощения
своего
замысла,
отвечают на
вопросы.
Фронтальна
я.
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности,
эстетически видят
красоту природы в
произведениях искусства
и в окружающем мире.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
умеют описывать
содержание картины,
художественно-
выразительные средства,
используемые
художником для
достижения желаемого
эффекта; осуществляют
поиск необходимой
информации (из рассказа
учителя, родителей, из
собственного жизненного
опыта) о произведениях
изобразительного
искусства, сравнивают
картины, делают выводы.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать и слышать
учителя и
одноклассников, отвечать
на вопросы, делать
выводы.
Устные
ответы.
Продолжение табл.
Сообщение
теоретических
сведений
«Контрастные
триады».
Работа с
учебником (с.
60).
– Описывая костюмы персонажей произведений живописи,
вы отметили, что в их изображении используется три цвета.
Рассмотрите на рисунке в учебнике (с. 60) эти группы цветов.
Какие это цвета: нюансные (оттеночные) или контрастные?
Каким свойством обладают контрастные цвета? (Усиливают
друг друга.) Как мы находим контрастные цвета? (По
цветовому кругу.) Почему художники используют при
изображении карнавальных костюмов такие цвета?
– Вспомним, каждый цвет занимает свое место в цветовом
круге. Первичные (основные) цвета – это красный, желтый и
синий. Первичными они называются потому, что путем их
смешивания можно получить все остальные цвета спектра
цветового круга, а путем их смешивания с добавлением
черного и белого цветов – все видимые человеком оттенки
цвета. Первичные цвета невозможно получить в результате
смешивания других цветов. Вторичные (составные) цвета
получаются путем попарного смешивания первичных цветов:
оранжевый, зеленый и фиолетовый. Вершины
равностороннего треугольника указывают на три сегмента
цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от
друга. Эти цвета называются цветами триады. Пример самой
контрастной, яркой триады – первичные цвета: красный,
желтый и синий. В контрастной триаде всегда один цвет
представлен в большем количестве. Успешное использование
одновременно трех цветов триады – редкость. Такое
сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми
контрастами, несбалансированным.
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
произведен
ия
живописи,
анализиру
ют
информаци
ю работают
по
учебнику,
наблюдают,
делают
выводы
Фронтальн
ая.
Познавательные: умеют
выявлять с помощью
сравнения отдельные
признаки, характерные
для сопоставляемых
объектов, осуществлять
поиск необходимой
информации (из рассказа
учителя, родителей, из
собственного жизненного
опыта) о сочетаниях
цветов.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют инициативно
сотрудничать в поиске и
сборе информации,
отвечать на вопросы,
делать выводы.
Устные
ответы.
Физкультмину
тка
Проводит физкультминутку
Выполняют
упражнени
я
Фронтальн
ая
Личностные:
положительно относятся
к занятиям двигательной
деятельностью
Наблюд
ение за
выполне
нием
упражне
ний
Продолжение табл.
III.
Творчес
кая
практич
еская
деятель
ность
Организация
рабочего
места.
Проверяет организацию рабочего места.
Осуществл
яют
самоконтро
ль
и
взаимоконт
роль.
Индивидуа
льная.
Личностные:
сориентированы на
ответственное отношение
к своему здоровью.
Познавательные: умеют
организовать творческое
пространство,
подготовить рабочее
место к работе, знают о
гигиене учебного труда и
организации рабочего
места.
Устные
ответы.
Беседа «Что
мы будем
рисовать?»
Работа с
учебником (с.
61).
– Итак, сегодня вам предстоит создать собственный
карнавальный костюм и «нарядить» в него своего персонажа.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 61) и расскажите, из
каких частей состоят костюмы Мальвины и Чиполлино.
Расскажите, в образе какого героя вам хотелось бы предстать
на маскараде? В какой костюм этот герой должен быть одет?
Из каких частей будет состоять костюм? Какие цвета вы
выберете для костюма?
С опорой на педагогический рисунок помогает учащимся
составить план работы над эскизом и рисунком.
Анализиру
ют
информаци
ю, слушают
учителя,
отвечают
на вопросы,
придумыва
ют сюжет
картины,
рассказыва
ют о нем,
проговарив
ают
последовате
льность
работы,
наблюдают
за действия-
Фронтальн
ая.
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Познавательные: умеют
анализировать
информацию, описывать
сюжет, анализируют план
работы над рисунком,
выделяя основные этапы
и приемы.
Регулятивные:
планируют свою
деятельность,
продумывают сюжет.
Коммуникативные:
понимают смысл заданий
учителя и принимают
учебную задачу.
Устные
ответы.
ми учителя,
демонстрир
ующего
некоторые
приемы
работы.
Практическая
работа
В процессе рисования контролирует правильность держания
в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает,
советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает
затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните эскиз карнавального костюма
Выполняют
задание
Индивидуа
льная
Личностные: сориентированы
на плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм и
правил поведения.
Регулятивные: выполняют
контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от
эталона; вносят необходимые
дополнения и коррективы
Выполнен
ие эскиза
карнаваль
ного
костюма
IV.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
Выставка
работ
учащихся.
Обобщение
полученных на
уроке
сведений,
оценивание
результатов
работы.
В процессе просмотра работ организует обсуждение
рисунков, их оценивание. Комментирует качество
выполненной работы по критериям: аккуратность,
композиция, оригинальность и т. д.
Организует беседу по вопросам.
– С творчеством какого художника вы сегодня
познакомились?
– Какой костюм вам кажется наиболее красивым? Почему?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Понравился ли вам урок?
Рассматрив
ают
выполненн
ые
рисунки,
оценивают
их;
слушают
учителя,
отвечают
на вопросы.
Фронтальн
ая.
Личностные: обладают
первичными умениями оценки
работ и ответов
одноклассников на основе
заданных критериев.
Регулятивные: оценивают
свою работу на уроке, умеют
адекватно воспринимать
информацию учителя или
товарища, содержащую
оценочный характер отзыва о
работе на уроке.
Оцениван
ие
учащихся
за работу
на уроке;
устные
ответы
Домашнее
задание
Объясняет задание.
– Читать с. 58–61 учебника, найти информацию об истории
новогодних карнавалов и маскарадов в России, изготовить по
эскизу карнавальный костюм
Задают
уточняющи
е вопросы
Индивидуа
льная
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Конспект урока по ИЗО "Рисование на тему «Дорогая моя столица»"
- Конспект урока по ИЗО "Рисование на тему «Звери и птицы в городе»"
- Конспект урока по ИЗО "Лепка. Художественное конструирование и дизайн «Терем расписной»"
- Конспект урока по ИЗО "Иллюстрирование. Создаем декорации"
- Презентация "ВИДЫ, ЖАНРЫ, СТИЛИ изобразительного искусства"
- Конспект урока по ИЗО "Рисование с натуры «Машины на службе человека»"