Конспект урока по ИЗО "Рисование на тему «Дорогая моя столица»"

У р о к 19. РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА»
Цели деятельности
педагога
Расширить представления учащихся о жанре пейзажа, художественно-выразительных средствах, используемых
художником (пятно, мазок, колорит, композиция и т. д.); учить через теплую или холодную цветовую гамму передавать в
рисунке настроение; развивать умения работать красками, составлять композицию на заданную тему, пространственные
представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к изображаемому; воспитывать интерес к предмету
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Художественно-выразительные средства (композиция, колорит, пятно, мазок и др.), теплая и холодная цветовая гамма,
городской пейзаж, архитектура
Образовательные
ресурсы
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3
класс. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32
Стихи о Москве, столице России, РФ. Гражданская поэзия. Патриотическое воспитание детей и школьников. Внеклассная,
воспитательная работа в школе. Открытые уроки. Детские и школьные праздники. – Режим доступа : http://zani-
matika.narod.ru/ RF9.htm
Старая Москва на картинах Аполлинария Васнецова. Архитектура древней Руси. Режим доступа :
http://vasnec.ru/moscow.php
Презентация «Веселые лягушата». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-6849
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка
Оборудование
Учебник, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: расширят свои представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, художественно-
выразительных средствах; научатся выполнять композицию на заданную тему.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные научатся осуществлять поиск
информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, пейзаже,
художественно-выразительных средствах живописи; регулятивные научатся планировать решение учебной задачи:
выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные овладеют
способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое
восприятие произведений искусства
О р г а н и з а ц и о н на я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
Формы
контроля
1
2
3
4
6
7
I.
Орган
изацио
нный
момен
т
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская и
мотивацион
ная
подготовка
к усвоению
материала.
Сообщение
темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Читает стихотворение.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.
Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
В. Брюсов
Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок?
Задание сегодняшнего урока – выполнение композиции по
памяти и представлению на тему «Зимний город»
Слушают
учителя,
отвечают на
вопросы
Личностные: имеют мотивацию к
учебной и творческой деятельности,
понимают личную ответственность за
будущий результат.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют
формулировать ответы на вопросы
Устные
ответы
II.
Изучен
ие
нового
матери
ала
Словесно-
иллюстрати
вный
рассказ с
элементами
беседы
«Прекрасная
Москва».
Просмотр
Кто из вас знает, что обозначает слово архитектура?
Архитектура (греч.) искусство проектировать и строить
различные здания. Она окружает нас со всех сторон. Что еще
относят к архитектуре?
К архитектуре относят и жилые дома, и школы, общественные
здания-памятники: старинные дворцы, украшенные колоннами,
лепкой и позолотой, древние храмы. Познакомимся с
архитектурой Москвы поближе. Что вы можете рассказать о
достопримечательностях столицы?
Рассматриваю
т учебник,
рабочую
тетрадь,
делятся
впечатлениям
и,
анализируют
информацию
Личностные: принимают ценности
отечественной и мировой культуры.
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения учителя,
анализируют ее.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную и творческую
задачу.
Устные
ответы.
мультимеди
йной
презентации
.
Давайте изучим архитектуру Московского Кремля. (Показывает
презентацию «Московский Кремль». Слайды 216). Как вы
думаете, какое значение он имеет в жизни и истории нашей
страны? Верно, это замечательный памятник старины гордость
нашей Родины.
Посмотрите на фотографии и рисунки. На них изображен
Московский Кремль таким, каким мы его видим в наши дни.
Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанными
рубиновыми звездами. Внутри раскинулись громады старинных
дворцов и соборов с ослепительным блеском золотых куполов.
Но Кремль не всегда был таким. Московский Кремль строился на
протяжении ряда веков. Постепенно, в течение нескольких
столетий складывался его облик расширялась территория,
строились новые сооружения, обновлялись стены и башни. И вот
теперь, точно остров русской истории, памятник многих эпох,
окруженный со всех сторон огромным современным городом,
возвышается Кремль. Наиболее древние из кремлевских построек
сохранились
до нашего времени, они образуют ансамбль Соборной площади.
Этот Ансамбль состоит из трех соборов: строгого и
величественного Успенского, более нарядного Архангельского и
сравнительно небольшого и уютного Благовещенского. Сюда же
входит и Грановитая палата прямоугольное здание, служившее
для торжественных церемоний, нарядно украшенное гранеными
каменными выступами снаружи и расписными сводами внутри.
Над Соборной площадью высится стройная колокольня Ивана
Великого (XVI в.). Это здание было украшением
не только Кремля, но и всей Москвы. Строилась колокольня около
ста лет (15051600). Она стала символом могущества единого
Русского государства. Эта пятиярусная звонница с золотым
куполом до строительства высотных зданий была в Москве самым
высоким сооружением. Колокольня служила главной сторожевой
башней Кремля, и ее купол, возвышающийся над другими
куполами, был виден далеко за пределами Москвы.
Главным архитектурным сооружением Кремля стал Успенский
собор. У него интересная форма и расположение окон-щелей,
шлемовидная форма куполов и четкие вертикальные стены,
простое убранство изящные декоративные арочки,
опоясывающие храм.
Успенский собор имел общегосударственное значение. Здесь
происходили важнейшие государственные церемонии:
в учебнике.
Коммуникативные: умеют слушать
друг друга, строить понятные речевые
высказывания, задавать вопросы для
уточнения информации.
«посажение на стол» Московского великого князя, коронование
русских царей и цариц, погребение митрополитов. Строгая
торжественность, ясная легкообозримая форма Успенского
собора, увенчанного сверкающими золотыми куполами,
олицетворяли силу и богатство Руси, внушали уважение
заморским гостям.
Словесно-
иллюстрати
вный
рассказ с
элементами
беседы
«Москва в
произведени
ях А.
Васнецова».
Просмотр
слайд-шоу
или
иллюстраци
й в учебнике
(с. 64).
Многие художники старались запечатлеть красоту улочек,
соборов старой Москвы. Сегодня мы познакомимся
с произведениями художника А. Васнецова, который посвятил
свою жизнь изучению истории Москвы. В начале ХХ века у
многих художников ярко проявился интерес к русской старине,
народной жизни в ее праздничной стороне, быту и фольклору. В
русле этого движения и развивалось творчество Васнецова.
Интерес к русской истории, к облику прошлого и быту возник у
Аполлинария Васнецова еще в 1890-е годы, а московская
архитектура нашла свое отражение уже в картине 1894 года
«Московский Кремль. Соборы», написанной из окна квартиры в
Замоскворечье, где в это время жил художник. Работа над кругом
новых сюжетов потребовала от Васнецова серьезных научных
изысканий, что сделало его прекрасным знатоком прошлого
Москвы. При этом научная информация помогала художнику не
просто писать картины, а создавать живые образные полотна, в
которых воскрешалась жизнь наших предков. Созданный
Аполлинарием Васнецовым цикл произведений, посвященных
старой Москве, можно поделить на две группы. Одну из них
представляют большие живописные полотна, к другой относятся
многочисленные графические произведения. К числу работ
первого типа относится картина 1900 года «Улица в Китай-
городе. Начало XVII века». В ней изображен Китай-город
район, примыкающий с востока к Кремлю, который был центром
городской торговой жизни. Причудливо громоздятся живописно-
асимметричные деревянные строения древнего города. В
закатный час на фоне высветленного зеленовато-оранжевого неба
контрастно выделяется темнеющий силуэт центра Москвы, в
котором доминируют очертания Покровского собора. А на
тесных запутанных улочках царит шумное беспокойство.
Изображение суеты и волнений горожан, среди которых
выделяются вооруженные стрельцы, погружает нас в эпоху
Смуты. Автор не конкретизирует, что за события так взволновали
жителей столицы, но ясно, что здесь передан тревожный,
переломный момент русской истории. Более просветлен и
лиричен внешне суровый образ Москвы в картине «На рассвете у
Слушают
учителя,
рассматриваю
т слайд-шоу
или
иллюстрации
в учебнике,
анализируют
информацию,
составляют
рассказ по
одному из
произведений,
рассказывают
о композиции
рассматривае
мых картин.
Личностные: проявляют интерес к
изобразительному искусству
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения учителя,
умеют строить осознанное и
произвольное речевое высказывание в
устной форме о творчестве А.
Васнецова, наблюдать, осуществлять
поиск нужной информации в разных
источниках, анализировать
информацию.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют слушать и
слышать учителя и одноклассников,
инициативно сотрудничать в поиске
информации, отвечать
на вопросы, делать вы воды, составлять
небольшие рассказы.
Устные
ответы;
выполнени
е задания.
Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900). По-иному
трактована жизнь древней Москвы в большом полотне
«Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века» (1900).
Архитектурный фон картины составляет величественная
панорама Московского Кремля в ясный зимний день. Васнецов
воссоздал здесь семипролетный каменный мост через Москву-
реку, который находился в районе современного Большого
Каменного моста. Изображение оживлено шумной жанровой
сценой: на переднем плане движется веселящая народ группа
скоморохов. Показ зимнего городского пейзажа с замерзшей
рекой и покрытыми снегом крышами потребовал яркой, звучной,
декоративной живописной гаммы, которая хорошо соответствует
карнавальной ситуации. Мрачная страница русского
Средневековья наглядно представлена в картине «Московский
застенок. Конец XVI века» (1912). Здесь архитектурный фон
образует Константино-Еленинская башня Московского Кремля. К
ней в XVI столетии был пристроен так называемый застенок
пыточная камера времен Ивана Грозного и Бориса Годунова.
Событие, представленное в картине, заставляет содрогнуться от
ужаса. В письме своему брату Аркадию Михайловичу сам
художник так рассказал об этой сюжетной ситуации: «Написал
картину «Московский застенок конца XVI века». Перед воротами
застенка выброшены трупы людей, замученных на пытках, и за
ними пришли родственники и знакомые, чтобы похоронить –
тема почти современная нам». Эти слова хорошо раскрывают
отношение автора к жестокости, насилию и бесправию, которыми
так часто сопровождалась наша история. В драматическую
атмосферу времен Смуты переносит нас полотно «Гонцы. Ранним
утром в Кремле. Начало XVII века» (1913). Русь обессилена
междоусобицами, феодальной враждой, самозванцами и
иноземными захватчиками. Но незыблемо стоит Московский
Кремль как оплот и залог победы над недругами. Реконструируя
утраченную архитектурную среду внутри кремлевских стен,
Васнецов умело передает красоту декоративного узорочья
древних построек. Но это для него не самоцель. Через
убедительно представленные детали он идет к эмоциональной
образности показа прошлого. По деревянному настилу мостовой
через Кремль стремительно мчатся два всадника воин и монах.
Не конкретизируя, не расшифровывая, кто они и с какой целью
едут, художник заставляет нас реально ощутить напряженный
пульс жизни той эпохи. Настроение тревоги и беспокойства
достигается и композиционным построением, включающим
зрителя в картинное пространство, и передачей состояния
природы, показанной в зимний предрассветный час, и красочной
гаммой. Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой
художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни
старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во
второй половине XVII века». Изображенное в картине состояние
природы в яркий солнечный день помогает создать праздничный
образ Москвы, выразить патриотические настроения и надежды
художника.
Второй цикл работ Васнецова составляют графические
произведения, посвященные реконструкции облика древней
Москвы. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея
истории и реконструкции Москвы. Это небольшие по размерам
работы, для которых художник использовал особую технику:
карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе. Эта
пограничная между живописью и графикой смешанная техника
позволила более свободно представить ушедший облик столицы.
Для его воссоздания потребовались серьезные научные знания, и
Аполлинарий Васнецов начал изучать исторические и
литературные источники, знакомиться с описаниями Московии,
сделанными иностранными путешественниками XVIXVII веков,
исследовать старинные планы Москвы, знакомиться с летописями,
миниатюрами и гравюрами. Васнецов участвовал в
археологических раскопках, делал многочисленные научные
доклады и сообщения. Для изучения Москвы в 1900 году
художник поднялся над Москвой на воздушном шаре и сделал
зарисовки с высоты птичьего полета. На основе глубоких научных
знаний Васнецов добивался достоверности изображения
прошлого.