Методическая разработка урока "Создание ритмических рисунков в латиноамериканских танцах"

Кукушкина Ксения Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Г.Санкт-Петербург, Россия
Методическая разработка урока по теме: «Создание ритмических рисунков в
латиноамериканских танцах»
Многие современные тенденции в развитии спортивного бального танца
обусловлены движением в сторону эффектности. Танцоры стремятся произвести
наибольший эффект на судей и зрителей за счёт контрастов, скорости, динамики,
поскольку на конкурсе необходимо выделиться среди других пар. Желание танцоров
произвести наибольший эффект распространяется и на то, как они используют музыку
и ритмические рисунки. Как следствие, современная бальная хореография «высоко
насыщена различными элементами в единицу времени ударе или в его части)»
[3,С.140].
Существенные изменения произошли и в том, как современные танцоры стали
использовать своё тело для создания ритмических рисунков: если раньше ритм
создавался в основном стопами и корпусом, то сейчас у танцора нет части тела, которая
не была бы задействована при создании ритмических рисунков - работают стопы,
колени, бёдра, корпус, руки, голова. «Сегодня латиноамериканские танцы основаны на
создании и контроле ритмов в теле. Чемпионы изучают принципы выстраивания
осанки, что позволяет им высвобождать необходимую энергию для создания
мышечной координации и изоляции, в результате чего обеспечивается возможность
создания различных ритмов в различных частях тела…» [10,Р.10]. Танцорам
необходимо обладать хорошим чувством ритма для музыкального исполнения, при
этом чётко демонстрируя на высокой скорости разнообразные ритмические рисунки,
созданные различными способами.
Развитием бального танца как вида спорта в мире занимается World DanceSport
Federation (WDSF). Стремление организации продвинуть бальные танцы в олимпийские
виды спорта стимулирует аналитическую деятельность, следствием чего является
создание новых технических учебников и новых методик преподавания и оценивания -
системных, прозрачных, научно обоснованных и систематизированных,
соответствующих сегодняшнему уровню развития спортивного бального танца.
Проделанная работа привела к созданию новой системы судейства 2.0,
используемой в WDSF. Чёткие критерии оценки, на которых базируется данная система
судейства, призваны сделать её более объективной, прозрачной и понятной как для
зрителей, так и для танцоров. Мастерство танцоров оценивается по следующим
критериям:
Технические качества» (Technical Qualities-TQ);
-«Движение под музыку» (Movement to Music-MM);
-«Навыки партнёрства» (Partnering Skills-PS);
-«Хореография и презентация» (Choreography and Presentation-CP [4,С.64-66]
В контексте заявленной темы рассмотрим такой критерий оценки, как
«Движение под музыку», синонимом которого является термин «музыкальность».
«Музыкальность - один из важнейших критериев оценки пары в спортивном бальном
танце [1,С.49]. Субкомпонентами данного критерия являются: тайминг, ритм, структура
музыки. В контексте выбранной темы важно разобраться, каково значение такого
субкомпонента, как ритм - в чём его специфика, что должен понимать и уметь танцор в
рамках данного субкомпонента, чтобы его танец был музыкальным. Сделать танец
музыкальным значит раскрыть идею и настроение музыки и интерпретировать свою
хореографию в соответствии с ней (на соревнованиях каждый раз звучат разные
мелодии, неизменны только темп и базовый ритм каждого танца).
Необходимо отметить, что критерии судейства в базовом и продвинутом
уровнях мастерства различны.
1.Тайминг - умение танцоров соответствовать темпу музыки.
2.Ритм-умение танцоров соотносить свои движения с ритмическими акцентами
музыки.
3.Структура музыки - умение танцоров использовать танец согласно всем
элементам музыкальной структуры (фраза, мелодия, период и т.д.).
В контексте урока сфокусируемся на втором субкомпоненте - ритме.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что понимание специфики
создания ритмических рисунков в латиноамериканском танце и умение ритмически
разнообразно интерпретировать фигуры поможет танцору улучшить качество
исполнения, сделать танец более музыкальным, как следствие, получить высокую
оценку судей. Тренер посредством данного урока сможет усовершенствовать свою
методику преподавания.
Цель урока - углубить знания танцоров по теме «Создание ритмических
рисунков в латиноамериканских танцах», добиться более музыкального исполнения
предложенных вариаций.
Задачи:1) дать определение понятию ритм;
2) выделить способы и методы создания ритмических рисунков в
латиноамериканских танцах;
3) составить танцевальные комбинации, направленные на создание
различных ритмических рисунков.
Целевая аудитория: урок рассчитан на танцоров D класса и выше, а также
преподавателей и студентов профильных ВУЗов, руководителей ТСК с целью
повышения квалификации.
Урок рассчитан на два академических часа.
Обращение к основам музыкальной грамоты, разъяснение понятий ритм,
ритмический рисунок, тайминг.
Ритм- организованная последовательность длительности звуков в музыкальном
произведении[5,С.190].
Музыкальный ритм- это чередование и соотношение различных музыкальных
длительностей и акцентов[5,С.283].
Синкопа- смещение ритмического ударения с сильной доли такта на слабую.
Ритмический рисунок- последовательность длительностей звуков, отвлеченная
от их высоты.
Тайминг (хронометрирование) показывает, сколько длится каждое действие по
отношению к музыке.
Знакомство со способами создания ритмических рисунков (на примере
фигуры виск [10,Р.172] в танце самба).
Примечание: несмотря на то, что основной урок построен в танце ча-ча-ча, для
иллюстрации одновременного создания ритмов в разных частях тела выбрана фигура
из танца самба, поскольку на данном примере наиболее полно можно раскрыть
способы создания ритмических рисунков.
Ритм в стопах создаётся за счёт таких действий, как наступания,
проскальзывания (слип), тэпы, прыжки и т.д. Ритм стоп является базовым. В фигуре
виск ритм, создаваемый стопами, будет следующим: раз а два, длительности ударов: ¾,
¼, 1.
Сгибания и разгибания коленей, выполняемые непрерывно или единожды
создают так же определённый ритм, в том числе определяют характер исполняемого
танца. В виске ритм коленей будет следующим: и1и2. Действие начинается на счет «и»
из положения «колени согнуты». Длительность: ½, ½, ½, ½.
Ритм в корпусе создаётся такими действиями, как смещение (движение грудной
клетки вперёд, назад, в сторону или диагонально), наклон (изменение между уровнем
левого и правого плеч), ротация (вращение одной части корпуса относительно другой),
сжатие (активизация мышц спины между лопатками и бёдрами), контракция
(увеличение расстояния между позвонками за счёт подкручивания таза
вперед),растяжение и сокращение мышц передней части корпуса по отношению к
задней [9,Р.3-6].В фигуре виск ритм в корпусе:1-и-а-2.
Ритмические рисунки можно увидеть и при движении бёдер: смещение
(фронтальная плоскость бедра смещается в одной плоскости по линии плеч, без
наклона и ротации), ротация (вращение бёдер под плечами, способствующее
возникновению скручивания в корпусе), наклон ( изменение уровня одного бедра
относительно другого без смещения и ротации), антеверсия- ретроверсия (движения в
сагиттальной плоскости: вращения бёдер относительно оси назад-вперёд; ретроверсия
всегда сопровождается сокращением мышц живота) [9,Р.7-9].
В фигуре виск ритм бёдер следующий:1 и а 2, длительности ударов: ½ , ¼ , ¼ , 1.
Свой ритм есть и в руках, они выполняют различные действия, сбор, раскрытие,
фиксацию в позе.
В фигуре виск ритм рук следующий:1а 2, длительности ударов: ¾, ¼, 1
Ритмические рисунки можно наблюдать и в работе головы, включающей в себя
перевод из точки в точку, вращения и наклоны.
Методы изменения ритмических рисунков в латиноамериканском танце.
В данном уроке будут использованы два метода изменения ритмических
рисунков.
1. Метод изменения тайминга предполагает перераспределение длительностей
музыкальных долей с целью ускорения, замедления движений, в результате чего
«возникают интересные контрасты между медленным и быстрым движением…»
[2,С.49].Перераспределение длительностей музыкальных долей, происходящее за счёт
пауз, смещения ритмического ударения с сильной доли на слабую, изменения
амплитуды (увеличивая или уменьшая амплитуду действия, мы изменяем время,
затраченное на выполнение, иными словами изменяем тайминг) приводит к изменению
акцентов.
2. Метод контр-рисунков построен на основе создания некого «ритмического
треугольника», состоящего из ритма музыки, ритма п-ра и ритма п-ши. Ритмы
различны, могут совпадать и не совпадать друг с другом в разные моменты танца.
Также не всегда целью танцора является следование музыке и полное дублирование её
ритмического рисунка в своём теле. Благодаря этому создается многогранный,
контрастный общий ритмический рисунок.
Истоки этих идей заложены в базовых фигурах, где иногда можно встретить
различные ритмы одной фигуры у п-ра и у п-ши (Раскрутка в танце Самба, Кубинский
брэйк в открытой позиции в танце Ча-ча-ча, Шассе-плащ в танце Пасодобль, Брэйк
Лайерда в танце Джайв [7,Р.46-50].
Изучение вариации танца Ча-ча-ча, проработка
Шаг
Позиция стоп
Выполняемое
действие
Ри
тм
Доля
такта
Позиция в
паре
Номе
р
такто
в
1.
ПН нз
Ход нз
2
1
Теневая
позиция, без
замка рук
1
2.
ЛН на месте
Перенос веса
на месте
3
1
3.
ПН вп и накрест корпуса
Хип-твист
шассе
4
½
4.
Приставить ЛН к ПН
&
½
5.
ПН в сторону
1
½
2
ЛН вп и накрест корпуса,
Н развёрнут наружу
Дробные
кубинские
брейки ЛН
2
½
6.
ПН на месте
&
½
7.
ЛН в сторону и слегка НЗ
3
½
8.
ПН на месте
&
½
9.
ЛН вп и накрест корпуса,
Н развёрнут наружу
4
½
10.
ПН на месте
&
½
Теневая
позиция, без
замка рук
11.
ЛН в сторону и слегка Нз
1
1
3
12.
ПН вп и накрест корпуса с
поворотом, закончив ПН
нз и слегка в сторону
Ш.1-2 Спот-
поворота влево,
шассе Ча-ча-ча
вправо
2
1
13.
ЛН на месте
3
1
14.
ПН в сторону
4
½
15.
ЛН полуприставляется к
ЛН
&
½
16.
ПН в сторону
1
1
4
17.
ЛН вп, Н развёрнут
наружу
Чековый ход
ВП
2
½
18.
ПН на месте
Перенос веса
&
½
на месте
19.
ЛН в сторону
Боковой шаг
3
1
20.
ПН вп, Н развёрнут
наружу
Чековый ход
ВП
4
½
21.
ЛН на месте
Перенос веса
на месте
&
½
22.
ПН в сторону
Боковой шаг
1
1
23.
ЛН вп и накрест корпуса
Шаг накрест
корпуса
2
1
5
24.
ПН в сторону, поинт
ПН вытянута,
колено ЛН
согнуто
3
1
25.
ПН нз
Зиг-заг
(ход нз,
боковой шаг,
ход вп)
4
½
26.
ЛН в сторону
&
½
27.
ПН вп
1
1
Тандем-
позиция,п-р
спереди
6
28.
ЛН вп
Ход вп
2
1
29.
Удержание позиции
Волна в
корпусе
3
1
30.
ПН вп с правым ведущим
плечом
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ПЛП)
4
½
31.
Скрестить ЛН за ПН
&
½
32.
ПН вп с П ведущим
плечом
1
1
7
33.
ЛН вп с правым ведущим
плечом
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ЛПЛ
2
½
34.
Скрестить ПН за ЛН
&
½
35.
ЛН вп правым ведущим
плечом
3
1
36.
ПН вп с правым ведущим
плечом
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ПЛП)
4
½
37.
Скрестить ЛН за ПН
&
½
38.
ПН вп с правым ведущим
1
1
8
плечом
39.
ЛН вп
Ходы вп
2
1
Тандем-
позици, п-р
спереди
40.
ПН вп
3
1
41.
ЛН вп и накрест ПН
Ход вп
4
½
42.
ПН приставляется к ЛН
Приставка ПН
к ЛН
&
½
43.
Сплит-позиция
Широкая
позиция в
ногах, перенос
веса на ЛН,
затем на ПН
1
1
9
44.
Сплит-позиция
Перенос веса
на ЛН
2
½
45.
ПН вп и накрест корпуса
Ход вп
&
½
46.
Сплит-позиция
Поворот влево
3
1
Тандем-
позиция,п-ша
спереди
47.
ЛН на подушечке, ПН
согнута в колене
Круговое
движение
бёдрами влево
4&
½ ½ 1
1
10
48.
ЛН закрещивается за ПН
Латинский
крест
2
1/2
49.
ПН на месте
Перенос веса
на месте
&
1/2
ЛН вп
Ход вп
3
1
50.
ПН вп с правым ведущим
плечом
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ПЛП)
4&
½ ½ 1
Тандем-
позиция,п-ша
спереди
1
11
51.
ЛН вперёд и накрест
корпуса
Ход вп
2
½
52.
ПН в сторону и немного
НЗ
Боковой шаг
&
½
53.
ЛН закрещивается за ПН
Латинский
крест
3
1
54.
ПН закрещивается за ЛН
Латинский
крест
4
½
55.
ЛН в сторону и немного
нз
Боковой шаг
&
½
56.
ПН вперёд и накрест
корпуса
Ход вп
1
1
12
57.
ЛН вп, Н развёрнут
наружу
Чековый ход вп
2
1
Теневая
позици, без
замка рук
58.
ЛН в сторону и немного
нз
Ронд
3
1
59.
ЛН закрещивается за ПН
Латинский
крест
4
½
60.
ПН в сторону
Боковой шаг
&
½
61.
ЛН вп
Ход вп
1
1
13
62.
Sit-line на ЛН
Восьмёрка
бедром
2
3
1
1
63.
ПН нз
Бегущие шаги
с сильной
ротацией в
нижней части
корпуса в
направлении
движущейся
ноги (Меренге-
шассе)
4
½
64.
ЛН нз
&
½
65.
ПН нз
1
1
14
Усложнение изученной ранее вариации за счёт изменения тайминга
Шаг
Выполняемое
действие
Рит
м
Доля
такта
Позиция в
паре
Порядко
вый
номер
тактов
1.
Ход нз
2
1
Теневая
позиция,
без замка
рук
1
2.
Перенос веса
на месте
3
1
3.
Хип-твист
шассе
4
½
&
½
1
½
2
4.
Дробные
кубинские
брейки ЛН
2
½
&
½
3
½
&
½
4
½
&
½
1
1
3
5.
Ш.1-2 Спот-
поворота влево
2
1
Теневая
позиция,
без замка
рук
3
1
6.
Бегущее шассе
4
½
&
½
1
½
4
7.
Чековый ход
ВП
2
½
Перенос веса
на месте
&
½
Боковой шаг
3
1
8.
Чековый ход
ВП
4
½
Перенос веса
на месте
&
½
Боковой шаг
1
1
5
9.
Пауза
2
½
10.
Ход вп
и
½
11.
ПН вытянута,
опорное колено
согнуто
3
1
12.
Небольшой
шаг
А
¼
13.
Шаг накрест
корпуса
4
1
14.
Небольшой
ронд, оба
колена
согнуты, бёдра
центральны
1
1
6
15.
Слип ПН
2
¾
16.
Приставка
А
¼
17.
ПН вытянута,
опорное колено
согнуто
3
1
18.
Зиг-Заг
4
½
Теневая
позиция,
без замка
рук
19.
&
½
20.
1
1
7
21.
Ход вп
2
1
22.
Волна в
корпусе
3
1
23.
Пауза
4
½
24.
ш.2-3 лока Ча-
Ча-Ча вп (ЛПЛ)
&
½
Тандем-
позиция, п-
25.
1
1
р спереди
8
26.
Пауза
2
½
27.
ш.2-3 лока Ча-
Ча-Ча вп (ЛПЛ)
И
½
3
1
28.
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ПЛП)
4
½
&
½
1
1
9
29.
Ходы вп
2
1
Тандем-
позиция, п-
р спереди
30.
3
½
31.
Приставка
&
½
32.
Широкая
позиция в
ногах
4
½
33.
Перенос веса
на ЛН
&
½
34.
Ход вп
1
1
10
35.
Поворот влево
2
1
Тандем-
позиция, п-
ша спереди
36.
Пауза
3
1
10-11
37.
Круговое
движение
бёдрами влево
4&1
½
½
1
38.
Латинский
крест
2
½
39.
Перенос веса
на месте
&
½
Тандем-
позиция, п-
ша спереди
40.
Ход вп
3
1
41.
Лок Ча-Ча-Ча
вп (ПЛП)
4&1
½
11-12
½
1
42.
Зиг-Заг
2
½
Теневая
позиция,
без замка
рук
43.
&
½
44.
3
1
45.
4
½
46.
&
½
47.
1
1
13
48.
Чековый ход вп
2
½
Теневая
позиция
49.
Тэп стопой б/в
в позиции
латинский
крест
&
½
50.
Ронд
3
1
51.
Латинский
крест
4
½
52.
Боковой шаг
&
½
53.
Ход вп
1
1
14
54.
Восьмёрка
правым бедром
2
3
1
1
Теневая
позиция
55.
Меренге-
шассе
4&1
½
½
1
Усложнение вариации путём использования метода контр-рисунков
Партнёр
Партнёрша
Место изменений
Конец 5 такта, начало 6 такта
Выполняемое действие
Партия п-ра без изменений
Шаг с замахом от колена
Пауза
Поинт ЛН, ПН согнута
Ритм
4 1 2
Доля такта
1 1 ¾
Место изменений
Середина 13 такта, далее после чекового хода вп на счёт
Выполняемое действие
Быстрые чеки в ритме
дробных кубинских
брейков вокруг п-ши
Sit-line на ЛН, восьмёрка
правым бедром
Чековый ход ВП с ЛН
Чековый ход ВП с ЛН
Пауза
Пауза
Ритм
3&4&1&2&3&4& 1 2
3 4&1 2 3 4&1 2
Доля такта
½ ½ ½ ½ ½ ½ ½ ½ ½ ½ ½ ½
1 1
1 ½ ½ 1 1 1 ½ ½ 1 1
Подведение итогов, заключительное слово.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакина С.Ю. Принципы создания хореографии в спортивном бальном танце//
Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные
проблемы, перспективы развития: материалы Межвузовской научно-
практической конференции, 22 февраля 2013г.-СПб.: СПбГУП, 2013.- С.47-52.
2. Бакина С.Ю. Развитие теории и исполнительской техники латиноамериканской
программы спортивного бального танца// Спортивный бальный танец: история,
теория, практика. - СПб.: СПБГУП, 2013. - С.38-51 - (Новое в гуманитарных
науках; Вып.61)
3. Бойков А.Н. Методические рекомендации по развитию музыкально-
ритмической характеристики работы корпуса для преподавателей по
спортивному бальному танцу (латиноамериканская программа)// Спортивный
бальный танец: история, теория, практика. - СПб.: СПБГУП,2013. - C.135-145 -
(Новое в гуманитарных науках; Вып.61)
4. Воронин Р.Е. Эволюция системы судейства в танцевальном спорте (На анализе
системы судейства WDSF) // Искусство танца в диалоге культур и традиций:
материалы V Межвузовской научно-практической конференции, 27 февраля
2015г.-СПб.: СПбГУП, 2015.- С.64-66
5. Гамаюн С.Т. Теория музыки. Краткий словарь музыкальных терминов. М.:
Муза,2005. 190с.;
6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор,
1984. 283 с.;
7. Laird W. The Laird Technique of Latin Dancing. England.: KenadS
Printenrs,2014.257с.;
8. Nitsche H., Neudeck J. Rhythmecality SAMBA. England, 2014.
9. WDSF Samba/ M. Sietas, N. Ambroz, D. Cacciari, O. Cacciari et al.- Roma: Grafiche
BIME, Roma,2013.-174 p.
10. Hearn J.A Technique of Advanced Latin-American Figures. -Geoffrey & Diana
Hearn,2010.-171 p.