Открытое занятие "Сюжетная лепка объектов живой природы"

Открытое занятие.
Объединение «Керамическая игрушка».
Руководитель: педагог дополнительного образования
Кирпичева Н.Ю. Группа первого года обучения (7-8лет )
Время занятий 45 мин
Тип урока: Освоения новых знаний.
Тема: Сюжетная лепка объектов живой природы.
Цель: Лепка «Ежик в лесу»
Педагогическая цель. Формирование творческих способностей, культуры
труда, способностей к самоопределению, любви к природе, ответственности за
результаты своего труда, , освоение информационно-коммуникационных
методов обучения.
Задачи урока:
Обучающие:
Закрепление знаний конструктивного способа лепки , обучение новым приемам
изобразительной пластики с помощью приспособлений (металлическое ситечко,
зубочистки).
получение определенного уровня знаний по теме: «Ежик».
Развивающие:
· развивать природоведческие знания, устную речь, память, умение
систематизировать изученный материал;
развивать познавательную активность воспитанников , интерес, умение
наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные:
· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение,
· помочь воспитанникам осознать ценность совместной деятельности;
· формировать эмоционально-положительное отношение к лепке;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы работы : Наблюдения. Наглядности. Беседа. Анализ .
Ожидаемые результаты:
Воспитанники будут знать общие навыки трудовой деятельности: трудовую
технологическую дисциплину, навыки самоуправления, приемы и методы
организации самостоятельной работы с материалом, основы творческой
деятельности в керамическом производстве.
Форма занятия : групповая.
Техническое оборудование: ноутбук, звуковые колонки, флешкарта.
Оборудование для лепки: глина, стеки, нитки,баночка с водой, куски
ткани, шликер, кисточки для промазывания, зубочистки, металлическое
ситечко, колпачки от ручек и фломастеров.
Зрительный ряд: Презентации ПК, иллюстрации по теме лесные животные -
ежики. Готовые скульптурные фигуры животных, выполненные другими
воспитанниками и преподавателем, технологические карты.
Музыкальный ряд: «Прогулка в лесу» муз.С.Прокофьева
Содержание учебного материала: 1. Организационный момент. 2.
Актуализация знаний. 3. Изучение новой темы. 4. Практическая часть. 5.
Закрепление и рефлексия. 6. Итог занятия. 7. Уборка рабочего места.
Ход занятия. 1. Организационный момент
.
Педагог: Здравствуйте, дети! . Начинаем наше занятие.
2. Актуализация знаний
Вот и закончились наши летние каникулы .Кто из вас,дети , был в летом в лесу?
Какие у вас впечатления от посещения леса? Послушайте, как передает свои
впечатления от лесной прогулки композитор Сергей Прокофьев.(звучит муз.
отрывок из произведения «Прогулка в лесу»-1мин. ) А может кто-то из вас
встречал лесных жителей ? Каких? Кто мне может описать ежика – какой
он?(дети описывают ежика, дополняя друг друга)
Мотивация.
Сейчас мы с вами посмотрим видео с очень милым ежиком, внимательно его
посмотрим, отметим для себя и запомним образ ежика.(просмотр, обращаю
внимание детей на мордочку, иголки, лапки)
Хотите слепить из глины такого замечательного ежика? Предлагаю вам сегодня
не только слепить ежика, но и дополнить его лесным сюжетом, отражающим
его образ жизни в лесу. Итак, приступим к теме сегодняшнего занятия «Ежик в
лесу».
Ход занятия.
- Дети, посмотрите на готовые поделки по этой теме-вы видите двух ежиков,
выполненных конструктивным способом, но они отличаются друг от друга.
Чем? Правильно, у них по-разному сделаны иголки. У одного более острые и
редкие, у другого – более пушистые и густые . Для чего им иголки нужны?.
Иголки им нужны, чтобы защитится от врагов. Если у них не будет иголок, их
съедят волки и лисы. Кто знает, чем питается ежик? Да, лесными яблочками,
грибами. А как он их собирает? Правильно, накалывает на иголки.
Поднимите руки, кому больше нравится вот этот ежик. А этот? (дети
разбиваются на две подгруппы)Сейчас мы с вами узнаем, в какой
последовательности мы будем лепить ежика.
Показ образца и объяснение хода работы. Сегодня мы с вами будем лепить
комбинированным способом.
У вас на столе лежат знакомые вам по предыдущим занятиям технологические
карты , которые помогают нам поэтапно конструировать поделку. Внимательно
ее рассмотрите .С чего мы начнем лепить ежика? Вместе с детьми определяем
последовательность
4.Практическая работа детей и педагога. Совместное открытие новых
знаний.
До декорирования иголок обе подгруппы выполняют задания одинаковым
способом и приемами. Работу выполняют одновременно с педагогом и по его
словесным инструкциям, сверяя с технологической картой. Ком глины
раскатывается в ладонях до формы круглого гладкого шара, разрезается
пополам толстой ниткой, одна половинка кома откладывается в сторону и
накрывается влажной тряпочкой для сохранения пластичности. Вторая
половинка шара продавливается большими пальцами снизу, со стороны ровной
срезанной поверхности. до небольшого углубления. Тремя пальцами (большим,
указательным и средним) «щепотью» правой руки одна сторона будущего
туловища вытягивается в небольшую узкую мордочку и заглаживается
указательным пальцем с помощью капельки воды, заостренный носик слегка
приподнимается вверх .Достаем из под влажной тряпочки вторую половинку
шара, делим ее пополам, из четвертинки раскатываем колбаску, разрезаем
стеком на четыре равные кусочка , раскатываем из них шарики, , затем
зауживаем их под форму капельки – это будущие лапки. Примеряем лапки к
туловищу так, чтобы ежик устойчиво на них опирался. Примазываем лапки на
густой шликер , плотно прижимаем к нижней части туловища .Отщипываем от
оставшегося кусочка глины три маленьких кусочка и катаем шарики для носика
и глаз. На шликер приклеиваем кончик носа, полым концом колпачка от ручки
примеряем и слегка намечаем место для глазок. После того , как мы убедились,
что глазки будут красиво расположены, , указательным пальцем, увлажненным
в баночке с водой, круговыми движениями слегка углубляем глазницы
,продавливаем тупым концом колпачка углубление и прикрепляем внутрь на
шликер шарики. Глазки готовы. Проверяем, у всех ли детей получилось
туловище . Коррекция ошибок.
Физкультминутка.
Теперь мы будем лепить ежику его колючую шубку двумя приемами.
Показываю первый прием-глубокое процарапывание зубочисткой от «лба»
веерным направлением линий , короткими штрихами , как бы доставая глину из
глубины вверх, по всей поверхности спинки. Второй способ-более сложный.
Оставшуюся глину(ее может не хватить и нужно будет взять дополнительный
кусочек)продавить пальцами через ситечко, осторожно срезать стеком
образовавшуюся ершиком массу и аккуратно наклеить на смазанную шликером
спинку ежика, эту процедуру придется выполнить несколько раз(из опыта – 5-6
раз), пока вся спинка не покроется густыми иголками. После того, как сам ежик
готов, детям предлагается самостоятельная творческая работа украсить спинку
ежика грибочками, листочками, яблочками, вылепить рядом пенечек, елочку – у
кого на что хватит фантазии, и, конечно времени.
5. Рефлексия.
Предлагаю детям аккуратно взять своих ежиков двумя пальчиками за бока и , не
сжимая ,перенести на свободный стол , помогаю их разместить.
6. Итог занятия
Организуется мини-выставка , педагог руководит процессом посмотра, отмечает
самые удачные, красивые поделки. Благодарит всех за работу, напоминает о
том, что после просушки и обжига, дети раскрасят своих ежиков.
7.Уборка рабочего места.
Каждый ребенок аккуратно убирает свое рабочее место
I. Пояснительная записка
Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску»,
расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это
чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения,
пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы
глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать
глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести
законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают
влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с
глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить
после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал
содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо
размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать,
мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует,
меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой
можно снова сформировать ком.
С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как
тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами.
Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и
человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней
определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между
ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут
различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые
испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и
владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в
улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе
использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов
искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психолог
действительно может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот
работает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесное
выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может
получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной
деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности.
В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто
взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом
соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на
символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает
характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить,
выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический
характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать
психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных
тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам,
способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.
Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии
собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из
глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и
расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на
бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара
формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить
из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать
продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает
свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения
необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности
осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет
свою скульптуру, делает ее гармоничной.
Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции.
Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка
может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может
вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие
изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками
изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее
волшебство.
На основании вышеизложенного, мною была разработана программа по
глинотерапии, позволяющая применить психотерапевтические «инструменты»
самотерапии.
Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия
мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными
расстройствами.
Задачи программы:
способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью,
замкнутостью, аутичным детям;
оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические
ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
развивать творческое воображение, фантазию;
развивать способность выражать свои чувства на символическом и
вербальном уровне;
помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную
творческую деятельность;
развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать
детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.
Методы, используемые на занятиях:
танцевальные упражнения;
упражнения на визуализацию образов;
игры;
лепка;
обсуждение;
релаксация.
Программа по глинотерапии «Волшебная глина» рассчитана на детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 7 - 10 лет.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия – 50 мин.
Всего – 8 часов 30 мин.
II. Учебно-тематический план
Занятие № 1
Тема: «Знакомство с глиной».
Занятие № 2
Тема: «Образ из шара».
Занятие № 3
Тема: «Мое настроение».
Занятие № 4
Тема: «Мой человечек».
Занятие № 5
Тема: «Мой страх».
Занятие № 6
Тема: «Мой гнев».
Занятие № 7
Тема: «Моя грусть».
Занятие № 8
Тема: «Моя радость».
Занятие № 9
Тема: «Мой образ».
Занятие № 10
Тема: «Совместная лепка».
III. Содержание занятий
Практические занятия представлены в Приложении 1.
Конспекты занятий № 1, 3, 10 приведены в Приложении 2, Приложении
3, Приложении 4.
IV. Список используемой литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.
4. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб., 2001.