Презентация "Возможности элективного курса для подготовки выпускников к итоговому сочинению"

Подписи к слайдам:
Возможности элективного курса для подготовки выпускников к итоговому сочинению Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому языку и по литературе - поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами. Причины введения итогового сочинения по литературе:
  • падение уровня грамотности,
  • снижение интереса к чтению,
  • снижение речевой и читательской культуры выпускников школ
Итоговое сочинение - новая форма промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013года.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»  № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604)
Сочинение предполагает
  • самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие обучающихся;
  • творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала,
  • а также позволит оценить
  • уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость.
Обучающиеся должны продемонстрировать следующие умения:
  • выбрать одну тему;
  • выбрать литературный материал (одно или несколько произведений), наиболее подходящий для раскрытия темы;
  • сформулировать свою точку зрения;
  • аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору);
  • продумать композицию сочинения;
  • грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
А у нас стряслась беда: сочиненье! РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе» разработана учителем МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» Рипяховой С. Н. в 2016 году. Цель данного курса:
  • помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по технологии написания сочинения на литературную тему;
  • работать над развитием умений анализа текста художественного произведения и литературно-критических статей,
  • совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Задачи элективного курса:
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, давать свои оценки фактов и явлений;
  • развивать умение отбора аргументов и органичного ввода их в текст.
  • развивать навыки речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе.
Актуальность элективного курса Направленность курса на организацию систематической работы не только над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, но и на практическое применение полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания. Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся Обучающиеся должны:
  • понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
  • знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
  • уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
  • хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
  • самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
  • выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Предполагаемые результаты: Обучающийся научится:
  • классифицировать сочинения по тематике, проблематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;
  • анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
  • создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
  • аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
  • уместно употреблять средства художественной выразительности и работать с литературоведческим терминами;
  • редактировать собственные сочинения.
  • Программа рассчитана на 17 часов.
Содержание программы:
  • 1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа – 1 час.
  •  
  • 2. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений – 1 час.
  •  
  • 3. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Композиция сочинения, соответствие сочинения определённой стилистике. Алгоритм написания сочинения – 1 час.
  •  
  • 4.  Анализ тематических направлений, предложенных для экзамена. Анализ содержания ключевых концептов (тематических направлений). Работа над концепцией сочинения – 5 час.
  •  
Содержание программы:
  • 5. Выбор темы сочинения. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое) – 2 час.
  •  
  • 6. Способы формулирования проблемы, решаемой в работе. Комментарий к проблеме. Обоснование авторской позиции в соответствии с ключевым концептом – 1час.
  •  
  • 7.Структура основной части сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения – 4 часа.
  •  
  • 8. Заключительная часть сочинения. Виды заключений и концовок. Редактирование текста сочинения – 1 час.
  • 9. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Самопроверка сочинения. Виды самопроверки. Способы повышения ее эффективности – 1 час.
  •  
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем 2014-2015 уч. год
  • «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
  • Вопросы, заданные человечеству войной
  • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
  • Спор поколений: вместе и врозь
  • Чем люди живы?
2015-2016 уч. год
  • Нет привязок к датам;
  • В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, постоянные фрагменты мира. Конкретная тематика определяется по регионам.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)

Вступление.

Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.

Главная часть.

Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:

    • Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
    • Заключение.

      Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).

Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Работа над концепцией сочинения. Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Путь как поиск места в жизни, обретения её смысла

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Исторический путь России

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»,

А.С.Пушкин «Медный всадник»,

А. А. Блок «Двенадцать»,

М. А. Булгаков «Белая гвардия»

Путь (путешествие) как способ познания жизни и возможность описания социальной действительности

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»

Путь духовного возрождения или деградации личности

А.П. Чехов «Дама с собачкой», «Ионыч»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Мотив пути в

литературе

Путь развития и искания, духовного становления

Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир»

Путь как символ скоротечности жизни

Н.А.Некрасов «Тройка»,

А.А.Блок «На железной дороге»

Путь поиска правды

Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Путь как этап жизни

Л.Н.Толстой «Война и мир»

(путь русского народа в Отечественной войне 1812 года»

Мотив пути в

литературе

Виды вступления

Вид вступления

Признаки

Плюсы и минусы

Биографическое

  • факты из жизни и творческой биографии писателя, непосредственно выводящие на тему сочинения;
  • даты;
  • отзывы современников о личности автора;
  • места, связанные с биографией автора;
  • воспоминания самого писателя и т.д.

требует конкретных знаний;

не допускает фактических ошибок, искажения цитат,

Но

позволяет выйти на авторский замысел и авторскую позицию

Историческое

  • исторические события;
  • даты;
  • персоналии;
  • исторические документы;
  • мемуары;
  • исторические достопримечательности
  • памятные места и т.д.

требует конкретных знаний;

не допускает фактических ошибок,

но

позволяет выйти на авторский замысел, содержание произведения и авторскую позицию

Литературоведческое

  • литературоведческие термины;
  • отзывы и рецензии;
  • литературно-критические статьи;
  • высказывания и оценки самого автора;
  • элементы творческой и философской концепции автора;
  • ключевые художественные образы, образы-символы и т.д.

требует знания литературоведческих терминов и умения уместно их использовать, а также знания творческой концепции автора (иметь опыт литературоведческого анализа текста),

Но

позволяет выполнить грамотный анализ художественного произведения в основной части сочинения

Концепт «ПУТЬ». Вступление.   1. ( ). Образы России и народа в лирике А. Блока представлены поэтом в традициях русской литературы 19 века. «Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель», - так описывал А. Блок судьбу русской интеллигенции в эпоху революций. А куда же несётся та тройка? Какой путь предначертан ей? 2.( ). …И вечный бой! Покой нам только снится, Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… Так представлял А. Блок историческую судьбу России. 3. ( ). «Рождённые в года глухие, Пути не помним своего», - так писал А. Блок в одном из стихотворений о судьбе поколения, представителем которого он был.   4. ( ). Русскую ментальность часто называют загадочной русской душой. В чем заключается эта загадка? Кто-нибудь смог ее разгадать? Все разгадки – в наших песнях, сказках, в произведениях великих русских писателей и поэтов. Главная: Россия всегда в дороге, в поиске своего верного пути. Почему же не идти проторенным другими народами и государствами путём? Неужели нужно жить не благодаря, а вопреки? Неужели, правда, что для России нет ничего невозможного? Что значит «невозможное возможно» в стихотворении А. Блока «Россия»? 5. ( ). Все сказки о сказочных спящих царевнах заканчиваются счастливо. Читаю «Русь» А. Блока и невольно задумываюсь: а чем закончится эта сказка? Проснётся ли моя любимая Русь когда-нибудь и какой путь предстоит ей пройти, чтобы после пробуждения от долгого сна она всё-таки смогла стать счастливой?
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  •  
3. Основа к тезисному плану Тема: __________________________________________________________________________________________________ Ключевые слова:_________________________________________________________________________________________ План: I. Вступление ( ) + проблемный вопрос _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Тезис-проблема и аргументы: III. Заключение (общий вывод или следствие). Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. ______________________________________________________________________________________________

Тезисы + Факты, ссылки, цитаты

Комментарий + микровывод

 

 

 

 

 

  

 

Основная часть. Работа с концептом. ПУТЬ.

 

ПУТЬ КАК ЭТАП В ЖИЗНИ

Какие события, впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

Согласны ли вы с утверждением героя И.С. Тургенева «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

«Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…»

А.С. Пушкин

«Всё может статься с человеком». Н.В. Гоголь

 

 

 

 

Задача юности – учиться;

Задача зрелости – трудиться и преумножать благое;

Задача старости – учить, хранить и передавать традиции, чтобы не прервалась цепь поколений, «ниточка в бесконечной пряже человечества» (Б. Васильев)

Круг литературных произведений, использованных для аргументации

Сочинение позволяет учащимся с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходить за рамки школьной программы по литературе в выборе произведений для аргументации

Экзаменуемые, не привыкшие много читать и затрудняющиеся в создании развернутого письменного высказывания на заданную ему, чаще обращаются к произведениям из школьной программы и «внеклассного чтения» второй половины XX века

Использование краткого пересказа литературного произведения

К2

Ссылка на экранизацию, театральную постановку

Обращение к произведениям массовой культуры

Аргументация. Концепт ПУТЬ. Концепт «ПУТЬ» Тема (напишите подходящее название) _________________________________________________________________________________

Факты, ссылки на текст, цитаты, элементы пересказа

Комментарий-микровывод (интерпретация) (дайте комментарий к фактам)

 

  • Возвращение Пьера в Петербург из-за границы
  •  

    2)Пьер – наследник графа Безухова, муж Элен Курагиной

     

 

 

  • Дуэль с Долоховым
  •  

    2)Преобразования в деревне, масонство

     

     

 

 

  • Пьер на Бородинском поле
  •  

  • Пьер в Москве, занятой французами
  •  

     

 

 

  • Пьер в плену
  •  

  • Пьер – муж Наташи и член тайного общества декабристов

 

Виды заключения
  • Риторический вопрос: «Как теперь мне ответить на вопрос: «Быть России иль не быть?»
  • Вывод-обобщение на основе микровыводов к аргументам: «Дорогу осилит идущий, а под лежачий камень вода не течет».
  • Вывод-следствие из микровыводов к аргументам: «Пример этого героя нацелил меня на поиск своего пути в жизни».
  • Вывод-кольцо, повторяющий начало сочинения: «У окна стояли двое»…
  • Заключение должно отвечать следующим требованиям:
  • содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
  • оно должно соответствовать теме сочинения.
  • Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту. Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст. Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

Вдохновения в работе!