Программа элективного курса "Анализ поэтического текста"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметом элективного курса «Анализ поэтического текста» является практика
анализа стихотворных произведений. Программа курса опирается на теоретические и
практические рекомендации по методике обучения анализу стихотворного текста, сочетает
два подхода к анализу стихотворных текстов - интертекстуальный и имманентный.
В имманентном анализе по методике М.Л. Каспарова выделяется несколько
уровней: верхний (идейно-образный): идеи и эмоции, образы и мотивы; средний
(композиция и стиль); поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры),
художественное время и пространство; нижний (фоника): метрика, ритмика, рифма,
строфика, звукопись (аллитерация и ассонанс). Ведущим в данной методике признается
верхний уровень - идеи и образы, воспринимаемые читателем.
Интертекстуальный подход к анализу поэтического произведения позволяет
разомкнуть границы стихотворения, связать его с многообразием других литературных
текстов, мифологией, символикой, культурологией, историей, философией.
С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути
концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных
элементов стихотворного произведения к его содержательно-смысловой и символической
стороне.
Основные задачи курса - обогащение содержательного наполнения учебного
предмета «Литература», углубление и систематизация знаний по теории литературы,
совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся
анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти,
расширение культурного кругозора, активизация правополушарной стратегии мышления,
развитие литературно-творческих способностей, подготовка к экзаменационному
сочинению, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Тематическое планирование учитывает основные требования к школьному
сочинению (глубина и полнота раскрытия темы; аналитическое осмысление художественной
формы и системы изобразительно-выразительных средств, лаконичность и точность в
выражении мыслей, соблюдение стилистических норм письменной речи, собственное
отношение к прочитанному).
В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:
- определение жанра стихотворного произведения;
- определение тропов и стилистических фигур;
- освоение литературоведческой терминологии;
- знание основных стихотворных размеров;
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и
навыки:
- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;
- выявление их функции в поэтическом произведении;
- определение особенностей художественной формы стихотворения;
- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
- соотнесение формальных элементов текста с содержанием;
- определение композиционных особенностей текста;
- анализ лексического строя произведения, фонетики и мелодики;
- определение ведущих мотивов произведения;
- анализ синтаксических конструкций;
- установление литературных параллелей с другими произведениями;
- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния
лирического героя.
Содержание тематического плана позволяет спроектировать следующие
результаты:
- составление аналитического высказывания об идейно-художественном
своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
- понимание авторской позиции;
- выявление и осмысление изобразительно-выразительных средств языка в
единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения;
- совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением
своих мыслей и чувств на языке литературоведения;
- обоснованная аргументация собственной точки зрения;
- интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи,
современности.
Структура программы
Программа рассчитана на 34 часа, содержание распределяется в соответствии со
следующими разделами:
№
Раздел
Количество
часов
1.
Введение
2 часа
2.
Основные виды тропов и их роль в создании образной
выразительности
5 часов
3.
Стилистические фигуры и их роль в создании образной
выразительности
4 часа
4.
Фоника и мелодика поэтического языка
5 часов
5.
Стихотворная азбука
4 часа
6.
Словесно-образная организация текста
5 часов
7.
Интерпретация поэтического произведения
9 часов
Тематическое планирование
№
Темы занятий
Планируемый результат
Виды деятельности
Формы контроля
1,2
Введение
Жанры лирики.
Представление о жанре
лирического
стихотворения и
особенностях формы.
Словарная работа.
Характеристика
жанровой формы.
1
,2
Основные виды
тропов и их
функции. Эпитеты,
сравнения,
олицетворения.
Освоение
литературоведческих
категорий, умение
отличать эпитеты от
логических определений;
классификация эпитетов;
представление о
Работа со словарём;
задания по тексту: В.
Брюсов, «Памятник»
Терминологический
диктант;
характеристика
эпитетов в тексте.
3
.
Метафоры в
поэтическом тексте.
Текстуальная
Узнавание тропов в
тексте.
разновидностях метафор;
замкнутая (простая);
незамкнутая, развёрнутая,
ассоциативная.
работа: Н.
Заболоцкий, «Гроза
идёт».
4,5
Метонимия,
синекдоха,
перифраз.
Представление о
синекдохе как
разновидности
метонимии; перифразе
как замене предмета его
существенными
признаками
Работа с текстом: Ф.
Тютчев. «Осенний
вечер».
Характеристика
тропов, определение
их роли в тексте.
1,2
Стилистические
фигуры и их роль в
создании
образности.
Градация умолчание,
инверсия, антитеза в
поэтическом
произведении.
Узнавание
стилистических фигур в
тексте.
Практикум: М.
Лермонтов, «Когда
волнуется
желтеющая нива…»,
«Молитва».
Характеристика
стилистических
приёмов.
3,4
Анафора и эпифора
в стихотворении.
Усвоение
литературоведческих
категорий.
И. Бродский,
«Пилигримы,
«Бегство в Египет».
Определение роли
стилистических
фигур.
1-
3.
Фоника и мелодика.
Звуковая
организация текста
Усвоение понятия о
звукообразе и средствах
звуковой
выразительности
(ассонанс, аллитерация,
консонансы).
Практикум: А. Фет,
«Осень»; написание
фрагментов
сочинения.
Анализ
фонетического
уровня текста.
4,5
Интонационная
канва
стихотворения.
Умение анализировать
мелодику произведения,
выделять ведущие
мотивы, интонации.
Сообщения
учащихся,
практикум: Ф.
Тютчев, «Фонтан».
Анализ
мелодического
рисунка текста
1.
Стихотворная
азбука.
Двухсложные
стихотворные
размеры.
Усвоение понятий о
стопе, ритме, размере.
Задание по тексту: С.
Есенин, «Русь».
Анализ ритмической
организации текста.
2.
Трехсложные
стихотворные
размеры.
Представление о
трёхсложных размерах
(дактиль, анапест,
амфибрахий); способах
рифмовки.
Практикум: К.
Бальмонт, «Она»; О.
Мандельштам,
«Золотистого мёда
струя из бутылки
текла…».
Составление
ритмического
рисунка
произведения.
3.
Стихотворная стопа
с пиррихием и
спондеем.
Понятие о жанрах
верлибра.
Практикум: В.
Маяковский,
«Послушайте!»,
«Скрипка и
немножко нервно».
Анализ ритмической
организации текста.
4.
«Стихотворения в
прозе».
Представление о белом
стихе, акростихе.
Самостоятельная
работа: анализ
стихотворения в
прозе И. Тургенева
«Собака».
Интерпретация
«Памяти Вревской».
1,2
Словесно-образная
организация текста.
Лексика
поэтического языка.
Понятие лексемы,
лексического повтора,
узнавание книжной,
разговорной, просто-
речной лексики,
выявление архаизмов,
славянизмов, историзмов.
И. Бунин.
«Последний шмель»,
«Вечер», «Сонет на
льдине».
Анализ лексического
уровня текста.
3,4
Лексический строй
стихотворения.
Понятие о ключевом
словообразе.
Работа в группах: М.
Цветаева, «Слёзы на
лице…», «Вчера ещё
в глаза глядел…».
Выявление и
обоснование
ключевого
словообраза, анализ
образной структуры
текста.
5
Морфологический
анализ текста.
Умение выявлять и
обосновывать признаки
описательности и
повествовательности в
тексте.
Наблюдения за
частотностью
употребления частей
речи; С. Есенин,
«Русь».
Анализ
морфологического
уровня текста.
1-
5.
Интерпретация
поэтического текста.
Содержательно-
смысловой характер
произведения.
Представление о
хронотопе, понятие о
текстовом времени и
типологических
разновидностях
пространства.
Интерпретация на
языке
литературоведения,
формулирование
темы и идеи
произведения.
Выделение времени и
истории создания
произведения;
истолкование
заглавия и роли
эпиграфа;
6-
9.
Художественное
время, пространство
в поэтическом
тексте.
Осмысление роли
топонимов и
антропонимов в
отображении
исторической эпохи,
толкование образов-
символов, представление
о текстовой доминанте.
А. Блок, «Россия»; С.
Есенин, «Запели
тёсаные дроги»; Б.
Пастернак, «Гамлет»,
«Свидание».
Характеристика
пространственно-
временных
отношений в тексте.
Список литературы
1. Качюрин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы.- М., 1988.
2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся
средней школы.- М., 1978.
3. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М.,
1988.
4. Маймин Е. А. Опыт литературного анализа.- М., 1972.
5. Марченко А. Н. Поэтический мир Есенина.- М., 1972.
6. Михайлов Ал. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского.- М., 1993.
7. Поэтика художественного текста на уроках литературы (Под ред. О.Ю.
Богдановой). М.: Просвещение, 1983.
8. Богданова О. Ю., Леонов С. К., Чертов В. Ф. Методика преподавания
литературы: Учебник для студ. педвузов. – М.: Академия, 1999.
9. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и
поступающих в ВУЗы.- М., 1998.
10. Бочаров С. О художественных мирах.- М., 1985.
11. Анализ одного стихотворения (под ред. В. Е. Холшевникова). Ленинград, 1985.