Программа элективного курса «История развития литературного процесса в Хабаровском крае» для 10-11 классов

Программа
элективного курса
«История развития литературного процесса в Хабаровском крае»
для 10 – 11 классов
Автор: Осипова Л.Б.,
учитель русского языка и литературы
МАУ гимназия №4, г. Хабаровск
г. Хабаровск
2012 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса «История развития литературного процесса в
Хабаровском крае» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению
литературы, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края.
Курс рассчитан на два года обучения (10 11 классы) из расчета 1 час в неделю или на один
год (11класс) из расчета 2 часа в неделю всего 68 часов. Количество часов, отведенных на
изучение тем, носит рекомендательный характер и может быть изменено по усмотрению учителя.
Литература родного края играет важную роль в формировании нравственной сферы
личности школьника, способствует развитию патриотических качеств, любви к малой родине,
вызывая гордость за богатство и значимость литературного и культурного наследия в истории
страны. Когда человек слышит слово «родина», у него возникает несколько ассоциаций. Одна из
них наверняка связана с культурой России. Культура страны это единство культур ее регионов,
поэтому в программе отражены не только факты литературной жизни города Хабаровска,
Хабаровского края, но и соседних территорий.
Программа элективного курса «История развития литературного процесса в Хабаровском
крае» основана на авторской концепции, согласно которой литература как часть культуры
способствует духовному личностному становлению и развитию молодого человека. Задача
учителя – сделать детей квалифицированными читателями – является целью и содержанием
литературного образования. Личность учащегося через чтение, знакомство с искусством будет
стремиться к гармонии с собой и миром вообще. Чтобы это происходило, дети должны быть
грамотными, заинтересованными читателями. Для реализации этой задачи в основу программы
положены такие идеи, как сопряжение конкретного личного опыта ученика и образов
художественного произведения, пересечение требований программы, интересов и возможностей
ученика и учителя, ориентация на конкретного учащегося с учетом его возрастных и
психологических особенностей.
Таким образом, идея программы – формирование личности учащегося через интерес к
чтению художественной литературы, учебное литературное творчество, развитие
интеллектуальных возможностей и эмоциональной сферы, расширение кругозора в ходе
изучения литературы родного края.
Любовь к Отечеству связана с любовью к семье, дому, природе, уголку, где человек вырос
с любовью к малой родине. А чувство патриотизма будет связано с гордостью за свою Родину.
Программа создана, чтобы углубить это чувство у юного человека, пробудить гордость за
особенность, важность, неповторимость, значимость своей малой родины.
Программа содержит исторические сведения, информацию о культуре русскоязычного и
коренного населения Дальнего Востока и литературный материал.
Элективный курс «Край суровый мой, край родной…» имеет интегративный характер,
включает в себя сведения о разных видах искусств и литературы. Изучение тем предполагает
реализацию межпредметных связей с историей, мировой художественной культурой,
этнографией, изобразительным и музыкальным искусством, а также внутрипредметные связи
между филологическими науками и повторение сведений по истории литературы XIX XX
веков и теории литературы.
Цели курса:
- сформировать представлений о дальневосточной литературе как о национальной,
культурной и общечеловеческой ценности, воплотившей нравственные идеалы;
- способствовать повышению литературного образования и читательской культуры.
Задачи:
- показать дальневосточную литературу как своеобразную и неотъемлемую часть
литературы общероссийской, отразившей исторический опыт и менталитет дальневосточных
жителей, обусловленные географическим положением и особенностями событий, связанных с
Дальним Востоком; сопричастность творчества дальневосточных писателей событиям
российской и мировой истории; общность закономерностей развития литературы России;
- дать представление об истоках и основных этапах исторического развития
дальневосточной литературы, показать ее значимость в отечественной и мировой культуре;
- научить подростков ориентироваться в культурном пространстве Дальнего Востока;
- помочь учащимся лучше узнать писателей-земляков;
- пробуждать интерес к самобытной культуре коренных народов;
- формировать у учащихся патриотические чувства, любовь к малой и большой родине,
гордость за людей, их дела, культурное наследие;
- способствовать развитию познавательной самостоятельности.
В основу программы положены два принципа: исторический и тематический.
Принцип историзма позволяет выявить истоки, показать наиболее значимые этапы,
эволюцию развития дальневосточной литературы и выделить наиболее значимые духовно-
нравственные, идейные и эстетические аспекты. Тематический принцип облегчает понимание
особенностей творчества писателей, дает представление о наиболее значимых темах.
Принципы, методы и формы работы связаны с указанными выше задачами и зависят от
значимости и глубины изучения темы и ее содержания. Методы преподавания элективного курса
предполагают:
- освоение текстов в их связи и взаимодействии с духовными, нравственными,
историческими, политическими проблемами той или иной эпохи;
- творческие методы обучения, позволяющие включать учащихся в активную
деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений литературы;
- вследствие интегративной специфики содержания данного курса, возможно проведение
уроков разнообразной организации: встреча с писателями, художниками, творческими
коллективами, участие в мастерской народного промысла, экскурсии в музей, на выставку,
библиотечный урок, просмотр фильмов, прослушивание фонограмм и др.;
- изучение материала в единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.
Для текстуального изучения автор рекомендует художественно значимые произведения.
Учитывая отсутствие преемственности, возможно сочетание произведений разноуровнего
возрастного усвоения.
Для контроля за усвоением изучаемого материала предусматриваются такие формы
контроля, как сообщения учащихся по предложенной теме, мультимедийная презентация, чтение
наизусть, письменные работы разных жанров (статья, интервью, заметка в газету, репортаж и
др.), собеседование; по окончании курса – защита реферата или исследовательской работы.
Результатом освоения программы должно стать повышение уровня информационной
компетентности учащихся в области литературы Дальнего Востока, сформированности
представлений о месте дальневосточной литературы в общероссийском и мировом историко-
культурном процессе, совершенствование читательских компетенций.
Содержание программы
Введение (1ч.)
Дальний Восток в творчестве учёных-исследователей конца XVIII-XX века.
Первые книги о Дальнем Востоке научного содержания. Литература путешествий.
Описание природы, быта, культуры, традиций, коренных народов в книгах И.В.Фёдорова-
Омулевского «Шаг за шагом», С.П.Крашенинникова «Описание земли Камчатской,
Н.М.Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае»(1870г.), В.Крестовского «В дальних
водах и странах»(1880г.), С.В.Максимова «На Востоке» (1864г.).
Труды протопопа Аввакума, созданные на дальневосточной земле.
Документальный портрет русского дальневосточника XVIII века в очерке В.Мясникова
«Землепроходец и дипломат».
Встреча с прошлым (7ч.)
Летописные страницы жизни чжурчженей как основа документальной и художественной
прозы. Судьба Золотой империи Цзинь в летописи чжурчженей. Летопись как основа
документальной и художественной прозы. Документальная повесть В.Ларичева «Тайна каменной
черепахи». Роман С.Балабина «Золотая империя». Расцвет и падение государства чжурчженей.
Героическая борьба племен с чужеземными завоевателями и внутренние распри правителей.
Современное звучание произведения.
Мифы древних народов Дальнего Востока. Мифы о сотворении мира, образы Солнца, Огня
в культурах дальневосточных и других народов мира.
Представление древнего человека об окружающем мире и особенности шаманской
мифологии.
Страницы истории и этнографии коренных народов, топонимика Приамурья, Сахалина и
Курильских островов в книге И.Л.Меркушева. «Путешествие в грозное царство Котлана и трёх
Кенгов». Картины национального быта, обряды в фильме, снятом по книге писателя.
Быт и культура коренных жителей Дальнего Востока. Фольклор малочисленных народов.
Жанры фольклора. Сказки народов Приамурья, дальневосточного Севера, Камчатки и Сахалина.
Национальные черты и народная мудрость сказок. Афористичность и выразительность языка.
Литературная сказка, её особенности и связь с народной сказкой. Традиционные образы,
сюжеты и язык устного творчества народностей Амура как основа для произведения
Н.Н.Нагишкина «Амурские сказки». Художественное оформление книги. Научная статья
«Сказка и жизнь».
Литература и другие виды искусства. Сюжеты и образы мифов, легенд, преданий коренных
народов Приамурья как основа для произведений живописи, графики, художественно-
прикладного искусства.
Восток России и русские классики (4ч.)
Присутствие А.С.Пушкина в культурной жизни Приамурья.
Замысел Пушкина написать статью о завоевании Камчатки.
Отражение в местной периодической печати XIX XX веков событий, связанных с
празднованием юбилеев А.С.Пушкина.
Народный дом имени Пушкина.
Доклад Е.И.Титова «Пушкин и Дальний Восток» (1937г.).
Пушкинская тема в творчестве хабаровского поэта В.Захарова.
В.Ник. Иванов «Александр Пушкин и его время». Образ поэта человека исторического
мышления, убеждённого государственника. Историческая достоверность и художественный
вымысел в изображении эпохи и героев. Жанр и язык произведения. Особенности стиля
писателя.
И.А.Гончаров «Фрегат Паллада»(1857г.). Открытие в литературе «берегов» Приморья.
Жанр художественного очерка.
Очерк А.П.Чехова «Остров Сахалин»(1895г.) как результат подвижнической деятельности
доктора и писателя. Жанр путевых заметок. Фактическая достоверность описываемых событий и
художественный реализм картин. Писатель о природе Дальнего Востока и жителях Приамурья.
Н.Г.Гарин-Михайловский. Дальневосточная тема в «Дневниках во время воины».
Особенности жанра.
Литературная жизнь Дальнего Востока на рубеже
XIX начала XX века (1ч.)
Участие в развитии литературного процесса П.Ф.Масюкова, Л.П.Волкова, П.И.Гомзякова,
Н.П.Матвеева.
Н.П.Матвеев «Уссурийские рассказы» (1904г.) первая книга писателя-дальневосточника,
изданная в Москве. Семья Матвеевых в русской литературе.
Литературный процесс 20-х годов (6 ч.)
Главенствующая роль Владивостока в литературной жизни дальневосточного региона.
Объединение в ЛХО (литературно-художественном обществе) народников, футуристов,
символистов, пролеткультовцев и представителей других литературных направлений и
группировок.
Отражение в поэзии многообразия идейных и эстетских устремлений литераторов разных
направлений. Н.Асеев «Бомба» - стихотворный отклик на революцию в России. Художественные
особенности антисоветского поэтического сборника авангардистов «Парнас между сопок»,
эстетских сборников «Пикник поэтов» и «Печаль полей».
Творчество партизанских поэтов Приамурья. Партизанский гимн «По долинам и по
взгорьям…» П.Парфёнова – символ времени. Сборник стихотворений Г.Я. Отрепьева «Лучи
красных дум» - исторический и художественный памятник эпохи.
Венгерская тема. Матэ Залка, Антал Гидаш.
«Восточная ветвь» русского зарубежья писатели харбинской эмиграции. В.Иванов,
Л.Андерсен, А. Перелешин, А. Несмелов и др. (Обзор).
А.А.Фадеев «Разгром». Историческая правда в романе. Сцены партизанского быта и
народной жизни. Проблема истинного и ложного гуманизма. Образы Левинсона, Мечика,
Сташинского. Черты социалистического реализма в произведении. Альтернативные отклики о
романе.
Художественное освоение природы и этнографических особенностей дальневосточного
края. В.К.Арсеньев. Судьба и творчество учёного-краеведа и писателя. Сборники рассказов
«Амба Ли Цун Бин», «В горах Сихатэ-Алиня», «По Уссурийскому краю». Особенности жанра
научно-художественной повести. А.М.Горький о творчестве В.К.Арсеньева. «Дерсу Узала».
Образ Дерсу. Отношение человека к природе. Акира Куросава о повести. Экранизация
произведений В.К.Арсеньева. Мировое признание творчества писателя.
Художественная литература как форма популяризации краеведения.
Революция и события Гражданской войны на Дальнем Востоке в
дальневосточной художественной литературе (2ч.)
Пьеса Н.И.Рогаля «Июнь-Корань»(1954г.) одно из первых драматургических описаний
Волочаевской эпопеи. Роман «На восходе солнца». Смысл названия. Главные герои.
Изображение борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке в романе Д.Д.Нагишкина
«Сердце Бонивура»(1947г.). Образ Виталия Бонивура как символ революционного героя.
А.А.Вахов «Вихрь на рассвете». События партизанской борьбы в Приморье. Героический
образ Сергея Лазо и судьба его бесстрашного адъютанта, комсомольца Миши Попова. Пафос
борьбы за освобождение людей.
Литературный процесс 30-х начала 40-х годов (5 ч.)
Централизация литературного процесса. Первый Всесоюзный съезд писателей и первая
конференция писателей и литкружковцев Дальнего Востока (1934г.).
Роль А.А.Фадеева в оформлении дальневосточной писательской организации.
Литературно-художественный журнал «На рубеже». Дом литераторов на Комсомольской
улице как место единения писателей Хабаровска.
А.П.Гайдар как человек и писатель, корреспондент газеты «ТОЗ», фельетонист. Влияние
политических событий на судьбу писателя.
Дальний Восток в творчестве приезжих писателей: С.Диковского, Е.Долматовского,
Р.Ивлева, С.Бытового. Хабаровск в публицистике Е.Петрова.
М.М.Пришвин. «Жень-шень»(1933г.) - классическая повесть о красотах дальневосточной
природы. Сюжет, герои. Особенности стиля.
Тема освоения таежного края, подвига строителей новой жизни, проблема
взаимоотношений человека и природы в творчестве В.Г.Лидина, А.М.Грачёва, П.Г.Кулыгина.
П.Г.Кулыгин. Жизнь и творчество. Книги «Повесть о героях», «Отступление дебрей».
Трудовой энтузиазм и героизм изыскателей и строителей в таёжном крае.
Дальневосточная литература и ГУЛАГ (5 ч.)
Влияние репрессий на литературную жизнь региона.
Отражение трагедии народа в судьбе и творчестве дальневосточных писателей жертв
репрессий.
Судьба Е.И.Титова - публициста, литературного критика, поэта, переводчика, этнографа.
Печать эпохи сталинизма на детских судьбах. Сборник стихотворений Г.Г.Кузьмина
«Враженята».
Изображение системы физического и нравственного уничтожения человека в лагерях.
В.Т.Шаламов. Жизнь по совести. «Колымские рассказы» - обвинительный документ против
репрессивной политики. Нравственная проблематика произведений. Документальная точность.
Мастерство В.Т.Шаламова-писателя.
Общность судеб писателей-узников режима, пересекавших Хабаровск по пути на Колыму.
Отражение проблем времени в творчестве Е.Гинзбург, Вл. Нарбута, Ю.Домбровского,
Н.Заболоцкого, О.Мандельштама.
Литература военных и послевоенных лет (9 ч.)
Роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Героический пафос очерковой
литературы. Сборники «Комсомол Хабаровского края - фронту» и «Фронт и тыл» - документы
мужества и несокрушимой воли к победе.
Солдатский подвиг в творчестве поэтов-воинов. А.Дракохруст, А.Рыбочкин,
С.Смоляков, С.Тельканов, С.Феоктистов. Душевный настрой лирического героя стихотворений.
(Обзор с изучением творчества 1-2 писателей).
Поэтический талант П.С.Комарова.
Тема любви к своей малой родине. Картины родной природы, дальневосточный пейзаж («У
берегов Амура», «Золотая просека», «Хехцир», «Таёжные гравюры» и другие стихотворения по
выбору учителя и учащихся). Лиризм.
История и современность в лирике («На краю России», «Изыскатели», «На Волочаевской
сопке», «Начало города», «Советская Гавань», «Приамурье», «Мой город» и др. стихотворения).
Гражданская позиция автора. Образ лирического героя в стихотворениях.
Утверждение величия человеческого духа, прославление активной жизнедеятельности в
стихотворении «Кедр». Роль тропов. Перевернутая метафора. Антитеза как основа
повествования. Синтаксические средства художественной выразительности.
Поэмы на историческую тему. «Серебряный кубок». Символический образ кубка. Идея
героической преемственности между казаками и современными защитниками дальневосточных
рубежей. Жанр. Композиция. Роль рассказчика. Особенности языка. «Владимир Атласов» (главы
исторического романа). Достоверность и выразительность картин сборов казачьего войска в
далёкую Камчатку. Бытописание.
Разнообразие тематики поэзии. Соединение социального заказа и лиризма. Живописность
как основа художественной манеры поэта.
Война как напряжённый и непрерывный труд на фронте и в тылу.
П.Л.Проскурин. «Глубокие раны». Человек на войне. Проблемы жестокости,
справедливости, подвига, долга, любви к Родине.
В.Н.Ажаев. Роман «Далеко от Москвы»(1946г). Трудовой героизм народа. Напряжённая
атмосфера трудовой жизни. Картины труда. Духовный рост, возмужание и становление
характеров главных героев под воздействием жизненных обстоятельств. Идейно-нравственные
поступки людей. Экранизация произведения и оперная постановка по его сюжету.
Военные события в творчестве писателей-фронтовиков.
Отражение летописи военных лет в творчестве дальневосточных писателей. (Обзор
творчества писателей с изучением 1-2 тем по выбору учителя и учащихся.)
Э.Г.Казакевич. «Звезда» (1946г.). Изображение героического подвига армейских
разведчиков-молодых людей в повести. Глубина содержания и достоинства формы. Лиризм и
драматизм повествования.
В.И.Клипель. Жизнь и творчество писателя, краеведа, художника.
Солдатский труд на войне в повестях «Медвежий вал», «Испытание на верность». Природа
патриотизма.
Память войны в произведениях «Солдаты Отечества», «Однополчане», «Генерал Горелов».
Образы однополчан-дальневосточников.
В.М.Ефименко. Жизненный и творческий путь. Тема зарубежного Востока в книге
рассказов «Под знаком коршуна» и дилогии «Ветер богов». События в Маньчжурии в повести
«Маньчжурский август». Документальная основа произведений. Автобиографичность прозы.
А.Л.Грачёв. Жизнь по велению долга. События войны с Японией в повести «Падение
Тисима-ретто».
Литературный процесс 50 – 90-х годов (19 ч.)
Связь творческого подъёма в жизни города Хабаровска с территориальными изменениями
Хабаровского края в 50-е годы. Издание к 100-летию города книг «Хабаровск» В.И.Чернышовой,
«Наш город» Е.Д.Мамешина, «Записки старожила» М.Ф.Тебнева. Альманахи «Советское
Приморье», «На Севере Дальнем», «Приамурье». Дебют поэтов Р.Казаковой, Б.Копалыгина,
П.Халова, А.Пассара. Объединение темы малой и большой родины в творчестве писателей.
Становление и развитие письменной литературы коренных жителей Дальнего Востока.
(Обзор с изучением одной темы.)
Г.Ходжер. Творческий путь писателя. Заслуги в развитии национальной литературы.
«Конец большого дома» - первый нанайский роман. Работа в жанре рассказа, повести, романа,
очерка. Национальный характер в изображении писателя.
В.Санги. Лирика. Тема любви к родному краю, бережного отношения к природе, человеку.
Философское понимание связи природы и человека. Изображение быта нивхов, характеров
охотников в повестях «Изгин» и «Голубые горы».
Проза Д.Кимонко. Лирика А.Кымытваль.
Влияние политической «оттепели» 1960-х годов на литературный процесс Хабаровска.
«Антология поэзии Дальнего Востока».(1967г.). Обзор содержания. Серии «Поэты
Приамурья», «Библиотека дальневосточного романа».
Дух романтической свободы, исторический оптимизм в произведениях А.Рыбочкина,
П.Халова, М.Асламова, Р.Добровенского, А.Семёнова, Л.Миланич, Р.Казаковой, Л.Магистровой.
Родина, человек и природа, образ лирического героя в лирике.
Поэзия Р.Казаковой. Обзор творчества. Приамурье источник творчества. Главные темы
лирики. Богатство переживаний лирических героев.
Индустриальная романтика в литературе 70-х годов, связанная со строительством БАМа.
Библиотека «Мужество». Обзор содержания. Тематика и художественная значимость
произведений, составивших серию.
Влияние политических перемен в стране в 80-е годы на литературную жизнь Дальнего
Востока. Появление поэтических книг на волне свободы слова (К. Партыка, Е. Добровенская и
др.)
Возрождение публицистического жанра в 90-е годы (Ю.Шестакова, А.Мишкин и другие).
Книги В.Кононова «Записки нервного человека», В.Фёдорова «Сюжеты странствий»,
А.Николашина, А.Гребенюкова, В.Никитина, А.Чернявского, Т.Гладких.
Тема исторического прошлого
Место исторической темы и развитие российской государственности, освоения и заселения
дальневосточных территорий в творчестве писателей.
В.Ник.Иванов. Судьба и творчество писателя-историка. (Обзор с изучением 1
произведения).
Повесть «Иван III». Изображение исторической действительности XVII в. Становление
русской государственности. Психологическая глубина разработки главных героев Ивана III и
Софьи Палеолог. Отношение автора к изображаемым событиям и историческим персонажам.
Образ Московского Кремля и Москвы как символов единения Руси.
«Императрица Фике». Идея национального самосознания народа, стремившегося к
единению русского государства. Изображение боярского сословия и простого люда Москвы.
Историческая достоверность и художественный вымысел. «Чёрные люди» - энциклопедия
русской истории 2-й пол. XVIIв. Географические масштабы и временные границы изображаемых
событий. Самодержавная политика царя. Идея усиления могущества Руси. Развитие образа царя
Алексея Михайловича.
Народ – движитель государства, основа его могущества. Характер и духовный облик
русского человека. Картины городского быта, уклада, обычаи, нравы. Резкие социальные
контрасты. Бояре Морозовы, Нарышкины. Простой люд.
Патриарх Никон. Раскол как следствие церковной реформы.
Протопоп Аввакум – патриот, защитник бедных и униженных.
Образ Ерофея Хабарова. Тема освоения Сибири, необжитых земель и окраин России.
Степан Разин. Лаконизм и глубина изображения образа.
Богатство языка произведения, роль историзмов, архаизмов, элементов фольклорной речи.
Значение творчества В.Ник. Иванова.
Н.П.Задорнов. Судьба и творчество. (Обзор с изучением 1 произведения). Тема освоения
и заселения Сибири и Дальнего Востока. Исторический подвиг русского народа в книгах «Амур-
батюшка», «Золотая лихорадка», «Далёкий край», «К океану», «Капитан Невельской», «Война за
океан». Сюжеты, художественные образы. Мастерство воссоздания характеров русских
землепроходцев.
Н.Д.Наволочкин. Судьба и творчество писателя. Документальная основа исторического
романа «Амурские вёрсты». Особенности жанра. Тема освоения и заселения русскими
Приамурья. Сцены народной жизни. Повседневный самоотверженный труд, патриотический
подвиг первопроходцев. Вымышленные и реальные исторические лица. Капитан 11 линейного
батальона Я.В.Дьяченко, офицеры Венюков, Козловский, Прищепенко.
«Дело о полутора миллионах». Изображение исторического прошлого Хабаровска.
Особенности жанра.
А.Н.Максимов. Творческий путь писателя. Развитие традиции в изображении истории
освоения и заселения Российского Дальнего Востока. В произведениях «Русские тропы»,
«Губернатор Сибири», «Братья Корсаковы». Быт коренных народов, их взаимоотношения.
Образы исторических личностей.
В.С.Еращенко. Лирика. Образы малой и большой родины. Тема землепроходцев в
творчестве Амур в сиянье дня», «Залив счастья», «На реке Непрядве», «Легенда о земле
Даурской» и другие стихотворения). Патриотическая сущность лирики.
Дальневосточная природа в творчестве писателей-краеведов
Развитие традиций В.К.Арсеньева дальневосточными писателями-краеведами. Гармония
человека в мире природы.
Вс.П.Сысоев. Жизненный и творческий путь писателя-краеведа, учёного-охотоведа и
общественного деятеля.
Тематика и жанровое разнообразие произведений. Особенности стиля писателя.
«Золотая Ригма». Образы Ригмы и тигролова Калугина. Проблема взаимоотношений
человека и мира природы.
«Удивительные звери», «Знакомые незнакомцы», «В северных джунглях» и другие
произведения. Проблематика. Психологизм в изображении животных. Обращение к миру
человеческой души. Гуманизм произведений.
Мировое признание научной деятельности и творчества В.П.Сысоева.
С.П.Кучеренко. Жизнь и творчество писателя. Размышления автора над
взаимоотношениями человека и природы. Научная ценность и художественная значимость
произведений. «Рассказы о животных», «Встреча с уссурийским тигром», «Зов Сихатэ-Алиня» и
др. Жанровое своеобразие произведений. Особенности стиля писателя.
Детская литература
Роль детской литературы для становления личности, формирования жизненного опыта и
развития представления о жизни. Е.К.Кохан, Р.И.Фраерман, Н.Д.Наволочкин, А.И.Рыбочкин,
А.Н.Максимов, Н.Е.Шундик, Е.В.Неменко и др.
Современная литература (2 ч.)
Художественно-публицистические и научные периодические издания Дальнего Востока.
Журнал «Дальний Восток». Новинки Издательского дома «Приамурские ведомости».
Современное состояние литературного процесса. (Обзор).
Литература
1. Антология поэзии Дальнего Востока. – Хабаровск, 1967г.
2. Асламов, М.Ф. Хабаровские писатели: судьба и творчество // Литературный
путеводитель. – Хабаровск, 2004г.
3. Вострикова, А.Н. и Востоков, З.В. Хабаровск и хабаровчане: очерки о прошлом
Хабаровска. – Хабаровское кн. изд., 1991.
4. Гродековские чтения. – Вып. № 10, №14, №17. – Хабаровск.
5. Кадрина, Н.П. Памятники архитектуры Хабаровска: каталог. – Хабаровское кн. изд.,
1988 г.
6. Кирпиченко, Т.В., Циновска, Л.Н. Писатели Дальнего Востока // Библиографический
справочник. – Хабаровск, 1989г.
7. Миланич, Л.И. Писатели Хабаровского края // Библиографический справочник.
Хабаровск, 2004г.
8. Мясников, В. Землепроходец и дипломат. / Дальневосточные приключения. – 1973. -
№4.
9. Огрызко, В. Писатели народов Севера. – М., 1998.
10. Поэтический город: стихи и песни о Хабаровске / сост. Катеринич, В.Н. и Лозинов,
А.А. – Хабаровск. – Издательский дом Приамурские ведомости. – Хабаровск, 2003 г.
11. Сукачёв, В. Елпидифор Титов: заметки о художественной литературе // Российский
литературный журнал «Дальний Восток». – 2002. - №5.
12. Сутурин, А. Дело краевого масштаба. – Хабаровск, 1996.