Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту И.А. Бунина (задание 27 ЕГЭ)
1
Русский язык 11 класс
Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту
И.А.Бунина (задание 27 ЕГЭ)
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать
собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Оборудование:
1) текст для работы на уроке, рабочие листы с заданиями;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы будем учиться писать
сочинение – рассуждение. Давайте вспомним, как сформулировано это задание. (слайд).
Обратим внимание на критерии оценивания этого задания (слайд).
- В соответствии с планом работы над сочинением сформулируем цели нашей работы на
уроке? (должны понять авторский текст, сформулировать проблему, прокомментировать
её, сформулировать позицию автора и собственную позицию, учиться обосновывать свою
позицию)
2.Актуализация знаний.
Следующее задание подготовит вас к восприятию текста, с которым мы будем сегодня
работать. Я называю слово, а вы называете ассоциации (не синонимы), связанные с этим
словом. Итак, это слово «нравственность», «красота», «человек» («нравственность» –
мораль, нрав, порядочность, совесть, доброта, правила; «красота» – здоровье,внешность,
глаза, душа, прелесть, изящество, прекрасная; «человек» – разум, душа, жизнь, чувства,
мужчина, женщина, ребёнок, любовь, сердце)
3. Работа с текстом.
Сегодня мы будем работать с текстом известного русского писателя И.А.Бунина(слайд)
Биографическая справка (индивид. сообщение)
- Итак, мы начинаем работать с текстом И.А.Бунина «Красавица» . У вас на столах
рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу нашей работы.
Задание 1 – «Дорожка к пониманию текста…»
КРАСАВИЦА
(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери
воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой,
высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел
сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко
2
сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5)
Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и
первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за
него такие?
(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала
вид, что совершенно не замечает его(7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у
него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии
бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную,
небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был
беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала
горничной:
(12)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том
тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной,
совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в
день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом
читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме,
смотрит в окна... (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе
постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук.
(17)Там спрятано и все остальное добришко его. (И.А.Бунин*)
28 сентября 1940
Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) - русский писатель и поэт, лауреат
Нобелевской премии по литературе
➢ определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);
➢ запишите свой ответ в виде законченного предложения (И.А.Бунин считает, что истинная
красота – это душевная красота: человек не может быть красив, если его поступки
безнравственны // И.А.Бунин считает, что одиночество страшно само по себе, а одиночество
ребёнка ужасно вдвойне, потому что отверженные дети страдают от равнодушия
взрослых).
➢ определите, на какой вопрос отвечает это предложение (первая проблема: Что такое
истинная красота?//Какого человека можно считать красивым? вторая проблема: Почему
маленький человек не должен быть одиноким? Какие чувства испытывают отверженные дети,
как больно быть таким одиноким ребенком?);
➢ запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.
➢ Мы выяснили, что в данном тексте две проблемы. На уроке мы будем работать над первой
проблемой.
➢ Давайте напишите вступление.
Например:
Какого человека можно считать красивым? Зависит ли истинная красота от того, как ведёт
себя человек, какие поступки он совершает? На эти вопросы отвечает И.А.Бунин в своём рассказе
«Красавица», поднимая проблему истинной красоты.
Задание 2 – «На подступах к комментарию» (работа с текстом)
➢ Так, с проблемой и позицией автора мы определились. Значит, пора погрузиться в текст,
чтобы найти два примера-иллюстрации, которые помогают писателю раскрыть проблему. Для
3
этого определим, какой приём лежит в основе повествования: противопоставление (антитеза,
контраст), сопоставление (сравнение), причинно-следственные отношения или какой-то другой.
➢ Действительно, в основе новеллы – контраст, притом наблюдается не только внешняя
антитеза (противопоставление героев), но и внутренняя (характеристика героев). Как вы
понимаете слова «внешняя антитеза», «внутренняя антитеза»?
➢ На какой образ (образы) надо обратить внимание, исходя из сформулированной нами
проблемы?
➢ Давайте заполним таблицу, найдя точки противопоставления между описанием красавицы
и её поступками
Прием «Плюс – минус»
Внешнее описание героини
ПЛЮС
Внутреннее содержание героини (её поступки)
МИНУС
➢ «женился на молоденькой, на
красавице» (предложение 1);
➢ «она была невелика, отлично и
крепко сложена, всегда хорошо
одета, очень внимательна и
хозяйственна по дому, взгляд имела
зоркий» (предложение 4)
➢ «вторая красавица спокойно возненавидела его
семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что
совершенно не замечает его» (предложение 6);
➢ «— Это безобразие, он весь бархат на диване
изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке,
который я велела вам спрятать в большой сундук
покойной барыни в коридоре» (12-13 предложения).
➢ Какие наречия подчёркивают красоту молодой женщины?
➢ Что «стоит» за выражением «взгляд имела зоркий»? Аргументируйте свой ответ.
➢ При каком условии возможна спокойная ненависть? (при равнодушии, безразличии,
душевной холодности)
➢ Что теперь можно сказать о красавице? (Она злая, бессердечная, жестокая и умная,
т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка совершенно)
➢ Можно ли считать красивой женщину, от которой веет холодной расчетливостью,
равнодушием, самовлюбленностью?
➢ Чем должна быть подкреплена красота внешняя? (Внешняя красота должна быть
подкреплена внутренним богатством и теплотой)
➢ Каково ваше отношение к героине?
Задание 3 – «Самая дорогая…часть!»
➢ Теперь надо написать комментарий, самую дорогую часть сочинения, и постараться
получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?
➢ Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, давайте вновь заполним таблицу
5 элементов
Комментарий ученика
скрепа
Данная проблема рассматривается писателем с двух сторон.
пример-
иллюстрация 1
Сначала он знакомит читателей с красавицей: «она была невелика, отлично
и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна
по дому, взгляд имела зоркий».
пояснение
За этими словами – образ красивой, молодой женщины. Наречия «отлично»,
«хорошо», «очень» подчёркивают внешнюю красоту героини.
пример-
иллюстрация 2
Но дальше, используя приём контраста, Иван Алексеевич через поступки
раскрывает внутреннее её содержание: она «спокойно возненавидела …
4
семилетнего мальчика от первой», потом приказала горничной стелить ему
постель «на полу, на … тюфячке» (предложения 12-13).
пояснение
И почему-то куда-то уходит красота героини, поэтому читатели, так же
как и Бунин, уже не воспринимают эту женщину как красавицу, потому что
она вызывает у них неприязнь и отвращение.
смысловая связь
Так, противопоставляя внешность и поступки героини, писатель говорит:
красота человека исходит не только из внешности — поступки и
устремления имеют решающее значение.
Задание 4 – «Я согласен!!!»
➢ К какому выводу подводит Бунин своих читателей?
➢ Сформулируйте позицию автора по данной проблеме (И.А.Бунин убеждён: истинная
красота – это душевная красота: человек не может быть красив, если его поступки
безнравственны, если красота внешняя не соответствует красоте внутренней)
➢ Согласны ли вы с точкой зрения писателя?
➢ Ваша задача – письменно высказать собственное мнение, обосновав его.
Примеры собственного мнения
(можно предложить ребятам поработать в группах)
Вид
обоснования
тезис
обоснование
цитата из
авторитетных
источников
Согласитесь, не может
красивая женщина быть
достойна уважения, её
красота меркнет, если
красавица жестока в
обращении с ребенком.
И, наоборот,
некрасивая внешне
женщина светится
внутренней красотой,
которая, как лучики
солнца, разносит тепло
и нежность по миру.
Давайте вспомним слова академика Дмитрия
Сергеевича Лихачёва, который сказал:
«Приветливость и доброта делают человека не
только здоровым, но и красивым». Героиня Бунина
красива, но жестока по отношению к мальчику, а
Мария, героиня повести В.Закруткина «Матерь
человеческая», измученная войной, беременная,
почерневшая от горя, потерявшая мужа и сына,
красива: она, как Матерь Божия, излучает
теплоту и надежность.
обоснование с
опорой на
литературу
В жизни часто
встречается
несоответствие красоты
внешней красоте
внутренней. Об этом не
могли не сказать
русские писатели и
поэты.
Однажды на уроке литературы мы размышляли
над вопросом, что важнее в человеке: красота
внутренняя или красота внешняя? Конечно же,
ответ однозначен. Как бы ни был хорош человек
внешне, но если черна душа, то он будет отвергнут
обществом, как это произошло с героем рассказа
М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра. Эгоизм,
жестокость, неуважение к старейшинам
перечеркнули его природную красоту, что и
подтверждает мою мысль о несоответствии
5
внешней красоты и внутреннего содержания.
иллюстрации
(наглядно-
описательная
форма)
Красив тот, кто
совершает
нравственные
поступки.
Но, к сожалению, люди не всегда оценивают по
достоинству благородство души. Вспомните
Юшку, героя А. Платонова. Его красоту заметили
только тогда, когда он умер: бедно одетый,
молчаливый, беззащитный, больной, незлобивый, он
посвятил свою жизнь сиротке, и она, приехав в его
город, рассказала, что он опекал её, помогал.
Людям слишком поздно открылась его внутренняя
красота. Уверена, каждый из нас должен
понимать: важнее нравственная красота, а не
внешний блеск человека, именно она основа жизни.
опыт (личный,
эксперимент,
исследования и
т.д.)
Думаю, человек,
совершающий добрые
поступки, всегда
красив, всегда
интересен в отличие от
человека
равнодушного,
эгоистичного.
Эту мысль мы решили проверить
экспериментальным путём – выявить критерии
красоты. Для этого на пронумерованных листках
написали несколько словосочетаний, например,
«красивая девушка с холодным взглядом» -
«красивая девушка с добрым взглядом»; «высокий
накаченный юноша, равнодушно прошедший мимо
упавшего человека» - «высокий накаченный юноша,
помогающий соседке» и т.п. Затем одних
одноклассников попросили подобрать фотографии
к этим словосочетаниям, других –
охарактеризовать таких людей, третьих –
подобрать литературные и жизненные примеры.
Какой же вывод мы сделали?
Сформулируем его словами В.Гюго: «Никакая
внешняя прелесть не может быть полной, если она
не оживлена внутренней красотой. Красота души
разливается подобно таинственному свету по
телесной красоте».
обращение к
традициям,
авторитетным
мнениям
Красота бывает
обманчива, главное в
человеке – это его душа
и доброе сердце.
Не случайно же в народе говорят: «Встречают по
одежке, провожают по уму». Эта пословица в
полной мере относится и к красоте. Согласитесь,
когда мы впервые встречаем человека, то сначала
обращаем внимание на внешность. «Ой, какой
6
красивый!» - думаем мы. Он кажется нам
особенным, мы считаем, что он наделен какими-то
замечательными качествами, и внутренне тянемся
к нему. Но стоит этому человеку «открыть рот» и
произнести грубые, а иногда и нецензурные слова,
то его красота испаряется, и нам хочется скорее
уйти, чтобы не общаться с ним. А бывает
наоборот. Добрый, внимательный, умеющий
сострадать человек кажется нам прекрасным.
Доктор Лиза, Рашаль, Кобзон… Совсем не образец
красоты, но их золотая душа делает их красивыми.
Задание 5 – «Резюмируем сказанное…»
➢ Итак, мы высказали свое мнение по поднятой проблеме. Нам осталось только
завершить нашу работу.
Напишите заключение, использовав слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Задание 6 – домашнее
Напишите сочинение в формате 27 задания ЕГЭ по тексту Ю.Бондарева(текст напечатан
для каждого ученика).
Взгляд
Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, ловкий, он пригласил
ее танцевать с таким зверским видом, что она испугалась, глянув на него оторопелым
взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания. – Что вы, что вы! –
Раз-решите? – повторил он настойчиво и показал зубы деланной улыбкой. – Мне будет
оч-чень приятно. Она оглянулась по сторонам, как в поиске помощи, быстро вытерла
платочком пальцы, сказала с запинкой: – Наверно, у нас ничего не получится. Я плохо… –
Ничего. Пр-рошу. Как-нибудь. Он танцевал бесстрастно, высокомерно не глядел на нее,
она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и
вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга,
послышался свист, за ними наблюдали, видимо, его приятели невозмутимо
передразнивали ее движения, от смеха. Ее партнер каменно изображал городского
кавалера, а она все поняв, всю непростительную низость партнера, не оттолкнула его, не
выбежала из круга, не сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в
грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, а она снизу вверх
замедленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемым выражением опытной женщины,
уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Мне показалось, он переменился в
лице, и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел ее к колонне, где стояли ее
подруги. У нее были толстые губы, большие, как бы погруженные в тень диковатые глаза.
Да, она была бы некрасивой, если бы не длинные ресницы, русые волосы и тот взгляд
снизу вверх, преобразивший ее в красавицу.
( Из сборника рассказов «Мгновения»)
Рефлексия: Видеоролик «Как мы готовимся к ЕГЭ».
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Конспект урока по русскому языку "Строчная буква о" 1 класс по программе «Школа Росси»
- Презентация "Слова, близкие по значению (синонимы)"
- Демоверсия для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе
- Грамматические нормы. 8 задание ЕГЭ-2024
- Конспект урока "Единообразное написание корня в родственных словах" 2 класс УМК «Школа России»
- Задание 1 ЕГЭ по русскому языку "Логико-смысловые отношениям между предложениями. Теория и практика"