Открытый урок "«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту» (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)" 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Открытый урок
«Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по
данному тексту»
(Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).
Учитель Горкавая Инна Геннадьевна
г.о.Лосино-Петровский
2011 год
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-
рассуждения по данному тексту»
(Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).
Цель: Познакомить учащихся с особенностями задания С1 ЕГЭ по русскому
языку: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура
создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания.
Задачи: Дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения
задания С1, закрепить полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный
материал.
Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Горкавая Инна Геннадьевна. Я
учитель русского языка и литературы, а также эксперт ЕГЭ по русскому
языку Московской области. Совсем скоро вам предстоит сдавать экзамены, и
одним из самых сложных считается обязательный экзамен по русскому языку
в форме ЕГЭ.
Вы, наверно, уже знаете, что экзаменационное задание состоит из трех
частей.
Экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку.
Часть А: 31 задание с выбором ответа 30 балл.
Часть В: 8 заданий с кратким ответом 11 баллов.
Часть С: сочинение-рассуждение по заданному тексту. Объем не
менее 150 слов. 23 баллов.
Общее количество баллов – 64.
В дальнейшем набранная сумма баллов по каждой части умножается на
определенный коэффициент и максимально возможная сумма баллов,
которую может получить ученик, - это 100 баллов.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую
трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем
более умеет это делать. При этом сочинение, которое нужно написать при
выполнение части С имеет свои специфические особенности, соблюдение
которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение
лишает их.
И мне хотелось бы сегодня поделиться с вами теми знаниями, тем
материалом, который в дальнейшем поможет вам правильно построить свой
экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых
КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов
на различные темы.
Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные
материалы.
- о влиянии музыки;
- об истинном благородстве;
- о сущности человеческой личности;
- о внешнем облике и внутреннем мире человека;
- о новых технологиях;
- о настоящей доброте;
- о мнимых «звездах» эстрады;
- о смысле жизни;
- о прошлом и настоящем;
- о ценности классической поэзии;
- о влиянии живописи на душевный мир человека;
- о счастье;
- о современной молодежи и др.
К каждому тексту дается следующее задание:
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем,
поставленных автором текста (избегайте чрезмерного
цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на
знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые
два аргумента). Объем сочинения не менее 150 слов. Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту) не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Исходя из данного задания сочинение по исходному тексту
должно иметь четкую структуру.
План сочинения-рассуждения по заданному тексту.
Заголовок (желательно, но необязательно).
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1) 1
й
аргумент в защиту собственной позиции;
2) 2
й
аргумент;
3) вывод.
VI. Заключение.
Таким образом сочинение по заданному тексту должно имеет примерно
9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки.
Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае
будет нарушена логика изложения.
Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся
проанализировать текст, автором которого является В. Астафьев.
2. Ученик читает текст о Домском соборе (у каждого текст на парте)
Текст №1
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет
то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то
рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни
всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти,
будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в
другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, сон? (13)Войны, кровь,
братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того,
чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно
живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все
преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со
стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть
мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед
величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими,
злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными,
всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится
непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание,
задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною
пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику
добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их
нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что
кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство,
обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед
твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в
разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю
тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)
3. Замечательный текст. Давайте попытаемся понять его, то есть
ответить на вопросы.
Как правильно понять исходный текст.
1. О чем текст? (Ты увидишь тему).
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь
проблемы).
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты
найдешь основную проблему текста)
4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю?
Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? то
поможет тебе понять авторскую позицию)
4. Итак,
1) о чем же прочитанный текст (о музыке).
2) Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? том,
как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего
мира, меняется душевное состояние героя).
3) Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе
музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять
людские сердца).
5. Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы,
которые будем рассматривать, авторскую позицию, мы можем
начать говорить о вступлении к сочинению, которое должно вводить
в тему текста.
Вступление может быть написано в форме:
1. Лирического размышления.
2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
3. Диалога с воображаемым собеседником.
4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину,
возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем?
(о музыке).
Чтение вариантов вступления.
6. Далее мы должны сделать плавный переход от вступления и
сформулировать основную проблему текста. Проблема, которую ты
выбираешь должна быть одна, та, которая больше всего волнует автора,
которую можно заметить в каждом абзаце текста. Проблема нашего текста
это роль музыки в жизни человека. Также проблему можно формулировать в
виде вопроса: В чем сила музыки?
Перед вами на столах раздаточный материал, на листе 2 вы можете
увидеть варианты формулировок проблем исходного текста , а также
опорные фразы, которые помогут сформулировать проблему в тексте.
Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:
- взаимоотношения человека и природы;
- проблема снижения культурного уровня общества;
- проблема сложности и противоречивости человеческих
поступков;
- проблема «отцов» и «детей»;
- роль детства в становлении личности человека;
- проблема духовности;
- проблема милосердия;
- проблема назначения искусства;
- проблема истинной интеллигентности;
- проблема совести;
- роль чтения в детстве и др.
Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
- сформулирована проблема;
- затронута проблема;
- поднята проблема;
- освещена проблема;
- обсуждается проблема;
- проблема, рассматриваемая автором и др.
проблема может быть:
- философской;
- нравственной;
- злободневной;
- актуальной;
- острой;
- важной;
- серьезной;
- наболевшей;
- неразрешимой и др.
Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все
дальнейшее размышления над текстом должно вытекать именно из нее. Если
вы заявили, что в данном тексте автор размышляет о силе музыки. То и
комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна
соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в сторону» - 0 баллов.
7. Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее
прокомментировать. Что же такое комментарий?
Комментарии рассуждения, пояснительные замечания по
поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н.Ушакова.
Комментарий – 1.пояснения; 2. примечания; 3. – толкование.
Александрова З.Е. словарь синонимов
русского языка: практический справочник.
Комментарий к сформулированной проблеме это работа, которая
демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые
компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы,
которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом
авторской мысли.
Комментарий может быть.
1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в
раскрытии проблемы.
2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы,
экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь
объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно
эту.
В комментарии не должно быть:
1) пересказа исходного текста;
2) рассуждения по поводу всех проблем текста;
3) общих рассуждений о тексте.
Попробуем прокомментировать проблему, поднятую В.Астафьевым.
8. Учитель читает комментарий к тексту.
9. Следующий этап в написании сочинения это формулировка
авторской позиции. Еще раз хочу подчеркнуть, что вытекать она должна из
сформулированной проблемы. Обратимся к ней еще раз. Роль музыки в
жизни человека.
Что же говорит автор об этом (о роли музыки)
10. (Ответ учеников).
Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна
будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру.
Очень удачно будет, если вы в доказательство найдете в тексте необходимые
цитаты, где выражено авторское мнение. «Душевная смута, вздорность
суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы все-все это осталось в
другом месте, в другом свете…» и др. У вас на листе № 3 представлены
Возможные варианты формулировки позиции автора:
- общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования
личности;
- писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честными даже
в самых бесчеловечных условиях;
- детство тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира,
поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой
личности;
- массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень
интеллектуального и эмоционального развития человека;
- война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей
основе;
- конфликт отцов и детей вечный конфликт, но каждая семья всякий
раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту,
сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;
- душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и
душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень
бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.
11. Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение
(собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором,
присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя
останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Наиболее удачный
вариант следующий:
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
- я согласна с мнением автора в том, что…
- автор прав в том, что…
- я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее
защиту. Порой смысл аргументации для ученика будет заключаться в том,
чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность,
незыблемость доказываемой этической аксиомы. Никто ведь не будет
спорить, что «нужно любить родину», «беречь природу».
Типы аргументации.
(лат. argumentatio доказательство)
Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания,
жизненный или читательский опыт.
I. Логические аргументы.
1. Факты.
2. Выводы науки.
3. Статистика (количественные показатели).
4. Законы природы.
5. Свидетельства очевидцев.
6. Данные экспериментов и экспертиз.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
1. Конкретные примеры:
а) пример сообщение о событии (берется из жизни,
рассказывается о действительно имевшем место случае)
б) литературный пример.
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло
быть при определенных условиях).
III. Ссылки на авторитет:
1. Мнение известного, уважаемого человека ученого, философа и
т.д.
2. Мнение специалиста, эксперта.
3. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить,
поступать, оценивать что-то в обществе.
Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из
самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают
использование вводных слов во-первых, во-вторых. Но можно
аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы,
используя конструкцию с союзом потому что.
12. Итак, вернемся к нашему тексту о музыке. Как вы думаете, какие
аргументы, примеры доказывали бы, что музыка оказывает огромное влияние
на душу человека. (Ответ ученика)
Я бы вспомнила о недавних концертах симфонического оркестра под
руководством Гергиева в разрушенном Цхинвале. Или слова Стендаля,
который сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно
такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием
любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье,
какое только возможно не земле».
13.Высказывание собственного мнения и его аргументация являются
своеобразным мини сочинением- рассуждением, где есть тезис (ваше
мнение), доказательства (аргументы), и как любому сочинению-рассуждению
необходим вывод.
Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти
далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы
написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать
его, так как вступление и заключение органично связаны.
Заключение.
1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с
предыдущим изложением.
2. Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на
самое главное.
3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу
темы, проблем, поставленных автором.
4. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям,
проблеме.
5. Может представлять собой развернутую или логически завершенную
мысль, высказанную во вступлении.
14. Итак работа на сочинением завершена, давайте прочитаем возможный
вариант сочинения рассуждения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.
(учитель читает текст).
15. Учащимся предлагается распределиться по группам и написать части
сочинения - рассуждения по другому тексту В.Астафьева.
I группа – написать вступление.
II группа сформулировать проблему.
III группа – прокомментировать проблему.
IV группа сформулировать позицию автора.
V группа – сформулировать собственное мнение и привести 2 аргумента.
VI группа – написать заключение.
16. Заслушивание работ учащихся.
Спасибо за работу. Весь материал я оставляю вам. Он пригодится вам при
подготовке к ЕГЭ.
Удачи!
Лист № 1
План сочинения-рассуждения по заданному тексту.
Заголовок (желательно).
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1) 1
й
аргумент в защиту собственной позиции;
2) 2
й
аргумент;
3) вывод.
VI. Заключение.
Как правильно понять исходный текст.
1. О чем текст? (Ты увидишь тему).
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь
основную проблему текста)
4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам
автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять
авторскую позицию)
Вступление может быть написано в форме:
1. Лирического размышления.
2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
3. Диалога с воображаемым собеседником.
4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину,
возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Лист № 2
Возможные варианты формулировки проблемы исходного
текста:
- взаимоотношения человека и природы;
- проблема снижения культурного уровня общества;
- проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;
- проблема «отцов» и «детей»;
- роль детства в становлении личности человека;
- проблема духовности;
- проблема милосердия;
- проблема назначения искусства;
- проблема истинной интеллигентности;
- проблема совести;
- роль чтения в детстве и др.
Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
- сформулирована проблема;
- затронута проблема;
- поднята проблема;
- освещена проблема;
- обсуждается проблема;
- проблема, рассматриваемая автором и др.
Проблема может быть философской, нравственной, злободневной,
актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.
Комментарий может быть:
1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в
раскрытии проблемы.
2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы,
экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь
объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.
В комментарии не должно быть:
1. пересказа исходного текста;
2. рассуждения по поводу всех проблем текста;
3. общих рассуждений о тексте.
Лист № 3
Возможные варианты формулировки позиции автора:
- общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования
личности;
- писатели ответственны за судьбу мира, их долг быть честными даже в
самых бесчеловечных условиях;
- детство тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому
именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;
- массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень
интеллектуального и эмоционального развития человека;
- война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;
- конфликт отцов и детей вечный конфликт, но каждая семья всякий раз
переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту,
сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;
- душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные
раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно
относиться к чувствам доверившегося человека и др.
Возможные варианты формулировки собственного мнения
учащегося:
- я согласна с мнением автора в том, что…
- автор прав в том, что…
- я согласен с позицией автора и считаю, что…
Лист № 4
Типы аргументации.
(лат. argumentatio доказательство)
Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания,
жизненный или читательский опыт.
I. Логические аргументы.
1. Факты.
2. Выводы науки.
3. Статистика (количественные показатели).
4. Законы природы.
5. Свидетельства очевидцев.
6. Данные экспериментов и экспертиз.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
2. Конкретные примеры:
а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о
действительно имевшем место случае)
б) литературный пример.
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть
при определенных условиях).
III. Ссылки на авторитет:
4. Мнение известного, уважаемого человека ученого, философа и т.д.
5. Мнение специалиста, эксперта.
6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить,
поступать, оценивать что-то в обществе.
Заключение.
6. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с
предыдущим изложением.
7. Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на
самое главное.
8. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу
темы, проблем, поставленных автором.
9. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям,
проблеме.
10. Может представлять собой развернутую или логически завершенную
мысль, высказанную во вступлении.
Музыка.
Вступление
Музыка величайшее из искусств, сопровождающее человечество
на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки
заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют
человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.
Формулировка
основной
проблемы текста
Именно о способности музыки преображать окружающий мир,
исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.
Комментарий к
основной
проблеме
текста
Автор, размышляя о силе музыки, основывается на своих личных
впечатлениях от услышанного «пения органа» в Домском соборе.
«Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность
суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы,» - вспоминает
автор. «Перед величием прекрасного» были готовы преклонить колено
люди, наполнившие собор, плачущие от «ошеломившей их нежности».
Все, кроме музыки, казалось нелепым и бессмысленным.
Определение
авторской
позиции
Позиция автора очевидна, читатель понимает, что В.Астафьев
хочет подчеркнуть способность музыки преображать окружающий
мир, воскрешать веру в жизнь. «За все, за все благодарю -
восклицает автор.
Изложение
собственной
позиции
Я согласна с мнением писателя и считаю, что музыка обладает
огромной силой, она способна сделать, хоты бы на миг, человека
счастливым, наполнить его душу добротой и покоем.
1
й
аргумент
Вспомним далекие военные годы, блокадный Ленинград и музыку
Шостаковича, звучавшую в осажденном городе. Она давала силы
измученным людям, заставляла жить и бороться.
2
й
аргумент
А совсем недавно симфоническая музыка исполнялась на
развалинах Цхинвала. Это был лучший подарок для людей,
переживших трагедию, потерявших своих близких. В. Гергиев и его
оркестр своим искусством исцеляли страдающие сердца осетинских
жителей.
Заключение
Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое
искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека.
Текст 1
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. неба, сверху плывет
то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады
рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни
всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти,
будничные заботы всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в
другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, сон? (13)Войны, кровь,
братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того,
чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем
мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце.
(24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со
стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть
мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед
величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими,
злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными,
всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится
непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание,
задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною
пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику
добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их
нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что
кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво
сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед
твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в
разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя
за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)
Текст № 2
(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на
земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и
одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и все растущее,
живущее вокруг нас.
(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой
характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде
всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо
настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба
порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие
отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних,
бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят
бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (б)Да, они
были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность
платить преданностью, за любовь - любовью. (7)Каждую свою книгу,
каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю
глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед
ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за
непорядочность.
(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше,
чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился
бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно
бы опрокинулся и затонул....
(В. Астафьев)