Сборник подвижных игр, направленных на развитие волевых качеств детей пятого года жизни

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник подвижных игр, направленных на развитие волевых
качеств детей пятого года жизни
Камышлов, 2021
2
Сборник подвижных игр, направленных на развитие волевых качеств детей
пятого года жизни/сост. Н.М. Климова. Камышлов: ГАПОУ СО
«Камышловский педагогический колледж», 2021.
В данном сборнике содержатся подвижные игры, направленные на развитие
волевых качеств детей пятого года жизни. К таким качествам можно
отнести: настойчивость, упорство, дисциплинированность, выдержку.
Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся
посредством достижения игровой цели. Игры, требующие придумывания
движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу,
побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству. Такие
игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли,
чувства и движения.
Данный сборник подвижных игр предназначен для воспитателей дошкольной
организации, при организации физкультурных занятий, для студентов
специальности 44.02.01. Дошкольное образование, а также для родителей
детей пятого года жизни.
© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
3
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………5
Блок 1. Подвижные игры на формирование
настойчивости…………………………………………………………………..7
1. Подвижная игра «Третий лишний»……………………………………7
2.Подвижная игра «Лисица на одной ноге»………………………………7
3. Подвижная игра «К своим флажкам»………………………………….7
4. Подвижная игра «День рождения Мишутки»…………………………8
5. Подвижная игра «К своим флажкам»………………………………….8
6. Подвижная игра «Кто самый меткий»…………………………………9
7. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»…………………………….9
8. Подвижная игра «Добеги и прыгни» ………………………………….9
9. Подвижная игра «Попрыгунчики»……………………………………10
10. Подвижная игра «У оленя дом большой»……………………….…10
Блок 2. Подвижные игры на формирование упорства……………12
1. Подвижная игра «Два мороза»……………………………………….12
2. Подвижная игра «Волк во рву»……………………………………….12
3. Подвижная игра «Гуси – Лебеди»…………………………………….13
4. Подвижная игра «Пойди бесшумно»……………………………….14
5. Подвижная игра «Каких листьев больше»……………………………14
6. Подвижная игра «Жмурки»……………………………………………14
7. Подвижная игра «С кочки на кочку»…………………………………15
8. Подвижная игра «Мышеловка» …………………………………….15
9. Подвижная игра «Лошадки»…………………………………………..16
10. Подвижная игра «Кони»……………………………………………..16
Блок 3. Подвижные игры на формирование
дисциплинированности………………………………………………………17
1. Подвижная игра «Зайцы в огороде»………………………………….17
2. Подвижная игра «Космонавты»……………………………………….17
3. Подвижная игра «Узнай по голосу»………………………………….18
4
4. Подвижная игра «Кот и мыши» ………………………………………18
5. Подвижная игра «Уголки»…………………………………………….19
6. Подвижная игра «Найди где спрятано»………………………………20
7. Подвижная игра «Волк во рву»……………………………………….21
8. Подвижная игра «Послушные листья»……………………………..22
9. Подвижная игра «Мы-шоферы»………………………………………22
10. Подвижная игра «Найди грибок»……………………………………23
Блок 4. Подвижные игры на формирование выдержки…………25
1.Подвижная игра «Горелки»……………………………………………25
2. Подвижная игра «Бездомный заяц»………………………………….25
3. Подвижная игра «Белые медведи»………………………………….26
4. Подвижная игра «Три движения»…………………………………….26
5. Подвижная игра «Затейники»…………………………………………27
6. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»…………………………….28
7. Подвижная игра «Краски»…………………………………………….28
8. Подвижная игра «Кому флажок» …………………………………….31
9. Подвижная игра «Эстафета с обручами» ……………………………32
10. Подвижная игра «Пустое место» ……………………………………32
Список литературы……………………………………………………….33
5
Пояснительная записка
Развитие волевых качеств продолжается на протяжении всей
жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов,
начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного
возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и
изменчивы.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным
периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте
более интенсивно развиваются различные способности, формируются
нравственные качества, вырабатываются черты характера.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом
внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе
волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,
инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность,
мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного
развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное
внимание формированию именно этого качества личности.
В данном сборнике представлены подвижные игры, общей целью
которых является развитие волевых качеств.
В процессе разработки сборника подвижных игр использовались
научно-методологические подходы.
Индивидуальный подход-развитие происходит только в ведущей
(игровой) деятельности.
Системный подход - весь материал по развитию волевых качеств
детей пятого года жизни предлагается в системе, последовательно учитывая
возрастные особенности дошкольников. Материал даётся детям от
простого к постепенному усложнению.
Сборник подвижных игр разработан на основе основной
образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
6
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и в соответствии с требованиями
ФГОС ДО.
Цель сборника: подбор и систематизация подвижных игр,
направленных на развитие волевых качеств детей пятого года.
Задачи:
1) Подбор подвижных игр, направленных на развитие волевых
качеств детей пятого года.
2) Систематизация подвижных игр по разделам сборника.
3) Оформление сборника подвижных игр, направленных на развитие
волевых качеств детей пятого года.
Сборник содержит 4 блока подвижных игр:
Блок 1. Подвижные игры на формирование настойчивости
Блок 2. Подвижные игры на формирование упорства
Блок 3. Подвижные игры на формирование
дисциплинированности
Блок 4. Подвижные игры на формирование выдержки
Новизна сборника заключается в том, что в качестве основного
педагогического инструмента развития волевых качеств у детей пятого года
жизни рассматриваются подвижные игры.
Практическая значимость сборника подвижных игр, направленных на
развитие волевых качеств детей пятого года жизни в том, что данный
продукт могут использовать воспитатели, инструктора по физической
культуре в детском саду, а также студенты колледжа для прохождения
производственной практики, родители детей.
7
Блок 1. Подвижные игры на формирование настойчивости
Соблюдение элементарных правил игры, проявление настойчивости.
«Третий лишний»
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту
бега.
Описание: Выбирают двух водящих. Остальные участники становятся
по кругу парами, один сзади другого, лицом к центру. Расстояние между
парами один-два шага. Водящие находятся за кругом. По выбору один из них
убегает, другой - догоняет. Задача ловящего запятнать убегающего, который,
в свою очередь, стремится вбежать в круг и встать впереди какой-нибудь
пары. В этой ситуации спасается от ловящего участник, оказавшийся
третьим. Если догоняющему удается запятнать убегающего, то они должны
меняться ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, не пересекая его, и
нельзя хвататься за детей, стоящих в кругу.
«Лисица на одной ноге»
Цель: способствовать совершенствованию техники бега; учить детей
соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества и
коллективизма.
Описание: В одном из уголков места устраивают так называемую
норку, куда и прячется лиса. Дети стоят по кругу. По сигналу «Лиса» - дети
разбегаются, а лиса, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из
детей маленьким мячом. Если лиса попала в ребёнка, то она присоединяется
к бегающим детям, а потерпевший становится лисой. Игра продолжается до
сигнала «Стоп».
Правила игры: лиса прыгает на одной ноге, бросать мяч можно только
по ногам.
«Бой петухов»
8
Цель: развить прыгучесть, воспитать чувства равновесия
Описание: Играющие делятся на две команды и становятся в 2
шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м.
Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в
круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу
«петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить
его встать на обе ноги. Кому это удаётся – получает очко для своей команды.
Когда все «петухи» примут участие в игре, то подсчитываются очки.
Выигрывает команда, получившая больше очков.
Правила игры: Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и
менять опорные ноги.
«К своим флажкам»
Цель: формировать представления о игровых упражнениях
Описание: Играющие делятся на группы по 6 – 8 человек и становятся
в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка
находится водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного
цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегаются по
площадке, по второму сигналу – приседают и закрывают глаза, отвернувшись
от водящих. Дети с флажками в это время меняются местами. По команде
воспитателя: «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза, ищут
свой флажок, бегут и строятся вокруг него. Побеждает группа, быстрее
других образовавшая кружок.
Правила игры: начинать игру по сигналу воспитателя; не
подглядывать, когда водящие меняются местами, чтобы команде не
засчиталось поражение.
«Кто самый меткий»
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
Описание: Для игры нужны палки (по количеству участников) с
заостренными концами, заменяющиеся кнопки длиной 0,5–1 м. На земле
чертят линию, в 10 м от нее кружок диаметром с тарелку среднего размера.
9
Первый игрок бросает «копье», стараясь попасть в кружок. За ним по
очереди бросают «копья» остальные. Попавший в цель получает название
«меткий».
Правила игры: При большом количестве участников можно начертить
2–3 кружка и разделить играющих на команды.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.
Описание: Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но
иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка,
нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг,
то выбегают из него, а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них
поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок
возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
«Добеги и прыгни»
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Описание: На противоположных сторонах площадки проводят линии
на расстоянии 10 м друг от друга - это дома. Играющие делятся на 2-3
группы и встают у одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на
противоположную сторону и встают у черты, каждый напротив своей
группы.
Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к
противоположной линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой
ладони и быстро возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и
осалить.
Если игрок осален, то он идет на сторону водящего и встает впереди
него. Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конец своего
ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки групп. Побеждает
группа, в которой меньше осаленных участников игры.
10
Указания к проведению
Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между
домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков не ограничивается.
Если в игре принимает участие более 25 человек, нужно разделить их на 4
группы.
«Попрыгунчики»
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Описание: На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину
круга - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и,
если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри
круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к
центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя
выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.
Правила
1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из
круга выбегает, выходит из игры.
2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.
Указания к проведению
Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры
нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на
одной ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.
Вариант игры
Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а
становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится
до 5, четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается
пятнашкой. Игра повторяется.
«У оленя дом большой»
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом.
Описание: Ведущий на сцене произносит следующие слова,
сопровождая их движениями: У оленя дом большой, Он глядит в свое окно.
11
Заяц по лесу бежал, В дверь к нему стучал. Тук - тук тук, - олень, открой.
Там в лесу охотник злой. Заяц, заяц, забегай, лапу подавай
Ведущий разучивает слова с детьми и поясняет, что каждое слово
обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постоянно
нарастает.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Быстро двери открывай,
Лапу мне давай
Ведущий обращается к ребятам: Для того чтобы нам сыграть в одну
интересную игру, необходимо выучить лова и движения. Повторяйте за
мной. Ведущий напевает следующие слова:
- У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой,
изображая рога оленя).
- Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).
- Заяц по полю бежит (изображает бег на месте).
- В дверь к нему стучит (стучит в воображаемую дверь).
- Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку
воображаемой двери). Там в лесу охотник злой (показывает большим
пальцем назад, затем имитирует ружье).
- Заяц, заяц забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца,
затем делают приглашающий жест).
- Лапу мне давай (сцепляют руки в замок). Когда ребята запоминают
слова, они произносят их и делают движения в более быстром темпе.
12
Блок 2. Подвижные игры на формирование упорства
Проявлять упорство при выполнении цели игры.
«Два мороза»
Цель: развивать быстроту и ловкость.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются
линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки.
Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине
площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз
Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы
два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз
Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все
играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и
перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы
стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные
останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания
перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они
присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова
«мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются
замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается.
Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой
дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и
наоборот. Кто больше поймает.
«Волк во рву»
Цель: Развитие координации движений, повышение положительного
настроя
Описание: Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями
на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится
13
водящий - волк. Остальные дети козы. Они живут в доме (стоят за чертой
вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено
поле. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк, во рву!» дети бегут из дома в
поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь
осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель
говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров.
После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Правила: начинать бег только после сигнала, коза считается
пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала
ров, или если она попала в ров ногой.
Варианты: Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
«Гуси – Лебеди»
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции.
Описание: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в
котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух.
Сбоку от дома логово (примерно на середине зала, в котором живет волк,
остальное место луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и
пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они
пасутся и летают.
Пастух: Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и
отвечают хором) :Га, га, га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите! Гуси: Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны, летят через луг
домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси
идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных
14
волком гусей. Затем выбираются новые водящие волк и пастух. Игра
повторяется 2-3 раза.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов
«Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей
на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути
волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.
«Пойди бесшумно»
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и
координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у
детей выносливости).
Описание: Нескольким игрокам завязывают глаза. Они становятся
парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара
образует «ворота». Остальные играющие, разбившись на группы (по числу
ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо
бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем
шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить
путь, задержать проходящего.
Побеждают те игроки, которые сумеют благополучно пройти через
ворота.
«Каких листьев больше»
Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.
Описание: Дети расходятся по лесу и собирают по нескольку опавших
с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди
раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева.
Сравнивают, каких листьев больше всего, а каких мало. Взрослый
объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если
дети нашли лист с такого дерева, которое не растет в этом месте, он
спрашивает, как мог лист сюда попасть.
«Жмурки»
15
Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Описание: Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности
малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают
большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза
повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу,
участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на
глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из
бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза
и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого
глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности
они предупреждают криком: «огонь!»
«С кочки на кочку»
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Описание: Очень важно научить ребёнка управлять своим телом и
упражнять его в основных видах движений.
Гуляя во дворе или в парке, очертите прутиком на площадке большой
круг -это болото. На болоте много кочек-кружков (диаметр ЗО-35см),
расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота
располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки
на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторит 3-4 раза.
«Мышеловка»
Цель: развивать волевые качества.
Описание: Двое становятся друг против друга соединяют руки и
поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
16
- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим
и мышей тогда поймаем!
Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их
сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки
и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку
присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех
пор пока не останется одна мышь - победительница.
«Лошадки»
Цель: развивать быстроту и выносливость.
Описание: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке
кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды,
лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли
выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по
кругу, поворачивают направо, налево и т. д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает
вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите
своего кучера!» они как можно быстрее находят своего кучера. При
повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Правила
1. Лошадки должны точно выполнять все команды.
2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф - к его вожжам
привязывают синюю ленточку.
Указания к проведению
Самой трудной в этой игре является роль водящего, который
придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра
проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры,
чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди
своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль
кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
17
«Кони»
Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры,
развивать ловкость, быстроту.
Описание: Дети изображают коней. Воспитатель собирает их в одном
конце комнаты или площадки и читает стихотворение:
Гоп-гоп-гоп! Ты скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп!
Гоп-гоп-гоп!
С последними словами дети подпрыгивают, продвигаясь вперед. По
сигналу воспитателя «домой! » ребята спокойно возвращаются на место.
Педагог повторяет текст, и «кони» снова скачут по всей комнате.,
Указание к игре. Следует строго следить, чтобы дети не двигались с
места, пока воспитатель не закончит читать все стихотворение.
Кегли
Материал. Пластмассовые кегли, шары.
Ход игры. Кегли следует установить с интервалами 10-15 см друг от
друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1, 5 м. Воспитатель
отмечает, кто из детей попадает в кегли; помогает тем, кому это не удается,
не фиксируя внимание на неудаче.
18
Блок 3. Подвижные игры на формирование
дисциплинированности
Формировать стремление и умение управлять своим поведением во
время игровой деятельности, осознанно выполнять правила поведения в
игре.
«Зайцы в огороде»
Цель: развитие двигательных умений, быстроты.
Описание. На площадке чертится два круга, один в другом. Диаметр
внешнего круга 4 м, а внутреннего 2 м. Водящий - «сторож» находится
во внутреннем круге (огороде), остальные игроки «зайцы» во внешнем.
Зайцы прыгают на двух ногах то в огород, то обратно. По сигналу
ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в
пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда
все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож, и игра начинается
снова.
Правила: нельзя выпрыгивать зайцам из внешнего круга.
Варианты: можно выбрать двух водящий «сторожей».
«Космонавты»
Цель: развитие двигательных умений, быстроты.
Описание. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших
треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5
кружков «ракет». И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем
играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети
идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим- места нет!
19
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по
«ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее
начерченных «ракет».
Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты»,
занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что
они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг,
берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить
три полёта.
Правила игры:
1. Начинать игру - только по установленному сигналу.
2. Разбегаться - только после слов: «Опоздавшим- места нет!»
«Узнай по голосу»
Цель: учить детей играть по правилам; развивать речевые навыки и
физические качества.
Описание. Дети стоят в кругу, в его середине находится водящий,
которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за
воспитателем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные),
затем останавливаются и говорят: «Мы немножко поиграли, а теперь в
кружок мы встали. Ты загадку отгадай, кто позвал тебя узнай».
Воспитатель молча указывает на одного из играющих, который восклицает:
«Узнай, кто я!» Водящий называет его имя. Если он угадывает, узнанный
становится водящим, если ошибается, игра повторяется. Побеждает тот, кто
ни разу не был водящим.
Правила: 1 вариант слова произносит только тот, на кого укажет
воспитатель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята
начнут различать голоса товарищей.
2 вариант играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят
нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» делают
полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего
20
продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит
только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?»
«Кот и мыши»
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, активизировать
двигательную активность.
Материал: шапочка кота или костюм кота, можно использовать
шапочки мышей.
Описание: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой
выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем
домике (стульчик, мыши «живут» в своих домиках (стульчики). Домики
находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 - 6 метров.
Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:
Я - красивый рыжий кот
У меня - пушистый хвост
Мышек очень я люблю,
Их ловлю, ловлю, ловлю.
Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает».
«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:
Спи, усни, спи, усни.
Кот пушистый, спи - усни.
/можно спеть на любую знакомую спокойную (колыбельную) мелодию
или придумать вместе с детьми новую/
Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит»
двигаются к домику кота.
Дети двигаются в ритме музыки.
Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот»
просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в
свои домики.
Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале
игры.
21
Пение можно заменить на проговаривание.
«Уголки»
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Описание: Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник.
Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки.
Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!»
Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные
игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его
место встает игрок, который остался без угла.
Вариант
Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или
очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он
подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему
отвечают: «Иди, вот там постучи!» Пока водящий идет к следующему
игроку, дети меняются местами.
Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок,
оставшийся без места, становится водящим.
Указания к проведению
Игра имела разные названия: «Ключи», «Соседи», «Уголки». Игру
хорошо проводить на большой площадке. Вначале уголки следует
располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок.
Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья,
расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев.
Водящий может говорить и такие слова:
Мышка, мышка, продай уголок!
За шильце, за мыльце, за белое полотенце,
За зеркальце.
«Найди где спрятано»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
22
Описание: Дети сидят с одной стороны площадки. Воспитатель
показывает детям игрушку или флажок, который он будет прятать.
Воспитатель предлагает детям встать, отвернуться к стене. Сам воспитатель
отходит от детей на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит:
«Ищите!» Дети начинают искать. Кто первый найдет флажок, тот имеет
право прятать его при повторении игры. Игра заканчивается, когда 3-5 ребят
найдут флажок.
«Волк во рву»
Цель: учить прыжкам.
Посреди площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии
1 метр одна от другой. Это «ров», один - два «волка» становятся во рву. Все
остальные –«козы», размещаются на одной стороне площадки –«пастбище».
По сигналу «козы» бегут на «пастбище» и перепрыгивают через ров.
«Волки», не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз.
Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы
опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы,
непойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.
«Послушные листья»
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя, развивать
внимание.
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему
разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит
детям: «Я ветер, вы листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают,
23
закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных
направлениях прямо, боком, спиной вперед), закружились листья на месте;
стих ветер, листья отдыхают».
«Что я слышу?». Предложить детям послушать, закрыв глаза, как
падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, не отрывая ног
от земли («лыжный шаг»), кружась на месте и с продвижением вперед,
подбрасывать ногами листья вверх.
Самостоятельная деятельность: влезание на дерево беспечить
страховку), наблюдение за птицами, сбор листьев, желудей.
«Мы-шоферы»
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя, развивать
внимание.
Описание: С одной стороны площадки два «гаража» (начертить две
параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях
сделать места для «автомобилей»; поставить кубики. В одном гараже стоят
машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом -
машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети
«шоферы», поделены на две равные группы, становятся лицом к своим
машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель,
который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от
двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в
бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут
обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх
зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки.
На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова
воспитателя: «В гараж» машины возвращаются на свои места. Воспитатель
отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж.
Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с
правой стороны, делают тоже самое.
«Найди грибок»
24
Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать
внимание, следить за правильностью выполнения задания.
Описание: В грибную пору кто-нибудь из взрослых заранее идет в лес,
туда, куда дети собираются идти гулять, и вокруг этого места делает через
каждые 5-10 шагов самодельные условные знаки: стрелка - идти прямо;
стрелка с поворотом - идти вправо или влево; две стрелки - дальше прохода
нет; изображение на табличке грибка - будьте внимательны, грибок растет
совсем близко. Недалеко от последнего знака детям готовится сюрприз - в
траве или под листом папоротника оставляется корзинка с грибами.
Дети, выучив заранее условные знаки, приходят в лес и по предложению
взрослого отправляются на поиски грибов. Сколько радости доставляет им
неожиданная находка!
25
Блок 4. Подвижные игры на формирование выдержки
Формирование у детей умения проявлять сдержанность при желании
раньше сигнала начать действия в играх.
«Горелки»
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Описание. Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки
парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят! Раз-два-три – беги!
После слова «беги! » дети, стоящие в последней паре, опускают руки и
бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий
пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за
руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за
руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары
становится водящим.
Правила игры: начинать бег после сигнала «беги», раньше не
отпускать руки.
Вариант: Для увеличения двигательной активности можно разделить
детей на две команды.
«Бездомный заяц»
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Описание. Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на
группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и
рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих.
Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки на
расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - логове - первый номер встает в
середине и изображает зайца. Один из водящих - охотник, другой - заяц, не
имеющий логова (бездомный). Водящие встают в стороне от кружков.
26
Руководитель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» На «раз»
водящий заяц убегает, а на «три» охотник бросается его ловить. Заяц,
спасаясь от охотника, может забежать в любое логово (кружок), в котором
играющие держатся за руки. Тогда заяц, находившийся там, выбегает, а
охотник начинает преследовать уже его. Если охотник поймает зайца, то они
меняются ролями. После того как первые номера зайцев побегали,
руководитель останавливает игру и предлагает стать зайцами вторым
номерам, а первым занять места в кружках. Затем становятся зайцами третьи
номера и т.д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз,
когда заяц забежит в логово, он меняется местом с очередным игроком,
стоящим в кружке. В заключение игры отмечаются зайцы, ни разу не
пойманные. Правилами предусмотрено, что охотник может ловить зайца
только вне логова. Пробегать зайцам через логово нельзя. Если заяц вбежал в
логово, он должен там остаться. Как только заяц вбежал в логово,
находящийся там игрок должен немедленно выбежать. Игроки, образующие
кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать. Если играющих мало,
то кружок образуют 2-3 человека.
«Белые медведи»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Описание. Площадка представляет собой море. В стороне
очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий «белый
медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей
площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и устремляется ловить
«медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину),
затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и
начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину.
Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так,
чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра
27
продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Последний пойманный становится «белым медведем». Побеждает последний
пойманный игрок.
Правила игры:
1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его
пары, пока не осалил «медведь».
2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим
выбегать за границы площадки.
«Три движения»
Цель: учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с
другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам
по игре.
Описание. Играющие образовывали полукруг. Воспитатель
показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне
плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал
вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.
Правила: Играющие должны выполнить те же движения, которые
соответствовали названному номеру, а не те, которые показывает
воспитатель. Выигрывает тот, кто получает меньшее число очков.
«Затейники»
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко,
упражнять в беге.
Описание: Взявшись за руки, все другие участники, движутся по кругу
и пропевают:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, скажем дружно
Потом делаем... вот так.
После слов "Стой на месте" ребята останавливаются, разнимают руки и ждут
движения затейника. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все
28
повторяют его.
После двух-трех повторений игры затейник назначает себе замену. Каждый
последующий затейник придумывает для показа что-нибудь новенькое.
«Мы – веселые ребята»
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко,
упражнять в беге
Описание: На двух противоположных сторонах площадки чертят
линии, а сбоку несколько кружков. Это дом водящего. Играющие
собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону
площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот
переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок дом водящего.
Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном
направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают
нового водящего и игра продолжается.
«Краски»
Цель: учить бегать цепочкой держась друг за друга, и слушать сигнал
ведущего, развивать внимание, быстроту, ловкость
Описание: Дети садятся полукругом перед воспитателем. Он
рассказывает содержание игры, конкретно останавливаясь на важных
элементах игры, затем детям предлагает поиграть в эту игру. Для этой игры
надо выбрать хозяина красок и угадчика, тот, который будет угадывать
краски, например Ванечку Иванова. Все остальные будут красками.
Ванечка Иванов уходит подальше, чтобы не мог подслушать, а хозяин
и краски начинают тихонько сговариваться, кто какой краской будет.
29
Название краски может давать хозяин или они сами выбирают.
Один говорит: Я буду белой краской!
Другой говорит: Я буду черной краской!
Третий говорит: Я буду красной!
Четвертый говорит: Я буду зеленой!
Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Если
участников игры будет больше, чем основных цветов краски, можно
назваться золотой, серебряной, серой, темно-голубой, светло-голубой так,
чтобы для каждого участника игры было название.
Но нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо
запомнить, какой цвет краски выбрал каждый из играющих.
Когда названия даны, краски и хозяин присаживаются на стульчики и
делают вид, что засыпают.
Тут с шутками и прибаутками к краскам подходит Ванечка Иванов.
Подходит, топает несколько раз ногой или стучит правым кулаком в свою
левую ладонь, будто в дверь и говорит:
Ванечка Иванов. Тук-тук!
Хозяин (просыпается, встает ) Кто тут?
Ванечка Иванов. Это я, Ванечка Иванов.
Хозяин. Зачем Ванечка пришел?
Ванечка Иванов. Я пришел за краской!
Хозяин. За какой же ты краской пришел, Ванечка?
Ванечка Иванов. Я пришел за красной краской!
Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:
Такой краски у нас нет!
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают.
Краски.
Пойди по красненькой дорожке,
Найдешь красные сапожки,
Поноси, поноси
30
И нам принеси!
После этого Ванечка Иванов уходит в сторону, затем опять
возвращается и продолжает с хозяином прежний разговор.
Ванечка Иванов. Тук-тук!
Хозяин. Кто тут?
Ванечка Иванов. Это я, Ванечка Иванов.
Хозяин. Зачем Ванечка пришел?
Ванечка Иванов. Я пришел за краской!
Хозяин. За какой же ты краской пришел?
Ванечка Иванов. Я пришел за синей краской.
Если синяя краска есть, она встает, и Ванечка Иванов уводит ее в свой
дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.
Так Ванечка Иванов уводит от хозяина все краски, и игра этим
заканчивается.
Можно играть и немного по-другому. Если Ванечка назовет краску,
какая есть среди игроков (например, золотую), хозяин ему говорит:
- Есть золотая! Бери ее!
Ванечка Иванов должен теперь отгадать, какая же из красок золотая.
Он подойдет к одной, дотронется до нее, а она:
- Я не золотая!
Подойдет к другой краске, тронет ее, а она:
- Я не золотая!
Подойдет к третьей, тронет ее, а она:
- Я не золотая!
Так ходит Ванечка от краски к краске, пока не набредет на золотую.
Тогда он берет золотую краску за руку и уводит ее в свой дом
Можно изменить конец игры таким образом. Ванечка Иванов называет
какую-нибудь краску. Ему отвечают:
- Нет у нас такой!
Он называет другую. Ему опять отвечают:
31
- Нет у нас такой!
И так продолжается до тех пор, пока Ванечка не назовет краску,
которая есть среди играющих. Первая краска, правильно названная
Ванечкой, «отгаданная им», идет водить, становиться Ванечкой Ивановым, а
прежний Ванечка уходит к краскам и игра начинается сначала.
«Кому флажок»
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в
обруч, воспитывать ловкость, целеустремленность.
Описание: Дети получают флажки двух цветов: одни - синего, другие -
красного.
Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной
руке синий, в другой - красный флажок. Дети с флажками синего цвета
свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с
красными флажками - напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем
погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это
время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три,
скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к
нему и собираются возле руки с флажком соответствующего цвета. Когда все
дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать
ими.
Игра проводится 4-5 раз.
Правила:
1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя
«Идите гулять».
2. Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета
можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги! »
Указания к проведению игры:
Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в
другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
32
Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому
сигналу играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем
временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз,
два, три, скорей сюда беги! » дети бегут к воспитателю и становятся против
флажка своего цвета.
Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку
соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С
платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле
воспитателя.
«Эстафета с обручами»
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в
обруч, воспитывать ловкость, целеустремленность.
Описание: На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м
одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй
линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та
команда, которая раньше завершит эстафету.
«Пустое место»
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на
друга
Описание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная
игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает
бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную
сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в
круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Правила:
1. Участники бегают только за кругом.
2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3. Если участники прибегают к свободному месту одновременно, то
они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.
Указания к проведению
33
Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где
можно бегать без помех.
Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от
друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга
играющих.
34
Список литературы
1. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском
саду. М., Академия пед.наук РСФСР, 1968.
2. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного
возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 1992. - 44с.
3. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры:
учебник для техникумов физической культуры. - М. : Физкультура и спорт,
1986. - 352с.
4. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики.
М., 1980. 48с.
5. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. -- 368 с.:
ил. - (Серия «Мастера психологии»).