Лекция - доклад "Психологическая подготовка детей перед выступлением. Формирование эмоционально-волевых качеств у детей"
Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии
ЛЕКЦИЯ – ДОКЛАД
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ДЕТЕЙ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ»
НАПИСАЛА И ПРОЧЛА 30 МАРТА 2019 ГОДА
учитель музыки Якунина Елена Станиславовна
Психологическая подготовка детей перед выступлением на сцене – мне
показалась очень интересной темой для доклада. И наверно, сколько
педагогов, столько и мнений. Сколько исполнителей, столько неповторимых
индивидуальностей со своими природными данными и проблемами. Одной
из проблем, которая, на мой взгляд, представляет интерес, является проблема
взаимосвязи психического состояния и выступления детей на сцене.
Психическое состояние может оказывать на исполнительскую
деятельность учащегося как положительное, так и отрицательное влияние,
когда появляется мышечное напряжение. Для успешного выступления
наиболее значимыми являются такие психологические состояния как
заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность,
уверенность.
Основные причины возникновения психических состояний следующие:
1. Если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно
сопровождало занятия учащегося, то в процессе концертного
выступления оно перейдет в состояние вдохновения. Педагогам надо
стараться, чтобы каждый урок проходил увлечённо.
2. Чувство большой ответственности могут вызвать состояние стресса,
паники. Поэтому перед выступлением педагогу не следует
акцентировать внимание на ответственности, а делать установку на
обычное исполнение.
3. Физическое состояние – болезнь, усталость, могут быть причиной
раздражительности, безразличия. В таком состоянии выступление надо
отменить.
4. Психическое состояние могут мгновенно передаваться от одного
человека к другому. Перед выступлением надо избегать разговоров с
учеником о страхе, о волнении.
У разных детей состояние стресса, которое они получают, выходя на
сцену, вызывают разную реакцию. Она определяется психическими
особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У
одних исполнителей стрессовое состояние вызывают реакцию возбуждения –
движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными, такие дети
могут на концерте исполнить свое произведение быстрее чем надо.
Кроме стресса существуют и другие состояния - утомление, апатия, при
которых работу над формированием движений нельзя, это приведет к
отрицательным результатам.
Существуют правила поведения в любой умственной деятельности,
соблюдение которых необходимо музыканту в работе над произведением.
1. Принцип постепенного вхождения в работу. Необходима готовность
организма, настрой на работу.
2. Систематичность занятий – в одно и то же время. Формируется
условный рефлекс, человек как бы сам включается в работу. Снова
пример из своего опыта. Занятия вокального ансамбля 3 года подряд я
проводила по средам после хора, и дети занимались с большей отдачей.
В этом году я изменила расписание, перенесла на пятницу, потому что
концерты чаще бывают в этот день. Результат – плохой. Дети стали
хуже собираться в этот день.
3. Чтобы не было умственных и мышечных переутомлений, необходимо
регулярное переключение с одного вида деятельности на другой. Это
может быть работа над разными видами техники, типами фактур. В
моем случае над разнохарактерными песнями. При этом начатое
желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном
этапе.
4. Чередование труда и отдыха.
Соблюдение этих правил будет способствовать дольше сохранить активное
физическое и психическое состояние, которое способствует формированию
игровых движений.
Для успешного выступления на сцене необходимо поддерживать
состояние уверенности. Уверенность является предпосылкой свободы и надо
прежде всего, добиться именно её. Многим неопытным музыкантам
свойственна робость, они часто берут не те ноты, делают много лишних
движений, бывают скованны. И как бы нам не казалось, что эта
неуверенность чисто физическая, она прежде всего психическая.
Чтобы результат нашей работы – участие в концерте, в конкурсах выглядел
технически с блеском, эмоционально увлеченно и ярко, нужна вера в свои
силы и возможности. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь,
скорее можно сорваться на том, что технически получалось до концерта.
Есть люди изначально от природы уверенные в себе. Смелость,
решительность, твёрдость духа у них в характере. Когда человек на сцене не
обратить внимание на решительнось или нерешительность его действий
просто нельзя. Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает
уверенность в себе. Воля нужна во всём, начиная с обычного выполнения
уроков. Каждый день – хочешь или не хочешь, есть настроение или нет.
Надо не только заставить себя сесть за выполнения уроков, но научиться
делать дело хорошо.
Успех публичного выступления тоже напрямую зависит от воли. Умение
собраться, сосредоточиться, отбросить сомнение, неверие в свои силы – кому
то это удается лучше, кому то хуже. Шаляпин, когда был неудовлетворён
каким-то исполнении ем, говорил: «получилось около». Получилось
приблизительно, неточно, а рядом. У учеников так бывает почти всегда – не в
десятку, а около. Гинзбург говорил: «Беда начинающих музыкантов, не
столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли».
Мы сами, прошедшие эти испытания, понимаем состояние наших учеников –
путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость
психологическая переходит в зажатость физическую. Мы это понимаем,
вспоминаем, но у нас теперь другая задача – найти выход из этого
положения, помочь ученику.
Воля и упрямство, как соотносятся эти свойства личности, в какой
степени родства? В весьма близком. Но есть и отличия. Упрямство на
бытовом уровне выглядит непривлекательно, примитивно. Воля отличает
обычно людей неглупых. Одно дело упрямство взрослого, или упрямство
ребенка. У детей упрямство может перейти в - волю. Детская не
уступчивость, постоянная готовность к сопротивлению вполне могут перейти
- в волю.
Итак, уверенность в своей правоте, пусть даже самоуверенность, должна
быть у наших учеников, и наша задача не подавлять её, а развивать.
Известный пианист 20 века Горовиц говорил, что на эстраде на него обычно
нисходило чувство, что он «король, властелин зала, полный и единоличный
хозяин». Своим детям, пусть даже и не талантливым, я всегда говорю, что
когда они на сцене, они хозяева её и должны увлечь слушателей, завладеть
их сердцами. И сделать это можно, если исполнить песню очень
эмоционально, с душой, всем сердцем.
Есть у этой проблемы и другая сторона. Чем сильнее уверенность в себе,
тем более необходима способность самокритики ученика. Но только нельзя
одновременно создавать и критиковать себя. Самокритика в момент
публичного выступления просто самоубийственна. Иное дело подведение
итогов. Надо внушить уверенность ученику при публичном выступлении, а
разбор ошибок оставил на потом. До последнего дня перед выступлением
педагоги фиксируют внимание ученика на трудностях, которые у него
получаются не очень хорошо. Внушают ученику: «смотри, не ошибись там то
и там то». Результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика
доходит до предела, учащийся старается не забыть, в место того, чтобы
сбросить всё, что отвлекает. Педагоги помудрее поступают иначе. Всё что
угодно, лишь бы ученик не думал о возможных технических неполадках.
Радо наоборот, помочь сбросить ему излишнее психологическое напряжение.
Заметив, что молодой певец не в голосе, я иногда стараюсь убедить его, что
это только видимость, что ему так только кажется, а на сцене всё получится.
И смотришь, голос действительно начинает звучать лучше. Приободрить
учеников я стараюсь не только перед выходом на сцену, но даже слушая их
на репетиции. Обычно я говорю, будете на сцене – обязательно взгляните в
мою сторону. Это чтобы можно было поддержать их кивком головы или
улыбкой.
Многие дети понимают, что кто-то выступает лучше, у него сильнее голос,
лучше техника. И мы педагоги должны настроить ученика примерно так.
«Поверь, что можешь делать ты, никто другой так не сделает». Само
ощущение, так как споешь ты – другой так не сделает. Он не пропоет фразу
как ты, у тебя получается эмоциональнее других и т.д. И эти слова окрыляют,
поднимают ученика, помогают ученику в трудные минуты на эстраде.
Словом, психологическая поддержка перед выступлением учащегося нужна.
Желательна даже похвала, ведь почти каждого, если захотеть, можно за что-
то похвалить. И если даже эта похвала будет не вполне искренней – бывают
ситуации в педагогике, где цель оправдывает средства. Случается, что
похвала учащемуся противопоказана, но эта ситуация исключительная,
только сам педагог сможет тут решить, что и когда сказать своему
воспитаннику, какими словами напутствовать его перед выступлением.
Станиславский говорил: «Надо развивать особую технику, помогающую
вцепляться в объект таким образом, чтоб потом уже объект, отвлекая нас от
того, что находится вне сцены. Для драматических актёров – это партнёр по
сцене или какой-то предмет. Для музыканта – исполняемое им
произведение. Если удастся вцепиться в произведение, дальше всё
налаживается уже само собой».
Очень похоже выглядит рекомендации В. Спивакова: «Волнение
ощущается до и после выступления. Думать надо только об исполняемом
произведении, здесь я сыграю так-то, а тут то-то. Если начнешь размышлять
о важности этого выступления, кто сидит в зале, то исполнителю не
позавидуешь. Думать надо о конкретном, а выйдя на сцену воплощать всё
намеченное. Не только артисты, но и летчики, каскадеры, хирурги говорят,
когда они заняты делом им не до волнения. Волнение ощущается до или
после этого.
И еще надо заранее настроиться на ошибку. Главное здесь не
расстраиваться, побыстрее проскочить неудавшееся место. И затем не только
не упасть духом, но напротив, запеть с ещё большей энергией и подъёмом.
Опытные педагоги учат молодежь не придавать большого значения
помарке, не преувеличивать масштабы «беды».
Когда мы готовим ученика на конкурс, надо не обольщать особыми
надеждами на получение призового места. Мы должны дать ему
психологический настрой, не обременённой тревогой, волнением. Надо
выйти на сцену, выступить перед авторитетными специалистами, выслушать
мнение о себе. И когда он получит награду – тем радостнее будет она.
Расскажу случай, который произошёл с великим Святославом Рихтером.
Однажды ему пришлось выступать в очень престижном европейском зале, и
вдруг сильнейшее волнение охватило его. Кто-то обронил: «А ведь не было
ещё в истории ни одного великого артиста, который бы, хоть раз в жизни не
провалил своего выступления». Рихтер рассмеялся. Через несколько минут
был на эстраде и играл прекрасно.
Ученик сходит со сцены. И как здесь важны первые слова, сказанные
педагогом! Его выражение лица, интонация. Хорошо, если всё прошло
благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражён? Упрёкам,
претензиям, тем более в резкой форме тут места нет. Воспитательный
эффект, будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны.
Первые минуты после выступления самые неподходящие для анализа. Здесь
можно нанести психологическую травму ученику, даже неизлечимую.
Спустя какое-то время, когда ученик поостынет, надо спокойно разобраться
в классе, что же всё-таки не получилось.
В заключение надо сказать, сколь бы тщательно не проводить анализ удач и
неудач – тут всегда будет оставаться тайна, неожиданность, сюрприз.
Сколько бывает случаев, что ученик прекрасно подготовлен, а на сцене срыв.
А бывает, наоборот, перед выступлением предчувствие катастрофы, провыла,
а ученик хорошо исполняет программу. Тоже сюрприз.
Чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так уж много:
чтобы работа была технически посильной, не изнуряла духовно и физически
и чтобы она время от времени приносила успех. Успех можно понимать по -
разному: «это выступление лучше предыдущего». «Ты справился с трудной
программой».
ВЕДИТЕ СЧЕТ СВОИМ УДАЧАМ, А НЕ СВОИМ НЕПРИЯТНОСТЯМ,
СОВЕТУЮТ ОПЫТНЫЕ ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Мастер-класс "Постановка детского голоса на уроках вокала"
- Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты. Скрипка" 3 класс (Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева)
- Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Определение уровня громкости звука"
- Методическая разработка "Наглядные пособия для оформления учебного кабинета по вокалу"
- Методическая разработка "Специфика работы на начальном этапе обучения в классе фортепиано"
- Работа над произведением кантиленного характера в классе баяна, аккордеона