Мастер-класс "Постановка детского голоса на уроках вокала"

Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии
МАСТЕР-КЛАСС
25 марта 2017 г.
Для учителей музыки и руководителей вокальных коллективов
по теме:
«Постановка детского голоса на уроках
вокала»
Преподаватель Якунина Е.С.
Содержание:
1. Введение
2. Разминка
3. Не умеешь дышать - не умеешь петь.
4. Что такое опора?
5. Вокальные упражнения.
6. Резонаторы.
7. Грудной и головной регистр.
8. Микст.
9. Развитие техники голоса.
10. Исполнение песен.
11. Заключение.
Цели и задачи:
Обмен опытом работы учителей музыки общеобразовательных школ.
Повышение профессионального мастерства педагогов.
Сохранение и пропаганда российских традиций музыкальной педагогики и
исполнительства, обмен опытом и новейшими достижениями в педагогике.
I. Введение
В настоящее время очень много детей изучают и поют большое количество
детских песен. На страницах интернета появляются прекрасные детские песни.
Звучат эти песни в эстрадной манере исполнения. Так как в музыкальном
училище я изучала только академический вокал. Я понимала, что эстрадное пение
это совсем другое, отличное от академического вокала, звукоизвлечение. Тогда
не было еще интернета и получить недостающие мне знания было негде.
Приходилось самой придумывать упражнения и самое трудное, самой писать
фонограммы к детским песням. Но когда появился интернет, появилась
возможность скачивать оригиналы песен и фонограммы к ним. А самое главное
изучать много литературы по эстрадному вокалу. То, что сегодня я вам покажу
это все я нашла в интернете и стала постепенно применять на уроках вокала.
Признаюсь, что я не знала о существовании таких терминов, как: дыхание, опора,
диафрагма, резонанс, микст, мелизмы, как расширить диапазон ученика, как
научить их петь высокие и низкие звуки. Всему этому я постепенно училась на
видео-уроках , которые сама находила в интернете. Сама сначала изучала эти
упражнения, а потом вводила их в уроки с детьми. Итак, сегодня я хочу с вами
поделиться тем, что я наработала за эти годы. Думаю, вам это тоже пригодиться,
потому что вы тоже поете со своими учениками и именно в эстрадной манере.
Каждому из вас я дам эти упражнения, и вы их тоже можете использовать в своей
работе. Кому будет интересно, я могу записать видео-уроки, которые есть у меня.
Весь мой урок делится на несколько разделов.
1- разминка дикционного аппарата.
2- Упражнения на дыхание.
3- Упражнения на опору.
4- Вокальные упражнения, в которых ученик развивает головной и грудной
регистр.
5- Что такое резонаторы и микст.
Вокальные упражнения надо часто менять, нельзя на каждом уроке повторять
одинаковые упражнение, ученик к нему привыкает (оно у него уже очень
хорошо получается). Как только он овладеет упражнением, надо его заменить
на более сложное, что бы двигаться вперед в развитии голоса.
Упражнения встарших классах должны быть сложнее чем исполняемый
репертуар.
Все, о чем я рассказала, сейчас я покажу в работе со своими и вашими
учащимися. Для них все почти все упражнения будут совершенно новыми.
Потом вы можете задать вопросы, и может быть даже поспорить со мной.
II. Разминка. Упражнения.
Привэээт! Хорошо открыть гортань (или расслабить) открыть челюсть.
Разогрев дикционного аппарата:
Губы в точку - потом широко раскрываем рот.
Сильно вывалить язык наружу (это некрасиво, поэтому можно не смотреть
друг на друга)
Прочитать текст песни можно с бубликом во рту.
Покусывание кончика языка 4х4
Рубание языка вперед и назад 4 раза
Покусывание губ: верхней 4 раза и нижней 4 раза
Шпага: кончиком языка в сторону, вниз, в другую сторону.
Чистим зубы: чистим зубы по часовой стрелке 4 раза, а потом против часовой 4
раза.
«Блюдце» губами облизываем представляемое блюдце.
«Дракончик»: рисуем хвост дракона у-у-у-а-а-у-у.(расширение диапазона)
«Ракета» движение руки сверху вниз и также голос идет сверху – вниз (немного
с замахом руки)
В тональности с высокой ноты и вниз.
«Стираем картину» сверху-вниз (до самого пола)
потом стираем картину и поворот вокруг себя.
«Алфавит»
Скороговорки: (делать с хлопками) Ускорять постепенно.
У Маши на кармашке и маки и ромашки
Разные эмоции: слово «Зачем» (удивление, спокойствие, чувство довольства
собой, гнев, радость, безразличие, любопытство. Кокетство т.д.)
Можно каждый урок использовать разные слова и словосочетания.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнения на развитие певческого дыхания – обязательны для занятия
вокалом (эстрадный, академический или народный). Правильное дыхание, опора
на диафрагму – это необходимо знать каждому певцу. Что бы правильно сделать
упражнения на дыхание, надо знать несколько правил:
1. Дыхание берется носом – выдох ртом.
2. Вдох делать животом (грудь при этом не поднимать)
3. Перед выдохом обязательно должна быть задержка дыхания.
4. Выдох делать очень экономно. Развивать продолжительность выдоха
постепенно. Засекать время на выдох. От 10 сек. До 40-50 сек.
III. Не умеешь дышать не умеешь петь.
1. Упражнение: качаем диафрагму.
2. Упражнение «воздушный шарик»
3. Упражнение на букву «С», руки на поясе.
4. «Ф» (верхние зубы прикасаются к нижней губе) ( с руками. Вдох – руки
наверх, задержка(затаились), выдох – руки опускаются с выдохом идут
вниз) гортань широкая. Выдох должен быть равномерным по звуку.
5. «моторная лодка» со звуком и беззвучная.
6. Вдох – выдох на «ха» (гортань узкая)
«ху» (позиция как ха)
«хо» (позиция как ха)
7. (под музыку) Упражнения на дыхание с движениями (движение рук,
повороты телом, небольшие приседания, бить пяточками по полу)
Движение, потом вдох и выдох на любые шипящие.
Сначала на шипящие звуки (буквы меняем как хотим)
Потом на любую шипящую букву и трель (можно трель беззвучную или со
звуком) Чтобы упражнение выполнялось очень связанно. (выполняем пока
не закончится дыхание. Потом снова берем дыхание и продолжаем
упражнение)
Ч-ч-ч вибрация ч-ч-ч вибрация……
С-с-с вибрация с-с-с вибрация……
ш-ш-ш вибрация ш-ш-ш вибрация……
(полная свобода, меняем буквы, как хотим, главное чтобы не было
остановок)
==============================================================
Что означает понятие «поставленный голос»? Где он должен стоять и как?
Поставленный голос означает, что он поставлен на дыхание и опору.
IV. Упражнения на опору:
И-й, и-й,и-й.и-й,и-й,и-й, - и.(диафрагма хорошо работает, звучат 2 регистра:
грудь-голова)
Упражнения на слоги: ха-хи-хо-ху (ребенок хорошо чувствует как работает его
диафрагма, ощущает ее толчки)
V. Вокальные упражнения:
1. «ха» вперед (а не вовнутрь и не в связки)
Потом поем: не забываем про задержку дыхания перед пением.
2. Упражнение закрытым ртом. Потом то-же поем на вибрацию.
Это упражнение может не получиться сразу, но расстраиваться не надо.
Надо продолжать его делать. Так как это упражнение является самым
полезным именно для эстрадного вокалиста. Во-первых оно хорошо
разогревает голосовые связки, но не напрягает их. Во вторых оно
обеспечивает близкую подачу звука, когда звук не уходит глубоко в
организм, а формируется как-бы на губах. Но и в третьих это упражнение
прекрасно укрепляет и развивает диафрагму, отвечающую за наше дыхание.
3. Сначала крикнем Хэй!
хэ-э-эй (упражнение на свободные связки, свободную гортань, хорошую
подачу звука)
4. Упражнение на букву «Я» поем максимально громко, для этого хорошо
опускаем челюсть вниз и расслабляем ее на букву «Я»
5. Упр. на «НЭЙ» или «МЭЙ» добиваемся ровного звучания всех звуков.
VI. Резонаторы:
Голос появляется в результате в результате взаимодействия голосовых связок и
выдыхаемого воздуха. И когда этот звук проходит через лежащие над связками
полостями – он видоизменяется. Становит более наполненным, сильным и
красивым. Резонаторы – это полости, которые наполняются звуком.
Резонаторы бывают - головной, грудной .
Низкие звуки и средние мы поем используя грудной резонатор – их мы называем
грудной голос (грудной регистр)
Высокие звуки мы исполняем, используя головной резонатор – их мы называем
головной голос (головной регистр)
Всего регистров три: грудной, головной и свистковый.
Упражнение на грудной регистр:
Сначала взять ноту ля в малой октаве, потом спеть ее закрытым ртом.
Потом упражнение со словами:
Чтобы владеть грудным регистром
Нам нужно стать аквалангистом
Все ниже опускаюсь ниже
А дно морское ближе-ближе
Упражнения на головной регистр
У-у-у-у-У ……….. Звук летит далеко вперед.
=========================================================
VII. Микст – смешение грудного и головного регистра.
Сначала дети учатся использовать грудной регистр и головной в упражнениях,
потом используют уже в песнях. И лишь позже в старших классах учатся
смешивать эти регистры так что бы слушателю не было заметно где исполнитель
перешел в головной регистр – это и называется микстом (смешивание регистров)
=============================================================
VIII. Упражнения на развитие техники голоса
1. Поем очень быстро: нэ-мо-ма. Тренировка мышц лица.
2. Потом можно спеть тоже очень быстро: Я тебя любила, я любила, но
забыла, но забыла да забыла я тебя
3. (ля-ля-ля-ля-ля-а-а)
Потом тоже самое, но 1раз - громко
2 раз – тихо (сделать улыбку)
=============================================================
IX. Исполнение песен.
Перед исполнением песни дети читают по строчкам текст песни.
Исполнение разученных ранее песен :
=====================================================
X.Заключение.
Все упражнения, которые я использую на уроках вокала – это фундамент
детского, да и взрослого голоса. А как вы сами знаете, нет фундамента – нет и
здания. Понятно, что детям больше нравится исполнять песни, а не делать
упражнения. И для этого надо постараться эти упражнения делать весело,
непринужденно, что бы они были заинтересованы этим процессом. Упражнения
должны меняться, как только они будут полностью освоены учеником.
=============================================================
Литература:
В работе использованы видео материалы уроков эстрадного вокала
преподавателей:
Натальи Ахметовой, Ирины Цукановой, Жанны Серопян, Юлии Боголеповой.