Дидактические игры на развитие временных представлений
Картотека дидактических игр по ФЭМП.
Дидактические игры на развитие временных представлений.
«Когда это бывает?»
Цель: закрепить представления о сутках (утро, день, вечер, ночь).
Материал: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на
протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в школу, прогулка, игры во
дворе, ужин, сон.
Вариант 1. Воспитатель показывает картинку, «Зарядка», и спрашивает:
«Когда это бывает?» Ребенок должен ответить, что это бывает утром.
Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор,
пока все картинки не будут использованы.
Вариант 2. Все карточки с рисунками раздаются детям. Воспитатель называет
часть суток, например вечер. Дети должны показать карточки, на которых
изображены характерные занятия людей вечером. Каждый ребенок показывает
свою карточку и рассказывает, что изображено на ней.
«Какое это время года?»
Цель: закрепить название и последовательность времен года
Материал: Картинки с изображением пейзажа того или иного времени года
Содержание игры: У каждого ребенка картинки с изображением пейзажа, того
или иного времени года.
Вариант 1. Воспитатель показывает картинку, а дети называет время года,
которому соответствует эта картина.
Вариант 2. Воспитатель называет время года, а дети показывают картинки
соответствующие данному времени года.
«Живая неделя».
Цель: закрепить представления о неделе, о последовательности дней недели,
развивать внимание, наблюдательность.
Содержание игры: Семь детей у доски построились и пересчитались по
порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я —
понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я
— вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням
недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови
день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и
воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все
выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Услож-
нение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели,
например от вторника до вторника.
«Назови скорей».
Цель: закрепить представления о неделе, о последовательности дней недели,
развивать внимание, наблюдательность.
Материал : мяч.
Содержание игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.
Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед
четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится
ведущим, бросает мяч своему товарищу и задает вопрос: «Какой день недели был
вчера? Назови день недели после вторника. Назови день недели между средой и
пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому.
Если кто-то из играющих затрудняется быстро дать ответ, то ведущий призывает
всех детей помочь ему. Целесообразно игру проводить небольшой группой, чтобы
каждый из детей побывал в роли ведущего несколько раз.
Игры на развитие логического мышления.
«Заполни квадрат».
Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.
Материал: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Содержание игры: Первый игрок кладет, в квадраты, не обозначенные цифрами,
любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый
квадрат.
Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних
клетках по горизонтали и по вертикали были фигуры, отличающиеся и по цвету и по
форме. Выигрывает тот, кто сделал меньше ошибок при заполнении квадрата.
«Какой фигуры не хватает?»
Цель: упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и
обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их,
обосновании найденного решения.
Материал: набор геометрических фигур.
Содержание игры. Каждый игрок должен внимательно изучить расположение фигур в
трех квадратах своей таблички, увидеть закономерность в расположении, а затем
заполнить пустые клетки последнего квадрата.
«Что изменилось?»
Цель: развивать умения осуществлять последовательные умственные действия:
сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Материал: карточки с геометрическими фигурами, отличающимися по 2-
3признакам.
Содержане игры:
Ребенок должен внимательно рассмотреть геометрические и
сказать, что у фигуры изменилось.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных
изображений.
«Сложи квадрат».
Цель .развитие сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия.
Матергшл: цветные квадраты 8 х 8см. разрезанные на несколько частей.
Содержание игры: Воспитатель предлагает ребенку отобрать кусочки одного цвета в
стожить из них квадрат.
«Танграм»
Цель, учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-
сндуэт. ориентируясь на образец.
Матергшл: набор фигур к игре «Танграм», образец.
Содержание игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает детям образец фигуры - силуэта например,
«Зайца» и говорит: «Посмотрите внимательно на зайца и скажите, как он составлен.
Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?» Надо
рассмотреть фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен
заяц, разных размеров.
Вариант 2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно рассмотреть фигуру и
cоставить ее.
Вариант 3. Воссоздание фигур по образцам контурного характера.