Исполнительские и педагогические принципы Г.Г. Нейгайза

1
МБОУ ДО « Детская школа искусств им.Г. В. Свиридова» г. Курска
Исполнительские и педагогические принципы
Г.Нейгауза
Подготовила
концертмейстер
МБОУ ДО ДШИ№1
им. Г.В.Свиридова
Гончарова В.Ф.
2021
2
В статье «Исполнительские и педагогические принципы Г.Нейгауза»
обозначаются и рассматриваются педагогические принципы выдающегося
пианиста, педагога XX века Генриха Густавовича Нейгауза.
Цель данной работы - проанализировать его педагогические методы,
принципы, приемы, благодаря которым ему удалось воспитать целую плеяду
выдающихся пианистов.
Генрих Густавович Нейгауз – пианист, педагог, публицист и музыкально-
общественный деятель. Начав в 1922 году педагогическую деятельность в
Московской консерватории, Нейгауз становится одним из ведущих профессоров
фортепианного факультета. Творческая атмосфера, царившая в его классе
,увлекала одаренную молодежь. Учится у Нейгауза было трудно - он занимался
беззаветно, давал много, но и много требовал. Слабые духом и волей не
выдерживали его иронии, едкой насмешки. Генрих Густавович любил заниматься
публично. Класс превращался в трибуну.
У Нейгауза было все, что необходимо для музыканта педагога: ум,
чуткость, замечательный вкус, широкий кругозор ,наблюдательность энергия, а
главное -музыкальная увлеченность, что действовало на учащихся и заставляло их
увлеченно работать.
«Жизнь искусства совершенно подобна самой природе». Как и в природе,
так и в искусстве действуют законы гармонии. «К красоте искусства нельзя
«привыкнуть», как нельзя привыкнуть, отнестись равнодушно к красоте майского
утра, безлунной летней ночи со звездами и тем более к душевной красоте
человека, которая и есть первопричина и источник великих дел в искусстве»
Нейгауз был убежден, что люди, особенно педагоги, должны заниматься
познанием, саморазвитием, и находить всему своему умозаключению. Так он
считал, что все в руках самого человека. Если пианист захочет, будет прилагать к
достижению цели все свои старания, то только так, благодаря большому труду и
накопленному своими силами опыту, можно будет творить неповторимое,
оригинальное, высокое искусство.
На музыканта-исполнителя возлагается огромная ответственность, поскольку
он является посредником между композитором и слушателем. О задачах пианиста
Нейгауз пишет так: Наше дело маленькое, и очень большое в то же время -играть
так нашу изумительную ,чудесную фортепианную литературу ,чтобы она
нравилась слушателю ,чтобы она заставляла сильнее любить жизнь ,сильнее
чувствовать ,глубже понимать…»
Музыкальная педагогика, особенно исполнительская, направлена на то,
чтобы воспитать артиста сцены. Будущему исполнителю необходимо осознание
всей серьезности его предназначения в искусстве. Серьезное и глубокое
понимание того, что именно ему одному будет отведен день и час сказать о чем-
то важном через музыку.
Нейгауз уверяет, что для того, чтобы быть исполнителем, необходимо иметь,
прежде всего, «хорошую голову», хороший музыкальный слух и интуицию, а уже
потом «хорошие руки». «Если ученик-музыкант и хорошо слышит, то даже самые
3
маленькие руки не могут ему помешать заставить звучать то, что надо».
Исполнитель должен быть яркой индивидуальностью, с огромной творческой
волей, с богатым внутренним миром.
Нейгауз видел огромную пользу в обучении музыке молодого поколения.
Самым подходящим инструментом он считал фортепиано.
Считал рояль самым интеллектуальным из всех инструментов и охватывающим
самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы: «…на нем можно
исполнять все, что называется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до
гигантских симфонических и оперных построений»
Педагог-музыкант это особая область педагогики. Для этой профессии
необходим большой опыт, знания, которые каждый год должны пополняться,
умения, которые должны совершенствоваться. Научить ученика основам игры на
инструменте -это маленькая часть той огромной задачи, которую возлагает на
себя педагог, решивший обучить ребенка музыке: «Я думаю, что задача укрепить
и развить талантливость ученика, а не только научить «хорошо» сыграть».
«Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем
музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем…»Учитель должен не только
довести до ученика так называемое «содержание» произведения, дать ему
подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии,
мелодии, полифонии, фактуры. Он должен быть одновременно и историком
музыки, и теоретиком, учителем гармонии, сольфеджио и игры на фортепиано».
Нейгауз, как педагог, придерживается мнения, что ученики - не вечные дети,
о которых нужно заботиться, не давая им свободы, ограничивая их творческую
волю, инициативу и незаметно и не осознанно приучая к тому, что они постоянно
нуждались в педагоге. Он настаивал на том, чтобы быстрее научить учеников
самостоятельности и ответственности, чтобы педагог стал ученику наставником и
коллегой.
Как только ученик обретает самостоятельность в мышлении, педагог уже
может вести с ним дискуссии, обсуждения, делиться своим опытом, давать
советы.
«Когда возникают такие разговоры о музыке с талантливыми и развитыми
учениками, то педагог превращается из «учителя» в узком смысле слова в
старшего коллегу, оснащенного большим опытом и знаниями». И здесь много
зависит от педагога, от его опыта, мастерства, эрудиции. По мнению Нейгауза,
добиться успехов в деятельности музыканта можно только при такой методике,
когда она интересна обеим сторонам, участвующим в учебном процессе : и
ученику, и педагогу.
Большое внимание Нейгауз уделял работе пианиста над звуком, считая
достижение качественного красивого звучания первостепенной задачей. Эта
работа должна проводиться в комплексе с работой над техникой. «Работать над
звуком можно только работая над произведением, над музыкой и ее элементами.
И эта работа, в свою очередь неотъемлема от работы над техникой» .
Нейгауз утверждает, что работа над полифоническими произведениями, где
главной задачей для пианиста является создание звуковой многоплановости, во
4
многом помогает ученикам в решении разнообразных исполнительских задач:
«Занятие полифонией не только лучшее средство развития духовных качеств
пианиста, но и чисто инструментальных, технических, так как ничто не может так
научить пению на рояле, как многоголосная ткань в медленных вещах».
Для плодотворной и успешной работы над преодолением разнообразных
исполнительских трудностей Нейгауз предлагал 2 способа:
1. путем облегчения предложенной задачи с помощью «разделения труда»;
2. путем усложнения, укрупнения этой же задачи.
Главным элементом, на который должен обратить внимание молодой
исполнитель является «художественный образ» музыкального произведения.
Следующий этап работы - непосредственное воплощение образа в звуках, то есть
работа на инструменте. И завершается работа над музыкальным произведением
«отделкой» технических трудностей.
Как считал Нейгауз, строя учебный план, необходимо помнить, что
ученику, помимо классных занятий, нужно обязательно хотя бы 6 часов
заниматься на инструменте.
Основные принципы фортепианной педагогики Нейгауза:
- работа над художественным образом музыкального произведения;
- работа над ритмом, звуком, над различными видами техники.
В заключении надо отметить, что изучение работ Г.Г.Нейгауза обогащает,
вдохновляет, помогает педагогам и начинающим артистам. Его педагогические
взгляды в своей основе опираются на лучшие традиции русской и мировой
музыкально - педагогической мысли.
Нейгауз, как автор трудов по вопросам фортепианной педагогики, в своей
музыкально - педагогической практике пытался синтезировать целый ряд
достижений различных национальных школ музыкальной педагогики - России,
Польши, Австрии, Германии, Франции, Италии.
Список литературы:
Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» (1987)
Г.Г.Нейгауз «Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи» 1983.
Советский композитор.
Т.А.Хлудова «О педагогических принципах Г.Нейгауза» 1965 .Музыка.
Б.С. Маранц «Нейгауз-педагог» 1963. Музыкальная жизнь.