Исполнительские задачи концертмейстера

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №5» г. Старый Оскол
Статья «Исполнительские задачи концертмейстера»
Подготовили
концертмейстеры
Климов Владимир Николаевич,
Лазаренко Елена Алексеевна
Г.Старый Оскол
2015
Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется
в исполнительстве. Более всего концертмейстерское исполнительство
связано с игрой на фортепиано. Поэтому важно, чтобы аккомпаниатор
постоянно совершенствовал своё исполнительское мастерство: больше
импровизировал и читал с листа, вырабатывал навыки подбора по слуху и
транспонирования. Всё это позволит ему намного быстрее обновлять и
осваивать свой репертуар. Профессиональные исполнительские качества
складываются на основе сочетания чисто пианистических навыков,
музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и
воплощать в конкретном звучании. Важным условием профессионализма
является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры,
которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора,
сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к
музыкально-просветительской работе.
Качество исполнения зависит от профессионального уровня
аккомпаниатора. Хорошо играющий концертмейстер, и при этом
обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах
слушателей большим авторитетом.
В своей профессиональной деятельности аккомпаниатору постоянно
приходится выступать в роли исполнителя. Поэтому ему необходимо не
только свободное владение инструментом и музыкальной литературой, но и
умение донести музыкальный материал до аудитории. Во время концертных
выступлений концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя
выработанной концепции, помогает партнеру, вселяет в него уверенность,
стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.
Исполнительская деятельность в классе аккомпанемента органично связана с
партией солиста или партнёром по ансамблю. Концертмейстер помогает
преодолевать все трудности, возникающие у партнёра по ансамблю в
процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки,
звуковедения, ритмических особенностей произведений.
У ученика- концертмейстера нужно развивать умение вести партнера за
собой, придавая музыке художественное движение. Следует подчеркнуть
большое значение единства музыкальных взглядов и исполнительского
замысла у аккомпаниатора и солиста. Концертмейстеру необходимо знать
партию солиста, так как фортепианное сопровождение и партия соло
неотделимы друг от друга. Аккомпаниатор тщательно анализирует
особенности партии партнёра, изучает её мелодическую линию, смысл и
динамику развития, точность фразировки, рассматривает форму
произведения, создает определённый колорит звучания, постигает замысел
музыкального произведения, проникает в его характер. Исполнительская
деятельность концертмейстера очень разнообразна. Существует множество
различных форм исполнительской практики: выступление в концертах,
участие в конкурсах, концертмейстерская работа на педагогической
практике, аккомпанирование солистам и т. д. Всё это даёт право говорить о
широте круга профессиональных задач, стоящих перед пианистом-
концертмейстером. Обратимся к характеристике самого исполнительского
процесса в концертмейстерском искусстве. Он состоит из двух основных
частей: становление исполнительского замысла и его воплощение.
Процесс становления исполнительского замысла начинается с ознакомления
с нотным текстом композитора и точным воспроизведением его на
фортепиано. С самого начала аккомпаниатору следует максимально
приблизить звучание музыкального инструмента к звучанию партии
солиста. Для этого играть надо предельно связно, стараться подчёркивать
особенности тембровой окраски, следить за педалью. В фортепианном
сопровождении музыкального произведения должны найти отражение и
цезуры - моменты взятия дыхания солистом.
Знание оригинала предполагает умение проанализировать
встречающиеся трудности.
В это же время намечается рациональная аппликатура, установление
штрихов и темпа, соответствующего содержанию произведения.
Существенное значение имеет внимательное отношение к музыкальному
ритму.
После знакомства с авторским текстом происходит осознание
образного строя музыкального сочинения, его художественной идеи.
Главной исполнительской задачей концертмейстера на данном этапе
является создание художественного образа произведения.
Затем, следует новый этап в творческой работе исполнителя -
эстетическая оценка музыкального произведения. Аккомпаниатор в этот
период вырабатывает собственное отношение к рассматриваемому
сочинению. Он сопоставляет осваиваемое произведение с системой своих
взглядов относительно художественного совершенства и даёт свою оценку.
Эстетическая оценка, своего рода эмоционально ¬ образное отражение
услышанного. Она представляет собой особую форму сотворческой
деятельности исполнителя. Огромное значение имеет музыкальное
восприятие, через которое происходит эмоциональное реакция на
звучащую музыку. Именно эстетическая оценка музыкального сочинения
поможет концертмейстеру продвинуться к следующей задаче - созданию
исполнительской трактовки.
В процессе музыкального восприятия у аккомпаниатора возникает
свой исполнительский замысел. В основе нотного текста произведения
заложена музыкально-художественная идея, содержащая исполнительскую
концепцию. Эта идея даёт установку концертмейстеру к применению
определённой совокупности исполнительских средств выразительности,
способствующих наиболее полному раскрытию замысла. Создание
исполнительской концепции - видения музыкального произведения путём
оформления в рамках подлинного образа своего индивидуализированного
исполнительского образа, творческим воссозданием в поле композиторской
мысли собственной исполнительской мысли. Такой творческий процесс
завершается в сознании интерпретатора концепцией идеального продукта
исполнительской деятельности.
Можно с уверенностью сказать, что концертмейстер - интерпретатор
музыкального сочинения.
Интерпретация присутствует и в исполнительской деятельности, и в
формировании исполнительского замысла, а также в процессе его
реализации. Результат творчества композитора выступает в виде
музыкально-художественной интерпретации произведения. Постигая
композиторский замысел, аккомпаниатор старается передать своё
представление об идейно-художественном содержании музыкального
сочинения солисту и вместе с тем помогает партнёру точно донести
задуманное до слушателя. В исключительных случаях концертмейстер по
ходу исполнения корректирует звучание. Исполнительская деятельность
аккомпаниатора даёт ощутимый эффект лишь в том случае, когда он сможет
увлечь солиста и слушателей своей идеей.
У концертмейстера, работающего над музыкальным произведением,
есть прекрасная возможность неоднократно проверить собственную
интерпретацию в процессе его воспроизведения. В этом случае многократное
проигрывание произведения является, по сути, репетицией перед актом
публичного выступления. Репетиционная работа у аккомпаниатора проходит
намного сложнее, чем, скажем, у солиста- исполнителя. И это логично! Ведь
он несёт ответственность не только перед слушателем, перед автором
сочинения, перед самим собой, но, наконец, и перед партнёром. Овладение
музыкальным произведением вовсе не даёт гарантии того, что во время
концерта всё пройдёт гладко, как по маслу. В практике довольно часто
приходится встречаться с досадными случаями срывов в момент
выступления, поэтому концертмейстер должен быть хорошо подготовлен к
публичному показу произведения уже в репетиционный период. Лишь тогда
он сможет достигнуть желаемого успеха. Известно, что перед концертом
может возникнуть нервная обстановка. Поэтому аккомпаниатору нужно
мобилизовать все свои силы для преодоления чувства страха, волнения;
настроиться психологически, быть требовательным к себе, чрезвычайно
внимательным и при этом сохранить исполнительскую индивидуальность.
Вторая часть исполнительского процесса, воплощение творческого замысла.
Перед концертмейстером возникают задачи связанные с правильным и
точным донесением композиторской идеи до слушателей и умением
подчинить аудиторию своему воздействию. Именно теперь аккомпаниатору
необходимы эмоциональный подъём, творческая воля и артистизм.
Эмоциональное состояние исполнителя, его темперамент и вдохновение
влияют на исполнительский процесс в целом. Концертмейстер
эмоционального образного типа в процессе исполнения сочинения
одновременно с игрой на инструменте помогает солисту показами,
мимикой, жестами он передаёт живущую в его воображении яркую
фантазию. Артистизм такого аккомпаниатора раскрывается в сценических
движениях, сценическом перевоплощении. Сценические движения
концертмейстера связаны с содержанием исполняемого музыкального
произведения и влияют на процесс его восприятия слушателями. В свою
очередь под сценическим перевоплощением подразумевается способность
аккомпаниатора действовать по логике содержания воплощаемого
художественного образа. Концертмейстеру данного типа свойственно
добиваться от солиста эмоционального сопереживания, ответной реакции,
подчинять его своему воздействию.
Главная черта профессионального мастерства такого
аккомпаниатора - это способность воздействия на аудиторию путём
передачи внутреннего содержания художественного образа методом
сценического перевоплощения. Именно в этом и состоит его артистизм.
Умение быстро перестроиться по ходу исполнения, мгновенно принять
творческие решения характерно для концертмейстера этого типа, но, как
показывает практика, он менее тщателен в чёткой регламентации работы, в
подготовке репетиций.
У аккомпаниатора мыслительного типа совершенно иной подход к
исполнительской и репетиционной деятельности. Он более сдержан во
внешних эмоциональных проявлениях. Концертмейстеры такого типа
более внимательно готовятся во время репетиций, тщательно продумывают
и отрабатывают план концертного выступления. Для них весьма
затруднительно быстрое реагирование на всякого рода неожиданности по
ходу выступления.
Процесс воплощения исполнительского замысла включает
использование аккомпаниатором различных динамических оттенков,
способствующих обогащению и преобразованию музыкального звучания.
Выразительное исполнение произведения является важной задачей в
творчестве любого музыканта. Применение динамических оттенков
определяется внутренним содержанием и характером музыки, особенностями
структуры музыкального сочинения. Динамика играет огромную роль в
исполнительском искусстве.
Одним из главных условий художественного исполнения является
логика соотношения музыкальных звучностей, нарушение которой может
исказить содержание музыки. Следует отметить, что динамика, будучи
неразрывно связанная с агогикой, фразировкой и артикуляцией, во многом
определяет индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его
эстетическую направленность, характер интерпретации.
Исполнение аккомпанемента должно быть направленно на реализацию
требований методического характера:
1. достижение верного распределения звучности и соотношение голосов, а
именно: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение
гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических
фигураций;
2. уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к
исполнению сопровождения;
3. правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии
аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.
В момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо
постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несёт
ответственность и за исполнение партии солиста. Чтобы чувствовать себя
уверенно во время исполнения, важно как можно лучше готовиться к
общению с аудиторией, не выносить на суд зрителей недоработанные
произведения. Музыкант, который имеет большой сценический опыт, знает
это правило и не допускает его нарушения. Концертная деятельность
оказывает огромное влияние на творчество исполнителя. В первой главе
настоящего пособия уже говорилось о концертном исполнении, как этапе
творческой деятельности концертмейстера. Добавим лишь то, что
исполнительские задачи, стоящие перед аккомпаниатором в его
деятельности, солистом взаимосвязаны.
Нейгауз отмечал, что „исполнение состоит, грубо говоря, из трёх
элементов, во-первых, исполняемого, во-вторых, исполнителя, в-третьих,
инструмента". И далее он продолжает: "Играть на рояле легко. Я имею в
виду физический процесс, но не вершины пианизма как искусства. Ясно, что
очень хорошо играть на фортепиано так же трудно, как делать любое другое
дело очень хорошо, например, рвать зубы или мостить улицу". Исходя из
вышесказанного следует, что исполнительская деятельность - это одно из
важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.
Литература:
1. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа у
учащихся детских музыкальных школ - «Классика-XXI», 2005,
67с.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию Л.,1979, 145 стр.
3. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве - Л.: Музыка, 1985. -
143 с.
4. Крючков Н.А.Искусство аккомпанемента как предмет обучения - Л., 1969.-
146с.