Картотека подвижных игр "Забытые игры старого двора"

Картотека подвижных
игр: «Забытые игры
старого двора»
ЛАПТА.
Как играть:
в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи
в корзину, здесь результат определяется количеством
удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Цель
одной команды -совершить как можно больше перебежек после совершённых
ударов битой по мячу. Цель другой команды -не дать соперникам сделать
перебежки "осаливанием" мячом и поймать больше "свечей".
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ.
Это одна из самых популярных дворовых игр прошлого века. Однако,
возможно, своими корнями она идет далеко в прошлое, так как точное время
возникновения «казаков» неизвестно. Говорят, название игры возникло
исторически: еще в царской России казаки действительно охраняли мирных
жителей от нападений разбойников.
Как играть:
Участвует от 4 человек, чем больше, чем лучше. Сначала с помощью жребия
ребята делятся на две команды, «казаки» и «разбойники» соответственно.
Задача «разбойников» - как можно быстрее убежать по нарисованным стрелкам
и спрятаться, цель «казаков» - найти и поймать «неугодных».
У каждой из команд есть «атаман», если по-простому – капитан. В начале игры
«разбойники» должны собраться и загадать слово-шифр, после этого они берут
мелки и убегают. «Казаки» же перед игрой должны определить место для
«темницы», куда будут заключать пойманных «разбойников». Когда время на
подготовку истекло, «казаки» пускаются в погоню. Примерно каждые 20-30
метров, а также на всех поворотах, «разбойники» рисуют стрелочки, далеко не
все из которых могут указывать верную дорогу.
Если «казак»заметил «разбойника», он должен его осалить и отвести в темницу.
Если же в тот момент, когда «казак» ведет «разбойника» в темницу, навстречу
идут другие «разбойники», они могут осалить «казака», тем самым освободив
товарища. Другая возможность сбежать – если «казак» случайно отпустит руку
«разбойника».
Когда пойманный «разбойник» оказывается в темнице, у него начинают
выпытывать кодовое слово. Самый распространенный способ «пыток» -
обычная щекотка. О том, какие методы воздействия можно использовать, а
какие – нельзя, лучше договариваться «на берегу».
Но если ты, дорогой «разбойник», уже попал в темницу, не стоит отчаиваться!
Возможно, за тобой придут друзья, напав на караульного и позволив тебе
сбежать.
«Казаки» побеждают в игре, если выполнено хотя бы одно из условий: узнан
секретный шифр или пойманы все разбойники.
ЦВЕТА (ЦВЕТА-ПЕРЕБЕГАЛА, СВЕТОФОР)
У этой простой игры, для которой хватает даже школьной перемены, есть
множество вариаций. Вместо цветов можно загадывать песни, города, названия
мультфильмов, да все что угодно – выбор ограничен только фантазией.
Как играть:
Участники (от четырех человек) выбирают одного водящего. Он встает в
центре площадки, спиной к остальным, и называет любой цвет. Игроки ищут,
есть ли этот цвет на них (в предметах одежды, обуви, заколках, игрушках, чаще
всего «считается» даже цвет глаз и волос). Если цвет успешно найден, нужно,
держась за вещь, на которой обнаружили нужный цвет, перейти на другую
сторону.
Если же вы тщательно осмотрели себя и убедились, что нужного цвета на вас
нет, усыпите бдительность водящего и перебегайте. Тот, в свою очередь,
должен успеть перехватить и осалить перебегающего. В случае успеха горе-
перебежчик становится водящим.
У этой игры, как и у других, существуют свои хитрости. Например, участники
могут помогать друг другу. Так, если у одного есть несколько вещей
подходящего цвета, одну он может использовать сам, а взяться за вторую
позволит товарищу.
САДЖО.
Спокойная игра с мячом, тайну названия которой, вы, возможно, пытаетесь
разгадать до сих пор. Развивает реакцию и внимательность.
Как играть:
Для «саджо» не требуется много участников, можно играть и вдвоем, но, как
это обычно бывает в дворовых играх, чем больше игроков, тем веселее.
Каждый молча придумывает себе биографию – здесь фантазия не ограничена.
Определяется с именем, возрастом, городом, любимым блюдом и так далее.
Конечно, и здесь есть простор для воображения – категории могут меняться и
дополняться.
Первый вопрос, который задает водящий, - «как тебя зовут?». Он бросает
игроку мяч, называя при каждом броске один вариант ответа. Если вариант
неверный – игрок отбивает мяч, если правильный – ловит. Если водящий
говорит непонятное слово «саджо», мяч также нужно поймать. Если же игрок в
это время случайно отбил мяч, ответом считается слово, прозвучавшее во время
предыдущего броска.
Как известно, не все задуманное осуществляется, поэтому игроки часто ловят
мяч и на слове, которое не было ими загадано, лишь бы не оказаться
Пафнутием из Урюпинска. Водящий же, тем временем, старается бросать мячи
как можно резче и быстрее. Чем больше пропущенных мячей, тем невероятнее
биография придуманных персонажей и интереснее игра.
РЕЗИНОЧКА.
Девичья дворовая игра, которая обладает таким количеством вариаций и
усложнений, которыми не могут похвастаться многие современные
компьютерные «бродилки» и «стрелялки».
Самой большой сложностью этой игры было найти «ту самую», «правильную»
резиночку. В ход могли пойти даже, к примеру, резинки от старой одежды,
иногда -даже связанные-переплетенные короткие резиночки.
Как играть:
Участвуют от двух человек (конечно, можно и больше, иногда из желающих
прыгать могла образоваться нешуточная очередь!)
Резинку либо держат два человека -по-одному с каждой стороны, либо
привязывают к столбу, дереву или любому другому статичному предмету на
нескольких разных уровнях: чем сложнее уровень, тем выше поднимается
резиночка.
Участники по очереди выполняют разные прыжки-упражнения на всех
уровнях. Тот, кто ошибается, задевает резиночку, передаёт эстафету
следующему игроку. Затем, когда снова подойдёт его очередь, начинает игру с
того места, где ошибся.
Можно играть и парами, тогда сбившегося игрока может выручить второй
участник.
Уровни игры:
1). Резиночка находится на уровне щиколоток держащих.
2). На уровне колен
3). На уровне бёдер
4). На уровне талии
5). На уровне груди
6). На уровне шеи.
Можно и выше, тут снова все зависит от фантазии, готовности играть и
акробатических способностей прыгающих.
Упражнений, которые могут выполняться играющими -бесчисленное
множество:от простых прыжков, до изощренных «ступенек», «конвертиков» и
«бантиков».В каких-то, задевать резиночку категорически запрещается, а в
других, главное-наступить на правильную область.
Игра остается примером того, как, используя минимум реквизита, обеспечить
досуг детской компании на несколько часов!
КЛАССИКИ.
Еще одна известная почти всем игра – «прыгалка». Наверняка вы помните
расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.
Кстати, говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века,
а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в
классики играли, в основном, мальчики.
Как играть:
На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов
(традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят
множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных
вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.).
Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно
бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат
поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за
собой.
По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной
ноге, в третьем и четвертом - левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом - двумя
ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на
одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.
После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если
игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.
КАМЕНЬ-НОЖНИЦЫ-БУМАГА.
Игра, которую все мы знаем с самого раннего детства. И до сих пор взрослые
серьезные люди периодически используют ее как помощника в решении
сложных вопросов. А самые рьяные любители даже вырабатывают особые
тактики и проводят целые чемпионаты.
Как играть:
После ставшей классикой считалочки «камень-ножницы-бумага, раз, два, три!»
каждый игрок должен показать рукой одну из фигур («камень»- рука в кулаке,
«ножницы» - скрещенные пальцы, «бумага» - прямая ладонь).Выигравшего
определяют следующим образом: бумага «накрывает» камень, камень «ломает»
ножницы, ножницы «режут» бумагу.Проигравший – выходит из игры.
Выигравшие, если их несколько, остаются на следующий кон.
Кстати: Есть очень много вариаций этой игры. Помимо традиционных
предметов добавляются колодец («камень, ножницы, бумага и колодец тоже
надо»), бутылка лимонада и другое. А фанаты сериала «Теория большого
взрыва» также помнят вариант с ящерицей Споком.
СИФА.
Еще одно «мальчуковое» развлечение. Девочки редко вступали в такую игру,
потому что в качестве снаряда выступала грязная тряпка.
Как играть:
Первый игрок берет тряпку в руки и бросает ее в рядом стоящего участника,
крича «Сифа!». Задача второго – поскорее задет тряпкой какого-то другого
участника, иначе «грязный» статус закреплялся за играющим до конца дня.
Обычно игру начинали внезапно, не договариваясь заранее, и далеко не все
играющие вообще хотели принимать участие в подобном развлечении.
ВЫШИБАЛЫ (ПЕРЕСТРЕЛКА)
Эта преимущественно мальчишеская командная игра с мячом направлена на
«выбивание» соперников.
Как играть:
Участвуют от четырех человек. Как минимум двое – вышибалы – стоит по
разные стороны поля. Их задача – перекидываться мячом, сбивая при этом
соперников, стоящих между ними. Также важно, чтобы мяч, брошенный одним
из вышибал, был пойман другим, а не упал на землю или не улетел куда-то за
пределы игровой зоны.
В свою очередь, те, кого вышибают, должны не позволить себя выбить. Им
следует уворачиваться от мяча или ловить его. Последнее может также дать
игроку «бонус», сделать его практически «неубиваемым».
Когда вышибалы выбили остальных участников, команды меняются местами..
ПРЯТКИ.
Прелесть этой игры в том, что каким бы небольшим ни было игровое
пространство, всегда можно изобрести необычное место, где найти тебя будет
непросто. Еще один ее плюс в том, что в зависимости от игровой зоны она
подходит для детей самого разного возраста. Наверняка и многие взрослые
сейчас не отказались спрятаться от проблем в какой-нибудь тихий закуток…
Как играть:
Водящий, выбранный с помощью жребия или считалочки, отворачивается к
стене, закрывает глаза и считает до определенного числа (заранее
оговариваются число и темп счета, а также территория, где можно прятаться). В
это время остальные участники отыскивают местечко поукромнее.
Фраза водящего: «Раз, два, три, четыре, пять» - своеобразный сигнал о том, что
он вот-вот отправится на поиски. Тот, кого поймали первым, становится
ведущим, но часто игроки не выходят из укрытия, пока «вода» не найдет всех
до одного.
КОЛЕЧКО-КОЛЕЧКО.
Присказку «колечко-колечко, выйди на крылечко», наверняка много кто
помнит, но уже не все понимают, откуда она пошла. «Колечком» в игре может
служить любой мелкий предмет, главное, чтобы он без труда помещался в руку.
Как играть:
Игроки садятся в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Тем временем,
водящий по очереди подходит к каждому участнику, приговаривая « Я ношу,
ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать
колечко. Задача водящего, отдать предмет так, чтобы другие участники не
поняли, кто именно стал его обладателем.
В свою очередь, игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что
ничего не произошло.
Когда водящий подошел к каждому из игроков, он отходит на несколько шагов
со словами6 «Колечко-колечко, выйди на крылечко».
В этот момент игрок, получивший кольцо, должен очень быстро подбежать к
водящему, а остальным нужно удержать его. Если миссия человека с кольцом
выполнена, он становится водящим.
ПУСТОЕ МЕСТО.
Как играть:
Это игра с бегом по виражу, играющие образуют круг. Выбирается водящий,
который бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из
игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный на соревнование
устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие
приветствуют друг друга, пожимая руки. Продолжая бег, они стремятся занять
свободное в круге место. Кто прибежит вторым, продолжает водить. В итоге
побеждает игрок, который после 5 – 8 мин игры не побывает в роли водящего,
то есть занимает место первым. Можно разделить игроков на два круга
(например, мальчики и девочки) и проводить в них игру самостоятельно.
САЛОЧКИ.
Еще одна простая игра, знакомая всем, в особом представлении не нуждается.
Как играть:
Сначала выбирают водящего, с помощью считалки, жребия или любого другого
способа, затем – определяют, в каких границах будет проходить игра.
Водящий старается поймать всех играющих, прикоснуться к ним. Тот, к кому
прикоснулись, считается «осаленным» и начинает ловить других участников
сам. Выигравших и проигравших здесь, как таковых нет, логического
завершения игры – тоже.
ШТАНДЕР-СТОП.
Как играть:
В игре участвует от трех человек. Водящий, выбранный считалочкой,
становится в центр круга, образованного другими игроками. Остальные
участники стоят от ведущего примерно в 1-2 шагах.
Водящий подкидывает мяч вверх, называя имя любого игрока, тот должен
поймать мяч. Если у него получилось, он становится новым водящим, если же
нет – все игроки должны разбежаться в разные стороны. Когда ведущий
крикнет «Штандер!» или «Стоп!» остальные игроки должны замереть в одном
положении, а водящий, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в
другого игрока. Если ему это удалось, тот, в кого попал мяч, становится новым
ведущим.
МОНАХ - В СИНИХ ШТАНАХ.
Как играть:
ведущий - продавец "раздаёт" деткам название краски из радуги добавляем если
детей много, но заранее говорим что добавляем, например черную и белую.
Приходит назначенный монах (он не знает у кого какая краска) и говорит:
монах в синих штанах, на лбу шишка в кармане мышка". Ведущий: " зачем
пришёл?" монах: " за Красочкой" ведущий: за какой? монах: за синей
(пример). В это время, кому" досталась" синяя краска подскакивает и убегает, а
монах должен поймать, если поймал, то убегающий становится монахом, если
сдался, то он опять монах.
ЦЕПИ.
Как играть:
Все участники делятся на две равные группы, встают друг против друга, крепко
держась за руки. Одна из команд говорит: -Цепи кованные, раскуйте нас! -
Вторая команда отвечает: - "Кем из нас? ". Называют имя, ребенок разбегается
и должен разорвать цепи, если не разрывает, то остаётся в этой команде. Если
разрывает, то забирает в свою команду одного из игроков. Побеждает та
команда, у которой будет больше игроков.
КИС – МЯУ.
Как играть:
выбирается водящий (можно использовать считалку), затем водящий и один из
игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, один игрок
спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?»
Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий - продолжает
выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой
цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам.
На карточке выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют
задание (задания можно писать согласно возрасту детей) от задания игрок не
имеет права отказаться. Если выпадет белый цвет, то игроки остаются одни
(отходят в сторону, и делают что придумают) Зеленый — три вопроса, ответ на
которые игрок может дать только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты
его любишь?» (это в нашем детстве, подростками играли). Красный — поцелуй
в губы (для дошкольного возраста можно заменить). Розовый — поцелуй в
щечку (также детям можно заменить ). Желтый — три вопроса отдельно от
других детей. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись, держась за руки,
желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку друг другу. Фиолетовый
- совершить нехороший поступок (например: дёрнуть за косичку девочку,
наступить на ногу, или отобрать игрушку).
СЪЕДОБНОЕ - НЕ СЪЕДОБНОЕ.
Как играть:
Все игроки садятся в ряд.Водящий кидает мяч одному из участников и
одновременно называет какой-нибудь предмет.Если предмет
"съедобный",игрок ловит мяч.Если нет- отбивает.Задача водящего-запутать
игрока.Если игрок ошибается и "съедает" "несъедобное",то сам становится
водящим.
ДЖАМБО.
Как играть:
Ведущий кидает по порядку мяч участникам, сидящим в ряд, говоря при этом
любое слово. Если это слово «Джамбо», игрок должен поймать мяч и сам стать
ведущим. При любом другом слове игроки продолжают ловить мяч,
пересаживаясь в конец скамейки.
ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА.
Еще одна простая детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые
маленькие.
Как играть:
Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу
мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки.
Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в
нужного им игрока.
«Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая,
поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в
круг садится тот, кто до этого бросал мячик.
Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.
ГОРОДА.
Как играть:
Ведущий стоит спиной и говорит: «Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали —
столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от
ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются.
Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов —
больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он
отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой,
он побеждает, если нет — играет снова.
КОЛДУНЧИКИ.
Как играть:
Количество игроков от 3 и более.
Перед началом игры выбирают колдуна. Затем играющие разбегаются, а колдун
пытается догнать кого-нибудь и осалить (заколдовать). Осаленный замирает.
Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но колдун
следит за своим пленником, и, как только кто-нибудь снимает чары, он
старается снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто
хочет выручить товарища. Трижды заколдованный игрок становится колдуном.
ФАНТЫ.
Игру, без которой раньше не обходился ни один день рождения, помнят и
сейчас.
Как играть:
Каждый игрок отдает ведущему по одному личному предмету (заколка,
игрушка, камушек). Эти предметы кладут, например, в шляпу, а ведущий, не
глядя, вытягивает чей-то предмет и придумывает задание. Соответственно,
задание выполняет тот человек, которому принадлежит вещь.
Придуманные задания могут быть очень непростыми, однако не нужно
забывать, что ты сам можешь вытащить свою записку, и тогда уже отвертеться
не получится.
ЖМУРКИ.
Вариация салочек, отличие которых, как ясно из названия, в закрытых глазах
водящего.
Как играть:
Участники жребием выбирают водящего и завязывают ему глаза любой
плотной тканью. Затем раскручивают игрока на месте и разбегаются.
Водящий должен не только поймать, но и узнать на ощупь, что за игрок перед
ним. Если «жмурка» угадал, водящим становится пойманный участник.
БАБКА – ЕЖКА.
Как играть:
На большой дороге рисуются небольшие круги. Штук двадцать разными
мелками, обозначающими "кладовую", "темницу", "огород", "деревню", "дом
кощея", "дом богатыря", "дремучий лес" и т.д. В центре рисуется избушка на
курьих ножках, где живет старая -престарая баба -яга, особенностью которой
является частый сон. Все остальные -жители соседней деревни, кои случайно
заблудились и попали во владения старухи - смерти се знаем истинный
смысл персонажа Бабы Яги?Нет, детям о том лучше не говорить.) и пытаются
разными способами выбраться. Игру начинает баба Яга, что издает любой звук,
лягушки, коровы, в общем, все, что в голову придет, а остальные тем временем
исследуют владения старой, но только Яга прекращает петь, дети должны
разбежаться по безопасным островкам. Попади они в суматохе в запретные
места, как "дом Кощея", или "темница", или "роща ураганных деревьев", то
старуха забирает детей к себе, превращая их в слуг, которые в последующем
занимают территорию "спасительных" кругов, оставляя только опасные
участки. Чем больше игроков играют, тем интереснее. Встать в круг может
только один.
УГОЛКИ (кумушки).
Как играть:
Местом для игры может быть пустая комната или свободное пространство на
улице с обозначенными четырьмя углами.
Для уголков нужно пять участников. Четверо располагаются по углам, а
водящий — в центре. Водящий обращается к одному из детей: «Кумушка, дай
ключи!» Стоящий в углу, говорит ему в ответ: «Иди, вон там постучи!» После
произнесённого последнего слова участники перебегают из угла в угол, а
ведущий пытается занять чьё-то место.
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ. СТОП.
Как играть:
Участники стараются как можно дальше подбежать к финишу. Задача водящего
стать спиной к участникам на линии финиша и громко произносить: «Тише
едешь, дальше будешь — стоп». Как только водящий замолкает, нужно застыть
на месте. Тот, кто не успел остановиться – выбывает. Побеждает тот, кто
первым доберется до финиша.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на
меняющиеся обстоятельства.
КВАДРАТ.
Как играть:
Игровое поле очерчивают квадратом, разделенным, в свою очередь, на четыре
равных квадрата меньшей площади. В центре поля рисуют круг, куда подают
мяч.В каждом из квадратов стоит по игроку.
Сначала один из игроков бросает мяч в центр. Тому, в сторону чьего квадрата
укатился снаряд, следует начинать игру.
После того, как мяч касается о четверть квадрата игрока, он должен отбить его
(важно помнить, что руками отбивать нельзя). В этой игре, чем больше очков,
чем хуже. Очки засчитываются, когда:
1). Подающий не попал в поле противника
2). Соперник не сумел вовремя отбить мяч на чужое поле.
Если хотя бы один игрок набирал пять очков, игроки менялись «квадратами».
Если один из игроков набрал 20 очков, игра заканчивается. Победителем
объявляют участника, завершившего игру с наименьшим счётом.
ПУСТОЕ МЕСТО.
Как играть:
Играющие образуют круг. Водящий бежит по кругу с внешней стороны,
дотрагивается до одного из игроков и бежит в другую сторону.Вызванный на
соревнование устремляется в противоположную сторону. Встретившись,
игроки пожимают друг другу руки и продолжают бег, стараясь занять
свободное место. Кто прибежит вторым, продолжает водить. В итоге побеждает
игрок, который в течение 5-7 минут не был водящим, то есть всегда занимал
место первым.
ГУСИ - ГУСИ.
Как играть:
Участники игры выбирают волка считалочкой, остальные дети – «гуси –
лебеди». Идёт перекличка между хозяином и гусями:
Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всей площадке).
Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси
пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится
волком.
ПОДСТЕНКА или ПРИСТЕНОК.
Как играть:
Дети (не более 4 человек) встают друг за другом, лицом к стене. Первый игрок
бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену,
а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, что бы отскочив
от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает так, что бы
отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг
четвёртого игрока, который должен поймать мяч. Тот, кто не поймал мяч,
выходит из игры. После этого играющие меняются местами: первый встаёт
последним, второй первым и т. д. Игра заканчивается, когда все играющие
выполнят роль водящего.
ЧЕХАРДА.
Как играть:
перепрыгивание через друг-друга по цепочке, “Ручеек”
КТО СКОРЕЕ ПО ДОРОЖКЕ.
Как играть:
Из палочек, шишек, камешков выкладывают 4 -5 узких дорожек (ширина 20 см,
длина 4 м). 4 -5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух
ногах к концу, где лежат кубики или воткнуты в землю палочки.
Указания:прыгать на двух ногах по дорожке, не выходя за её пределы.
Усложнение: выполнять прыжки на одной ноге; перепрыгивать положенные
каждому на дорожке 4-5 невысоких предмета (кубики, камешки); выполнять
прыжки боком, с ноги на ногу.
ДЕРГАЧИ.
Как играть:
Выбирается «водырь» (сейчас мы называем его «водящий», а дети даже сейчас
часто говорят по-старинке с ударением на первом слоге - «вОда»).Водырю
завязываются глаза.
Остальные участники игры – игроки. В этой игре они называются
«дергальщики».
Правило игры: игрокам запрещается сходить со своего места. При нарушении
этого правила игрок становится «водырем».
Ход игры: Водырь стоит в центре комнаты с завязанными глазами.
Игроки заходят в комнату и садятся около стен. Водырь начинает ходить по
комнате.
Игроки привлекают внимание водыря, «дёргают» его. Например, говорят
«Дёрг-дёрг» или шуршат ногами по полу или шуршат своей одеждой по
очереди. Вот кто-то дернул водыря за подол. И тут же с другой стороны
зашептали: «Дёрг-дерг», а после этого новый звук – кто-то хлопает по коленям.
Водырю нужно угадать, кто его дернул (то есть сказал или хлопнул или издал
какой-то звук). Если он угадал, то он передает свою роль дергальщику. Тогда
дергальщик, которого разгадали, становится водырем в новой игре.
Задача игроков – путать водыря, чтобы он не мог догадаться, кто это. Поэтому
они могут говорить не своим голосом – писклявым или наоборот басом и т.д.
ЧЕТ-НЕЧЕТ.
Как играть:
Подготовьте заранее небольшие сюрпризы – конфеты, наклейки, маленькие
календарики или картинки, значки или открытки, игрушки,
карандашики, печенье, вафли и т.д. Можно попросить всех гостей захватить с
собой немного сюрпризов и воспользоваться ими для общей игры.
Итак, собрав все принесенные и собранные Вами сюрпризы, начинаем их
делить на кучки. Кучки будут разные в каких-то кучках четное количество
гостинцев, а в каких-то нечетное. Кучки накрывают сверху непрозрачными
платками. Это старинный вариант. А сейчас мы просто можем положить
гостинцы в непрозрачные пакетики – и тогда платки не нужны.
Начинаем разыгрывать гостинцы. Первый игрок показывает рукой на одну из
кучек и спрашивает: «Чет или нечет?». Второй игрок отвечает или «чет» или
«нечет». Подсчитываем подарки в этой кучке. Если второй игрок угадал, то он
забирает себе кучку гостинцев и задает вопрос третьему игроку (по цепочке):
«Чет или нечет?». Третий отвечает и т.д. В этой игре малыши не только получат
подарки-сюрпризы, но и с удовольствием научатся считать гостинцы.
Можно ввести усложнение этой игры для взрослых или более старших детей.
Если игрок угадал, то он забирает гостинцы себе. А вот если он не угадал, то он
должен поделиться своими гостинцами и отдать их задавшему вопрос в таком
же количестве. Например, первый игрок задал вопрос: «Чет или нечет», а
второй игрок ответил «Чет» и не угадал, потому что в кучке было три гостинца.
Значит, он должен отдать три гостинца первому игроку. Далее уже он сам
выбирает кучку и задает вопрос третьему игроку и так дальше по кругу.
Раньше для игры использовались маленькие сумочки-лакомники, куда можно
было спрятать заработанные в игре подарки и поделиться ими со всеми.
Если без гостинцев, то можно использовать любые небольшие предметы
12 ПАЛОЧЕК.
Как играть:
Для игры нужна дощечка, 12 палочек, кирпич. Дощечку кладут на кирпич так,
чтобы один край был поднят, а другой приподнят. На нижнюю часть дощечки
кладут 12 палочек. Выбирается водящий. Он ударяет одной ногой по верхней
части дощечки и все палочки разлетаются во все стороны. Пока водящий их
собирает , все остальные прячутся. Когда все палочки собраны и уложены на
дощечку, водящий начинает искать спрятавшихся. Если водящий нашел кого
то, он должен его «застучать». Пока игрока не заметил водящий, он может
незаметно подбежать к дощечке и ударить ногой по ней, чтобы палочки
разлетелись. В этом случае игра начинается по новой, и дети могут
перепрятаться в другое место.
Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ (массовая).
Цель: развивать память, внимание, готовность отвечать за свои поступки, вести
диалог.
Количество играющих: от 5 до 20 детей.
Ход игры: каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его
«садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку:
«Ясадовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели,
кроме...» Иназывает «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит
диалог междуводящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из
тех, что есть вкоманде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться.
Диалог продолжается.Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя,
перепутал название цветов, —отдает фант (любую свою вещь). В конце игры
фанты разыгрываются. «Садовник»отворачивается, вещь достают и
спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?»
«Садовник» назначает задание: попрыгать на одной ноге, приседать, спеть,
рассказатьстихотворение и т.д. Игрок «отрабатывает» фант и забирает свою
вещь.
НАЙДИ МЯЧ.
Как играть:
Игроки становятся в круг, близко друг к другу, лицом в центр круга. Ведущий
выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них
дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за
спиной. Ведущий старается отгадать у кого находится мяч. Обращаясь то к
одному, то к другому участнику, он говорит: «Руки вверх!». После этих слов
игрок должен сразу поднять руки вверх. Тот, у кого оказывается мяч, или кто,
упустив его, стает ведущим.
ЗНАМЯ.
Как играть:
Группа делится на две команды. На прогулочной площадке проводится линия -
«граница», делящая площадку пополам. Каждой команде выдается флажок -
«Знамя».
«Знамя» команды ставят у себя на площадке в 15-20 метрах от средней линии
«границы».
Дети на своей площадке свободно располагаются.
По сигналу каждая команда старается перебежать «границу» и захватить
«Знамя».
Того, кто пересек «границу», игроки противоположной команды стараются
поймать и задеть (осалить). Кого осалили, тот остается на том месте, где был
осален. Задачей игроков становится теперь не только захватить «Знамя», но и
выручить своих-осаленных, просто задев их рукой. Вырученные игроки бегут
на свою площадку или пытаются захватить «Знамя», стараясь при этом вновь
не стать осаленным. Победителем становиться команда, которая первая
перенесла «Знамя» соперника на свою площадку.
ЦАПЛЯ.
Как играть:
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5×5 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего — цаплю.
Остальные — «лягушки».
Пока цапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые
ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, цапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек
обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и
держась хотя - бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от цапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост
или выпрыгнет за пределы площадки,они меняются местами.
ЗОЛУШКА.
Название этой игры с переодеванием, точнее, переобуванием, конечно,
возникло неслучайно. Ведь при достаточном количестве фантазии можно было
почувствовать себя той самой Золушкой из сказки, помечтать о принце и верить
в то, что выдуманная карета не станет тыквой.
Как играть:
Участники, чаще всего это были девочки, садились на скамейку и снимали по
одной туфле. Вся обувь складывалась в одно общее место.
Водящий отворачивается, вытаскивает туфлю и называет имя игрока, который
должен переобуться, до того момента, пока туфли не закончатся. Чем больше
участников, разнообразнее фасоны обуви и размеры ноги, тем интереснее. Что
и говорить о том, когда в игру вступают ещё и мальчики...
ЧАЙ- ЧАЙ - ВЫРУЧАЙ.
Как играть:
Количество играющих: любое
Правила: водящий гоняется за игроками и заколдовывает. Тот,до кого
дотронулся вода,обязан застыть на месте, раскинув руки в стороны . Остальные
игроки могут его расколдовать, тоже коснувшись. Поэтому нужно не просто
стоять, а громко звать на помощь: " чай - чай- выручай!". Задача водящего не
дать " спасателям " приблизиться к окружающим и заколдовывать всех.
ТРИ-ПЯТНАДЦАТЬ, ДЕСЯТЬ-ДВАДЦАТЬ.
Как играть:
для игры нужна лестница, от ее длины зависит количество играющих. Водящий
или ( все вместе) говорят " Три- пятнадцать- десять- двадцать " и все прыгают.
Приземлиться нужно по-разному, обе ноги на одной ступеньке, или на соседних
или через одну, или две....Тот, кто поставил ноги так же, как водящий,
меняется с ним ролями и выбывает из игры. И поехали по новой,пока не
надоест.
ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?
Как играть:
Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые
разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет
платье или брюки и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя
слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать
простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
Игра развивает умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью,
удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.
"В углы". Четверо играющих стоят в углах, а один в центре. По сигналу" Угол
на угол! Ку-ка-ре-ку! "все пебегают из угла в угол, а центральный играющий
старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре - проигравший.
Выбрав себе замену - любого из играющих-он выбывает из игры.
Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЕН.
Как играть:
ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности
тем. Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю,
приговаривая: — Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три,
Маша четыре, Настя — пять. Игрок должен соблюдать ритм ударов,
произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с
задачей, он переходит к следующей теме, заранее определенной, например: - Я
знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц,
стран, городов и т.д) Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то
мяч переходит к следующему участнику.
РЕПКА.
Как играть:
Необходимо сесть и упереться в ноги соперника, держать при этом палку. По
команде начинаем перетягивать на себя. Кто перетянул соперника, то и
победил. Как говорится, тянем потянем. .
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.
Как играть:
Вначале выбирают водящего («догонялу»), который будет догонять, и игрока,
который будет убегать («третий лишний»). Все играющие разбиваются по двое
и становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Таким образом,
получается как бы двойной круг игроков. Перед началом игры Догоняла
становится в центр круга, третий-лишний — за кругом. По сигналу водящий
начинает погоню. Убегающий должен бегать только за кругом, нельзя
пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него.
В любой момент убегающий игрок может пристроится к любой паре спереди.
Об этом он может предупредить криком «беги!» или «лишний!».