Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Кудрявцева М.Г.
Особенности работы концертмейстера
хореографического коллектива
Методический материал из опыта работы
Киселёвск, 2018
2
Составитель: Кудрявцева Мария Георгиевна, концертмейстер танцевального
объединения «Непоседы» МБУ ДО ЦРТДЮ
Методический материал из опыта работы концертмейстера МБОУ ДОД
ЦРТДЮ подскажет многим концертмейстерам, как расширить грани своей
деятельности, поможет понять роль концертмейстера в учебном процессе, в
подборе музыкального материала, в создании музыкальной атмосферы занятия.
Выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях
учреждения дополнительного образования, опираясь на собственный опыт
работы.
Данный методический материал предназначен для концертмейстеров,
педагогов дополнительного образования по хореографии.
3
Содержание
Введение… ................................................................................................. 4
1. Особенности музыкального сопровождения занятий хореографией 7
2. Возрастные особенности детских групп… ............................................. 8
3. Педагогические функции концертмейстера… ....................................... 9
Список литературы… ................................................................................ 11
Приложения ................................................................................................ 12
4
Введение
Концертмейстер – это точка
пересечения Танца и Музыки.
Искусство танца без музыки существовать не может. Грамотно
организованный процесс обучения детей танцевальным движениям в условиях
учреждения дополнительного образования играет большую роль в
осуществлении всестороннего воспитания и развития ребенка, поэтому на
занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога
хореограф и аккомпаниатор (концертмейстер).
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от
пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, применения многосторонних знаний и умений по
курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа
музыкальных произведений, педагогики – в их взаимосвязях.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,
таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость.
Так, внимание концертмейстера это внимание совершенно особого рода.
Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя
собственными руками, но и относить его к детям – главным действующим
лицам. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется
педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет
основу основ ансамблевого музицирования), ансамблевое внимание следит за
воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания
требует огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, быстрота
и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности
концертмейстера. Он обязан в случае неудачи, что часто бывает в детском
исполнении, не переставая играть, вовремя подхватить и благополучно довести
произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять
неконтролируемое волнение и нервное напряжение детей перед выступлением.
Лучшее средство для этого сама музыка: особо выразительная игра
аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение
передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а
за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание качества, также
необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-
либо музыкальных неполадок, происшедших при игре, он должен твердо
помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как
и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Специфика работы концертмейстера в детской танцевальном коллективе
требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае
5
необходимости переключиться с обучающимися на работу различных
направлений.
Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей
специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха
аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его
работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер это
призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду
педагога.
Специфика концертмейстеров хореографии представляет собой весьма
ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в
повседневной творческой работе педагогов-хореографов. Творческая атмосфера
в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным
отношением к своим обязанностям.
Какие знания необходимы концертмейстеру хореографического
коллектива (кроме тех, что необходимы пианисту), чтобы естественно и легко
обрести профессионализм?
Во-первых, работа концертмейстера начинается с необходимости
овладения танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет
речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические
французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-
хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому
или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie р.) - это
упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание
или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение
плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или
Battements tendus (Battements tendus jetes) выдвижение ноги на носок (или
резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое
выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию.
Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный
размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4 (Приложение 1).
Во-вторых, концертмейстеру необходимо знать, как то или иное
упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру
упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать
акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное
научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом уметь
ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить
упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок
упражнения отдельно. И для этого концертмейстер должен знать, с какого
места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного
движения. В работе концертмейстера практикуется такой момент как
наблюдение за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом
с воспитанниками, с целью как бы «примеряя» их на себя мысленно
«протанцовывая» движения вместе с детьми.
В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии
заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении
6
оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе
обучения танцевальному искусству.
В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами.
Правильная работа в ансамбле необходимое в концертмейстерской практике
качество. Играя, концертмейстер четко осознаёт, что не является
самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогает глубже проникнуть в
эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать
развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс
сотворчества. В каждый момент исполнения важно, что и как в данный момент
делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом,
динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь
класс. Во время исполнения концертмейстер учитывает и разные физические
способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже
движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема
темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального
сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен
вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок,
невелика устойчивость. У другого наоборот, великолепный апломб
(равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно
движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна
отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что
первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп
могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в
отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых
градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
7
Особенности музыкального сопровождения занятий хореографией
Музыкальное оформление занятий хореографией прививает
воспитанникам эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному
произведению умение слышать музыкальную фразу, помогает
ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Все занятие концертмейстер строит на музыкальном материале. Переходы
от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также
поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены для того
чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с
музыкой.
Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого занятия
избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.
Музыкальное поддержание занятия дело первостепенной важности.
Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к
своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы воспитанник ни делал,
упражнение или танец, важно выбирать предельно ясные мелодии, особенно на
первых этапах обучения.
Само собой разумеется, что музыка должна избираться в соответствии с
требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в
обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная
мелодия известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются
созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном,
искаженном виде.
Подбирая музыку для движений, концертмейстер всегда руководствуется
тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей. Яркие,
образные, доступные музыкальные произведения будили фантазию и
воображение детей, развивали выразительные возможности тела. И, в то же
время, были доступными для исполнения. В репертуар можно включать музыку
отечественных и зарубежных композиторов, произведения детских авторов и
т.д., от простых к более сложным композициям.
Основной частью традиционного занятия в хореографическом классе
является исполнение экзерсиса у станка и на середине зала. Концертмейстеру
надо стараться использовать проверенные временем классические образцы.
Слуховой багаж детей становится более полным и разносторонним, если
репертуар ориентирован на различные исторические стили. Так, например, с
классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л.
Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С
русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского
(вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом», «Времена года»).
Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна
«Чипполино», «Детской тетрадью» и «Танцами кукол» Д. Шостаковича.
Знакомство с джазом происходит на основе пьес Дж. Гершвина, С. Джоплина,
А. Цфасмана, А. Ашкенази, Г. Сасько. На современном танце звучит музыка Р.
Паулса, Ю. Саульского, Н. Рота, А. Рыбникова.
8
Так концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения
разных эпох, стилей, жанров.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, концертмейстер всегда
помнит об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном
композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин,
немало фрагментов, живо воспринимаемых ребенком. Стараться выкроить на
занятиях несколько минут, чтобы рассказать воспитанникам о балете, музыку
которого они слушают во время занятий. Рассказывать в живой и очень краткой
форме о том, кто, когда написал эту музыку, какой сюжет спектакля.
Здесь есть еще одно обстоятельство ребенок внутренне испытывает
гордость оттого, что он занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в
лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это
сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки,
заложенных в ней мыслей и чувств.
Итак, главным критерием отбора музыкального материала является
степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное
произведение доставило удовольствие своей гармоничностью. Каждый раз,
выбирая музыку, концертмейстер четко и конкретно представляет себе, как то
или иное упражнение будет «ложиться» на музыку. Музыкальное
сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.
Возрастные особенности детских групп.
Но не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по
метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С
педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была
бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от
возрастных особенностей. Отбор музыкального репертуара происходит с
учетом возрастных особенностей обучающихся. Так, например, у детей
младшего возраста превалирует наглядное мышление, поэтому для них
необходимо подбирать музыку с четкими, простыми ритмами, несложной
мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш,
полька, вальс и другие (приложение 2). Еще нужно учитывать, что дети
младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей
увлекаются всем сказочным, волшебным, поэтому на занятиях можно играть
мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны детям
(приложение 3).
Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в
состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое
другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции.
Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется.
Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует
усвоению танцевальных движений.
Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть
профессионально.
9
Педагогические функции концертмейстера
В обязанности концертмейстера входит участие в решении
образовательных и воспитательных задач. Естественно образование на
занятиях хореографией невозможно без верного помощника педагога
концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и
репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-
ритмические навыки и привьет обучающимся музыкально-эстетический вкус.
Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии
детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.
Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.
Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии
является музыкально-ритмическое воспитание.
Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого
лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных
направления:
обеспечивает музыкальное развитие (включает развитие музыкального
слуха);
способствует усвоению музыкальных знаний;
формирует умение подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные
навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.
Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу
воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.
Концентмейстер знакомит обучающиеся с элементарными понятиями
музыкальной грамоты (приложение 4):
характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
понятие темпа;
жанр музыки (марш, песня, танец);
динамические оттенки (тихо, громко);
метроритм;
паузы;
сильные и слабые доли;
музыкальные регистры;
понятие музыкального предложения.
Одна из задач концертмейстера помощь обучающимся в создании
художественного образа. Движения под музыку способствуют усилению
эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие
художественного образа.
Танец создание художественного образа под музыку. Получается, что
роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать
музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.
У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием
изображают что-либо или кого-либо из живой природы под музыку. Здесь
10
концертмейстеру приходиться быстро импровизировать, подбирать
выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь
воспитанникам более точно передать образ, характеры и повадки зверей.
Нередко мы с ребятами на занятии «идем на прогулку в лес», где
определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками,
обретают другой смысл. Например, «port de bras» (упражнение для рук): дети
это деревья, а руки – веточки, которые колышет ветер. Или, «battements
tendus» (упражнение для стопы): тело – дерево, а наши ноги это мышки,
которые выбегают из норок под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы
видим различных птиц: маленьких («pa qu ru» мелкий бег) и больших с
большими крыльями («pa qu ru» с руками).
Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его
артистические данные, развить воображение, научить выдумке и
сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий,
переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.
Все действия ребенка, будь то игра или хореографическое упражнение
невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку.
Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать
музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный
слушательский опыт (приложение 5). Дальше мы отходим от рисунка и, слушая
музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ.
Еще сложнее показать этот художественный образ в движении, имея
определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и
музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие,
кульминация, заключение.
Задача занятий воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять
танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному
движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей
чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение,
радость, поддержку, пробуждать в них творчество.
11
Список литературы
1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание
6. М.: «Советский композитор», 1992.
2. Андреева М.П. Конорова Е.В. «Первые шаги в музыке» Методическое
пособие. – М.: «Советский композитор», 1991.
3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники
для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального
танца. Программа для преподавателей дошкольных учреждений
дополнительного образования и школ эстетического и физического воспитания.
Пермь, 2001.
5. Звездочкин В.А Классический танец. Учебное пособие для студентов высших
и средних учебных заведений искусств и культуры. Ростов н/Д: «Феникс».
Серия «Учебники и учебные пособия», 2003.
6. Мироедова М.И. Перспектива профессионального роста концертмейстера
хореографии. //Дополнительное образование, 2000. № 9.
7. Музыкальная палитра. Журнал. Выпуски № 3 (6), 2001 г., №4 (25), 2005 г., №
5 (26), 2005 год.
8. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии».
Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.
12
Приложение 1
Музыкальное сопровождение к классическому экзерсису
Plie размер 4/4, ¾; музыка плавная, темп - moderato или adagio.
Фрагмент должен быть квадратным, наличие четного ритмического рисунка не
имеет значения. Желательно наличие затакта. Ритмическое разложение до
более длинных длительностей не требуется, так как в размере 4/4 одно
движение делается на 1 такт. На это упражнение подбирается музыкальный
фрагмент на 4/4 в медленном темпе.
Battements tendus размер 2/4; характер музыки - четкий, бодрый, темп
allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность.
Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение
возможность метроритмического разложения. На начальном этапе движение
делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так же
большое значение имеет затакт и его акцентирование для точности исполнения
и передачи характера движения.
Battements tendus jetes размер 2/4; темп - allegro, четкий ритмический
рисунок (по возможности, синкопированный), ударение на слабую долю. На
начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и».
Наличие затакта необходимо с начального момента изучения. Возможно
метроритмическое разложение до четверти. На начальном этапе темп в размере
2/4 медленный, затем быстрый.
Rond de jambe par terre размер 2/4, 4/4, ¾; характер мелодии - плавный,
темп - andante. Метроритмическое разложение требуется лишь на начальном
этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 не обязательно). Одно движение
делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если
подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер ¾ -
более быстрым.
Battements fondues размер 2/4 и 4/4; характер мелодии плавный, темпы -
adagio, largo и andante. На начальном этапе требуется квадратность,
определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт.
Метроритмическое разложение требуется на начальном этапе, если дается
размер 2/4 (если 4/4 нет); в этом случае одно движение делается на 1 такт,
таким образом, замедляется темп.
Battements frappes размер 2/4; темп - allegro, четкий и мелкий ритм.
Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок
желателен из мелких длительностей, лучше на staccato. Возможно наличие
затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном этапе, когда
темп медленный, чем тогда, когда движение уже «выработано».
13
Adagio размер 4/4, ¾; характер музыки плавный, спокойный. Темп
исполнения медленный. Это упражнение включается в экзерсис на четвертом
году обучения вместо developpe. Квадратность не имеет решающнго значения,
так же как и ритмический рисунок. Наличие затакта возможно, но не
обязательно. Метроритмическое разложение не требуется. В размере ¾ темп
исполнения музыкального фрагмента быстрее, чем в размере 4/4.
Anler размер 4/4, 2/4, ¾; характер музыки - плавный, темп - adagio. На
начальном этапе большое значение имеет квадратность. Ритмический рисунок
не важен. Возможно наличие затакта. Разложение на более длинные
длительности не требуются из-за медленного темпа исполнения движения. В
размере ¾ темп исполнения мелодии ускорятся, а характер становится более
воздушным (в размере 2/4 – все наоборот).
Battements developpes размер 4/4, 3/4; характер музыки - плавный,
спокойный, темп аdagio, lento. Так как это движение предшествует аdagio, то
для лучшего усвоения следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты.
Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно начало движения с затакта.
Метроритмическое разложение музыкального материала не требуются. Темп
исполнения медленный.
Grant battements jetes размер 2/4, ¾; характер музыкального фрагмента -
бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе
необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль.
Необходимы акценты на сильную долю. В размере ¾ необходимо присутствие
затакта. Разложение на более крупные длительности возможны на начальном
этапе обучения темп варьируется в зависимости от технической
«продвинутости» учащихся - от медленного до быстрого.
14
Приложение 2
Музыка для занятий хореографией
с обучающимися младшего школьного возраста
Марши:
С. Прокофьев. Марш. Соч. 65 № 10 (Детская музыка).
Р. Шуман. Марш. Соч. 68 № 2 (Альбом для юношества).
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Соч. 39 № 5 (Детский альбом).
А. Гречанинов. Марш. Соч. 98 № 3 (Детский альбом).
Г. Свиридов. Веселый марш. (Альбом пьес для детей, № 10).
Д. Шостакович. Марш. Соч. 39 № 1 (Детская тетрадь).
Танцы:
П. Чайковский. Полька. Соч. 39 № 14.
М. Глинка. Полька («Калинка». Альбом начинающего пианиста, 1984).
А. Гречанинов. Мазурка. Соч. 98 № 13.
П. Чайковский. Мазурка. Соч. 39 № 10: Вальс. Соч. 39 № 8.
А. Гречанинов. Вальс. Соч. 98 № 15.
С. Прокофьев. Вальс. Соч. 65 № б.
Д. Шостакович. Вальс. Соч. 69 № 2; Вальс-шутка. (Танцы кукол, № 5).
П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»;
Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (Балеты-сказки П.
Чайковского. Переложение для фортепиано Н. Адлер. М., 1978).
Э. Григ. Халлинг (Норвежский танец). Соч. 38 № 4 (Лирические пьесы, тетрадь
II).
Старинные танцы:
И. С. Бах. Менуэт, Полонез, Волынка (Из нотной тетради А.-М. Бах). Л.
Моцарт. Бурре (Хрестоматия для ф-но. I кл. ДМШ). Л. Бетховен. Экосез
(Музыка для детей, вып. 2).
15
Приложение 3
Музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов
1. Мультфильм «В зоопарке»-« В каждом маленьком ребёнке»
2. Мультфильм «Анастасия»-Вальс
3. Мультфильм «Про черепаху»-Менуэт
4. Мультфильм «Летучий корабль» -Песня Забавы
5. Мультфильм «Летучий корабль» - Песня Бабок Ёжек
6. Кинофильм «Город мастеров»-Мелодия
7. Кинофильм «Мама»-Колыбельная»
8. Кинофильм «Карусель»-Русская народная мелодия
16
Приложение 4
Упражнения на усвоение основных понятий музыкальной грамоты
Метроритм
Обучающиеся учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух,
отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а так
же на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознанно выполняя
движения в этих размерах.
Упражнения:
1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников,
затем на карточках найти ритмические имена друг друга;
2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками,
затем ногами;
3) игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по
показу педагога, затем по показу самих детей;
4) прохлопывание ритма стихов, например:
Шел, шел без дорог. Шесть котят есть хотят.
Где шел - там и лег. Дай им каши с молоком -
До весны пролежал, Пусть лакают языком.
А потом побежал. Потому что кошки не едят из
ложки.
5) прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.
Характер музыки
Обучающиеся учатся слушать музыку, воспринимать ее характер,
отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике.
Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание
музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому
раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности
малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных
выступлениях.
Паузы
Игра «Здравствуй, друг».
Ход игры: Дети стоят по кругу, в руках одного - игрушка. Звучит музыка,
воспитанники передают игрушку по кругу. Музыка прекращается - игрушка
«замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит снова - игрушка двигается
по кругу.
Во время этой игры также развивается внимание, умение как
останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом
музыки. А еще можно вводить изменение темпа в музыке, следовательно, дети
передают игрушку быстрее или медленнее - развивается умение слышать
изменение темпа музыки и в соответствии с ней двигаться.
Сильные и слабые доли
17
1) Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения
музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем. То
же самое можно использовать для определение размера музыки, начала такта -
дети двигаются по кругу под музыку. Во время движения хлопают на сильную
долю.
2) Игра «Умный платочек».
Ход игры: Дети стоят по кругу, в руках одного платочек. Во время музыки
передаем платочек следующему на сильную долю.
Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере
усвоения добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали несколько
человек.
Музыкальные регистры
Игра «Кто живет в лесу».
Ход игры: Концертмейстером проигрывается три музыкальных фрагмента:
1-й - в высоком регистре - это птички, 2-й - в среднем регистре - это лисы; 3-й -
в нижнем - медведи. Далее дети закрывают глаза, а концертмейстер играет ту
или другую музыку, а воспитанники отгадывают, кто живет в лесу.
Строение музыкальной фразы: акцентирование конца музыкально-
танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком,
соскоком на обе ноги и так далее.
Упражнения:
«Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами:
«Вокруг лужи обойду, ну, а в центр ее ступлю» - на окончание музыкальной
фразы, на слова «ступлю» дети прыгают в центр круга.
«Мост» - во время этого упражнения так же развивается понятие
последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду,
иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам». На
слово «сам» дети делают перескок.
«Снежинки» - под музыку вальса (хорошо подходит «Вальс»/ми минор/
А. Грибоедова) дети кружатся, танцуют как снежинки. На окончание
музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу
концертмейстер акцентирует окончание фраз замедлением. После того, когда
воспитанники хорошо усвоят - играет без замедлений.
Темп
Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой
мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков
музыкального сопровождения.
Упражнения:
1) ходьба и бег в разных темпах;
2) выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке
музыки;
3) Игра «Солнышко и дождик» - для этой игры можно использовать две
разные мелодии, а лучше выбрать одну универсальную, которая будет хорошо
восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая спокойная
18
шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лучами
солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем, и
сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту дети должны правильно
выполнять заданные движения. Игра развивает не только восприятие
различного темпа, но и вырабатывает внимание.
4) Игра «День и ночь» - принцип почти такой же, как в предыдущей игре.
Ход игры: Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют,
словом изображают «День». С приходом «Ночи» все замирают - «спят». Кроме
понятия темпа, развития внимания, у воспитанников есть возможность
проявить свою фантазию, включить воображение.
19
Приложение 5
Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки
1. Вальс из к/ф «Кубанские казаки»
2. Медленный вальс Г. Подэльский
3. «Шуточка» В. Селиванов
4. «Качели» В. Золотарёв
5. «Танец бабочек и цветов» В. Николаев
6. Концертный вальс Н. Раков
7. «В музыкальных ритмах». В. Клин.