Среднесрочный групповой поисковый проект Сравнительный образ «учащихся» церковно-приходской школы и школы 21 века

Среднесрочный групповой поисковый проект
на тему
«Сравнительный образ «учащихся»
церковно-приходской школы и школы 21 века»
Авторы проекта
- обучающиеся 5 класса:
Андреев Андрей
Бубликова Анастасия
Белоусов Георгий
Коваленко Мария
Евлампиев Степан
Руководитель проекта: Черткова И.В.
Обоснование выбора темы проекта
На уроках истории, мы составляли семейное древо, и выяснили, что многие
бабушки и дедушки учились в церковно-приходской школе. Нам стало
интересно, что это за образование?
Актуальность проекта
В средствах массовой информации всё больше появляется сведений о
необходимости открытия церковно-приходских школ, что вызывает споры в
обществе – нужно это или нет.
Цель:
Изучение особенностей деятельности церковноприходских школ на рубеже
веков.
Задачи:
Изучить литературу и Интернет-источники на тему «Деятельность
церковно - приходских школ в России в начале XX века»;
Узнать историю строительства церквей и ЦПШ;
Провести и оформить интервью;
Провести эксперимент письма с перьями и проанализировать его
результаты;
Провести анкетирование и оформить;
Оформить презентацию проекта;
Сделать буклет.
Этапы работы над проектом
Свою работу мы начали с анкетирования учителей лицея.
Необходимо было узнать, у кого из учителей родственники в
доревоюционное время ходили в церковно-приходскую школу.
Было опрошено 35 учителей. Мы
выяснили, что у 20% учителей
родственники ходили в церковно-
приходскую школу, у 17% служили в
церкви.
Нам стало интересно а учителя
сами крещёные?
- на диаграмме видно что 72%
крещёные, 17% крещёные дома и 11% не
крещёные.
История семьи-история страны
Работая над проектом мы ещё больше узнали историй о своих семьях, своём
городе и школе.
Белоусов Георгий участник проекта рассказал нам, что у его дедушки
Егошина Ивана Константиновича (маминого папы) дед Егошин Пётр был
старостой церкви. Прадед Пётр, по воспоминаниям деда, служил в царской
армии при императорской службе в Санкт-Петербурге. На стене в родном
деревенском доме висело фото бравого царского служаки с саблей.
И прадед Пётр, и его сын
Константин отец моего деда
Ивана, постигали азы грамоты и
математики в церковно-
приходской школе.
Прадед Пётр был строг, своих
сыновей воспитывал по
христианским заповедям, по
домостроевским законам: строго
бранил за сквернословие, наказывал за обман и леность, не разрешал
сыновьям пьянствовать. Дедушка вспоминал, что прадед Пётр имел
глубокий, сильный и красивый
голос, пел в церковном хоре, и
своих внучат брал на службы в
церковь, хотя за это наказывали в
советские времена.
Дедушка Ваня вспоминал, как
его дед Пётр учил его и других
внуков грамоте: читать и писать по
церковным книгам, был добр со
смышлёными и трудолюбивыми внуками, но строг с озорниками и лентяями.
Сохранение семейных традиций, соблюдение законов Божьих в трудных
условиях деревенской жизни были необходимы для сохранения семьи, своего
рода.
Второй участник проекта Евлампиев Степан
рассказал, что его дедушка, носит звучную
фамилию, как колокол - Пономарёв. Возможно, в
его роду были служители церкви (узнать не
удалось). Ведь - Понома
́
рь -православной
Церкви, обязанный прислуживать при
Богослужении, а также звонить в колокола. В
России пономарь уважительно именуется
алтарник, а в разговорной речи — дьячок.
(словарь Ожегова)
- Гайдукова Людмила
Васильевна, рассказала
нам, что её дед, Филатов
Иван Матвеевич,
проучился три года в
церковно-приходской
школе с. Дьяковка, но
этого уровня
образования ему
хватило, что бы делать
точные расчёты и выкладывать печи.
В Красном Куте в 1905 году был построен очень красивый храм святого
Архангела Михаила, он рассчитан на 1500
человек. При нём была открыта одноклассная
церковно-приходская школа для мальчиков и
девочек. За 1909-1910 учебный год она была
отнесена в число лучших во всем
Новоузенском уезде.
- В 1937 году церковь с большим трудом взорвали, а из оставшегося кирпича
была построена школа № 3.
- Из интервью с директором
лицея Тихоновым Валентином
Ивановичем, мы узнали, что в
стенах нашей школы тоже есть
частица храма Архангела
Михаила.
- Кирпичом от оставшейся школы 3
были частично заложены окна спортзала.
Работая с литературными источниками
и Интернет ресурсами нам стало
известно, что школы находились на
попечительстве. Попечителями избирались,
как правило, местные купцы или крестьяне.
На особом положении находились
попечители школ грамоты. Правительство наделило льготными правами
попечителей школ из крестьянской среды. Они пользовались
«Преимуществами, предоставленными лицам волосного и сельского
управления».
Пока крестьянин оставался попечителем школы, его освобождали от
всяких натуральных повинностей. Эта обязанность перекладывалась на
сельское общество. Им так же не имели права наносить телесные наказания
[Сборник распоряжений…, 1893, с. 9].
Мы воспользовались
информацией из Интернет ресурсов и
узнали, что церковно-приходские
школы были одноклассные (2-
годичные) и двухклассные (4-
годичные). В одноклассных изучали
закон Божий, церковное пение,
письмо, арифметику, чтение. В
двухклассных школах кроме этого
изучалась история.
- Как известно, что бы хорошо усваивать знания необходима дисциплина. А,
была ли дисциплина в церковно-приходской школе?
Как и в наше время, необходимо было подчиняться всем установленным
правилам: приходить в школу вовремя; заниматься, не мешая товарищам;
внимательно слушать учителя и отвечать лишь по вызову; выходить из
класса во время урока только по
особой надобности, с разрешения
учителя; на переменах играть и
развлекаться без ссор и драк. Книги и
письменные принадлежности
должны были содержаться в порядке
и сохранности.
- Нам было очень интересно узнать, а
что было за нарушение дисциплины?
Оказалось, что методами
исправления плохого поведения считались замечание, внушение, выговор
наедине или в присутствии товарищей, стояние за партой, оставление в
классе после урока.
Высшей мерой наказания считалось сообщение родителям о проступке
ученика.
Но так было не во всех школах. Например, в школе села Ивановка Липецкого
уезда Тамбовской губернии учеников наказывали следующим способом:
«постановка в угол столбом и на колени, словесный выговор и
оставление без обеда»
- В школы принимали сельских детей в возрасте от 7 до 12 лет обоего
пола. В связи с отсутствием финансовых возможностей, для открытия школ в
сельской местности по половому признаку, обучение детей велось совместно.
Но учителям не разрешалось сажать мальчиков и девочек на одну лавку.
- Процесс обучения чтению
был трудным. Учили читать по-
латыни методом механического
запоминания. В ходе
преподавания учитель
пользовался методом
зазубривания материала. Он
вслух произносил молитвы, а
ученики повторяли за ним. Такой
метод был связан, прежде всего с
тем, что Священный Синод не
мог оснастить все учебные заведения необходимым количеством книг.
Интересно было узнать,
что в отличие от книг
современной школы
книги в ЦПШ были
рукописными и
написаны разным
почерком, что крайне
затрудняло овладение
техникой чтения.
Техника письма была
также
очень
сложной.
Мы решили провести эксперимент и узнать, правда ли, что писать
гусиным пером сложно.
- Взяли гусиные перья,
наточили. Вместо чернил у
нас был свекольный сок (так
раньше писали, если не было
чернил). Сначала
получалось с трудом, а
потом приноровились, и дело пошло. Но
кляксы оставались, и «чернила» долго не
сохли. Мы пришли к выводу, что писать
пером неудобно и марко.
- Кроме чистописания,
была арифметика.
Мы нашли задачу для
второго класса,
применимую к жизни
того времени. Было
интересно.
Мы попробовали её
решить.
Сравнивая обучение в церковно приходских школах и школах 21 века,
мы поняли, что в основном детей воспитывали и обучали основам
грамотности посредством изучения Закона Божьего, краткой Священной
истории Ветхого и Нового Завета, краткого катехизиса, церковного пения с
голоса, чтению на славянском и русском языках, письму и начальному
счислению. В современных школах Закон Божий не изучают.
В поисках нужного материала мы
нашли в Интернете старое
расписание уроков в ЦПШ. В этом
расписании видно, что Закон
Божий преподавали каждый день
по одному уроку на протяжении
всего периода обучения.
Церковно-славянский язык
изучали 4 часа в неделю, пение и
чистописание по 2 часа.
В расписании школ 21 века много
различных предметов и его можно не
только
прочитать, а
считать при
помощи
смартфона, где
есть QR код.
Мы узнали, что в отличие от современной школы в церковно-приходских
школах часто не было учебных принадлежностей,
писали на обрывках бумаги, на досках.
Было интересно узнать, что неизменными остались
занятия, помогающие определить свою профессию.
При школе велось преподавание рукоделия
и рисования карандашом и красками.
Из прикладных занятий преподавалось
рукоделие для девочек.
–Программа также включала в себя
церковные песнопения.
Вопрос питания был важным. Чтобы ребёнок развивался, ему
нужно питаться.
- Для многих детей церковно-
приходская школа была
единственным местом, где они
могли поесть.
- Мы живём в 21 веке, где школы
оснащены современным
оборудованием, и мы имеем большие
возможности для получения хорошего
образования.
По окончании школы мы получим
аттестат о среднем общем образовании. А
ученики церковно-приходской школы
ежегодно проходили испытания.
Комиссия в составе учителя, священника,
попечителя
были
экзаменаторами. И ученики, которые
выдерживали испытания, получали Свидетельство
с подписью экзаменаторов и церковной печатью.
Мы знаем: в Красном Куте есть «Воскресная
школа» в храме Святой Троицы. Задача
воскресной школы не образование, а духовное
воспитание, там проводят театрализованные
спектакли, путешествуют по святым местам.
Мы
провели
анкетиро
вание среди обучающихся с 5 по 11
классы. И выяснили, что крещёных
90%, а не крещёных 10%. А
значит они
могли бы
посещать
церковно-
приходскую
школу.
Выводы по проекту
Мы можем с уверенностью сказать, что современная школа, отвечая
вызовам времени, даёт не только знания, но и развивает самостоятельность
учит учиться. Так как изменяется общество – изменяется и образование.
Практическая значимость проекта
Данный проект может применяться на уроках истории, краеведения,
внеклассных мероприятиях. Собранный материал будет интересен не только
нашим одноклассникам, но и всем ученикам.
Рефлексия
Бубликова Настя. Благодаря проекту я сделала много
интересных открытий, познакомилась с новыми фактами. В
процессе работы над проектом я научилась брать интервью,
проводить анкетирование. Мне было интересно общаться со
сверстниками и учителями, задавать вопросы.
Особые сложности возникли при отборе нужной
информации из большого объёма полученного материала.
Всё было нужно - всё было важно. Но цель была достигнута.
Андреев Андрей. Работая над проектом, я узнал много
интересного о церковно-приходских школах нашего города
и, что Краснокутская школа дважды была отнесена к числу
школ, наиболее успешных по обучению русскому языку и
церковному пению. Я понял, что даже в сложные для страны
времена, дети получали хорошее образование.
Работая над проектом, мы стали участниками необычного
эксперимента использование гусиного пера для письма. Было интересно
узнать, как можно писать «чернилами» из сока свеклы было сложно, но у
меня получилось.
Белоусов Георгий. В процессе работы над проектом, я
узнал много интересного о своём прадедушке. Мой
прадед был старостой в церкви. Он и его сын получили
хорошие знания, выучившись в церковно-
приходской школе. Я понял, что
важно знать историю своей семьи.
Коваленко Маша. Мне было интересно работать над
проектом, узнавать как учились в церковно-приходских
школах. Меня удивило, что дети так же подчинялись установленным
правилам поведения, которые существуют и сейчас: приходить в школу
вовремя; заниматься, не мешая товарищам; внимательно слушать учителя и
отвечать лишь по вызову. Дисциплинарные взыскания почти не изменились,
но меня порадовало, что сейчас не ставят в угол на горох.
Евлампиев Степан. Мне было интересно всё. Я понял,
что в настоящее время учиться интереснее и сложнее. Я
узнал происхождение фамилии моего дедушки, ведь она
имеет отношение к теме нашего проекта. Меня удивило,
что наш лицей имеет частичку от разрушенной в 1937 году
церкви и церковно-приходской школы.