Методическая разработка "Развитие эмоциональности в детском хоровом коллективе"

МБУ ДО "Мало-Шелемишевская детская школа искусств"
Методическая разработка на
тему:"Развитие эмоциональности в
детском хоровом коллективе"
[Введите подзаголовок документа]
Преподаватель: Матюшкина Ольга Вячеславовна
06.05.2020
При исполнении музыкального произведения происходит обмен
эмоциями, естественно, дети должены хорошо понимать этот язык и
уметь донести до публики смысл исполняемого.
Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут
оказать как и положительное, так и отрицательное влияние на
певческий процесс. Эти эмоции могут носить активизирующий
характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его
энергию, а могут иметь депрессивный - снижающий его
жизнедеятельность.
Чувство радости улучшает звучание голоса, делает его звонче,
подавленное состояние наоборот делает звук приглушенным.
Степень эмоциональной одаренности бывает разной. Бывают дети
малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить
эмоциональность ученика путем подбора соответствующего репертуара.
Очень эмоционально отзывчивым детям наоборот стоит давать музыку
поспокойнее.
Богатство чувств- необходимое условие для исполнения.
Творческая жизнь требует большого горения, большой
эмоциональности, только тогда исполнение будет иметь силу
воздействия на публику.
Хоровой коллектив должен использовать все средства
эмоциональной выразительности – жесты, мимика, голос.
При исполнении произведения степень эмоционального захвата не
должна переходить определенных границ. Она не должна мешать
правильному звуковедению, нарушать основы вокальной техники, она
не должна приводить к действительному переживанию.
На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на
более позднем внимание концентрируется больше на художественной
стороне произведений. Так, для выразительного исполнения
музыкальной фразы необходимо владение дыханием, динамикой звука,
для передачи эмоционального содержания музыкальной фразы
требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое
образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении,
твердой в драматическом произведеиии или марше)
Упражнения для развития эмоциональности.
1.При распевании, распевку вначале попросить спеть ученика
ровно, не проявляя особых эмоций. Она может быть как на стаккато, так
и на легато. Последующие разы просить спеть ее в разных характерах –
весело, грустно, с большим восторгом, с интонациями просьбы, ласково,
сердито. Это раскрепощает поющего и на таких небольших примерах
развивает у него понятие, как петь эмоционально целое произведение.
2.Перед тем, как петь произведение, попросить детей
выразительно прочитать текст и проработать с ним каждое
предложение. Лучше спеть половину произведения на уроке, но пропеть
с выражением, чем просто его вокально отработать. Поспрашивать
ученика, где есть смысловые слова, чтобы на них сделать акцент. Это
больше касается детей эмоционально неразвитых или же скованных.
Есть дети от природы очень музыкальны, поэтому при пении они
бессознательно находят нужный оттенок.
3.Слежу за жестами и телодвижениями, так как они говорят о
многом: выдают степень раскрепощенности или же зажатости.
Помочь ученику раскрыться. Попросить его, проговорить фразу из
произведения, и чтобы он при этом изобразил жест или движение,
какое он бы изобразил в жизни, (если эти движения конечно
уместны).
4.Чтобы ребятам было понятнее, попытаться рассказать все
образами. Например: при просьбе спеть весело, попросить
представить голос как скачущий мячик. Спеть грустно – представить,
как тянется жвачка. И т.п., на своё усмотрение.
В хоровом коллективе, в процессе работы, активно развиваются все
виды слуха.
В настоящее время существуют разные классификации видов
музыкального слуха.
Это:
1. Звуковысотный слух
2. Мелодический
3. Гармонический
4. Темброво-динамический
5. Полифонический
6. Фактурный
7. Интервальный
Данные виды слуха находятся во взаимодействии, но каждый обладает
присущими ему особенностями.
Мелодический слух- обеспечивает целостное восприятие мелодии. В
основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее
собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их
устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Одним из его
наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление
заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как
незавершенные.
П. Г. Чесноков в своей книге"хор и управление им" предлагает
схему интонирования ступеней с относительным повышением или
понижением, ступеней мажорной и минорной гаммы при движении вверх
или вниз. Он считает, что тоника в миноре устойчивая к повышению и
поется более легким звуком, а тоника мажора-интонируется плотно и
устойчиво.
На хоровом занятии, я использую различные приемы и
упражнения, предназначенные для развития музыкального слуха. Пение с
ручными знаками, вокальные упражнения, На начальном этапе использую
показ движениями руки ступеней лада(высоты звука), а также использую
столбицы(столбицы) - все эти способы помогают рубенку выстроить
систему координат,зрительно-слуховых представлений для уверенного
интонирования. В первом классе основной вид хорового изложения -
одноголосье - главные задачи связаны с выработкой у хора ясного и
чистого интонирования.
Когда выстроен унисон-это начало пути к многоголосью(развитию
гармонического слуха).
Многоголосье в хоре является результатам поэтапной, систематической
предварительной работы по развитию гармонического слуха...считается
не правильным когда...Поэтапное фомирование гармонического слуха
предполагает включение системы предворительных
упражнений(двухголосных попевок, пение трехголосья в виде трезвучия).
Я перечислю некоторые упражнения ,необходимые для развития
гармонического слуха:
1.упраж-е на римическое двухголосье.
2.умение слышать и спеть нижний звук в интервале.
3.пение разных партий в двухголосных игровых попевках.
4.пение двухголосных ступеневых последовательностей
5.пение разрешений в ладу двухголосно.
Начальное двухголосье, включаю, как вариант игровых упражнений,
варьирование попевок, народных песен и ставлю целью постепенную
тренировку гармонического слуха.
Пение народных песен с подголосками начинаю с простых обработок,
где второй голос представляет собой выдержанный звук, например:
"Во поле береза стояла","как под горкой под горой","в сыром бору
тропина"
Например:
"Динь-дон"
первый колокол - большой, исполняет первая группа детей-бом-
до(половинными)
второй колокол-динь-дон-вторая группа детей ми-соль четвертными
возможно включение и третьего голоса -партия маленького колокольчика
-дили-дили соль,ля восьмыми.
Постепенно дети учатся хоровой координации -поем одно,слышим другое.
Полифонический слух- как и гармонический, связаны со слышанием
многоголосных структур. Разница между ними заключается в том, что
гармонический слух позволяет одновременно слышать звуки,
составляющие вертикаль; полифонический – распознавать движение
голосов по горизонтали.
Поем каноны, тем самым развиваем полифонический слух."Использую
репертуарный багаж народных песен, выученных одноголосно. Знакомые
песни, хорошо спетые ,детям гораздо интереснее и проще осваивать в
виде канонов. Русские народные песни"Скок -скок поскок", "У кота-
воркота", "Во поле береза стояла".
Воспитывать навыки пения а каппела начинаю с самых первых дней
занятий,где можно обойтись без аккомпанирования на инструменте.
Начинается активная работа по воспитанию координации слуха и голоса
для достижения чистого мелодического строя. Главный музыкальный
материал для исполнения одноголосных мелодий а капелла -народные
песни, знаменные распевы.Пение а капелла предполагает более высокий
уровень развития вокальных умений и слуха, является исконно русской
традицией пения, изначально присуще русской народной песне и хоровой
культуре России в целом.