Игровые упражнения на основе фонетической ритмики (по методике Н.Ю. Костылевой «Покажи и расскажи»)

1
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики
(по методике Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи»)
Подготовила учитель-логопед
Павликова Татьяна Александровна
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь
и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов)
сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической
ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая
ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И.
Леонгард у специалистов Загребского реабилитационного цента "Суваг" для
глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с
успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с
недостатками слуха и речи.
Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со
слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили
логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Живой
интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя
подготовительных и начальных классов.
На чем же он основан этот метод? Дети легко " заряжаются "эмоциями
окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться , как начинают плакать или
смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и
даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует
фонетическая ритмика. Эмоции и движения - значительно более " древние"
свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе
появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.
Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для
становления многих психических процессов и в первую очередь для
2
своевременного развития речи.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений
рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль,
активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры
головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс
формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда
движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.
Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в
направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая
ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный,
речевой, и использующая механизм их функционального единства.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные
виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков,
звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное
использование жестов, мимики, интонационного языка.
Рекомендации по проведению занятий с использованием игровых упражнений
на основе фонетической ритмики.
1. Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 мин и лучше
перед завтраком в качестве речевой зарядки.
2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога
и не мешать друг другу.
3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения
проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал
синхронно с педагогом.
3
4. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными
детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает
движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.
Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность
выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
5. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру
движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и
плавные и т.д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию
психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность
процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется
психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.
6. На первых порах следует исключить резкие движения. На близком расстоянии они,
во-первых, могут напугать ребёнка, а во-вторых, с трудом воспринимаются
зрением.
7. Есть дети, для которых начальный этап- пассивный. Следует оставить за ними
право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать.
Нельзя принуждать ребёнка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам
привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и
желание поучаствовать в игре, и он начнёт подражать. Чем быстрее наладится
положительный эмоциональный контакт с ребёнком, тем скорее он начнёт
подражать, и включится в совместную игру.
8. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная
от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным
Гласные звуки:[а],[о],[у],[э],[и],[ы];
Согласные
звуки:[м],[н],[ф],[в],[п],[б],[т],[д],[к],[г],[х],[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р],[й],(йот)
4
и йотированные гласные).
9. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой
характер и яркую - положительную окраску.
10. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя
оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими,
радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим
достижениям, но и успехам товарищей.
11. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и
поддержки - улыбку, мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине,
голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.
12. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной,
эмоциональной и обязательно фонетически правильной.
13. Преподаватель должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять
движения. Для этого советуем разучивать упражнения перед зеркалом.
14. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при
индивидуальной работе с ребёнком, но и улавливать их при хоровом
проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен
тактично.
15. Предлагаемый практический материал может быть, использован на
индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста.
Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и,
конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых
занятиях.
5
16. Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельный урок или как часть
речевого занятия, а могут с успехом использоваться ( например, отдельные
стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых
динамических пауз на других занятиях. Регулярное проведение речевых занятий с
использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало,
что;
-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и
координация движений;
-улучшается фонематический слух;
-нормализуется речевое дыхание;
-формируется умение изменять силу и высоту голоса;
-улучшается ритмикой - интонационная сторона речи;
-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию
некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки
звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.
Это наиболее ярко проявилось в работе с "неговорящими" детьми. Данная
методика стимулировала у них появление начатков собственной активной речи. Но
мы уверены, что занятия с использованием упражнений на основе фонетической
ритмики будут полезны абсолютно всем детям.
Описание движений на гласные звуки
[А]
Вариант 1
Дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный -а-а], они
плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх.
Интонация радости.