Открытый урок "Использование современных технологий для успешного развития гармонического слуха учащихся старших классов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
городского округа Отрадный Самарской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по сольфеджио
с учащимися VI класса
фортепианного, оркестрового отделений
Тема урока: «Использование современных технологий для успешного
развития гармонического слуха учащихся старших классов».
Преподаватель: Спирина Ирина Викторовна
21 мая 2013г.
Цель урока: совершенствовать формы и методы работы по развитию
гармонического слуха учащихся, выработать навыки гармонического анализа и
подбора аккомпанемента.
Триединая задача урока:
1. Образовательная: закрепить умения и навыки учащихся в области развития
гармонического слуха, научить применять полученные знания на практике.
2. Воспитательная: прививать у учащихся музыкальный вкус, способность
ответственного отношения к работе, активность в выполнении заданий.
3. Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, музыкальную
память, творческие способности.
ПЛАН УРОКА:
I. Работа в ладу: 7 мин.
- пение канона В. Середы «Шуточная песенка».
- пение гаммы C-dur.
- игра и пение модулирующей секвенции на Д
7
.
II. Упражнения на способы отклонения и модуляции. 3 мин.
III. Гармонический диктант. 7 мин.
IV. «Генделевская секвенция: 10 мин.
- игра и пение в a-moll.
- гармонический анализ в музыкальном примере.
- пение гармонической цепочки.
V. Подбор аккомпанемента к песням. 3 мин.
ХОД УРОКА:
I. Работа в ладу.
а) Канон В. Середа «Шуточная песенка».
Цель: подготовка голосового аппарата к работе в ладу.
Описание: пение канона 3-х голосно сольфеджируя и со словами.
Методические указания: работать над качеством ансамблевого исполнения.
б) Гамма C-dur; секвенции на Д
7
.
Цель: развитие ладо-интонационных, звуковысотных навыков; навыков
ансамблевого многоголосия.
Описание: пение каноном; модулирующей секвенции на Д
7
.
Методические указания: пение гаммы 3-х и 4-х голосным каноном; исполнение
секвенции с аккомпанементом учащихся.
II. Упражнения на способы отклонения и модуляции в родственные
тональности.
Цель: закрепить навыки приёмов и способов перехода в родственные
тональности.
Описание: учащиеся исполняют на фортепиано упражнения и прелюдии на
отклонения в родственные тональности.
Методические указания: отклонения в тональности IV, II и VI ступеней через
аккорды Д
7
и его обращений.
III. Гармонический диктант в C-dur.
Цель: формирование гармонического и тренировки внутреннего слуха у
учащихся.
Описание: преподаватель исполняет гармоническую последовательность в
форме периода.
Методические указания: учащиеся определяют структуру, тональный план,
гармонические функции.
IV. «Генделевская секвенция»
а) игра и пение секвенции в a-moll.
Цель: закрепление особенностей построения и исполнения секвенции.
Описание: игра и пение секвенции в a-moll.
Методические указания: один учащийся исполняет секвенцию на фортепиано,
остальные сольфеджируют.
б) гармонический анализ песни Б. Потешкина «Замечательный сосед».
Цель: практическое освоение гармонических оборотов и последовательностей,
направленное на развитие навыков подбора аккомпанемента.
Описание: преподаватель исполняет запев песни, учащиеся определяют
гармонические функции, секвенцию.
Методические указания: прежде чем сделать гармонический анализ, учащиеся
сольфеджируют мелодию под аккомпанемент педагога.
в) пение гармонической цепочки по цифровке с доски.
Цель: выработать у учащихся навыки ансамблевого пения.
Описание: учащиеся по цифровке определяют виды аккордов, гармонические
функции, затем исполняют многоголосно.
Методические указания: учащиеся определяют «генделевскую секвенцию,
исполняют пример, разделившись по голосам.
V. Подбор аккомпанемента к песням.
Цель: практическое применение полученных знаний и навыков при подборе
аккомпанемента.
Методическое пояснение
Одной из основных задач курса сольфеджио является воспитание
полноценного гармонического слуха. Ученик, освоивший курс сольфеджио,
должен не только различать окраску сравнительно небольшого числа созвучий,
взятых изолированно и в тесном расположении. Настоящий музыкальный слух
способен воспринимать любое созвучие в разном контексте, оценивать
различную интонационную напряжённость гармонических функций. Слово
«тоника», «доминанта», «субдоминанта», как и соответствующие им
гармонические функции, должны обозначать для учеников вполне конкретные
состояния в музыке: тоника состояние покоя, субдоминанта движение от
тоники, доминанта – движение к тонике.
Важно, чтобы ученики не только усвоили это из слов преподавателя, но и
научились «переживать!» эти состояния, оценивать их в нотном тексте и
воссоздавать в своих творческих работах.
Задания на гармонизацию мелодии лучше всего начинать с контурного
двухголосия построения баса к данной мелодии. Работа с контурным
двухголосием приучит учащихся сознательно выбирать гармоническую
пульсацию и определять порядок гармонических функций в соответствии с
необходимым в каждом конкретном случае характером движения. Попутно
упражнения на гармонизацию расширяют круг гармонических средств,
доступных ученикам: вводят в практику отклонения, позволяют уточнить
представления учеников о функциональной принадлежности аккордов
побочных ступеней, приучают пользоваться не только основными видами
аккордов, но также и их обращениями.
Хорошо развивает гармоническое мышление упражнения на фортепиано
разрешения аккордов, различных секвенций, а также расшифровка и исполнение
гармонических последовательностей, записанных цифровкой. Каждое из этих
упражнений может служить моделью определённой музыкальной ситуации,
содержать типичные гармонические обороты в естественных условиях метра,
ритма и синтаксиса.
В старших классах наряду с расшифровкой аккордовых цепочек можно
предлагать детям следующие задания: найти наилучший вариант мелодического
заполнения аккордовой цепочки, пение мелодий с одновременным исполнением
нижних голосов последовательности на фортепиано; пение баса с
одновременным исполнением верхних голосов; пение 3-х или 4-х голосных
последовательностей многоголосно. Такие задания целесообразно использовать
и для развития воображения учащихся.
Все вышеперечисленно позволит сформировать в сознании учеников
представление о том, что любое созвучие, любой интервал или аккорд
приобретает музыкальный смысл только в условиях ансамбля мелодий,
составляющих музыкальную ткань, и приучит их строить даже простые
последовательности аккордов с учётом мелодического содержания линий. Такая
работа будет служить хорошей основой для воспитания интонационного слуха.
Психолого-педагогическая характеристика
группы учащихся VI класса
фортепианного, оркестрового отделений
Группа учащихся VI класса среднего школьного возраста.
1. Темянинец Анастасия 5. Волкова Полина
2. Курова Влада 6. Фролов Никита
3. Мусаева Анна 7. Кондрахин Никита
4. Шиляев Кирилл 8. Прохоров Егор
Возраст учащихся 12-14 лет. Ведущими видами деятельности являются
общественно-полезная деятельность, личностное общение.
Этот возраст учащихся характеризуется:
- личностной нестабильностью, чувством взрослости;
- развитием теоретического рефлексивного мышления;
- интеллектуализацией восприятия, памяти, воображения;
- личностной рефлексией;
- гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.
Большинство учащихся этой группы активны, работоспособны,
любознательны, но не у всех проявляется ответственный подход к занятиям,
Ребята обладают разным уровнем музыкальных способностей, что предполагает
использование индивидуального подхода в работе с детьми.
Учащиеся Кандрахин Н., Шиляев К., спокойны, ответственны, обладают
хорошей памятью, реакцией, устойчивым вниманием, хорошо развитым
логическим мышлением, способностью быстро переключаться с одной формы
работы на другую.
Учащиеся Курова В., Волкова П., Темянинец Н. малоэмоциональны, но
работоспособны, обладают устойчивым вниманием, усидчивостью, хорошей
памятью, не всегда ответственны.
Учащиеся Прохоров Е., Фролов Н. активны, подвижны, эмоциональны, с
хорошей музыкальной памятью, не всегда устойчивым вниманием и
работоспособностью у Фролова Н.
Учащиеся Мусаева А. энергична, пассивна на уроках, малоэмоциональна,
ленива.
Все дети заинтересованы в занятиях в ДШИ.
Уровень взаимодействия в группе 90%.
Цель дальнейшей работы: продолжить формирование у учащихся
творческого мышления, познавательного интереса, музыкальных способностей,
укреплять мотивацию к дальнейшему обучению в ДШИ.
Список используемой литературы:
1. Лиманская Е. «Я хочу играть без нот. Гармония для детей». «Самарский
дом печати», 1996г.
2. Сборник статей «Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Издательский
дом «Классика XXI», 2002г.
3. Середа В. «Каноны. Учебное пособие по сольфеджио». Издательство
«Престо» Москва, 1997г.
4. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха». Издательство
«Музыка» Москва, 1996г.