Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Тема: Развивающие игры в работе с детьми
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Сопровождение: презентация
Актуальность:
Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай
попробовать – и я пойму»
• Широкий возрастной диапазон
• Многофункциональность
• Творческий потенциал
• Методическое обеспечение.
Цель и задачи развивающих игр
Цель: активизировать интеллектуально- творческое развитие детей дошкольного
возраста.
Задачи:
Развивать логическое мышление, психические процессы, моторику;
Развивать эмоциональную отзывчивость через «общение» с разнообразными
сказочными персонажами, «населяющими» лес;
Развивать познавательную активность, любознательность через развивающие игры;
Актуализировать сенсорные анализаторы как условие и основополагающая база
благоприятного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Палочки Кюизенера
Данное пособие создал бельгийский педагог Джордж Кюизенер (1891 1976) для помощи
детям в освоении законов математики. Одно из главных преимуществ данного пособия
является то, что оно подходит для детей разного возраста от малышей до младших
школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям по-
старше они помогут в освоении законов математики.
Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в
цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация
набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством.
Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка
белого цвета это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового
цвета это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка
оранжевого цвета длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в
наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они
соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по
цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по
определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют
палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то
есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего
цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство”
входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Задачи:
Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
Подвести к осознанию отношений «больше меньше», «право лево», «между»,
«длиннее», «выше» и мн.др.
Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в
процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды
функциональной зависимости.
Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез,
классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование),
зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения,
познавательной активности.
Знакомимся с палочками
Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).
Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.
Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.
Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)
Заполнение фигур-силуэтов. Задача на формирование представлений о различных
параметрах величины.
Строим высокие и низкие заборы.
Составляем лесенку разной ширины (высоты) для домиков
Логические задачи с палочками
Расположи палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная была бы
рядом с желтой.
Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый не является
первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом
вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
Палочки Кюизенера помогут
осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и
последующего числа в пределах первого десятка.
освоить навыки – сложение и вычитание.
освоить дробные числа.
Блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура
характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Задачи:
знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с
математическими представлениями и основами информатики.
способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих
способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и
воображение.
Учат выполнять разнообразные предметные действия: выкладывание по
определенным правилам, перестроение и др.
Примерные варианты игр с блоками
Поиск одинаковых фигур.
Найди такой же.
Угости игрушку.
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры
только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
Домик.
Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов это будут
комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой,
Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.
Что лишнее.
Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний он может отличаться
цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
Игра с кругом.
Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все
синие – снаружи.
Дорожки.
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого
размера (цвета, формы).
Покажи не.
Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не
круглый и не красный и т. п.
Угадай- ка.
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает
наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок
спрашивает эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. Она
красная? Нет. Убирает красные.
Цепочка. Учить выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий,
красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью
фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину.
Карточки с символами свойств
На карточках условно изображены свойства блоков – цвет, форма, размер, толщина.
11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства (например: синяя),
и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого либо свойства (например: не
квадратный).
Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры.
Логические кубики.
5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков. Кубики помогут
ребенку придумать разные игры, также они в свою очередь будут полезны для овладения
навыками кодирования и декодирования.
Игры
Воскобовича
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов
многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме
формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические
процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в
мир обучающих сказок.
На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича. Автор
методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и
непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича
интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная
сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете
сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Задачи:
Развивать конструктивные навыки в процессе использования развивающих игр
Воскобовича.
Способствовать развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления,
творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Устанавливать эталоны формы и величины, структуру (стороны, углы, вершины)
геометрические фигуры.
Совершенствовать внимание, память, речь.
Три группы игр:
1. игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения чисел,
геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных
операций.
2. игры, в которых ребенок решает логические задачи с использованием букв, составляет
слоги и слова, занимается словотворчеством.
3. игровые универсальные пособия. Несмотря на различную направленность, все игры и
пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в
придумывании и практическом воплощении различных образов, задач и действий.
Игра-конструктор «Геоконт»
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками,
которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается
набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания
различного уровня сложности. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге
должны получиться у малышей.
Задачи:
Развивает сенсорные способности
( восприятие цвета, формы, величины).
Совершенствует интеллект
( внимание, память, мышление, воображение, речь). Тренирует мелкую моторику
кисти и пальцев.
Способствует освоению геометрических представлений, пространственных
отношений, букв и цифр.
Развивает творческие способности.
Игровой Квадрат Воскобовича
У этой игры имеется множество «народных» названий «Кленовый листок», «Косынка»,
«Вечное оригами». «Квадрат» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на
гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга.
Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый.«Квадрат Воскобовича» можно
легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет,
конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по
предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения
насчитывается около сотни и более. Развивающая игра Воскобовича сопровождается
увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:
абстрактное мышление
навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.
«Чудо-крестики»
«Чудо-крестики» помогают ребенку освоить:
цвета и формы,
развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части
учится использовать схемы для решения поставленных задач.
Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются
друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные
части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое
целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные
образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».
Кораблик «Плюх-Плюх»
Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:
знакомит малыша с различными цветами;
формирует математические навыки;
прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.
Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными
флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании
кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В
связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев
рук, но и тактильные ощущения. На матче корабля малыш должен прикрепить
определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.
«Математические корзинки»
Данное пособие приглашает малыша в сказочную страну математики.
Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел,
научится сравнивать цифры и выполнять математические действия.
Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши.
При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо
положить в корзину, чтобы она была полной. Также ребенок в ходе игры выполняет
задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, обводит и штрихует грибы.
Игра сопровождается инструкцией, где описано более десяти игр.
Игра-головоломка «Танграм»
Задачи:
Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление,
логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании
квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2
маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры,
контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и
заканчивая орудиями труда и предметами обихода.