Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Паранина Елена Александровна
МБОУ «Гимназия №4»
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в
условиях реализации ФГОС
У каждого человека свои звезды.
Одним, тем, кто
странствует, они
указывают путь. Для других- это
просто маленькие огоньки.
Антуан де Сент Экзюпери.
Основные проблемы российской педагогики связаны не с тем, как обучать уже
увлеченных и способных, которых, естественно, не много, а с тем, как вселить веру в свои
силы, привить интерес к образованию, иными словами, сформировать учебно -
познавательные компетенции у остальных школьников, а их большинство. Школа всегда
выполняла социальный заказ общества, и сегодня ему нужны инициативные, думающие
люди, способные самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки,
воспитанные на преодолении трудностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной
развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является
развитие инициативной личности школьника, его творческих способностей.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие
способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса
обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания
педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция,
проявляющаяся в мышлении. Вспомним и немного перефразируем одну мысль из
«Маленького принца» Экзюпери. Если человек говорит: «Я видел красивый дом из
розового кирпича», то этот человек- ребенок или взрослый с хорошо развитым
творческим воображением. А если он говорит: «Я видел дом, который стоит сто тысяч
франков»,- то этот человек- взрослый с практическим мышлением. А человек с хорошо
развитым изобретательским мышлением посмотрит на этот дом и скажет: «Я видел
красивый дом из розового кирпича, который стоит сто тысяч франков. Но его можно было
бы сделать красивее, а стоил бы он меньше, если его бы строили вот так…»
Показателями сформированности творческой активности и учебно- познавательных
компетенций детей начальных классов являются:
1.Высокий уровень интереса к уроку.
2.Способность к фантазированию, воображению.
3.Проявление догадливости, сообразительности, открытие новых для себя знаний,
способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4.Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Стремление к оригинальности.
6.Проявление самостоятельности в работе.
7.Умение преодолевать возникшие трудности.
Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что нужно сделать и
как работать, чтобы стать сказочником?». Он ответил: «Учите как следует математику».
Действительно, изучение математики представляет большие возможности для развития
воображения.
Наиболее приемлемы для этого задания в игровой форме. Посредством игры можно
развивать воображение даже у самых скованных детей. Для педагога важной задачей
является такая перестройка учебного процесса, чтобы в результате её учебные цели
оказались связаны с интересами детей. Как этого добиться? Это и просто и сложно
одновременно: учебный материал нужно погрузить в атмосферу игры. Именно игра дает
возможность изучать предмет через освоение различных социальных ролей, через
«проживание» проблемных ситуаций (с изменением условий предложенной детям игры).
Играя, ребята активно включаются в процесс работы с незнакомой информацией,
осваивают формы коммуникации.
Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке.
Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и
исследование проблемы с разных сторон.
Например, на уроке математики ученики познакомились с решением задач на движение и
вывели правила нахождения скорости, времени, расстояния. Я предлагаю задачу на
встречное движение, но в ней ни один из участников движения не прошел все расстояние.
Выведенные правила не действуют, следовательно, возникает проблема, которая решается
методом проб и ошибок.
Можно ли на уроках русского языка как бы невзначай открывать справедливость
опостылевших правил? Учить правила, выполнять упражнения- и при этом не переставать
удивляться и радоваться тому же самому русскому языку? Можно, если предоставить
детям свободу самовыражения. Благодаря ей они ищут, добывают знания, сравнивают,
группируют, классифицируют.
Особенно это проявляется в написании сочинений. Детям очень нравится быть в роли
автора. Огромное значение при этом нужно уделять анализу сочинений: вместе с детьми
выделяем удачные работы, исправляем недостатки, выявляем орфограммы.
На уроках литературного чтения использую трудный, но интересный прием
драматизации во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания,
степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов
драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов
и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации .
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко использую рисование
иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и
другие.
Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей
выступает проектный метод обучения. Проектная деятельность не только учит ребенка
самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы, но и
способствует развитию творческих способностей. Проекты у нас могут быть
исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть
индивидуальными, парными, групповыми.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у
учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного
мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют
индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска
материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает
дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения
проекта.
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и
проведения урока. В этом снова поможет прием «Создания проблемной ситуации». Так,
при изучении темы «Правописание мягкого знака на конце существительных после
шипящих» мои ученики сталкиваются с противоречием: правило запоминают быстро, а на
практике довольно часто допускают ошибки. Возникает вопрос: почему? Дети пытаются
объяснить это так: «Не всегда удается «почувствовать опасность» при написании слов в
тексте». Тогда возникает следующий вопрос: как избежать этих ошибок? Ученики
предлагают потренироваться в написании слов с новой орфограммой в определенной
последовательности: слово, словосочетание, предложение, текст. Таким образом, ученики
осознанно формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап
урока, совершенствуя учебно- познавательные компетенции.
Современные дети стали более информированными, дети стали другими по сравнению с
теми, кто обучался 10-15 лет назад. Очень важно, чтобы учитель смог помочь раскрыть
индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Творческие задания
позволяют реализовать ученикам своё «Я». В начальной школе на уроки естествознания
приходится только 5%-10% учебного времени. Тем не менее учащиеся должны усвоить
основы важного предмета, формирующего общекультурные, информационные, учебно-
познавательные компетенции учеников, их мировоззрение и экологическую культуру.
Формирование перечисленных компетенций происходит не само по себе, а в результате
многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности.
Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому
задача педагога- развитие познавательных способностей, вовлечение их в активную
деятельность. Наиболее эффективными путями развития познавательных интересов
являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы;
использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное
применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной
эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении.
Решать эти проблемы помогают различные методические и дидактические приемы,
построенные на занимательности. Форма может быть различной: ребус, кроссворд,
чайнворд, викторины, загадки, дидактические и сюжетно- ролевые игры («Аукцион»,
«Угадай по описанию», «Бывает- не бывает», «Найди пару», «Лото» и др.)
Конечно же, урок был и остаётся основным звеном учебно- воспитательного процесса.
Побудить учащихся к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых
возможностей позволяют нетрадиционные формы организации урока. Эти уроки
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность,
стремление не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой,
развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными
предметами и т. п. Это урок сказка, урок путешествие («Зимующие птицы»), урок
экспедиция («В Арктике»), урок- исследование («Вода и её свойства») и др. Точно так же,
как воздействие холода закаляет организм, вовлечение ученика в исследование
неизвестной ситуации способствует развитию у него внутренней готовности к решению
проблем, главной компетенции, необходимой для продуктивной работы с различными
источниками информации.
Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению психолога Л.С. Выготского
творчество норма детского развития. Особенностью ребенка младшего школьного
возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская
фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Эти качества невозможно не
использовать и в учебном процессе, и во внеурочное время.
Развитие творческого воображения детей начинается с фантазии и воображения самого
педагога. Педагог, способный придумывать, изобретать что-то новое может
организовывать творческий процесс даже в самых стандартных условиях. Творческий
учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать
тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и
технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно
держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир
развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции,
самопознания и творческого самопроявления;
Развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно
проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна
координироваться.
Использованная литература:
1. Научно- методический журнал «Практика образования» 2010 год №1
2. Научно- методический журнал «Начальная школа» 2011 год №2
3. Научно- методический журнал «Начальная школа» 2010 год №12
В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.З.Розенталь «Занимательно о русском языке» Ленинград
«Просвещение» 1990 год