Методическая разработка "Магнит - весёлый цветочек"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
Методическая разработка
«Магнит – весёлый цветочек»
мастер – класса по декоративно-прикладному
творчеству для педагогов дополнительного образования
на тему: «Скульптурный текстиль»
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Ермакова Елена Алексеевна
Актуальность темы
Перед учреждениями системы дополнительного образования сегодня, как никогда, остро
встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных
и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занятие
декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом
творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими
словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А.
Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и
умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто
смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога ДО в процессе развития
творческих, креативных способностей обучающихся. Обычно отношение детей к занятиям
творческого объединения определяется их отношением к педагогу, так как именно его
авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка думать, развиваться, творить.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект
(а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать
— больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы
способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей,
раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
Чем больше будет таких педагогов, и не только в системе дополнительного образования,
но и в других образовательных учреждениях, тем больше будет условий, возможностей
для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность:
способности, чувства, разум. Значит, педагогам необходимо учиться, учиться друг у
друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным
опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и
преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм
презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных
условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность,
творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые
возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться
своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу
«здесь и сейчас».
Данная методическая разработка МК по «скульптурному текстилю» составлена для
педагогов дополнительного образования с целью обмена опытом. Представленная
методическая разработка создана на основе практического опыта педагога
доп.образования Ермаковой Е.А.и предназначена для работы с учащимися детского
объединения «Креатив» декоративно-прикладной направленности 3-го года обучения в
возрасте 11-14 лет.
Занятия скульптурной техникой, способны воздействовать на всестороннее развитие
ребенка, побуждать к активному мышлению, позволяют ребенку проявлять свою
индивидуальность, создавать образы, творить, радоваться успехам и удачным находкам,
приобретают практические навыки изготовления кукол и цветов из капрона. Работая с
капроном, нитками и клеем дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости в
достижении цели. Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности.
Документация по мастер-классу:
Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса,
необходимо наличие определённого пакета документов.
В этот пакет входят такие документы как:
положение о мастер-классе;
памятка для педагога для проведения мастер-класса;
информационная справка о мастер-классе;
план-конспект мастер-класса;
рекомендуемая литература о мастер-классе;
список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
опрос-анкета для участника мастер-класса.
Для кого:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования,
работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими
работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы
творческих объединений.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе
активного педагогического общения по освоению техники «скульптурный текстиль».
Задачи:
познакомить педагогов со скульптурно-текстильной техникой изготовления кукол;
обучать последовательности действий, использованию методов и приемов
«скульптурно-чулочной» техники на примере изготовления магнитика «Весёлый
цветочек»;
создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого
потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер - класса:
повышение креативности педагогов;
возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей
практике;
изучение разработки по теме мастер-класса;
рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля
творческой педагогической деятельности;
практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений,
навыков и приемов «скульптурно-чулочной» техники в процессе работы;
создание магнита «Весёлый цветочек», проявляя творческую инициативу,
фантазию, мышление.
Методическое оснащение занятия:
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы,
выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
создание произведений декоративно-прикладного искусства;
Использование наглядности:
презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point
«Скульптурный текстиль или чулочная техника»;
образцы готовых работ выполненные педагогом;
схемы поэтапного выполнения изделий;
шаблоны;
материалы для практической работы.
Материалы и инструменты:
колготки 20–40 ден вываренные;
колготки цветные и с люрексом (или цветной капрон);
синтепон «Стандарт» 150–250 г/м²;
иглы для кукол, булавки;
нитки армированные 35 ЛЛ или нитки полиэстер 40/2 «Gamma» или «Bestex»;
капроновые нитки;
ножницы;
плоскогубцы;
бокорезы;
клеевой пистолет и стержни к нему;
проволока медная диаметром 0.7 мм - 0,9 мм;
сухая косметика: тени, румяна;
клей «Титан»;
ресницы;
лак для волос;
глазки готовые 10-15 мм (можно самодельные из гипса);
материал для волос, пряжа акриловая разного цвета;
бесцветный лак для ногтей
теп лента зеленого цвета;
магнит диаметром 1.5- 3.0 см х3 мм;
формы для проволоки 5-7 см.
Структура плана-конспекта
мастер-класса на тему «Скульптурная техника»
❖ вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые
установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты;
❖ теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя
презентацию «Скульптурный текстиль»;
❖ практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством
руководителя мастер-класса к выполнению поделки;
❖ комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей
работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
❖ кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех
участников мастер-класса с комментариями самих участников;
❖ рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ
собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
❖ подведение итогов руководителем мастер-класса, в заключении небольшая релаксация;
❖ список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
Технологическая карта мастер-класса магнит «Весёлый цветочек»
№
п/п
Этапы мастер-класса. Деятельность
руководителя МК.
Время
Деятельность участников
мастер-класса
1.
Вступительная часть: Сообщение темы,
раскрытие цели и задач мастер-класса
4 мин.
2.
Теоретическая часть МК:
рассказ о технике «скульптурный текстиль»
сопровождаемый показом презентации
«Скульптурный текстиль или чулочная
техника», а также показ поделок выполненных
руководителем МК и сопровождаемый тихой
музыкой
15 мин.
Участники МК
рассматривают
изображения поделок в
технике «скульптурный
текстиль», слушают рассказ
и эмоционально
погружаются в тему МК
3.
Практическая часть МК:
Перед началом работы руководитель МК
проводит инструктаж по технике
безопасности. Рассказать и показать
методические и технологические приёмы
изготовления изделий в технике
«скульптурный текстиль» цветочка с
личиком. За тем вместе с руководителем МК
участники приступают к работе над
магнитом «Забавный цветочек»
60 мин.
Прослушав инструктаж по
технике безопасности
участники МК приступают
к самостоятельной
творческой деятельности.
Работают под руководством
педагога проводящего МК,
задают вопросы
4.
Комментирующая часть МК:
Дать отдохнуть участникам МК, повести
физкультминутку. Во время практической
творческой работы провести консультации,
теоретические и практические пояснения и
индивидуальную помощь участникам мастер
– класса для качества выполнения задания.
Показать разные методы и приемы утяжки
лица.
30 мин.
Выполняют
физкультминутку.
Внимательно слушают и
повторяют элементы и
методы, которые
показывает педагог МК на
своих поделках.
5.
Кульминация творческого процесса:
6 мин.
Составляют работы на один
стол. Делают фото своих
После завершения работ участниками МК,
все работы фотографируют и делают мини
выставку, в процессе выставки участники
коллективно обсуждают свои работы и
задают вопросы педагогу, проводящему МК.
выполненных работ.
Рассматривают и
оценивают красоту и
разнообразие поделок.
Задают интересующие их
вопросы руководителю МК.
6.
Рефлексия:
мобилизация участников на самооценку.
Предложить участникам оценить
работоспособность, психологическое
состояние, результативность работы.
Обсуждение мастер – класса включает
вопросы руководителю мастер – класса,
обмен опытом его участников.
10 мин.
Участники МК
обмениваются опытом,
обсуждают МК,
занимаются самооценкой,
проделанной работы.
Рефлексия – приём
«Дерево настроения»:
используя приготовленные
листочки, дают оценку МК.
7.
Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и
учитывая пожелания своей аудитории,
рекомендует литературу, интернет – сайты
для получения дополнительной информации
по данному вопросу, информирует, где
можно приобрести материалы и
инструменты для работы. Просьба
заполнить анкету. В завершении МК
руководитель МК предлагает по
медитировать.
10 мин.
Заполняют анкету
предложенную
руководителем МК.
Медитируют.
Ход проведения мастер – класса.
Вступление.
Проводящий мастер-
класс педагог знакомит
слушателей с темой
предстоящего МК, его
целью и задачами,
кратко освещает его
содержание.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне?(нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?(нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы
начинаем мастер-класс.
- Я очень рада видеть вас здесь, в нашем доме – Дом детской
культуры «Радуга». Меня зовут Ермакова Елена Алексеевна.
Я являюсь руководителем объединения декоративно-
прикладного творчества «Сударушка» На занятиях кружка мы
с ребятами учимся вязать, мастерим различные игрушки,
поделки и сувениры из ниток, бумаги, бисера и соленого
теста, а дети, которые посещают объединение 3 год,
занимаются еще и скульптурным текстилем. Именно работе в
технике «Скульптурный текстиль» мы и будем, сегодня
учится.
- Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их:
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали
И сделали … цветок!
Наше занятие посвящено самому прекрасному творению
природы – цветам, но цветам не обычным, а изготовленным
своими руками из капрона и синтепона. (демонстрация своих
работ)
- Тема мастер-класса: «Скульптурный текстиль». Цель
нашего МК: повышение профессионального мастерства в
процессе активного общения по освоению техники
«Скульптурный текстиль»
- Я познакомлю вас с техникой чулочной куклы, буду учить
вас, используя нитки, капрон и синтепон делать забавные
цветы (магниты: цветок с личиком). Одной из задач является
создать условия для вашей самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала в процессе МК.
- Цветы всегда нам дарят настоящую радость. Какими бы они
ни были, маленькими или большими, яркими или не очень, но
они всегда радуют нас своей красотой. Без цветов уже совсем
невозможно представить природу и красоту окружающего
мира.
- Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов,
художников, писателей. Всегда и везде цветы являлись
символом прекрасного.
- Издавна человек, восхищаясь таким прекрасным творением
природы, старался передать эту красоту и в своих изделиях.
«У человека может быть много разных настроений, но
душа у него одна, и эту свою душу, он неуловимо
вкладывает во все свое творчество.»
Д.Голсуорси.
- Я хочу сейчас приоткрыть для Вас удивительный,
прекрасный и очень теплый мир-мир кукол! Мне кажется, что
этот мир не может оставить равнодушным никого, и мне бы
очень хотелось, что бы погрузившись в него, Вы забыли о
повседневности, грузе житейских проблем, улыбнулись и
оказались в детстве, когда все было так понятно, радостно и
безмятежно…
Теоретическая
часть мастер – класса
для педагогов ДПИ
включает в себя
технологическую и
методическую части:
Технологическая
часть:
Используя электронную презентацию «Скульптурный
текстиль» начинаю рассказ и демонстрирую свои работы.
(показ слайдов 1-10)
- Для любого ребенка игра – самый желанный вид
деятельности: во время игры он не только познает
окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем,
передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит
•Демонстрация
изделий либо
элементов изделий
изготовленных по
технологии,
представляемой
автором. Может
подаваться в виде
слайд – шоу или мини
- выставки изделий
автора и его
учеников.
Демонстрация
фотографий, слайдов
или изделий
сопровождается
соответствующими
комментариями.
•Ознакомление
аудитории с
оборудованием,
инструментами и
материалами,
необходимыми для
изготовления данного
изделия: подготовка
материала,
необходимые
требования к его
качеству, виды
применяемого
ручного инструмента
и оборудования, его
правильное
использование,
техника безопасности
при работе с ним.
• Пошаговая
демонстрация одного
или нескольких
технологических
приемов
изготовления изделия
или его элементов.
Автор показывает
слушателям
технологический
прием на заготовке
или представляет
компьютерную
презентацию в виде
серии фотографий,
наглядно
демонстрирующих
все этапы
игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о
творчестве, то часто используем такие словосочетания, как
«игра красок», «игра звуков», «игра слов». Одна из главных
отличительных черт жизни любого ребенка – огромное
количество игрушек, окружающих его с самого момента
появления на свет. На протяжении многих веков игрушки
продолжают использоваться для развития детей, приобщения
их к миру взрослых.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек:
они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией.
Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь
впоследствии приобретая свое игровое значение.
Мне кажется, не найдется такой девочки, которая не играла
бы в куклы. Производители современных кукол пытаются
идти в ногу с нынешним временем, изготавливая «бизнес-
вумен» и «модели» с идеальными параметрами. Но и до сих
пор существуют куклы, которые призванные защищать,
привлекать удачу и задабривать судьбу.
К таким относят куклы-мотанки, куклы из узелков, куклы из
соломы, куклы из растений, каждая из которых
символизирует определенное действие, пупсики, «попики»,
обереги и много других. А верить в чудодейственность этих
рукотворных изделий или нет - дело личное.(во время
рассказа идет показ слайдов с разновидностями кукол)
- Традиционной игрушкой для игр в крестьянских семьях
была тряпичная кукла. Изготовлением их занимались
бабушки. Сам процесс работы заключался в обмотке
нитками туго набитых и скрученных кусков однотонной
ткани. Из пестрых кусочков ткани делался наряд для куклы.
(слайд 10)
- С середины XIX века, когда начала развиваться
промышленность, появилось серийное производство кукол.
И все же тяга к куклам, изготовленным вручную, осталась у
людей и в XXI веке.
И такие куклы называются авторские. ( слайды 11-12)
Собственную авторскую куклу может изготовить любой
желающий, и не только из ткани. Модной тенденцией
сегодня является изготовление кукол из капроновых
колготок, чулок или носков.
(слайд 13-14)
- Данная техника недаром названа необычным
словосочетанием "скульптурный текстиль". Почему
"скульптурный" - это еще понятно, ибо кукла, фигура - сама
по себе есть скульптура. Но вот почему "текстиль"?
Все просто! Потому что мы будем не шить игрушку, а
лепить ее! Именно лепить с помощью синтепона (или
любого другого наполнителя), иглы и нити.
- Самодельные чулочные куклы появились недавно, но
благодаря простой технологии и легкодоступным, дешевым
материалам, стали популярным видом кустарного искусства.
(Слайд 15)
Капрон по своим свойствам оказался более податливым,
эластичным и прочным материалом для шитья кукол, чем
другие ткани. Его можно подвергать многократным изгибам,
сложной деформации - он не потеряет своей формы.
выполнения изделия.
Несколько десятилетий назад появилась техника
изготовления самодельных цветов из капрона и проволоки.
(показ своих работ: цветы из капрона)
- А вслед за этим народные умельцы освоили технику
изготовления чулочных кукол. Во многом этому
способствовало появление на рынке легкого, объемного
(напоминающего вату), но в то же время упругого
искусственного материала – синтепона. Он стал недорогой
основой для всех частей тельца будущей куклы. Остальная
работа основана на личной фантазии мастера: при помощи
закладывания складок и изгибов на синтепоне он может
сделать кукле нос любой формы, маленькие или большие
губы, высокий или низкий лоб, оформить ямочки на щечках
либо заложить носогубные морщины, чтобы придать
игрушке возраста. Синтепон и капрон оказались настолько
благодарными в работе материалами, что освоить технику
изготовления кукол и создавать неповторимые и
оригинальные игрушки может любой человек.
- Учиться лепке из ткани нужно постепенно. Ведь, как и у
скульптора, наша работа не родится за пару часов. Сегодня
разберем, как изготовить кукольную маску(т.е. лицо куклы).
Голова куклы, созданной в технике скульптурного текстиля,
состоит как бы из двух половин: лицевой и задней частей.
Кукольной маской принято называть лицо.
- Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом,
естественная форма взаимодействия между людьми.
Поэтому послушайте притчу:
Жил-был завистливый человек, однажды он решил
проверить мудрость своего учителя. Поймал человек в
поле бабочку, зажал её в кулаке и пошёл на площадь,
где учитель беседовал со своими учениками. Подойдя
ближе, он сказал: Учитель, ты мудрый, ты всё знаешь.
Ответь, в моём кулаке бабочка живая или мёртвая?
Расчет его был такой: Если учитель скажет, что бабочка
живая, то он незаметно сожмёт кулак и покажет мёртвую
бабочку, а если учитель скажет, что бабочка мёртвая, то
он раскроет кулак и выпустит бабочку на свободу.
Таким образом, любой ответ учителя будет
неправильным, и тогда все увидят, кто же
действительно мудр.
А учитель посмотрел на него с грустью и ответил: ВСЁ
В ТВОИХ РУКАХ, ЧЕЛОВЕК. Так вот уважаемые
коллеги я тоже хочу сказать вам, что все сегодня в
ваших руках.
- Я уверена, что все вы знаете правила техники безопасности,
но без них ни как нельзя и по этому прежде, чем приступить
к работе, я вам проведу инструктаж по ТБ но не обычно а, в
стихах:
Чтобы шить и вышивать,
Нужно правила нам знать.
Я их с детства точно помню,
Коротенько вам напомню.
Первым делом нужно знать:
В рот иглу не вздумай брать,
Методическая часть
включает
особенности
преподавания данной
технологии на
занятиях с детьми.
Мастер – педагог
обращает особое
внимание коллег на
следующие аспекты:
• Возрастная группа
обучаемых с учетом
требований техники
безопасности.
• Организация
занятий по данной
технологии в детском
коллективе.
• Техническое
оснащение:
возможность
преподавания данной
технологии в школе
или УДО в классах,
не оснащенных
специальным
оборудованием •
Обоснование выбора
материала и
инструментов при
работе с детьми.•
Хронометраж
Глаз с иголки не спускай,
И в одежду не втыкай,
Не бросай ее нигде
А иначе быть беде.
Помни – иглы и булавки
Не валяются на лавке.
Поработал - не забудь
Их в игольницу воткнуть.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от шитья!
- Наверняка у каждого дома найдутся старые ненужные
капроновые колготки. Обычно в лучшем случае
их используют для хранения чеснока, лука и т.п., а чаще их
просто выбрасывают за ненадобностью. А вообще из них
запросто получаются довольно забавные куклы (слайды 16-
30 с комментариями), причем для этого не нужно обладать
какими-то специальными навыками - любой ребенок сможет
сделать такую куклу, проявив совсем немного усидчивости и
фантазии. К тому же все, что для этого необходимо помимо
самих старых колготок, есть в каждом доме, ничего
специально покупать не придется. Изделия из капрона
напоминают кожу, что очень важно при изготовлении кукол
– они ведь похожи на человека.
- Основными рабочими материалами при изготовлении
куклы являются синтепон, капроновые чулки, игла, нитки
(перечисляю что нам понадобиться использую слайды 31-34)
Для крупных частей тела большими кусками синтепона
набивается чулок, а затем при помощи небольших, сжатых
из синтепона шариков, выкладываются нос и его крылья,
губы, щеки. Набитый таким образом чулок натягивается до
состояния «безморщинистости» и завязывается. Далее в
работу вступают нитка с иголкой. Мастер пальцами
выдавливает переносицу и начинает ее прошивать для
закрепления полученной формы. Затем таким же образом
формируются крылья носа, подбородок, глазницы, щечки.
Каждую операцию нужно заканчивать надежным
фиксированием нити, чтобы при выдавливании следующих
частей лица уже готовые не перекашивались. Если
необходимо добавить синтепона для формирования какой-
либо детали лица – чулок снизу развязывают и через
полученное отверстие добавляют материал. Хорошим
приемом формирования рта является процесс утяжки его
занятия: сколько
времени в среднем
занимает
изготовление изделия
по данной
технологии, на
сколько занятий
определенной
длительности оно
рассчитано.
Строго отделять
технологическую от
методической части
необязательно.
уголков через глазницы.
Вместо волос пришивают или приклеивают пряжу. На
отдельных проволочках формируем ручки и ножки и
вставляем их в подготовленную одежку. Прикрепляем
головку - игрушка готова.
- Давайте попробуем создать сейчас новую и необычную куклу
из подручных материалов. И, уверяю Вас, выйдет такая работа
эксклюзивно! И даже Вы сами при всем желании не повторите
ее!
А создавать мы с вами будем вот такой «Забавный цветочек»
(слайд 35)
Практическая часть
Лучше всего, когда
итогом выполнения
практической части
становится готовое
изделие. При
подготовке мастер –
класса необходимо
учесть сложность
предлагаемого
практического
задания (это особенно
важно, если мастер –
класс ориентирован
на новичков) и
возможность его
выполнения за
определенное
(непродолжительное!)
время, поэтому
изделие должно быть
простым.
Иногда мастер –
класс проходит без
практической части,
автор ограничивается
подробным
дистанционным
показом, но в
декоративно –
прикладном
искусстве, прежде
всего, очень важно
индивидуальное
исполнение, и
педагогу-
прикладнику
необходимо
«почувствовать»
- Приступаем к практической части. Первое что мы
будем делать, это лепестки для нашего цветка.
Возьмите проволоку нужную вам форму для проволоки
(слайды 36-37), а именно какого размера вы хотите сделать
лепестки вашему цветочку и сделать вот такие заготовки.
Можно использовать в место форм другие предметы
например баллончик из под лака для волос. (показываю как
делать заготовки для лепестков
(слайд 38)
Закрученный кончик надо обмотать или скотчем или
лейкопластырем, что бы он в дальнейшем не прорвал капрон.
Но можно это и не делать, т.к. у нас останутся очень короткие
кончики. Делаем таких заготовок 9 штук, можно и больше,
если есть желание и возможность. Еще можно лепестки делать
из крученой проволоки. Показываю пример
Теперь берем цветной капрон (цвет выбираете сами, какой вам
больше нравиться) и обтягиваем наши заготовки, закрепляем
капроновыми нитками (показ как правильно обтягивать
заготовки лепестков капроном)
Лепестков должно быть девять цветных и два или три зеленых
на листики.
- А сейчас давайте прервемся и отдохнем, проведем
физкультминутку.
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости
последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала
правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками
одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
- Отдохнули? И продолжаем наш мастер-класс.
Сейчас мы начинаем делать лицо или как её называют
кукольную маску для нашего цветка.
«Мы - хомяки запасливые, у нас ничего попусту не
выкидывается». Поэтому можно взять старые капроновые
материал и
инструмент,
собственноручно
выполнить тот или
иной прием. Тем
более что прежде, чем
предложить что-то
своим ученикам,
педагог всегда
«опробует» новую
технологию на себе.
Физкультминутка
для педагогов:
«Кулак-ребро-ладонь» -
четыре положения
руки на плоскости
последовательно
сменяют друг друга.
Выполняется сначала
колготки и учиться на них. А как освоитесь, можете и на
новенькие переходить... если не жалко. Скажу по собственному
опыту, из старых поношенных со стрелками и дырками
колготок куклы ничуть не хуже получаются. Ведь глаза-то у
нас есть, а значит, и место подобрее в вещи "на выброс"
выбрать сможем.
Пара слов о нитке. Ее необходимо брать в тон капрону. Чем
ближе к цвету чулка, тем красивее работа. (слайд 39)
Из картона нужно вырезать круг, по краю капрона
прокладываем наметочные стежки, но лучше взять кусок
капрона побольше, например часть носка или чулка, для
новичков так удобнее будет. (то есть для нас)
Итак... разорвали синтепон.
Теперь нужно напихать его в чулок, приготовленный для этого
заранее.
Набивать отрезок чулка нужно плотненько. Можно оставить
отверстие в верхней части будущей маски, и в процессе работы
дополнять синтепоном по необходимости. Второй же срез
нужно зашить. Присбориваем края, затем заворачиваем их
внутрь и затягиваем нить. Закрепляем ее.
Или второй способ, который будем использовать мы:
Для удобства, сначала в капрон вкладываем кусочек синтепона,
а сверху кладем картон.
И стягиваем отверстие, зашиваем. Это будет будущая мордаха.
(Слайды 40-42)
Начинаем, прошиваем мордочку, первое, что будем делать это
нос. Я предлагаю вам немного по фантазировать и решить
какой вы хотите нос для своей куклы-цветка. Например:
картошкой, острый или это будет цветок бабулечка и.др.
Подкладываем небольшой шарик на место предполагаемого
носа.
Следуя направлениям стрелки, стягиваем нитью точки дырочек
и впадинки на крыльях носа, формируя те самые крылья.
Для помощи вам я раздала несколько схем утяжки носа, может
кто-то самостоятельно выполнит утяжку носика своим
методом. (слайд 43)
Объяснение и показ утяжек носа используя
(Слайды 44-49)
Следующую утяжку делаем для глазок и щечек. (слайды50-51)
Следующим этапом, бедет лепка губ.
Обращаю Ваше внимание на то, что стежки, которыми мы
фиксируем части, должны быть предельно мелкими.
Вообще каждая кукла получается совершенно не такой, какой
мы хотим видеть ее. Каждая имеет свой характер.
Итак... мелкими стежками и нашими пальчиками формируем
губы куклы. Защипываем ткань и синтепон, примериваемся,
где нужно, подтыкаем набивку сферы иглой, вытягиваем ею
части синтепона, в общем, лепим. И как только понимаем, что
достигли той формы, которой хотели, закрепляем все
правой рукой, затем
левой рукой. Затем
двумя руками
одновременно.
Помогаю в процессе
работы участникам
мастер-класса,
отвечаю на их
вопросы
получившееся стежками.
Вообще в данной технике можно не только людей ваять.
Звериные морды, всяческие выдуманные, мифические и
легендарные персонажи - все зависит от Вашей фантазии!
Губы можно растянуть в улыбке, сделать скривленными и даже
дико хохочущими.
Сначала лепим нижнюю, затем верхнюю губу. Не забывайте
оставить немного места для подбородка.
Как делать НЕ НАДО!
Не надо слишком ослаблять нить!
Формируем морщинки. Как - уже знаете.
И опять обращу внимание синтепон должен быть чистым!
Иначе на готовом кукольном лице под капроновой "кожей"
будут заметны ниточки, точечки, и прочая бяка.
Я использовала МК Елены Лаврентьевой для ваяния мордочки.
Я вам раздала её МК можете использовать там все подробно
описано.
Навели с помощью сухой косметики марафетик,
Начинаем приклеивать лепестки.(слайд 55)
Один за другим. Сверху, снизу, затем по краям. (слайды 56-57)
Потом еще один ряд между первыми лепестками.
Из картона вырезать еще один круг, обтянуть синтепоном и
капроном, диаметр такой же, как на мордочку (4 см) (слайд 58)
Это будет как бы заглушка )))
Но прежде, чем приклеить , мы на нее приклеим стебелек.
Для стебелька и листиков я использую вот такую
флористическую проволоку. Она бывает разного диаметра. Для
листиков у меня диаметр 0.9 мм, для стеблей- 1.2 см
На заглушку с изнаночной стороны приклеиваем стебелек. Я
клею все на горячий пистолет.
И теперь со стебельком приклеиваем нашу заглушку на цветок,
очень аккуратно, что бы и сзади получилось красиво.
Приклеиваем листики, можно не приклеивать а примотать теп
лентой зеленого цвета. (слайд 59 )
Не забываем про сам магнитик.(слайд 60)
Ну вот и все!
Можно попачкать блестками добавить аксессуаров (например
насекомых: божьих коровок или бабочек)и вот результат
нашего труда)))
Конечно, в природе таких цветочков не бывает, но у нас ведь
не простые цветы))) У нас забавные цветочки. (Слайд 61)
А это капустка))) (слайд 62) Та же розочка, только без
стебелька. Можно вместо глазок использовать бусинки черного
цвета.
И еще одно небольшое отступление...
По всем правилам куклоделов глаза кукле прикрепляются в
последнюю очередь. Уж не знаю, откуда повелось так, но
следовать на всякий случай надо. Мало ли... Кукла изначально
была мистическим изобретением...
Прикреплять-то в последнюю очередь советуют, а примерять
никто не запрещал. Посему в процессе мы не раз приложим
глаза к будущему лицу.
Нужно заранее приобрести глаза разных форм и цветов:
голубые, зеленые и черные. В процессе лепки я и так, и эдак,
прикладывала их, примеряла.
Знаете, вроде форма у глаз одна, цвета только разные, а с
каждым цветом выражение совершенно другое получается...
Если делаете женскую маску, на веки можно прикрепить еще и
реснички.
Обсуждение мастер
– класса включает
вопросы руководителю
мастер – класса, обмен
опытом его участников.
Мастер – педагог,
учитывая пожелания
своей аудитории,
рекомендует
литературу, интернет –
сайты для получения
дополнительной
информации по
данному вопросу,
информирует, где
можно приобрести
материалы и
инструменты.
Предлагаю обсудить получившиеся «Цветочки»
Рекомендую на каких сайтах и у каких мастеров лучше
поучиться, где расположены хорошие и подробные МК. Даю
список литературы который использовала при подготовке к МК.
Рефлексия
Проводится
самоанализ
собственной мысли,
чувства, знания,
мироощущения.
На доске прикреплено
изображение дерева с
ветками без листьев.
В конце занятия
участники мастер-
класса прикрепляют
синие, желтые и
зеленые листочки к
веточкам при
помощи
двухстороннего
скотча.
Рефлексия – приём «Дерево настроения»:
- Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под
горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма.
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого
спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой
ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго
мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил:
«А я добросовестно выполнил свою работу». А третий
улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с
удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве
храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный
и зеленый. А на доске у нас дерево только оно без листьев,
давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что
данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-
то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам
было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый
листок.
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно
было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и
новых знаний и опыта работы вы не получили), то прикрепите
к дереву красный листик.
А Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень
хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то
прикрепите к дереву листик синего цвета.
листочек.
- Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
1. Первый рабочий.
2. Второй рабочий.
3. Третий рабочий.
Участники МК высказываются, почему они прикрепили именно
такого цвета листик. Происходит обсуждение.
Прошу педагогов заполнить приготовленную заранее анкету.
Подведение итогов
- Уважаемые коллеги мы сегодня с вами очень плодотворно
потрудились, у всех получились замечательные магниты,
которые будут радовать вас и ваших близких.
- Вы научились делать забавные цветы, в технике
скульптурный текстиль используя капрон и синтепон. Я
очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся, и вы сможете
украсить такими цветами свой дом.
- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется
рассказать вам ещё одну древнюю притчу:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет
человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого
ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое
дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего
скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его
крылатым.
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и
поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на
своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья..."
Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не
только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться
летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со
своими учениками. Учится, учась, и воспитывать
воспитываясь.
А еще я приготовила для вас небольшой подарок МК
который позаимствовала в «Стране мастеров» у
замечательной мастерицы Акуловой Елена (раздаю
участникам МК распечатанный материал поизготовлению
«Котошарика») Вот так выглядит «Котошарик»
(демонстрирую картинку и готовую игрушку выполненную
мной)
- И в завершении я предлагаю вам по медитировать.
(проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди,
и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь
представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового
солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу,
рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и
тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с
чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей,
знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-
классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и
скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и
участие в работе
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем
МК, помогут в решении творческих задач не только на
занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И
творческих вам успехов!
Делаю заранее
распечатку списка
литературы и
Интернет-ресурсов и
отдаю участникам
МК
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в
условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии,
модели и примеры проведения, критерии качества/сост.
Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в
дополнительном образовании детей. Теоретические и
организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В.,
Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А.
П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009
3. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу
дополнительного образования подготовить и провести
мастер-класс // Воспитание и дополнительное
образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
Интернет-ресурсы:
http://subscribe.ru/group/ukraina-bez-politiki/2787722/
http://stranamasterov.ru/node/527656?c=popular_inf_1034%2C451
http://stranamasterov.ru/node/902196?tid=1034
http://pawy.jimdo.com/
http://stranamasterov.ru/node/803982
http://stranamasterov.ru/node/268756
http://stranamasterov.ru/node/527656
http://zabavyotnatali.ru/detskoe-lichiko/
http://dobroehobby.ru/masterskaya/
http://stranamasterov.ru/node/218315