Презентация "Квест - игровая форма комплексного решения образовательных задач в старших группах"

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана»

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «Квест – игровая форма комплексного решения

образовательных задач в старших группах»

Подготовила

Бразлаускене С.Н.,

воспитатель

высшей категории

  • Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
  • Реализация на практике принципов и подходов, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, требует от педагога поиска новых мотивированных, результативных форм организации образовательного процесса.
  • Одной из таких форм является квест - игра.
  • Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей) [1]
  • Квесты – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные задачи. Интеграция игровой, познавательной и двигательной видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических качеств и способностей у детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования.
  • Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
 Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. [4] По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.  Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.
  • Квест- технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность [3].
  • Проанализировав разработанную обобщенную классификацию и адаптировав ее к реалиям современного детского сада, я пришла к выводу, что возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях детского сада с детьми старших групп.
  • По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы:
  • перевод – создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
  • планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
  • компиляция – трансформация ин­формации, полученной из разных источников: соз­дание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, и т.д.;
  • творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихов, пес­ни, рисунка, коллажа;
  • аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации;
  • детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально;
  • быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными;
  • проводиться в традиционной, виртуальной или комбинированной образовательной среде; иметь различную структуру сюжета;
  • проводиться как в помещении ДОУ, так и на природе (улица, парк, территория ДОУ) или медиаквесты –поиск и ана­лиз информации в медиаресурсах , либо комбинированные.
  • Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; игра «крокодил», тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа, рекламы-антирекламы, творческую деятельность в техниках аквагрим, квиллинг, поэтические поединки, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки с элементами психодрамы, тренинговые упражнения и т.д. [4]
  • Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
  • В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. [2]
  • Решение образовательных задач в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Он помогает в решении образовательных задач в старших группах детского сада. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
  •  
  •  
  • Список литературы:
  • 1.Словари ABBYY Lingvo (En-Ru)
  • 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  • 3. Сокол И.Н. Классификация квестов // – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140
  • 4. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.
Спасибо за внимание!